Организация учебно-производственного центра в системе дополнительного образования на принципах экономической игры и модульной техноло

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 21:43, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Действующая традиционная система обучения переживает глубокий кризис и вошла в противоречие с новыми условиями информационного взрыва, глобальной информатизации всех сфер жизни современного человека.

Файлы: 1 файл

рациональная организация.docx

— 29.11 Кб (Скачать)

     · Виды практической деятельности (работа на компьютере, творческая деятельность, выполнение функций супервайзера, бизнес-деятельность в качестве дистрибьютора и информационного спонсора)

     · Инвестирование денежных средств (планирование затрат)

     · Управление своим личным временем и  личными ресурсами

     Развивающая среда подталкивает всех участников к принятию самостоятельных решений  по всем аспектам деятельности в творческом объединении (Старт-бизнес-клубе). В школе не учат технике планирования и основам организации личной работы, так как в условиях фронтального обучения этого не требуется. В учебном центре, организованном на принципах модульного обучения, у учащихся появляется мотивация к изучению курса «Самоменеджмент» и к применению соответствующих знаний и умений на практике. Старт-бизнес-клуб, организованный на базе компьютерного класса в детском клубе «Электрон», предлагает в качестве основного инструмента оперативного планирования и организации личной работы оригинальный картотечный органайзер. 

     Новая модель (концепция) дополнительного  образования

     Базу  эксперимента можно расширить путем  организации системы информационного  обеспечения на уровне учреждения дополнительного  образования. Для решения этой задачи необходимо создать регистратуру для  сбора и анализа первичной  информации о деятельности кружков  различного профиля. Организация этого  подразделения в составе учреждения дополнительного образования даст возможность отказаться от ведения  традиционных журналов учета, снять  существующие ограничения на методы и формы учебной работы и решить следующие проблемы:

     управление  потоками детей и подростков в  условиях свободного выбора учебных  помещений, педагогов и видов  деятельности

     функционирование  системы информационного обеспечения  хозрасчетных отношений на уровне учреждения

     централизованный  объективный учет и структурный  анализ затрат рабочего и учебного времени всех участников учебно-производственного  процесса

     оперативный диспетчерский контроль и анализ выполнения заданий и проектов исполнителями  и силами рабочих групп

     непрерывный сбор сведений о посещаемости учебных  занятий, информации об учебной нагрузке педагогов дополнительного образования, фактической загрузке рабочих мест в лабораториях, мастерских и учебных  классах

     На  материальной базе учебного учреждения дополнительного образования предлагается построить систему, которая должна функционировать на принципах научного управления, гибкой модульной технологии обучения, частичной самоокупаемости  на основе организации опытно-экспериментального производства и платных образовательных  услуг.

     Учебно-производственный центр (так можно назвать этот блок внешкольной работы) должен быть хозрасчетным подразделением и решать проблемы подготовки детей школьного  возраста к трудовой жизни путем  погружения их в соответствующую среду, моделирующую производственные отношения. Задачи, которые должен решать этот центр, согласуются с целями и задачами системы образования в целом и в частности соответствуют содержанию нового учебного курса "ТЕХНОЛОГИЯ"

     В основе организации учебно-производственного  центра предусмотрено создание опытно-экспериментального индивидуального и мелкосерийного производства, которое дает возможность  наиболее эффективно решать задачи моделирования  профессиональной деятельности детей  и подростков по различным направлениям.

     Включение школьников в реальные производственные отношения на основе участия их в  создании опытных образцов новых  товаров и услуг в рамках полного  технологического цикла (от идеи до законченного объекта) может быть реализовано  после предварительного изучения ими  соответствующих курсов, построенных  на принципах модульной технологии обучения.

     Мелкосерийный характер и новизна продукции  опытно-экспериментального производства предполагают наличие в структуре  учебно-производственного центра конструкторско-технологической  службы, на основе которой появляется возможность массового привлечения  школьников старшего возраста к научно-техническому творчеству через участие их в  практической деятельности в составе  временных разновозрастных творческих коллективов, создаваемых для решения  конкретных организационных и технических  проблем. Такой принцип включения  учащихся в производственные отношения  позволяет добиться максимальной эффективности  учебно-производственного процесса за счет того, что в таких коллективах  создаются наиболее благоприятные  условия для взаимного обучения и наставничества.

     Работая в составе творческих групп на добровольной основе и изучая различные  модульные курсы, необходимые для  эффективной работы, школьники имеют  возможность практически попробовать  свои силы в различных областях и видах деятельности в условиях экспериментального производства на базе различных лабораторий и мастерских под руководством преподавателей и технических специалистов - руководителей творческих и производственных коллективов. На основе этих проб и возможных ошибок в процессе своей деятельности на рабочих местах учебно-производственного центра учащиеся в конечном счете имеют возможность сделать оптимальный выбор своей будущей профессии.

     Предлагается  следующая номенклатура опытно-экспериментального производства, удовлетворяющая задачам  трудового обучения и развития творческих способностей у детей и подростков, а также решающая часть проблем  по обеспечению образовательных  учреждений учебным оборудованием  и информационно-методическими материалами:

     развивающие технические игры и головоломки (для оборудования игротек в детских  садах, школах)

     учебно-наглядные  пособия, учебно-лабораторное оборудование, технические средства обучения, электро и радиоконструкторы типа "электронные кубики"

     разработка  методического и программного обеспечения  для внедрения принципов модульной  технологии обучения, проектирование модульных, курсов по различным направлениям основного и дополнительного  образования и т.д. 

     Организационная структура управления учебно-производственного  центра может быть представлена в  виде совокупности следующих программно-целевых  блоков:

     1) социально-педагогический

     2) инженерно-технического обеспечения  опытно-экспериментального производства

     3) производственный

     4) кружковой работы по интересам .

     5) выявления проблем и информационного  обеспечения

     6) ресурсного обеспечения и технического  обслуживания оборудования

     7) экономический. 

     Каждый  программно-целевой блок располагает  для реализации целевой программы  ресурсами, наделен необходимыми правами  по их использованию и несет всю  полноту ответственности за эффективность  деятельности блока и его взаимодействия с другими блоками в рамках реализации конечной цели проектируемой  организации.

     Адаптивность, гибкость структуры основывается на наличии и оптимальном сочетании  постоянных и переменных звеньев  в структуре управления. Это означает то, что каждый целевой блок располагает  минимальным количеством штатных  работников и технических специалистов, которые выполняют роль инструкторов и организаторов по всем видам работ, соответствующих возможностям целевых блоков. Этот постоянный состав работников центра несет при этом ответственность за правильную эксплуатацию и эффективную загрузку рабочих мест подчиненных подразделений, охрану труда, выполнение правил и требований техники безопасности и пожарной безопасности, за обучение, аттестацию и развитие кадров по профилю своих служб, лабораторий, мастерских, оказывает помощь исполнителям и творческим коллективам в реализации целевых программ при решении организационных и технических проблем.

     Количественный  состав штатных работников должен быть достаточным для реализации всех функций и достижения целей проектируемой  организации, обеспечения максимальной загрузки рабочих и учебных мест (60-70 час/нед).

     Все отношения между целевыми блоками  и внутри этих блоков регулируются на хозрасчетной основе, т.е. организационная  структура учебно-производственного  центра должна представлять собой совокупность самостоятельных подрядных коллективов  двух типов:

     постоянных (штатный состав)

     временных (творческих коллективов и производственных бригад)

     Постоянные  подрядные коллективы в лице штатных  работников - представителей целевых  блоков организационно, материально  и информационно обеспечивают практическую работу временных подрядных коллективов, которые могут непрерывно создаваться  и функционировать в составе  центра на базе лабораторий, учебных  классов и мастерских с целью  решения конкретных внешних и  внутренних проблем организационного, экономического, социального, научно-технического и производственного характера.

     Учебно-производственный центр предполагается построить, как  организацию открытого типа. Все  желающие, независимо от возраста и  ведомственной подчиненности имеют  возможность принять участие  в различных видах деятельности на базе учебных классов, лабораторий  и мастерских центра.

     Для этого предусмотрен значительный диапазон платных образовательных услуг  и в то же время предоставлены  возможности для дополнительного  заработка путем организации  соответствующих рабочих мест. Таким  образом может быть решен целый пакет социальных и экономических проблем нашего общества: не занятость школьников после уроков и следствие этого - высокий уровень подростковой преступности, избыток безработных - технических специалистов высокой квалификации, острый дефицит финансирования учреждений образования и т.д.

     Автор проекта не знает учреждений дополнительного  образования, организованных на подобных принципах. В этом заключается уникальность данного предложения. Можно выделить следующие существенные отличия  предлагаемой структуры учебно-производственного  центра от действующих систем трудового  обучения детей и подростков:

     Матричный принцип построения структуры управления

     Реализация  системного подхода к проектированию производственной структуры и системы  управления (от системы целей к  проекту)

     Определение типа производства, как опытно-экспериментального

     Реализация  полного технологического цикла (от идеи до реализации), как основы для  моделирования учебной развивающей  среды

     Номенклатура  опытного производства - приоритеты на нужды учебных заведений

     Моделирование всех производственных структур и функций, возможность участия школьников старшего возраста во всех видах деятельности центра

     Открытость  архитектуры организации, гибкость, возможность непрерывного развития

     Идеи  создания на базе учебно-производственного  центра системы разновозрастных  смешанных творческих и производственных коллективов (реализация матричного принципа построения структуры организации)

     Реализация  принципа специализации рабочих  мест, учебных помещений и служб (целевых блоков). Полная экономическая  самостоятельность подразделений. Управление организацией экономическими методами.

     Организация обучения и развития кадров и учащихся, оказание платных образовательных  услуг на основе внедрения гибкой модульной технологии обучения и  системы рейтингового контроля знаний, умений и навыков

 

     Использовала  http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/ced1-14-1.htm

Информация о работе Организация учебно-производственного центра в системе дополнительного образования на принципах экономической игры и модульной техноло