Принципы диалектической системы воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:27, контрольная работа

Краткое описание

Созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом и развитая В. И. Лениным материалистическая диалектика прежде всего утверждает материальность мира, находящегося в постоянном движении и развитии в соответствии с естественными законами, объективно присущими явлениям природы или общества без какого-либо участия сверхъестественных сил в каких бы то ни было формах (бог, дух, абсолютная идея и т. д.). Материалистическое понимание мира принципиально противоположно идеалистическому, которое объясняет процессы, протекающие в природе и обществе, влиянием некоего духовного начала, то есть считает основой реального мира духовную сущность.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Законы материалистической диалектики ………………………………...4
2. Принципы диалектической системы воспитания ……………………….8
Заключение ……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы ……………………………………….19

Файлы: 1 файл

диалектика в педагогике.doc

— 98.50 Кб (Скачать)
 

     Содержание  

Введение  ………………………………………………………………………….3

1. Законы материалистической диалектики ………………………………...4

2. Принципы диалектической системы воспитания ……………………….8

Заключение  ……………………………………………………………………..18

Список использованной литературы ……………………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение  

     После революции 1917 года в основу советской педагогики был положен один из законов материалистической диалектики – принцип всеобщности связи и развития. На практике это означало то, что индивид должен был знать как можно больше наук, постоянно учиться и в первую очередь понимать глобальные процессы, происходящие в природе, обществе и в мышлении. Разносторонне развитый индивид это исключительно достижение советской власти, вожди которой были помешаны на науке и требовали такого «помешательства» от каждого человека.

     Каждая наука имеет свой, присущий ей предмет исследования, пользуется, естественно, специфическими для нее методами исследования, характер которых определяется особенностями содержания и стоящими перед исследованием задачами. Однако существует всеобщая методология научного познания, составляющая принципиальную основу разработки вопросов методологии внутри каждой науки. Такой всеобщей методологией является материалистическая диалектика.

     Созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом и развитая В. И. Лениным материалистическая диалектика прежде всего утверждает материальность мира, находящегося в постоянном движении и развитии в соответствии с естественными законами, объективно присущими явлениям природы или общества без какого-либо участия сверхъестественных сил в каких бы то ни было формах (бог, дух, абсолютная идея и т. д.). Материалистическое понимание мира принципиально противоположно идеалистическому, которое объясняет процессы, протекающие в природе и обществе, влиянием некоего духовного начала, то есть считает основой реального мира духовную сущность.  
 
 
 

     1. Законы материалистической диалектики  

     материалистическая диалектика раскрывает общие, присущие всему объективному миру, свойства вещей и явлений, наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, процесса познания и преобразования действительности. Таким самым существенным всеобщим свойством реального мира является всеобщая связь всего сущего, а отсюда необходимость рассматривать любое явление во взаимозависимости и теснейшей взаимосвязи, а не обособленно от других. Только при этом условии оно может быть глубоко, правильно познано. Наиболее общими, присущими всем процессам и в природе, и в обществе, и в мышлении человека являются причинно-следственные, внутренние и внешние, существенные и несущественные связи.

     Диалектика изучает всеобщие законы движения и развития материального мира и человеческого мышления. Одним из основных таких законов является закон единства и борьбы противоположностей. Он выражает присущее всем явлениям реального мира взаимодействие внутренних противоположностей, их возникновение, становление и разрешение, благодаря чему, собственно, и протекает развитие.

     Противоположности — это противостоящие друг другу стороны, или тенденции, внутри самого явления. Они как бы исключают друг друга. Но вместе с тем обусловливают одна другую. Те или иные противоположности имеются во всех явлениях действительности, например: ассимиляция и диссимиляция в клетках, возбуждение и торможение в организме, наследственность и изменчивость в природе и у человека, пролетариат и буржуазия в классовом обществе. Противоположности взаимодействуют между собой, противостоят друг другу, вступают во внутреннюю борьбу. Борьба противоположностей служит источником и движущей силой развития реального мира.

     Такими противоположностями, которые служат движущей силой развития личности ребенка и всемерно учитываются в воспитании и обучении, чаще всего являются возникающие у него новые потребности в чем-либо и имеющиеся в данный момент возможности их удовлетворения. Например, возникшая у школьника под влиянием тех или иных мотивов (интерес, осознанная необходимость, подчинение требованию учителя и др.) потребность овладеть определенным знанием побуждает его к активной познавательной деятельности, проявлению необходимых для этого усилий, использованию познавательных умений и имеющихся знаний, без которых нельзя осмыслить это новое. Проявляя соответствующие внутренние усилия, он удовлетворяет возникшую познавательную потребность и таким путем поднимается в своем умственном развитии на ступеньку выше. Учитывая имеющиеся у ребенка возможности (достигнутый уровень его развития), учитель (воспитатель) путем прямых или косвенных влияний стимулирует у него возникновение новой потребности и руководит ее удовлетворением, т. е. вызывает возникновение внутренних противоречий и руководит их разрешением.

     Другим основным законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Каждый предмет и явление имеет определенное качество, то есть характеризующие их признаки, свойства, особенности, которыми они отличаются от других предметов и явлений и вместе с тем позволяют объединить их в те или иные общности. С изменением признаков предмета наступает коренное его изменение, он становится качественно, иным. Наряду с качеством все предметы и явления обладают количественной характеристикой. Количественная характеристика выражает пространственно-временные свойства предмета, величину, число, степень проявления того или иного признака.

     Выявляются они в процессе измерения и исчисления. Количественные характеристики предметов и явлений находятся в единстве с их качественными характеристиками. Изменение количественных характеристик, достигшее определенного предела, приводит к изменению и качества предмета или явления, т. е. количественные изменения переходят в качественные и обратно. «... в природе,— писал Ф. Энгельс, — качественные изменения — точно определенным для каждого отдельного случая способом — могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)». И в общественной жизни развитие совершается по закону перехода количественных изменений в качественные.

     Но и качественные изменения влекут за собой количественные изменения, когда количество переходит в качество, а качество в количество. Так, чтобы сохранить в памяти изучаемый учебный материал, ученик должен несколько раз его повторить, а если стоит задача научиться применять его на практике, то и выполнить ряд упражнений, решить задачи. Заучивая, например, стихотворение, школьник при каждом повторении все полнее и вернее его воспроизводит и, наконец, в определенный момент достигает желаемого качества — стихотворение выучено. В результате успешного овладения из года в год установленным школьными программами объемом знаний, умений и навыков качественно иным становится уровень образованности ученика по мере перехода из класса в класс. В общем виде его образование характеризует тип того учебного заведения, которое он закончил (восьмилетняя школа, средняя общеобразовательная школа, техникум, вуз), а качественную характеристику в известной степени дают получаемые им в процессе учебы оценки успеваемости.

     С двумя рассмотренными выше основными законами диалектики тесно связан третий — закон отрицания отрицания. Отрицание понимается как такой момент развития в природе, обществе или человеческом мышлении, когда отжившие (устаревшие) свойства или признаки, характерные для данного состояния, преодолеваются (отрицаются) новым, более современным. Нельзя считать отрицание простым уничтожением. Отрицание — это «снятие» одной (низшей) ступени развития другой, более высокой, с сохранением ценного, что образовалось на предыдущих этапах развития.

     Новые формы развития сохраняют в себе старые в «снятом» виде. Все существующие в настоящее время виды животных и растений образовались из соответствующих видов, имевших место в прошлом, в результате «снятия» (отрицания) тех или иных признаков, свойств организма при смене поколений в процессе эволюции. В общественном развитии на смену одному способу производства приходит другой (старый отрицается новым), однако производительные силы сохраняются, создавая базу для дальнейшего их развития при новом способе производства.

     Сущностью отрицания является преемственность в процессе развития, когда новая, более совершенная ступень, возникнув, сохраняет из предыдущей ступени все положительное. Но новая ступень, развиваясь, через какой-то отрезок времени с неизбежностью устаревает и в свою очередь подвергается отрицанию, смене новым. Наступает отрицание отрицания. Проявление этого закона (отрицания отрицания) можно представить как спиралевидный процесс, где в бесконечном развитии данного явления каждый последующий виток как бы повторяет предыдущие витки, но на новом, более совершенном уровне, характеризуя неодолимость нового в процессе развития.

     Все эти законы диалектики в своей совокупности выражают наиболее общее в сущности, в связях и тенденциях развития всего многообразия явлений и процессов в реальном мире. Изучение их проявления в конкретных условиях позволяет вскрыть законы природы и общественной жизни, правильно и глубоко познавать сущность того или иного явления, оценивать влияние различных факторов на его протекание, осмысливать направленность развития, а на этой основе — прогнозировать, предвидеть будущее и принимать в практической деятельности меры к оптимальному решению вставших задач. 
 
 
 
 

     2. Принципы диалектической системы воспитания  

     Основополагающим  принципом диалектической системы воспитания и образования Личности является принцип диалектического монизма. При практическом применении этого принципа в системе воспитания и образования необходимо руководствоваться не здравым смыслом, а высшим Разумом, то есть Диалектикой как Абсолютом. Этим же принципом должны проверяться результаты педагогической практики, поскольку критерием истины является Диалектика как единство практики и самосознания.

     Из  первоначального принципа — диалектического  монизма — вытекают два других диалектически взаимосвязанных принципа диалектической системы воспитания и образования: принцип воспитания жизнью и принцип целенаправленного воспитания, диалектика которых подробно раскрыта в предыдущей главе концепции.

     Практическая  реализация принципа воспитания жизнью в диалектической системе воспитания и образования с необходимостью предполагает значительное изменение бытия, условий жизни воспитуемых в связи с тем, что в раннем возрасте индивида бытие определяет сознание, а в диалектике сознания — в первую очередь его нравственность. Поскольку требуемые для раннего воспитания изменения бытия в масштабе всего общества одновременно произвести нельзя, главным образом по субъективно-психологическим причинам, постольку в полной мере диалектическая система воспитания и образования может быть образована пока в экспериментальных центрах, призванных оказать свое влияние на психологию общества через свои филиалы и примеры положительной практики.

     Принцип воспитания жизнью как объективная  сторона совершенствования индивида, кроме того, в полной мере реализуется в процессе становления Личности. В связи с этим бытие и процесс становления Личности создают объективную основу (как объективная диалектика) для реализации принципа целенаправленного воспитания (как субъективная диалектика) в их диалектическом единстве.

     В целях успешной реализации принципа воспитания жизнью и принципа целенаправленного воспитания диалектическая система воспитания и образования Личности должна строиться и функционировать в первую очередь на основе диалектического единства следующих принципов:

     1. Принцип диалектического совершенства 

     Данный  принцип как Закон пронизывает  всю диалектическую систему совершенствования  индивида, в связи с чем определяет принципы построения частей как целого, а также принципы функционирования системы и принцип формирования Личности. Несоблюдение принципа диалектического совершенства в любой из элементов системы, в силу их диалектической взаимосвязи, может либо потребовать больших компенсационных затрат на последующих этапах формирования Личности, если не сорвать вообще этот процесс в достижении цели системы—формировании совершенной Личности-Диалектика, то есть свободной, разумной, добродетельной Личности.

     2. Принцип единства системы

     Единый  процесс совершенствования индивида в силу своей диалектичности делает необходимым соблюдение принципа единства системы воспитания и образования. Принцип единства предполагает не только диалектическое единство воспитания и образования в диалектическом единстве с процессом становления Личности, но также единство всех ступеней совершенствования индивида.

Информация о работе Принципы диалектической системы воспитания