Принципы бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 06:42, доклад

Краткое описание

В соответствии с бюджетным законодательством до принятия БК РФ важнейшими принципами бюджетной системы являлись единство, самостоятельность, полнота, реальность и гласность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.
БК РФ закрепляет вышеназванные принципы бюджетной системы, раскрывая их содержание, а также включает в перечень принципов бюджетной системы принципы, ранее не предусмотренные бюджетным законодательством России.

Файлы: 1 файл

Принципы бюджетной системы.docx

— 14.85 Кб (Скачать)

Принципы  бюджетной системы 

В соответствии с бюджетным законодательством  до принятия БК РФ важнейшими принципами бюджетной системы являлись единство, самостоятельность, полнота, реальность и гласность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.

БК РФ закрепляет вышеназванные принципы бюджетной системы, раскрывая их содержание, а также включает в перечень принципов бюджетной системы принципы, ранее не предусмотренные бюджетным законодательством России.

В соответствии со ст. 28 БК РФ бюджетная система  Российской Федерации основана на 10 принципах:

- единства  бюджетной системы Российской  Федерации;

- разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской  Федерации;

- самостоятельности  бюджетов;

- полноты  отражения доходов и расходов  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

- сбалансированности  бюджета;

- эффективности  и экономности использования  бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов  бюджетов;

- гласности;

- достоверности  бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств.

1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, санкции за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

2. Принцип  разграничения доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы  Российской Федерации проявляется  в закреплении видов доходов  (полностью или частично) и полномочий  по осуществлению расходов за  органами государственной власти  Российской Федерации, органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами  местного самоуправления.

3. Принцип  самостоятельности бюджетов —  это:

- право  законодательных (представительных) органов государственной власти  и органов местного самоуправления  на каждом уровне бюджетной  системы Российской Федерации  самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс;

- наличие  собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- законодательное  закрепление регулирующих доходов  бюджетов, полномочий по формированию  доходов соответствующих бюджетов  в соответствии с Бюджетным  кодексом и налоговым законодательством  Российской Федерации;

- право  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  самостоятельно в соответствии  с Бюджетным кодексом определять  направления расходования средств  соответствующих бюджетов; 

- право  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  самостоятельно в соответствии  с Бюджетным кодексом определять  источники финансирования дефицитов  соответствующих бюджетов;

- недопустимость  изъятия доходов, дополнительно  полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

- недопустимость  компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов проявляется в том, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

5. Принцип  сбалансированности бюджета выражается  в том, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников  финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета  уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера  дефицита бюджета.

6. Принцип  эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип  общего (совокупного) покрытия расходов  означает, что все расходы бюджета  должны покрываться общей суммой  доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Доходы  бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

8. Принцип  гласности предусматривает следующее:

— обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

— обязательную открытость для общества и средств  массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти;

— секретные  статьи могут утверждаться только в  составе федерального бюджета.

9. Принцип  достоверности бюджета означает  надежность показателей прогноза  социально-экономического развития  соответствующей территории и  реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

10. Принцип  адресное и целевого характера  бюджетных средств закрепляет требование о том, чтобы бюджетные средства выделялись в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению  адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

.

Информация о работе Принципы бюджетной системы