Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:48, дипломная работа
Цель исследования: рассмотреть роль нестандартных форм обучения на уроках русского языка в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить содержание понятия «формы обучения».
Определить классификацию нестандартных форм обучения.
Рассмотреть психолого-педагогические особенности младших школьников.
Рассмотреть особенности применения нестандартных форм обучения на уроках русского языка во 2 классе.
Проследить влияние нестандартных форм обучения на усвоение учащимися знаний по теме «Имя прилагательное» во 2 классе.
Введение..................................................................................................................3
1 Формы организации процесса обучения.......................................................7
1.1 Сущность, функции учебной формы, основные и общие элементы ее структуры ...............................................................................................................7
1.2 Характеристика и классификация нестандартных форм обучения ...........15
1.3 Психолого-педагогические особенности младших школьников ..............24
2 Применение нестандартных форм обучения на уроках русского
языка......................................................................................................................28
2.1 Характеристика нестандартных форм обучения, применяемых на уроках русского языка .....................................................................................................28
2.2 Влияние нестандартных форм обучения на развитие младших
школьников ..........................................................................................................41
2.3 Опытно-экспериментальная работа ..............................................................45
Заключение ..........................................................................................................61
Список использованных источников ……………………
Вывод: имена прилагательные нужны для точности описания.
Давайте попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег. (Каждому ученику дается карточка, дети ставят стрелки).
Снег
зимний весенний
последний
искристый
мокрый
колючий
грязный
пушистый
серебристый
мягкий
рыхлый
белый
свежий
серый
(Идет обсуждение).
-
Оказывается, если точно
Например:
Бурый | Зеленый | Спелое |
Мохнатый | Сладкий | Круглое |
Косолапый | Сахарный | Сочное и т.д. |
медведь
(Учитель называет прилагательное, дети угадывают. Учитель показывает картинку).
Вывод: Для чего нам нужны имена прилагательные? (Для описания и уточнения).
С помощью имен прилагательных можно описать у существительных величину, форму, вкус и т.д. Учитель выставляет карточки со словами: величина, форма, вкус, цвет…
Итак, ответим на главный вопрос урока. Сравним с определением, данным в учебнике.
На этом уроке дети являются исследователями. Они сами делают вывод о том, что такое прилагательное, для чего нужны прилагательные в нашей речи.
Для
знакомства с темой
«Изменение имен прилагательных
по числам» урок был построен в форме
урока-поиска истины. Каждое проблемное
задание отмечалось знаком ?.
Выполнив его, дети рядом записывали вывод,
по которым был подведен итог урока.
3 этап экспериментального задания – контрольный.
Цель
данного этапа – выявить
Детям
были предложены тестовые задания усложненной
формы, состоящие из 8 вопросов [Приложение
А]. Как и на первом этапе эксперимента,
нами был отобран ряд критериев для оценки
сформированности знаний, умений, навыков
по теме «Имя прилагательное» у учащихся
второго класса. Для определения данных
критериев мы использовали методику тех
же авторов, что и на первом этапе эксперимента
– Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой, Н.Г. Кувашовой
и Государственный общеобязательный стандарт
образования. Выбранные нами критерии
оценки сформированности знаний, умений,
навыков представлены в таблице 6.
Таблица 6.
Критерии
оценки сформированности
знаний, умений, навыков
по теме «Имя прилагательное»
у учащихся второго
класса
Критерии оценки | Шкала оценивания | |||
3 б | 2 б | 1 б | 0 б | |
Умение выделять имена прилагательные из текста и различать прилагательные, отвечающие на вопрос какой? какая? какое? какие? | Выписал верно все прилагательные | Допущены 1-2 ошибки в постановке вопроса к прилагательным | Верно выполнена половина задания (50%) | Верно выполнено
менее половины зада
ния (менее 50%) |
Умение дать определение об именах прилагательных как о словах, называющих признаки предмета и отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие? | Верно дано определение | Не указаны все вопросы, на которые отвечают имена прилагательные | Верно выполнена лишь половина задания | Верно выполнено
менее половины зада
ния (менее 50%) |
Умение определять род имен прилагательных | Верно выполнено все задание | Допущены 2-3 ошибки в определении рода имен прилагательных | Верно выполнена половина задания (50%) | Верно выполнено
менее 50% зада
ния |
Умение образовать прилагательные от существительных | Верно образованы все прилагательные | Допущены 1-2 ошибки в образовании имен прилагательных | Верно выполнено половина задания | Верно выполнено
менее полови
ны зада ния |
Умение
подбирать прилагательные- |
Верно подобраны прилагательные-синонимы | Допущены 1-2 ошибке при подборе синонимов | Верно выполне
на половина задания |
Верно выполнено
менее полови
ны зада ния |
Умение
подбирать прилагательные- |
Верно подобраны прилагательные-антонимы | Допущены 1-2 ошибке при подборе антонимов | Верно выполнена половина задания | Верно выполнено
менее полови
ны зада ния |
Умение изменять форму числа имен прилагательных | Верно выполнено задание | Допущены 1-2 ошибки | Верно выполнена половина задания | Верно выполнено
менее полови
ны зада ния |
Правила проведения тестирования и его оценка те же, что и на первом этапе эксперимента.
Таблица 7.
Результаты исследования контрольного и экспериментального классов на контрольном этапе эксперимента
Уровни | Экспериментальный класс | Контрольный класс | ||
Процент учащихся | Количество
учащихся |
Процент учащихся | Количество
учащихся | |
Высокий | 67% | 9 | 57% | 8 |
Средний | 33% | 5 | 22% | 3 |
низкий | __ | __ | 21% | 3 |
Уровни
знаний, умений и
навыков учащихся
контрольного и экспериментального
классов на контрольном
этапе эксперимента
Рисунок
2.
Сравнительная
характеристика результатов экспериментального
и контрольного классов на начало
и на конец эксперимента представлена
в таблице 10.
Таблица 10.
Результаты
исследования экспериментальной
и контрольной
групп на начало
и на конец проведения
эксперимента
Уровни | Констатирующий этап | Контрольный этап | ||
экспер. класс | контрольн.
класс |
эксперимент. класс | контрольн. класс | |
Высокий | 50 % | 57 % | 67 % | 57 % |
Средний | 29 % | 22 % | 33% | 22% |
Низкий | 21 % | 21 % | __ | 21 % |
Таким образом, в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем возросло на 17%, со средним уровнем возросло на 4 %, с низким уровнем уменьшилось на 21 %. Тогда как в контрольной группе никаких существенных изменений не произошло.
Проанализировав выполненную работу, мы пришли к следующему выводу, что при использовании на уроках нестандартных форм обучения у учащихся повышается уровень сформированности знаний, т. к. нестандартные формы обучения и нестандартные творческие задания на уроках русского языка прививают интерес к предмету, повышают активность учащихся на уроках, улучшают качество их знаний.
Педагоги
должны чаще использовать в своей
педагогической деятельности активные
методы обучения, инновационные технологии,
помогающие развивать мысли детей.
Только так можно воспитать
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Классно-кабинетная, урочно-полиморфная система обучения предполагает тесное взаимодействие и гибкость форм обучения, отвечающих современным возможностям и способам получения и усвоения информации, возросшему уровню развития детей, многообразие и взаимодополняемость, возможность взаимопереходов из одной формы в другую. Это позволяет избежать абсолютизации одной из форм, формализации учебного процесса, побуждает учителей к творчеству, к поиску наиболее эффективной, гибкой системы организации учебной формы.
Нестандартные формы обучения сложились в классно-урочной традиционной форме организации учебной деятельности. Они складывались под влиянием повышения требований к уровню образования и увеличению объема содержания образования. Те формы организации учебного процесса, в которых нарушается традиционная классическая дидактическая структура урока, используются нетрадиционные интерактивные методы обучения, будем считать нестандартными формами обучения.
Использование в профессиональной обучающей деятельности педагога нестандартных форм обучения приводит к тому, что педагог вынужден работать творчески, урок становится авторским, приобретает индивидуализированные черты, повышается уровень профессионального мастерства педагога, налаживается тесное взаимодействие между классными и внеклассными формами работы в учебном процессе.
Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: развитие речи, как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления; выделение, обособление и относительно независимое развитие подготовительной и исполнительной фаз интеллектуального процесса. Стандартные формы обучения ограничивают речевую активность детей, самостоятельность и автономность на обеих фазах интеллектуального процесса. Некоторые развивающие задачи могут быть решены только в рамках нестандартных форм обучения. Следовательно, выбор формы организации учебной деятельности учащихся должен быть адекватен развивающей цели урока.
Нестандартные
уроки в начальной школе
В начальной школе применяются следующие нестандартные формы обучения: урок-сказка; урок-игра; урок-путешествие; урок поиска истины; урок-исследование; урок-викторина и т. д. Они носят типологические черты как названного жанра (сказка, путешествие, игра, викторина …), так и урока, как сложного педагогического жанра.
Уроки русского языка представляют широкие возможности для использования нестандартного обучения. И только проанализировав весь материал по предмету можно определить, какие уроки лучше провести в нестандартной форме. Нестандартные формы обучения эффективны тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков.
Повышению
интереса к урокам русского языка
способствуют нестандартные формы
уроков, помогающие развивать мысли
детей. Работая по учебникам нового
поколения, вводятся в практику
технологии перспективно-опережающего
и развивающего обучения, игровые
технологии, направленные на социализацию
личности, технологию адаптивной системы
общения, критического мышления, объяснительно-иллюстративного
обучения, именно поэтому деятельность
педагогов должна строится с применением
различных нестандартных форм обучения.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Применение нестандартных форм обучения на уроках русского языка во втором классе