Применение нестандартных форм обучения на уроках русского языка во втором классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть роль нестандартных форм обучения на уроках русского языка в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить содержание понятия «формы обучения».
Определить классификацию нестандартных форм обучения.
Рассмотреть психолого-педагогические особенности младших школьников.
Рассмотреть особенности применения нестандартных форм обучения на уроках русского языка во 2 классе.
Проследить влияние нестандартных форм обучения на усвоение учащимися знаний по теме «Имя прилагательное» во 2 классе.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
1 Формы организации процесса обучения.......................................................7
1.1 Сущность, функции учебной формы, основные и общие элементы ее структуры ...............................................................................................................7
1.2 Характеристика и классификация нестандартных форм обучения ...........15
1.3 Психолого-педагогические особенности младших школьников ..............24
2 Применение нестандартных форм обучения на уроках русского
языка......................................................................................................................28
2.1 Характеристика нестандартных форм обучения, применяемых на уроках русского языка .....................................................................................................28
2.2 Влияние нестандартных форм обучения на развитие младших
школьников ..........................................................................................................41
2.3 Опытно-экспериментальная работа ..............................................................45
Заключение ..........................................................................................................61
Список использованных источников ……………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа на сайт.docx

— 122.79 Кб (Скачать)

      Вывод: имена прилагательные нужны для  точности описания.

      Давайте попробуем наиболее точно описать  зимний и весенний снег. (Каждому  ученику дается карточка, дети ставят стрелки).

Снег

зимний                         весенний

последний

искристый

мокрый

колючий

грязный

пушистый

серебристый

мягкий

рыхлый

белый

свежий

серый

     (Идет  обсуждение).

     - Оказывается, если точно описать  предмет с помощью имен прилагательных, то можно узнать его, даже  не видя.

     Например:

Бурый Зеленый Спелое
Мохнатый Сладкий Круглое
Косолапый Сахарный  Сочное и  т.д.

       медведь                                    арбуз                                      яблоко                               

      (Учитель  называет прилагательное, дети угадывают. Учитель показывает картинку).

Вывод: Для чего нам нужны имена прилагательные?  (Для описания и уточнения).

  • Что уточняют имена прилагательные?  (Имя существительное).

    С помощью  имен прилагательных можно описать  у существительных величину, форму, вкус и т.д.  Учитель выставляет карточки со словами: величина, форма, вкус, цвет…

  • Все это называется одним словом – «признаки».

      Итак, ответим на главный вопрос урока. Сравним с определением, данным в  учебнике.       

На этом уроке дети являются исследователями. Они сами делают вывод о том, что  такое прилагательное, для чего нужны  прилагательные в нашей речи.

   Для знакомства с темой «Изменение имен прилагательных по числам» урок был построен в форме урока-поиска истины. Каждое проблемное задание отмечалось знаком ?. Выполнив его, дети рядом записывали вывод, по которым был подведен итог урока. 

3 этап экспериментального  задания – контрольный.

     Цель  данного этапа – выявить уровень  сформированности знаний, умений, навыков по теме «Имя прилагательное» у учащихся 2 класса.

Детям были предложены тестовые задания усложненной  формы, состоящие из 8 вопросов [Приложение А]. Как и на первом этапе эксперимента, нами был отобран ряд критериев для оценки сформированности знаний, умений, навыков по теме «Имя прилагательное» у учащихся второго класса. Для определения данных критериев мы использовали методику тех же авторов, что и на первом этапе эксперимента – Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой, Н.Г. Кувашовой и Государственный общеобязательный стандарт образования. Выбранные нами критерии оценки сформированности знаний, умений, навыков представлены в таблице 6. 
 
 
 
 

Таблица 6.

Критерии  оценки сформированности знаний, умений, навыков по теме «Имя прилагательное» у учащихся второго класса 

Критерии  оценки Шкала оценивания
3 б 2 б 1 б 0 б
Умение  выделять имена прилагательные из текста и различать прилагательные, отвечающие на вопрос какой? какая? какое? какие? Выписал верно  все прилагательные Допущены 1-2 ошибки в постановке вопроса к прилагательным Верно выполнена половина задания (50%) Верно выполнено менее половины зада

ния (менее 50%)

Умение  дать определение об именах прилагательных как о словах, называющих признаки предмета и отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие? Верно дано определение Не указаны  все вопросы, на которые отвечают имена прилагательные Верно выполнена лишь половина задания Верно выполнено менее половины зада

ния (менее 50%)

Умение  определять род имен прилагательных Верно выполнено все задание Допущены 2-3 ошибки в определении рода имен прилагательных Верно выполнена половина задания (50%) Верно выполнено менее 50% зада

ния

Умение  образовать прилагательные от существительных Верно образованы все прилагательные Допущены 1-2 ошибки в образовании имен прилагательных Верно выполнено половина задания Верно выполнено менее полови

ны зада

ния

Умение  подбирать прилагательные-синонимы Верно подобраны прилагательные-синонимы Допущены 1-2 ошибке при подборе синонимов Верно выполне

на половина задания

Верно выполнено менее полови

ны зада

ния

Умение  подбирать прилагательные-антонимы Верно подобраны прилагательные-антонимы Допущены 1-2 ошибке при подборе антонимов Верно выполнена половина задания Верно выполнено менее полови

ны зада

ния

Умение  изменять форму числа имен прилагательных Верно выполнено задание Допущены 1-2 ошибки Верно выполнена половина задания Верно выполнено менее полови

ны зада

ния

 

     Правила проведения тестирования и его оценка те же, что и на первом этапе эксперимента. 

Таблица 7.

Результаты  исследования контрольного  и экспериментального классов на контрольном  этапе эксперимента

Уровни Экспериментальный класс Контрольный класс
Процент учащихся Количество 

учащихся

Процент учащихся Количество 

учащихся

Высокий 67% 9 57% 8
Средний 33% 5 22% 3
низкий __ __ 21% 3
 
 

Уровни  знаний, умений и  навыков учащихся контрольного и экспериментального классов  на контрольном  этапе эксперимента 

Рисунок 2. 

Сравнительная характеристика результатов экспериментального и контрольного классов   на начало и на конец эксперимента представлена  в таблице 10. 

Таблица 10.

Результаты  исследования экспериментальной  и контрольной  групп на начало  и на конец проведения эксперимента 

Уровни Констатирующий  этап Контрольный этап
экспер. класс контрольн.

класс

эксперимент. класс контрольн. класс
Высокий 50 % 57 % 67 % 57 %
Средний 29 % 22 % 33% 22%
Низкий 21 % 21 %     __ 21 %
 

     Таким образом, в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем  возросло на 17%, со средним уровнем  возросло на 4 %,   с низким уровнем уменьшилось  на 21 %.  Тогда как в контрольной группе никаких существенных изменений не произошло.

     Проанализировав выполненную работу, мы пришли к  следующему выводу, что при использовании  на уроках нестандартных форм обучения  у учащихся повышается уровень сформированности знаний, т. к. нестандартные формы обучения и нестандартные творческие задания на уроках русского языка прививают интерес к предмету, повышают активность учащихся  на уроках, улучшают качество их знаний.

     Педагоги  должны чаще использовать в своей  педагогической деятельности активные методы обучения, инновационные технологии, помогающие  развивать мысли детей. Только так можно воспитать всесторонне  развитую личность, способную функционировать  в современном обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Классно-кабинетная, урочно-полиморфная система обучения предполагает тесное взаимодействие и гибкость форм обучения, отвечающих современным возможностям  и способам получения и усвоения информации, возросшему уровню развития детей, многообразие и взаимодополняемость, возможность взаимопереходов из одной формы в другую. Это позволяет избежать абсолютизации одной из форм, формализации учебного процесса, побуждает учителей к творчеству, к поиску наиболее эффективной, гибкой системы организации учебной формы.

      Нестандартные формы обучения сложились в  классно-урочной  традиционной форме организации  учебной деятельности. Они   складывались под влиянием повышения требований к уровню образования и увеличению объема содержания образования. Те формы  организации учебного процесса, в  которых нарушается традиционная классическая дидактическая структура урока, используются нетрадиционные интерактивные  методы обучения, будем считать нестандартными формами обучения.

      Использование в профессиональной обучающей деятельности педагога нестандартных форм обучения приводит к тому, что педагог вынужден работать творчески, урок становится авторским, приобретает индивидуализированные черты, повышается уровень профессионального мастерства педагога, налаживается тесное взаимодействие между классными и внеклассными формами работы в учебном процессе.

     Комплексное развитие детского интеллекта в младшем  школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: развитие речи, как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления; выделение, обособление и относительно независимое развитие подготовительной и исполнительной фаз интеллектуального процесса. Стандартные формы обучения ограничивают речевую активность детей, самостоятельность и автономность на обеих фазах интеллектуального процесса. Некоторые развивающие задачи могут быть решены только в рамках нестандартных форм обучения. Следовательно, выбор формы организации учебной деятельности учащихся должен быть адекватен развивающей цели урока.

      Нестандартные уроки в начальной школе занимают значительное место, т. к.  это связано  с возрастными особенностями  младших школьников, игровой основой  данных уроков, оригинальностью их проведения. Применение в процессе обучения нестандартных форм организации  педагогического процесса не является самоцелью, оно оправдано, если ведет  к интенсификации интеллектуального  развития детей, к более прочному усвоению ими научных понятий, умений и навыков. Конструирование урока  с применением нестандартных  форм обучения не нарушает системы  общеметодических принципов обучения: гуманизма, индивидуального подхода к учащимся, научности, системности и последовательности. 

     В начальной школе применяются  следующие нестандартные формы  обучения: урок-сказка;  урок-игра; урок-путешествие; урок поиска истины; урок-исследование; урок-викторина и т. д. Они носят  типологические черты как названного жанра (сказка, путешествие, игра, викторина  …), так и урока, как сложного педагогического  жанра.

     Уроки русского языка представляют широкие возможности для использования нестандартного обучения. И только проанализировав весь материал по предмету можно определить, какие уроки лучше провести в нестандартной форме. Нестандартные формы обучения эффективны тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков.

     Повышению интереса к урокам русского языка  способствуют нестандартные формы  уроков, помогающие  развивать мысли  детей. Работая по учебникам нового поколения, вводятся  в практику  технологии перспективно-опережающего  и развивающего  обучения,  игровые  технологии, направленные на социализацию личности, технологию адаптивной системы  общения, критического мышления, объяснительно-иллюстративного  обучения, именно поэтому деятельность педагогов должна строится с применением различных нестандартных форм обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 года.// Казахстанская правда. – 2003. – 26 декабря. – С. 11.
  2. Материалы  III съезда работников образования и науки Республики Казахстан // Начальная школа Казахстана. – 2004. - №12. – С.4-15.
  3. Павленко В.К. Формирование языковой компетенции// Русский язык в казахской школе. – 2006. - №1. – С. 15-17.
  4. Адамбеков К.И. Концепция образования Республики Казахстан и проблемы подготовки педагогических кадров для начальной школы // Начальная школа Казахстана. – 2006.-№1.- С.7-11.
  5. Бекишев К.Б., Сагимбекова Н.Б., Акимжанова Г.М. Современное состояние образования в Республике Казахстан// Педагогика. – 2005. - №6. – С. 103-107.
  6. Горлова Л.А. Нетрадиционный урок – урок творчества// Открытая школа. – 2005. - №3. – С.18.
  7. Подласый И.П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 576 с.
  8. Коркина В.И. Дидактика в схемах и таблицах. – Караганда: КАРГУ, 2004. – 211 с.
  9. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М., 1997. – 305 с.
  10. Пидкасистый П.И. Педагогика. –М.: Российское педагогическое агенство, 1996. – 360 с.
  11. Педагогические технологии./ Под ред. Кукушина В.С. – Серия «Педагогическое образование». – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2004. –336 с.
  12. Хуторской А.А. Практикум по дидактике и методикам обучения. – СП.б.: Питер, 2004. –541 с.
  13. Гугучкина Е.Е., Савинова С.В. Нестандартные уроки в начальной школе. – Волгоград: «Учитель», 2000. – 84 с.
  14. Дубинина Э.Ф., Копейкина С.В., Лемешко Л.И. Интегрированные уроки// Начальная школа. - 1996. - №11. – С. 65.
  15. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – 544 с.
  16. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.
  17. Психология./ Под ред. Игнатьева Е.И. – М.: Просвещение, 1989. – 344 с.
  18. Государственные общеобязательные стандарты среднего общего образования Республики Казахстан. Начальное общее образование. – Алматы: РОНД, 2003. – 144 с.
  19. Программы по русскому языку для 2-4  класса. – Алматы: РОНД.- 2003. – 20 с.
  20. Русский язык: Учебник для 2 класса общеобразовательной школы./ Мендекинова Р.Т., Никитина С.А., Якунина Л.П. –Алматы: Атамура, 1998. – 224 с.
  21. Дидактические материалы по русскому языку  2 класс./Мендекинова Р.Т. и др. – Алматы: Атамура. –1998. – 144 с.
  22. Козлова Л.В. Интересный урок? //Начальная школа. – 2001. - №12. –

Информация о работе Применение нестандартных форм обучения на уроках русского языка во втором классе