Применение нестандартных форм обучения на уроках русского языка во втором классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть роль нестандартных форм обучения на уроках русского языка в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить содержание понятия «формы обучения».
Определить классификацию нестандартных форм обучения.
Рассмотреть психолого-педагогические особенности младших школьников.
Рассмотреть особенности применения нестандартных форм обучения на уроках русского языка во 2 классе.
Проследить влияние нестандартных форм обучения на усвоение учащимися знаний по теме «Имя прилагательное» во 2 классе.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
1 Формы организации процесса обучения.......................................................7
1.1 Сущность, функции учебной формы, основные и общие элементы ее структуры ...............................................................................................................7
1.2 Характеристика и классификация нестандартных форм обучения ...........15
1.3 Психолого-педагогические особенности младших школьников ..............24
2 Применение нестандартных форм обучения на уроках русского
языка......................................................................................................................28
2.1 Характеристика нестандартных форм обучения, применяемых на уроках русского языка .....................................................................................................28
2.2 Влияние нестандартных форм обучения на развитие младших
школьников ..........................................................................................................41
2.3 Опытно-экспериментальная работа ..............................................................45
Заключение ..........................................................................................................61
Список использованных источников ……………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа на сайт.docx

— 122.79 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.КОЗЫБАЕВА 
 

Дипломная работа 

ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО ВТОРОМ КЛАССЕ 
 
 
 

Выполнила:

Студентка ПМНО гр.03-3у

Соболева  И.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г.Петропавловск 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение..................................................................................................................3

1 Формы организации  процесса обучения.......................................................7

1.1 Сущность, функции  учебной формы, основные и общие  элементы ее структуры ...............................................................................................................7

1.2 Характеристика  и классификация нестандартных  форм обучения ...........15

1.3 Психолого-педагогические  особенности младших школьников ..............24

2 Применение нестандартных  форм обучения  на уроках русского

языка......................................................................................................................28

2.1 Характеристика  нестандартных форм обучения, применяемых  на уроках русского языка .....................................................................................................28

2.2 Влияние нестандартных  форм обучения на развитие  младших 

школьников ..........................................................................................................41

2.3 Опытно-экспериментальная  работа ..............................................................45

Заключение ..........................................................................................................61

Список  использованных источников ……………………………………….64 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      В ежегодных посланиях Президента страны народу Казахстана Н.А.Назарбаев  отмечает «Нам нужна современная  система образования, соответствующая  потребностям экономической и общественной  модернизации» [1, с.2].

      Философией  стратегии развития образования  в Республике Казахстан является  концепция образования, ориентированного на результат, целью которой является  научить ребенка самостоятельно учиться, размышлять, решать проблемы.

      Экономические и гражданские требования, которые  предъявляет нам время, означает, что современный человек должен:

-  овладеть  прочными базовыми знаниями, позволяющими  гибко реагировать на перемены;

- овладеть  большим опытом в применении  знаний и навыков для решения  незнакомых проблем;

-  уметь  самостоятельно изучать литературу;

-  уметь  мыслить творчески (анализировать  и делать выводы);

-  уметь  излагать свои мысли и знания;

-  уметь  активно слушать и получать  информацию (вникать в суть дела, ставить вопросы);

иметь навыки организационно-управленческой деятельности, самоконтроля и самооценки [2].

     Новая целевая установка в обучении русскому языку – ориентация на воспитание и развитие языковой личности – определяет смену традиционной образовательной парадигмы. Ученик перестает быть  простым потребителем знаний, а формируется как языковая личность в условиях продуктивной деятельности – добывания, конструирования, обобщения  знаний, умений и навыков. Научить  каждого школьника общаться, использовать языковые средства в разных условиях – вот сейчас главная стратегическая цель уроков русского языка, начиная с 1 класса [4].

     Проблема  исследования заключается в том, что эффективность использования традиционных методов обучения снижается за счет того, что реализация   характеризуется жестким распределением ролей: учитель – эксперт, учащийся – пассивный получатель знаний. Учащиеся не взаимодействуют с проблемами и содержанием, и поэтому не вовлечены в выбор, обсуждение, контроль процесса и постановку задач. У них мало возможностей делать ошибки и учиться на них. Такая зависимость от учителя подрывает развитие навыков высокоорганизованного и познавательного мышления, которое имеет важное значение в условиях личностно-ориентированной модели образования. Это делает необходимым обратить внимание педагогов не только на то, чему учить (содержание учебного материала), но и на то, как учить – на выбор методов и форм обучения.

      Важнейшая проблема, волнующая всех учителей, - повышение эффективности урока.  Снижение уровня знаний учащихся  в  значительной степени объясняется  качеством урока: однообразием, шаблоном, формализмом и скукой. Ш.А.Амонашвили говорил, что когда есть стандарт ведения урока, «вся ответственность за такой урок лежит на невидимых плечах разработчиков стандарта» [7, с.18]. Конечно, урок требует холодной рассудительности и бесстрастной строгости, но все же привкус романтики необходим, как атмосфера радостной приподнятости, сопутствующей поиску, творчеству. Поэтому многие учителя, а именно, творчески работающие, ищут разные способы «оживления» урока. Более результативным в настоящее время является использование нестандартных форм обучения, способствующих повышению познавательной и творческой активности учащихся.

     Нестандартный урок – это импровизированное  учебное занятие с нетрадиционной структурой, главной целью которого  является возбуждение и удержание  интереса учащихся к учебному труду. Такое определение дано в книге  «Педагогика» автором Подласым И.П.  Использование нестандартных форм обучения позволяет реализовать основную цель образования на современном этапе - воспитать всесторонне развитую личность, способную полноценно функционировать в современном обществе. Именно поэтому тема использования нестандартных форм обучения в начальной школе является актуальной на сегодняшний день.

      Гипотеза  исследования:  если использовать нестандартные формы обучения на уроках русского языка, то повышается уровень знаний учащихся 2 класса, т. к. повышается интерес к предмету.

      Цель  исследования: рассмотреть роль нестандартных форм обучения на уроках русского языка в начальной школе.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить  содержание понятия  «формы обучения».
  2. Определить классификацию нестандартных форм обучения.
  3. Рассмотреть психолого-педагогические особенности младших школьников.
  4. Рассмотреть особенности применения нестандартных форм обучения на уроках русского языка во 2 классе.
  5. Проследить влияние нестандартных форм обучения на усвоение учащимися знаний по теме «Имя прилагательное» во 2 классе.

      Объект  исследования: процесс обучения  русскому языку учащихся 2 класса.

     Предмет исследования: нестандартные формы обучения на уроках русского языка во 2 классе.

     В исследовании использованы следующие  методы:

анализ  учебно-методической и научной литературы,  эксперимент,   анкетирование.

      Новизна исследования заключается в разработке и отборе  нестандартных уроков  и творческих заданий по теме «Имя прилагательное» во 2 классе, в выявлении использования учителями начальных классов нестандартных форм обучения на уроках русского языка.

     Практическая  значимость исследования заключается в возможности использования разработанных и отобранных нестандартных уроков учителями начальных классов и студентами-практикантами на уроках русского языка во 2 классе, для разработки дидактических материалов, для повышения квалификации учителей.

     База  исследования:

Экспериментальный: 2 класс сельской Подольской средней  школы  Тайыншинского района.

Контрольный: 2 класс сельской Донецкой   средней  школы Тайыншинского района.

      Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1     ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ   ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

1.1 Сущность, функции  учебной формы,  основные и общие  элементы ее структуры 

     Формы организации обучения относятся  к такому разделу дидактики, который  рассматривает проблему, как организовать познавательную деятельность учащихся.

     Применительно к обучению, форма – это специальная  конструкция процесса обучения. Характер этой конструкции обусловлен содержанием  процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс  взаимодействия, общения учителя  с учениками при работе над  определенным учебным материалом.

     Следовательно, форма обучения представляет собой  целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически  оснащенную систему познавательного  и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся [9].

     Результатом такого взаимодействия является профессиональное совершенствование учителя, усвоение детьми знаний, умений и навыков, развитие их психических процессов и нравственных качеств. Форма обучения реализуется  как органическое единство целенаправленной организации содержания обучающих  средств и методов. Единичная  и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, экскурсия  и др.) имеет частное воспитательно-обучающее  значение. Она обеспечивает усвоение детьми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков. Система же разнообразных  форм обучения, позволяющая раскрыть целые разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки имеет общее обучающее  воспитательное значение, формирует  у школьников системные знания и  личностные качества. Система разнообразных  обучающих форм, пронизанная и  скрепленная ведущими идеями раздела, темы и едиными видами деятельности, обеспечивает усвоение системы изучаемой  науки, формирование мировоззрения, учебных  умений и навыков. Эффективность реальной практики обучения обеспечивается не отдельными формами, а их продуманной, взаимосвязанной системой. Различные системы обучения учащихся – индивидуальная, групповая, классно-урочная, бригадная, массового, обучающего взаимодействия не являются взаимоисключающими. Например, классно-урочная система может включать в себя индивидуальные, групповые, бригадные занятия. Поэтому их система форм может включать в себя коллективные, индивидуальные и другие занятия. Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обусловлены своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала детьми различных возрастных групп. Содержание науки и возрастные особенности школьников требуют соответствующей адекватной формы обучения, определяют ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать многообразие и разнообразие учебных форм.

      Функции форм обучения сложны и многообразны. Среди них на первом месте обучающе-образовательная. Форма обучения конструируется и используется для того, чтобы создать наилучшие условия для передачи детям знаний, умений, навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни.

     Воспитательная  функция обеспечивается последовательным введением школьников с помощью  системы форм обучения в разнообразные  виды деятельности. В результате в  работу активно включаются все духовные и физические силы: интеллектуальные, эмоционально-волевые, действенно-практические. Ребенок достигает целей, преодолевает трудности познания, радуется победам, помогает товарищам, проявляет терпение и выдержку, настойчивость и волю. Постоянно укрепляются и подкрепляются  нравственно-волевые качества личности.

Информация о работе Применение нестандартных форм обучения на уроках русского языка во втором классе