Применение нестандартных форм обучения на уроках русского языка во втором классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть роль нестандартных форм обучения на уроках русского языка в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить содержание понятия «формы обучения».
Определить классификацию нестандартных форм обучения.
Рассмотреть психолого-педагогические особенности младших школьников.
Рассмотреть особенности применения нестандартных форм обучения на уроках русского языка во 2 классе.
Проследить влияние нестандартных форм обучения на усвоение учащимися знаний по теме «Имя прилагательное» во 2 классе.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
1 Формы организации процесса обучения.......................................................7
1.1 Сущность, функции учебной формы, основные и общие элементы ее структуры ...............................................................................................................7
1.2 Характеристика и классификация нестандартных форм обучения ...........15
1.3 Психолого-педагогические особенности младших школьников ..............24
2 Применение нестандартных форм обучения на уроках русского
языка......................................................................................................................28
2.1 Характеристика нестандартных форм обучения, применяемых на уроках русского языка .....................................................................................................28
2.2 Влияние нестандартных форм обучения на развитие младших
школьников ..........................................................................................................41
2.3 Опытно-экспериментальная работа ..............................................................45
Заключение ..........................................................................................................61
Список использованных источников ……………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа на сайт.docx

— 122.79 Кб (Скачать)

 и  т. д. При каждой встрече  предлагается новый текст диктанта.

В парах  сменного состава можно организовать работу по карточкам. У каждого ученика  имеется своя карточка. Содержание карточек разное. Каждый самостоятельно работает по своей карточке и его  проверяет учитель. Все ученики  делятся на группы, обычно по шесть  человек в каждой. Далее ученики  работают в парах сменного состава, выполняя задание друг друга. Таким образом, каждый выполняет 6 заданий и обучает 5 человек.  Таким образом, при коллективных учебных занятиях учащиеся работают в парах сменного состава, и притом у всех разные задачи, а сотрудничество и взаимопомощь являются всеобщими и постоянными.

      Учитель может не строить полностью урок в нестандартной форме, а  лишь использовать нестандартные приемы работы на уроке. Вот некоторые приемы работы предложенные автором Хуторским А.В. в «Практикуме по дидактике и методикам обучения», которые учителя могут использовать на уроках русского языка:

      прием «Найди ошибки». Педагог составляет текст, в котором специально делает ошибки. Количество ошибок известно педагогу, но неизвестно ученикам. Ошибки относятся  к изученным правилам. Тексты размножаются по количеству учащихся. Все ученики  разбиваются на группы от 3 до 7 человек. Состав группы по уровню обученности разный. Педагог зачитывает инструкцию, которая записана также на доске:

  • читайте текст, находите в нем ошибки и исправляйте их синей пастой. Друг с другом нельзя общаться;
  • после окончания проверки ошибок каждым учеником группа проводит коллективную проверку  текста, ошибки теперь исправляются зеленой пастой;
  • на каждую найденную ошибку вспоминаете правило.

После чтения инструкции каждый ученик ищет ошибки и отмечает их синей пастой.

Затем в группах идет коллективный поиск  ошибок. Варианты поиска могут быть разные. Например, один учащийся по буквам читает, остальные проверяют свои тексты. Если у кого-то написано по-другому, то он сообщает об этом группе. Все высказывают  свою точку зрения. Если есть расхождения  во мнениях, то сверяются со словарем либо консультируются у учителя. Каждый отмечает ошибку в своем тексте зеленой пастой.

В тексте над ошибкой ученики ставят цифру  и на обороте листа пишут правило, например «жи – ши», словарное слово и т. д.

Представители групп сообщают учителю о количестве найденных ошибок.

     Прием «Брошенный камень». Ученик произносит какое-то слово, связанное определенным образом с заданной темой, и пытается записать следующие слова, которые  у него возникают при этом.

     Прием «Фантастический банан». Ученик произносит два любых слова и пытается их соединить. В результате получается новое качество, которое может  быть раскрыто и описано. Например, на уроке русского языка в теме «Понятие об имени прилагательном»  можно использовать этот прием. Дети называют любые два слова –  утро и солнце, снег и день, … и  пытаются их соединить – утреннее солнце, солнечное утро, снежный  день; затем объясняют эти словосочетания.

     Прием «Пластилин». С помощью пластилина ученик может продемонстрировать свою мысль. Во время изображения из пластилина мысли происходит более глубокое ее понимание учеником.

     При  этом постигаются следующие цели:

  • помощь ребенку в понимании изучаемого материала посредством демонстрации его значения в пластилине;
  • обучение учащихся проникновению в глубину значений слов, сиволов, образов;
  • развитие креативности, творческости детей при материализации своих мыслей;
  • развитие уверенности детей в творческом выражении.

1. Каждому  ученику для работы предлагается  слово (понятие), или он придумывает  его сам. Это слово может  обозначать объект или явление.  Например, ребенку предлагается  слово «часы». Задача ученика  – ярко представить значение  этого слова и вылепить его  из пластилина.

2. Ученик  берет пластилин  и лепит  из него элементы, из которых  состоит заданный объект или  явление. Художественное мастерство  здесь не оценивается. Элементы  должны быть больших размеров. Чем больше размеры, тем глубже  понимание.

3. После  того, как ученик вылепил первый  элемент, например цифры для  часов, он делает к нему ярлык:  вырезает полоску  бумаги и  пишет слово «цифры».

4.Лепит  второй элемент, например часовую  стрелку, и тоже делает  к  нему ярлык, пишет на полоске  бумаги слова «часовая стрелка». И так далее. 

5.После  того как учащийся закончил  лепить все элементы объекта,  он делает общий ярлык, который  обозначает изображенный объект  или явление. Например, пишет на  полоске бумаги «часы».

6. После  того как ученик закончил лепить, он убирает общий ярлык. Учитель  или сосед по столу пытается  отгадать, что изобразил учащийся. Ребенок не должен давать устных  объяснений, все должны сказать  элементы, пластилин. Чем больше  элементов изображает ребенок,  тем больше объем понимания  ребенком изучаемого.

      Задания, которые получают дети на уроках нестандартных  форм, помогают им жить в атмосфере  творческого поиска, действующей  на них вдохновляюще. 

      И только проанализировав весь материал по предмету можно определить, какие  уроки  лучше провести в нестандартной  форме. Нестандартные формы обучения эффективны тогда, когда им найдено  точное место среди обычных типов  уроков. Уроки русского языка представляют  широкие возможности для использования нестандартного обучения. 

    1.   Влияние нестандартных  форм обучения  на развитие младших  школьников.
 

     В теории и практике  применения нестандартных  ситуаций в учебном процессе придается  большое значение нестандартной  форме организации деятельности детей. На таких уроках ребенок раскрывает себя и делает первые шаги к установлению взаимоотношений с педагогом  и сверстниками, закрепляет нормы  общения в коллективе, ребенок  вступает в мир человеческих действий и отношений, приобретает необходимые  знания.

   Идея  нестандартного обучения, обеспечивающая свободное развитие учащегося актуальна. Цель развивающего обучения и воспитания определяется тем, чтобы обеспечить каждому ребенку условия для  развития как самоизменяющегося субъекта учения. Быть таким субъектом – значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, другими словами хотеть, любить и уметь учиться. Развитие таких потребностей и стремлений у младшего школьника протекает довольно эффективно в процессе игровой деятельности. В первые годы обучения младшие школьники особенно эмоционально относятся к требованиям и правилам школы. Следовательно, уже на начальных этапах школьной жизни необходимо создать такую ситуацию и такие условия, при которых ребенку станет понятно, что количество и качество приобретенных им знаний зависит от его собственной активности. Сориентировать ребенка в этом направлении лучше всего в рамках нестандартного обучения.

     Ш.А. Амонашвили определяет исключительную роль занимательности для « … усиления  познавательного интереса детей, облегчения сложного процесса учения, ускорения развития» [28]. 

   Занимательность дает учителю возможность не только по-новому преподнести научные знания, но и значительно расширить средства для формирования и развития представлений  и понятий учащихся о тех или  иных явлениях, развития у учащихся интереса к изучению предмета. Она  дает возможность детям в увлекательной, яркой, игровой форме усваивать новый материал, обогащать ранее полученные знания. Уроки с применением нестандартных заданий становятся радостными, увлекают учеников,  подталкивают к поисковой деятельности, ставят перед задачей решить проблемную ситуацию, найти самостоятельное решение. Систематическое включение занимательного материала в уроки помогает не только обогатить, разнообразить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на окружающий мир. Это взгляд любознательной, ищущей, пытливой личности.

   Разработка, организация и проведение нестандартного урока учителем совершенствует его  профессиональные качества. В процессе разработки и проведения таких уроков педагог приобретает дополнительный запас новых знаний, умение планировать  предполагаемые действия, распределять во времени психическую нагрузку, сопряженную с сюжетом урока.

     Тем самым, система развивающего  обучения, принятая конкретным педагогом,  обогащенная собственными идеями  и новообразованиями в различных  областях деятельности совершенствуют  личность самого педагога.

   Сегодня все большее внимание уделяется  человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокому развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость  такой подготовки подрастающего  поколения, при которой школу  оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ  наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески  решать жизненные и профессиональные вопросы.

   В начальной школе должен происходить  постоянный поиск, цель которого –  найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс  работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения.  Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая  предполагает необходимость обеспечения  учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого – с учетом его индивидуальных способностей и возможностей. Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.

   Нестандартные формы уроков реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или  нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Подобная смена привычной  обстановки целесообразна, поскольку  она создает атмосферу праздника  при подведении итогов проделанной  работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нестандартные  формы уроков осуществляются при  обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с  непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

  • осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;
  • обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
  • предусматривается минимальное участие на уроке учителя.      

   Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник,  видео-урок, урок-интервью и другие формы занятий.

     Урок  должен включать в себя что-то новое, незнакомое, интересное для ребят, иначе  уже с начальных классов они  почувствуют «показуху» на уроках, а это еще больше будет способствовать их разочарованию, вырабатывать отрицательное отношение к школе [31].

     Итак, подбор материала – одна из самых  главных задач подготовки.

Формирование  учебной деятельности, как способа  активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Специфика этого способа  заключается в последовательной и целенаправленной  отработке  активности самих учащихся (понимание  учебной задачи, овладение способами  активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задачи формирования все большей самостоятельности  перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к  другим, т. е.  формирования способов организации деятельности.

      Воспитание  интереса к предметам обучения способствуют активизации мыслительной и речевой  деятельности учащихся, углубляет качество их знаний. При этом важно учитывать  психологическую сущность процесса обучения и психологические особенности  младших школьников. 

Информация о работе Применение нестандартных форм обучения на уроках русского языка во втором классе