Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:48, дипломная работа
Цель исследования: рассмотреть роль нестандартных форм обучения на уроках русского языка в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить содержание понятия «формы обучения».
Определить классификацию нестандартных форм обучения.
Рассмотреть психолого-педагогические особенности младших школьников.
Рассмотреть особенности применения нестандартных форм обучения на уроках русского языка во 2 классе.
Проследить влияние нестандартных форм обучения на усвоение учащимися знаний по теме «Имя прилагательное» во 2 классе.
Введение..................................................................................................................3
1 Формы организации процесса обучения.......................................................7
1.1 Сущность, функции учебной формы, основные и общие элементы ее структуры ...............................................................................................................7
1.2 Характеристика и классификация нестандартных форм обучения ...........15
1.3 Психолого-педагогические особенности младших школьников ..............24
2 Применение нестандартных форм обучения на уроках русского
языка......................................................................................................................28
2.1 Характеристика нестандартных форм обучения, применяемых на уроках русского языка .....................................................................................................28
2.2 Влияние нестандартных форм обучения на развитие младших
школьников ..........................................................................................................41
2.3 Опытно-экспериментальная работа ..............................................................45
Заключение ..........................................................................................................61
Список использованных источников ……………………
и
т. д. При каждой встрече
предлагается новый текст
В парах сменного состава можно организовать работу по карточкам. У каждого ученика имеется своя карточка. Содержание карточек разное. Каждый самостоятельно работает по своей карточке и его проверяет учитель. Все ученики делятся на группы, обычно по шесть человек в каждой. Далее ученики работают в парах сменного состава, выполняя задание друг друга. Таким образом, каждый выполняет 6 заданий и обучает 5 человек. Таким образом, при коллективных учебных занятиях учащиеся работают в парах сменного состава, и притом у всех разные задачи, а сотрудничество и взаимопомощь являются всеобщими и постоянными.
Учитель может не строить полностью урок в нестандартной форме, а лишь использовать нестандартные приемы работы на уроке. Вот некоторые приемы работы предложенные автором Хуторским А.В. в «Практикуме по дидактике и методикам обучения», которые учителя могут использовать на уроках русского языка:
прием «Найди ошибки». Педагог составляет текст, в котором специально делает ошибки. Количество ошибок известно педагогу, но неизвестно ученикам. Ошибки относятся к изученным правилам. Тексты размножаются по количеству учащихся. Все ученики разбиваются на группы от 3 до 7 человек. Состав группы по уровню обученности разный. Педагог зачитывает инструкцию, которая записана также на доске:
После чтения инструкции каждый ученик ищет ошибки и отмечает их синей пастой.
Затем в группах идет коллективный поиск ошибок. Варианты поиска могут быть разные. Например, один учащийся по буквам читает, остальные проверяют свои тексты. Если у кого-то написано по-другому, то он сообщает об этом группе. Все высказывают свою точку зрения. Если есть расхождения во мнениях, то сверяются со словарем либо консультируются у учителя. Каждый отмечает ошибку в своем тексте зеленой пастой.
В тексте над ошибкой ученики ставят цифру и на обороте листа пишут правило, например «жи – ши», словарное слово и т. д.
Представители групп сообщают учителю о количестве найденных ошибок.
Прием «Брошенный камень». Ученик произносит какое-то слово, связанное определенным образом с заданной темой, и пытается записать следующие слова, которые у него возникают при этом.
Прием
«Фантастический банан». Ученик произносит
два любых слова и пытается
их соединить. В результате получается
новое качество, которое может
быть раскрыто и описано. Например,
на уроке русского языка в теме
«Понятие об имени прилагательном»
можно использовать этот прием. Дети
называют любые два слова –
утро и солнце, снег и день, … и
пытаются их соединить – утреннее
солнце, солнечное утро, снежный
день; затем объясняют эти
Прием «Пластилин». С помощью пластилина ученик может продемонстрировать свою мысль. Во время изображения из пластилина мысли происходит более глубокое ее понимание учеником.
При этом постигаются следующие цели:
1. Каждому
ученику для работы
2. Ученик
берет пластилин и лепит
из него элементы, из которых
состоит заданный объект или
явление. Художественное
3. После
того, как ученик вылепил первый
элемент, например цифры для
часов, он делает к нему ярлык:
4.Лепит
второй элемент, например
5.После
того как учащийся закончил
лепить все элементы объекта,
он делает общий ярлык,
6. После
того как ученик закончил
Задания, которые получают дети на уроках нестандартных форм, помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действующей на них вдохновляюще.
И
только проанализировав весь материал
по предмету можно определить, какие
уроки лучше провести в нестандартной
форме. Нестандартные формы обучения
эффективны тогда, когда им найдено
точное место среди обычных типов
уроков. Уроки русского языка представляют
широкие возможности для использования
нестандартного обучения.
В теории и практике применения нестандартных ситуаций в учебном процессе придается большое значение нестандартной форме организации деятельности детей. На таких уроках ребенок раскрывает себя и делает первые шаги к установлению взаимоотношений с педагогом и сверстниками, закрепляет нормы общения в коллективе, ребенок вступает в мир человеческих действий и отношений, приобретает необходимые знания.
Идея нестандартного обучения, обеспечивающая свободное развитие учащегося актуальна. Цель развивающего обучения и воспитания определяется тем, чтобы обеспечить каждому ребенку условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения. Быть таким субъектом – значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, другими словами хотеть, любить и уметь учиться. Развитие таких потребностей и стремлений у младшего школьника протекает довольно эффективно в процессе игровой деятельности. В первые годы обучения младшие школьники особенно эмоционально относятся к требованиям и правилам школы. Следовательно, уже на начальных этапах школьной жизни необходимо создать такую ситуацию и такие условия, при которых ребенку станет понятно, что количество и качество приобретенных им знаний зависит от его собственной активности. Сориентировать ребенка в этом направлении лучше всего в рамках нестандартного обучения.
Ш.А. Амонашвили определяет исключительную роль занимательности для « … усиления познавательного интереса детей, облегчения сложного процесса учения, ускорения развития» [28].
Занимательность
дает учителю возможность не только
по-новому преподнести научные знания,
но и значительно расширить
Разработка,
организация и проведение нестандартного
урока учителем совершенствует его
профессиональные качества. В процессе
разработки и проведения таких уроков
педагог приобретает
Тем самым, система
Сегодня
все большее внимание уделяется
человеку как личности – его сознанию,
духовности, культуре, нравственности,
а также высокому развитому интеллекту
и интеллектуальному
В начальной школе должен происходить постоянный поиск, цель которого – найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого – с учетом его индивидуальных способностей и возможностей. Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.
Нестандартные
формы уроков реализуются, как правило,
после изучения какой-либо темы или
нескольких тем, выполняя функции обучающего
контроля. Подобная смена привычной
обстановки целесообразна, поскольку
она создает атмосферу
Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-интервью и другие формы занятий.
Урок должен включать в себя что-то новое, незнакомое, интересное для ребят, иначе уже с начальных классов они почувствуют «показуху» на уроках, а это еще больше будет способствовать их разочарованию, вырабатывать отрицательное отношение к школе [31].
Итак, подбор материала – одна из самых главных задач подготовки.
Формирование
учебной деятельности, как способа
активного добывания знаний, является
одним из направлений развития личности
обучаемого. Специфика этого способа
заключается в последовательной
и целенаправленной отработке
активности самих учащихся (понимание
учебной задачи, овладение способами
активных преобразований объекта усвоения,
овладение способами
Воспитание
интереса к предметам обучения способствуют
активизации мыслительной и речевой
деятельности учащихся, углубляет качество
их знаний. При этом важно учитывать
психологическую сущность процесса
обучения и психологические особенности
младших школьников.
Информация о работе Применение нестандартных форм обучения на уроках русского языка во втором классе