Применение нестандартных форм обучения на уроках русского языка во втором классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть роль нестандартных форм обучения на уроках русского языка в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить содержание понятия «формы обучения».
Определить классификацию нестандартных форм обучения.
Рассмотреть психолого-педагогические особенности младших школьников.
Рассмотреть особенности применения нестандартных форм обучения на уроках русского языка во 2 классе.
Проследить влияние нестандартных форм обучения на усвоение учащимися знаний по теме «Имя прилагательное» во 2 классе.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
1 Формы организации процесса обучения.......................................................7
1.1 Сущность, функции учебной формы, основные и общие элементы ее структуры ...............................................................................................................7
1.2 Характеристика и классификация нестандартных форм обучения ...........15
1.3 Психолого-педагогические особенности младших школьников ..............24
2 Применение нестандартных форм обучения на уроках русского
языка......................................................................................................................28
2.1 Характеристика нестандартных форм обучения, применяемых на уроках русского языка .....................................................................................................28
2.2 Влияние нестандартных форм обучения на развитие младших
школьников ..........................................................................................................41
2.3 Опытно-экспериментальная работа ..............................................................45
Заключение ..........................................................................................................61
Список использованных источников ……………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа на сайт.docx

— 122.79 Кб (Скачать)

      Нестандартные уроки в начальной школе занимают значительное место. Это связано  с возрастными особенностями  младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. При проведении открытых уроков данная форма всегда считается выигрышной, т. к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при  подготовке уроков, но и проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы, «мажорный» тон, субъект-субъектные отношения. Поэтому совершенствование форм, методов и средств обучения, проблемы построения интересных занятий, выработка интереса к ним играют существенную роль. 

1.3  Психолого-педагогические  особенности личности  младшего школьника 

      Младший школьный возраст – это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. С момента  поступления ребенка в школу  она начинает опосредовать всю систему  его отношений.

      В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, память, воображение, мышление и речь), необходимость  которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных» по Л.С. Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т. е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредствованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра, труд.

      Для успешности учебной деятельности очень  важным познавательным процессом является внимание. Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных  классах, сильным и конкурирующим  с произвольным остается непроизвольное внимание  детей. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако  здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание  у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или  явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка. Следовательно, при обучении младших школьников необходимо применять такие формы обучения, которые бы  привлекали внимание детей и способствовали бы его проявлению в наиболее совершенных формах [16].

      Возрастные  особенности развития памяти таковы, что ребенок легко запоминает не связанные между собой логические единицы информации. Это свидетельствует  о развитии механической памяти, а  это относительно простой вид  памяти, не связанный со сложной  умственной работой.   Ребенок  легко и быстро запоминает то, что  привлекает его внимание своей яркостью, необычностью, т.е. то, что непосредственно  интересно для него. Это и есть непроизвольная память. Для учебной  деятельности ребенку необходима произвольная память. В первые дни школьной жизни он должен запоминать правила поведения, постоянно помнить их и вести себя согласно этим правилам. Учебная деятельность постепенно приведет ребенка к произвольным видам памяти, внимания.

   А.А.Смирнов  провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришел к  следующим выводам:

  • с 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память  на не связанные логические единицы информации:
  • вопреки распространенному мнению о существовании увеличивающегося с возрастом преимущества запоминания осмысленного материала фактически обнаруживается обратное соотношение: чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. Это, по-видимому, связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, ведет к одновременному улучшению всех видов памяти у ребенка, и прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой.

  В целом память детей младшего школьного  возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует  достаточно быстро. Несколько отстает  в своем развитии опосредованная,  логическая память, так как в большинстве  случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

      Активному развитию памяти детей в первые школьные годы способствует решение специальных мнемических задач, которые возникают перед детьми в соответствующих видах деятельности [17]. 

      Мышление  и речь. Развитие мышления человека проходит несколько стадий. Начальная из них – наглядно-действенная. Эта стадия мышления характеризуется тем, что дети, находящиеся на данной стадии, не могут выполнять действия без опоры на предметы или их материальные заменители (модели). Но в этом возрасте ребенок может быть и на стадии наглядно-образного мышления. В этом случае он может понимать и выполнять действия, не используя рук. Глаз заменяет руки, но необходимость во внешних предметах сохраняется. Обобщения производятся детьми этого возраста обычно на основе внешних, легко воспринимаемых признаков или признаков функциональных. Вместе с тем дети младшего школьного возраста обнаруживают интерес к причинам возникновения тех или иных явлений, к строению предметов. Они пытаются сами экспериментировать, чтобы найти интересующий их ответ.

      Обучение  в школе вызывает огромные сдвиги в речевом развитии ребенка. Эти  сдвиги обусловлены тем, что к  речи ребенка предъявляются  новые  требования, связанные с изучением  многих новых учебных предметов. Если для детей дошкольного возраста речь является практически средством  общения с другими людьми, в  процессе которого она и формировалась, то у детей школьного возраста, наряду с этим, речь является и средством  усвоения системы знаний. Понятно, что  без изучения самого языка, без овладения  грамотой – чтением и письмом  – речь ребенка не может выполнять  функцию систематического и всестороннего познания действительности. Поэтому в условиях обучения язык, на котором говорит ребенок, становится предмет ом его специального обучения.

      В процессе изучения языка совершенствуются и развиваются  все виды речи школьника  – устная, письменная, внутренняя.

      Письменная  речь имеет большое значение в  речевом развитии  школьника.  У человека, владеющего письменной речью, возможности общения значительно  расширяются. Школьник, овладевший письменной речью, может изложить  и сообщить свои мысли отсутствующему человеку в письменной форме. Точно так  же, пользуясь письменной речью, он может узнать  о мыслях других людей и, что особенно важно, приобретать  самостоятельно знания, читая учебники и другие книги. Письменная и устная речь школьника развиваются в  единстве и взаимно влияют друг на друга. Развитие письменной речи начинается с овладения процессом чтения.

      Воображение. Эта познавательная функция активно  используется ребенком. Ребенок может  сочинить сказку, придумать рассказ  по картинке, нарисовать воображаемую ситуацию. При этом одни дети стремятся  нарисовать то, что есть в реальности, а других больше занимает фантастическая картина мира. Воображение имеет  большое значение не только для учебной  деятельности, но и для воспитания творческой личности, поэтому учитель  должен развивать эту функцию  методами, адекватными учебной деятельности [18].

        Комплексное развитие детского  интеллекта в младшем  школьном  возрасте идет в нескольких  различных направлениях: развитие  речи, как средства мышления; соединение  и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления; выделение, обособление и относительно независимое развитие подготовительной и исполнительной фаз интеллектуального процесса. Стандартные формы обучения ограничивают речевую активность детей, самостоятельность и автономность на обеих фазах интеллектуального процесса. Некоторые развивающие задачи могут быть решены только в рамках нестандартных форм обучения. Следовательно, выбор формы организации учебной деятельности учащихся должен быть адекватен развивающей цели урока.

 

 

2 ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ  ФОРМ НА УРОКАХ  РУССКОГО ЯЗЫКА  ВО ВТОРОМ КЛАССЕ.

2.1 Характеристика нестандартных  форм обучения  применяемых на  уроках русского  языка 

          Необходимость глубокого изучения  русского языка в школе определяется  его основными функциями: язык  служит человеку, во-первых средством оформления и выражения мысли, во-вторых коммуникативным средством и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).

          Построение предмета «Русский  язык»  в начальной школе  должно обеспечить определённую  систему теоретических знаний, развить  мышление учащихся и базу для  усвоения орфографических, грамматических  орфоэпических умений и навыков.

       Содержание и виды занятий  по русскому языку в начальных  классах состоят:

  • в развитии устной и письменной речи учащихся
  • в обучении детей грамоте, т.е. правильному и осознанному чтению и письму
  • в изучении литературной нормы - грамматической правильности,   орфографически и пунктуационно грамотного произношения и в овладении выразительностью речи.
  • в изучении теоретического материала по грамматике, фонетике, лексике, в формировании систем научных понятий по языку
  • в приобщении школьников к образцам художественной, научно- популярной и иной литературы, в овладении читательскими умениями

Содержание  и объём учебного предмета «Русский язык» определяется Государственным  общеобразовательным стандартом среднего общего образования Республики Казахстан.

Объём учебной нагрузки по предмету составляет 4 часа в неделю, 136 часов в учебном  году.

 Программой  по русскому языку определена  основная цель обучения данному  предмету: сформировать умения пользоваться  родным языком в различных  ситуациях общения. Программа  преследует задачи:

  • формирование учебной деятельности детей младшего школьного возраста (разносторонняя мотивация и умение учиться, развитие языковой личности, самостоятельность мышления);
  • формирование и совершенствование навыков сознательного, выразительного, беглого чтения, грамотного письма, развитой связной речи;
  • развитие языкового чутья, эстетического вкуса, внимания и интереса учащихся к чтению книг;
  • изучение начального курса грамматики: осознание учениками системности и функциональности явлений языка; усвоение языка как средства общения, умение работать с текстом;
  • уточнение и расширение представлений детей об окружающем мире посредством урока русского языка;
  • воспитание культуры речи, речевого этикета в общении.

      Базовое содержание образования по предмету «Русский язык» представлено такими разделами  современной лингвистики, как фонетика и графика,  состав слова, грамматика, лексика, а также  культура речи [19,20].

      Курс  русского языка во 2 классе закладывает  основы общеобразовательных знаний о строе русского языка, формирует  речевые, орфографические навыки и  умения. В то же время во 2 классе начинается систематическая работа по развитию речи учащихся, закладывающая  базу для развития у школьников дара слова.

      Большое место в Программе для 2 класса занимает тема «Морфология». В ходе изучения этой темы дети получают понятия  о частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе, предлоге [20].

Расположение  материала в ученике способствует тому, чтобы формирование  представлений  о частях речи осуществлялось постепенно. Например, изучая тему «Имя прилагательное»  на первом уроке дети знакомятся с  определением прилагательного,  как  части речи, которая обозначает признак  предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?  И учатся находить их в тексте. Затем учатся изменять имена прилагательные по числам. Далее  определяют категорию рода имени  прилагательного и работают над  закреплением полученных навыков. Таким  образом, сначала учащиеся путём  упражнений усваивают существенные признаки понятий, затем знакомятся с определением понятий, после чего в процессе упражнений понятия закрепляются и развиваются. Упражнения, предлагаемые учебником по данной теме довольно разнообразны и носят практический характер. Материал учебника предусматривает также широкое использование текстов. Учащиеся учатся чувствовать прекрасное в самом языке, его неисчерпаемых возможностях. Пословицы и поговорки, эти маленькие поэтические произведения, полные ярких образов, построенные на прекрасных созвучиях и рифмах, приобщают учащихся к миру искусства, знакомятся с сокровищами русской народной мудрости. Задачи, ребусы развивают индивидуальную активность детей, их творческое воображение, образное мышление.

      Используются  авторами учебника и другие элементы занимательности это упражнение  «Подскажи слово», зрительный диктант, дополнительные задания для любознательных, которые дают также возможность построить работу дифференцировано [21].

       Итак, мы видим, что в учебнике наряду с обычными есть нестандартные задания, которые помогают активизировать мышление, развивать творческие способности и познавательный интерес учащихся. Но для того, чтобы построить нестандартный урок  этого не достаточно. Нужно использовать дополнительную литературу.  Кроме того, педагог, работающий с использованием нестандартных методов должен быть заинтересованной, творческой личностью. Важно также умение применять различные виды нестандартных методов обучения на уроках русского языка.

Информация о работе Применение нестандартных форм обучения на уроках русского языка во втором классе