Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:48, дипломная работа
Цель исследования: рассмотреть роль нестандартных форм обучения на уроках русского языка в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить содержание понятия «формы обучения».
Определить классификацию нестандартных форм обучения.
Рассмотреть психолого-педагогические особенности младших школьников.
Рассмотреть особенности применения нестандартных форм обучения на уроках русского языка во 2 классе.
Проследить влияние нестандартных форм обучения на усвоение учащимися знаний по теме «Имя прилагательное» во 2 классе.
Введение..................................................................................................................3
1 Формы организации процесса обучения.......................................................7
1.1 Сущность, функции учебной формы, основные и общие элементы ее структуры ...............................................................................................................7
1.2 Характеристика и классификация нестандартных форм обучения ...........15
1.3 Психолого-педагогические особенности младших школьников ..............24
2 Применение нестандартных форм обучения на уроках русского
языка......................................................................................................................28
2.1 Характеристика нестандартных форм обучения, применяемых на уроках русского языка .....................................................................................................28
2.2 Влияние нестандартных форм обучения на развитие младших
школьников ..........................................................................................................41
2.3 Опытно-экспериментальная работа ..............................................................45
Заключение ..........................................................................................................61
Список использованных источников ……………………
Нестандартные
уроки в начальной школе
1.3
Психолого-педагогические
особенности личности
младшего школьника
Младший школьный возраст – это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. С момента поступления ребенка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений.
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных» по Л.С. Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т. е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредствованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра, труд.
Для успешности учебной деятельности очень важным познавательным процессом является внимание. Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка. Следовательно, при обучении младших школьников необходимо применять такие формы обучения, которые бы привлекали внимание детей и способствовали бы его проявлению в наиболее совершенных формах [16].
Возрастные
особенности развития памяти таковы,
что ребенок легко запоминает
не связанные между собой
А.А.Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришел к следующим выводам:
В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.
Активному развитию памяти детей в первые школьные годы способствует решение специальных мнемических задач, которые возникают перед детьми в соответствующих видах деятельности [17].
Мышление и речь. Развитие мышления человека проходит несколько стадий. Начальная из них – наглядно-действенная. Эта стадия мышления характеризуется тем, что дети, находящиеся на данной стадии, не могут выполнять действия без опоры на предметы или их материальные заменители (модели). Но в этом возрасте ребенок может быть и на стадии наглядно-образного мышления. В этом случае он может понимать и выполнять действия, не используя рук. Глаз заменяет руки, но необходимость во внешних предметах сохраняется. Обобщения производятся детьми этого возраста обычно на основе внешних, легко воспринимаемых признаков или признаков функциональных. Вместе с тем дети младшего школьного возраста обнаруживают интерес к причинам возникновения тех или иных явлений, к строению предметов. Они пытаются сами экспериментировать, чтобы найти интересующий их ответ.
Обучение в школе вызывает огромные сдвиги в речевом развитии ребенка. Эти сдвиги обусловлены тем, что к речи ребенка предъявляются новые требования, связанные с изучением многих новых учебных предметов. Если для детей дошкольного возраста речь является практически средством общения с другими людьми, в процессе которого она и формировалась, то у детей школьного возраста, наряду с этим, речь является и средством усвоения системы знаний. Понятно, что без изучения самого языка, без овладения грамотой – чтением и письмом – речь ребенка не может выполнять функцию систематического и всестороннего познания действительности. Поэтому в условиях обучения язык, на котором говорит ребенок, становится предмет ом его специального обучения.
В процессе изучения языка совершенствуются и развиваются все виды речи школьника – устная, письменная, внутренняя.
Письменная
речь имеет большое значение в
речевом развитии школьника.
У человека, владеющего письменной
речью, возможности общения
Воображение.
Эта познавательная функция активно
используется ребенком. Ребенок может
сочинить сказку, придумать рассказ
по картинке, нарисовать воображаемую
ситуацию. При этом одни дети стремятся
нарисовать то, что есть в реальности,
а других больше занимает фантастическая
картина мира. Воображение имеет
большое значение не только для учебной
деятельности, но и для воспитания
творческой личности, поэтому учитель
должен развивать эту функцию
методами, адекватными учебной
Комплексное развитие детского
интеллекта в младшем
2 ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО ВТОРОМ КЛАССЕ.
2.1
Характеристика нестандартных
форм обучения
применяемых на
уроках русского
языка
Необходимость глубокого
Построение предмета «Русский
язык» в начальной школе
должно обеспечить
Содержание и виды занятий по русскому языку в начальных классах состоят:
Содержание и объём учебного предмета «Русский язык» определяется Государственным общеобразовательным стандартом среднего общего образования Республики Казахстан.
Объём учебной нагрузки по предмету составляет 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году.
Программой
по русскому языку определена
основная цель обучения
Базовое содержание образования по предмету «Русский язык» представлено такими разделами современной лингвистики, как фонетика и графика, состав слова, грамматика, лексика, а также культура речи [19,20].
Курс русского языка во 2 классе закладывает основы общеобразовательных знаний о строе русского языка, формирует речевые, орфографические навыки и умения. В то же время во 2 классе начинается систематическая работа по развитию речи учащихся, закладывающая базу для развития у школьников дара слова.
Большое место в Программе для 2 класса занимает тема «Морфология». В ходе изучения этой темы дети получают понятия о частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе, предлоге [20].
Расположение
материала в ученике
Используются
авторами учебника и другие элементы
занимательности это
Итак, мы видим, что в учебнике наряду с обычными есть нестандартные задания, которые помогают активизировать мышление, развивать творческие способности и познавательный интерес учащихся. Но для того, чтобы построить нестандартный урок этого не достаточно. Нужно использовать дополнительную литературу. Кроме того, педагог, работающий с использованием нестандартных методов должен быть заинтересованной, творческой личностью. Важно также умение применять различные виды нестандартных методов обучения на уроках русского языка.
Информация о работе Применение нестандартных форм обучения на уроках русского языка во втором классе