Применение нестандартных форм обучения на уроках русского языка во втором классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть роль нестандартных форм обучения на уроках русского языка в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить содержание понятия «формы обучения».
Определить классификацию нестандартных форм обучения.
Рассмотреть психолого-педагогические особенности младших школьников.
Рассмотреть особенности применения нестандартных форм обучения на уроках русского языка во 2 классе.
Проследить влияние нестандартных форм обучения на усвоение учащимися знаний по теме «Имя прилагательное» во 2 классе.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
1 Формы организации процесса обучения.......................................................7
1.1 Сущность, функции учебной формы, основные и общие элементы ее структуры ...............................................................................................................7
1.2 Характеристика и классификация нестандартных форм обучения ...........15
1.3 Психолого-педагогические особенности младших школьников ..............24
2 Применение нестандартных форм обучения на уроках русского
языка......................................................................................................................28
2.1 Характеристика нестандартных форм обучения, применяемых на уроках русского языка .....................................................................................................28
2.2 Влияние нестандартных форм обучения на развитие младших
школьников ..........................................................................................................41
2.3 Опытно-экспериментальная работа ..............................................................45
Заключение ..........................................................................................................61
Список использованных источников ……………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа на сайт.docx

— 122.79 Кб (Скачать)

2.3  Опытно-экспериментальная  работа 

      Для подтверждения гипотезы нами  была проведена опытно-экспериментальная  работа. Базой исследования были выбраны: экспериментальный класс – второй класс Подольской средней школы, контрольный класс – второй класс  Донецкой средней школы. Количество учащихся в экспериментальном и  контрольном классах – 14 человек. Перед началом эксперимента было проведено анкетирование учителей начальных классов, для того чтобы  выяснить, как часто они проводят уроки русского языка в нестандартной  форме и дают ли эти уроки положительный  результат. Вопросы анкетирования  находятся в приложении (Приложение А). Проанализировав анкеты, мы сделали  вывод:

большинство учителей начальных классов проводит уроки русского языка в нестандартной  форме 1 раз в месяц, т. е.  уроки  нестандартной формы используются ими в работе не часто. Абсолютно  все считают, что уроки нестандартной  формы  дают положительные результаты, и что при проведении таких уроков у учеников повышается мотивация обучения и активность учащихся на уроках.

      Чтобы определить содержание опытно-экспериментальной  работы мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу, Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан, рекомендации программы по проблеме исследования [19, 20].

Эксперимент проводился  в 3 этапа:

1 этап  – констатирующий.

2 этап  – формирующий.

3 этап  – контрольный.

1 этап – констатирующий.

      На  констатирующем этапе опытно-экспериментальной  работы перед нами возник вопрос о  том, как определить влияние нестандартных  форм обучения на усвоение темы «Имя прилагательное»  учащимися второго класса. Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу и содержание нормативно-правовых документов по данной проблеме,  нами был отобран набор критериев  для оценки уровня сформированности знаний, умений и навыков о части речи – имени прилагательном у учащихся второго класса. Для определения данных критериев мы использовали методику авторов Л.М Зелениной,  Т.Е. Хохловой, Н.Г. Кувашовой и государственный общеобязательный стандарт образования. Выбранные нами критерии  оценки сформированности знаний, умений и навыков об имени прилагательном у учащихся второго класса представлены в таблице 2. 

Таблица 2.

Критерии  оценки сформированности знаний, умений, навыков по теме «Имя прилагательное» у учащихся второго класса 

Критерии  оценки Шкала оценивания
3 б 2 б 1 б 0 б
Умение  выделять из текста слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? (имена прилагательные) Выделены все  прилагательные, данные в тексте Допущены 1-2 ошибки при нахождении  имен прилагательных Выполнено верно 50 % задания Выполнено верно менее 50% задания
Умение  называть признаки предметов Верно названы признаки предметов Допущены 1-2 ошибки при назывании признаков предметов Верно выполнено 50% задания Верно выполнено менее 50% задания
Правильное  написание окончаний прилагательных в словосочетаниях Верно написаны окончания прилагательных Допущены 1-2 ошибки Выполнено верно 50% задания Выполнено верно менее 50% задания
Умение  подбирать имена прилагательные, близкие по смыслу Верно подобраны синонимы Допущены 1-2 ошибки в подборе синонимов Выполнено верно 50% задания Выполнено верно менее 50% задания
Умение  определять имена прилагательные, противоположные  по смыслу Верно

определены пары антонимов

Допущены 1-2 ошибки Выполнено верно 50% задания Выполнено верно менее 50% задания
 

     Для реализации  цели  констатирующего  этапа эксперимента – выявление  уровня сформированности знаний, умений, навыков по теме «Имя прилагательное», было проведено тестирование, составленное авторами Л.М. Зелениной, Т.Е.  Хохловой, включающее в себя 8 вопросов (Приложение Б):

задание №1 – нахождение в тексте имен прилагательных;

задание №2, 4 – называние признаков предметов:

задание №3, 5, 6 – правильное написание имен прилагательных в                        словосочетаниях;

задание №7 – подбор прилагательных, близких  по смыслу (синонимов);

задание №8 -  нахождение прилагательных противоположных  по смыслу (антонимов).

      Процедура проведения тестирования заключается  в следующем: каждый ученик получает свой  вариант теста, в верхней  части листа указывает свою фамилию, имя. Работа проводится в течение 20 минут, на каждое задание отводится  в среднем 2,5  минуты.

      Результаты  выполнения детьми задания оценивались  по 3 балльной системе, используя диагностику  Н.Г. Кувашовой.  Критерии  и шкала ответов указаны нами выше в таблице 2.

     Учащиеся, средний балл ответа которых составил 3–2,3 балла,  были отнесены к высокому уровню сформированности знаний. Эти дети достаточно хорошо усвоили тему.

     Учащиеся, средний балл ответа которых составил 2,2-1,8 балла, были отнесены к среднему уровню сформированности знаний.

     Учащиеся, средний балл ответа которых составил 1,7 балла и ниже, были отнесены к  низкому уровню сформированности знаний. Они практически не усвоили тему.

     Результаты  исследования экспериментальной и  контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента  представлены в таблице 3 и таблицах 4, 5 (Приложение В) и на рисунке 1. 

Таблица 3.

Результаты  исследования контрольного  и экспериментального классов на констатирующем этапе эксперимента 

Уровни Экспериментальный класс Контрольный класс
Процент учащихся Количество 

учащихся

Процент учащихся Количество 

учащихся

Высокий 50% 7 57% 8
Средний 29% 4 22% 3
низкий 21% 3 21% 3
 

Уровни  знаний, умений и  навыков учащихся контрольного и экспериментального классов  на констатирующем этапе  эксперимента  

Рисунок 1. 

     Обработка и анализ результатов тестирования на констатирующем этапе эксперимента  во  вторых классах Подольской и  Донецкой средних школ показали примерно одинаковые результаты: учащихся с  высоким уровнем сформированности знаний в экспериментальном классе 50%, в контрольном – 57%, учащихся со средним уровнем сформированности знаний в экспериментальном классе 29%, в контрольном классе – 22%, учащихся с низким уровнем сформированности знаний в экспериментальном классе 21%, в контрольном классе – 21%.

      2 этап – формирующий.

      Цель  данного этапа – провести  в экспериментальном классе по теме «Имя прилагательное» работу с использованием нестандартных форм и методов  обучения.

В экспериментальном  классе уроки строились при помощи нестандартных форм и методов. В  контрольном классе уроки проводились  в традиционной стандартной форме.

     Так, для урока знакомства с именем прилагательным была выбрана форма  урока-исследования. Урок-исследование – это такой урок, на котором  учебная задача подвергается рассмотрению (изучению) в устной форме.  Дети самостоятельно выводят правило, рассмотрев несколько  примеров.

Тема: Понятие об имени  прилагательном.

Цель: дать представление об имени прилагательном как части речи, научить находить в их тексте, отличать от других частей речи.

Задачи:

1.Познакомить  с частью речи – прилагательным. Формировать умения ставить вопросы  к прилагательным, различать их  в речи.

2.Развивать  умения наблюдать, сравнивать, делать  выводы, обобщать.

3.Воспитывать  аккуратность в работе, старательность, культуру поведения на уроке. 

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-исследование.

Методы: проблемный, словесный, наглядный, практический.

Ход урока

1.Организационный  момент.

2. Знакомство с новым  материалом.

На доске записан  главный вопрос урока: Какую роль в языке выполняют имена прилагательные?

      -Ребята, сегодня на уроке мы должны  ответить на этот вопрос. Внимательно  прочитайте записанные на доске  слова  и разделите их на  две группы: норка, гладкая, красные,  галка, лисички, рыжие, бантик, пушистая.

      (Дети  называют слова первой и второй  группы, учитель меняет карточки  местами). 

норка пушистая
бантик рыжие
лисички красный
галка гладкая
 

-По какому  признаку вы определили слова  в первый столбик?

Докажите. (Эти слова отвечают на вопросы кто? что? И обозначают предмет).

     Обратимся ко второй группе слов.  На какие  вопросы отвечают эти слова? Дополните  этот столбик своими примерами. (Дети приводят примеры).

Что общего у всех этих слов? (Они отвечают на одинаковые вопросы).

Попробуем ответить. Для чего нужны в русском  языке такие слова.

Послушайте  текст. (Учитель читает текст два раза). 

А) Наступила  весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят говорливые птицы.
 
  • О чем был  первый текст? (О весне).
  • О чем был второй текст? (Тоже о весне).
  • Можно считать эти тексты одинаковыми? (И да, и нет).

   Докажите.

   Что отличает первый текст от второго? (Наличие имен прилагательных. С ними текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для красоты описания).

      Во  втором тексте используется прилагательное последний для описания снега. Но это прилагательное не такое уж красивое. Ведь можно было взять, например, слово пушистый или слово серебристый. (Нет. Прилагательное последний наиболее точно описывает снег).

Информация о работе Применение нестандартных форм обучения на уроках русского языка во втором классе