Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:48, дипломная работа
Цель исследования: рассмотреть роль нестандартных форм обучения на уроках русского языка в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить содержание понятия «формы обучения».
Определить классификацию нестандартных форм обучения.
Рассмотреть психолого-педагогические особенности младших школьников.
Рассмотреть особенности применения нестандартных форм обучения на уроках русского языка во 2 классе.
Проследить влияние нестандартных форм обучения на усвоение учащимися знаний по теме «Имя прилагательное» во 2 классе.
Введение..................................................................................................................3
1 Формы организации процесса обучения.......................................................7
1.1 Сущность, функции учебной формы, основные и общие элементы ее структуры ...............................................................................................................7
1.2 Характеристика и классификация нестандартных форм обучения ...........15
1.3 Психолого-педагогические особенности младших школьников ..............24
2 Применение нестандартных форм обучения на уроках русского
языка......................................................................................................................28
2.1 Характеристика нестандартных форм обучения, применяемых на уроках русского языка .....................................................................................................28
2.2 Влияние нестандартных форм обучения на развитие младших
школьников ..........................................................................................................41
2.3 Опытно-экспериментальная работа ..............................................................45
Заключение ..........................................................................................................61
Список использованных источников ……………………
Таблица 1.
Отличия
нестандартного урока
от традиционного
Традиционный урок | Нестандартный урок |
Цель
урока –
а) для учителя: дать новый материал б) для ученика: усвоить новые знания |
Цель урока
–
а) для учителя: организовать продуктивную деятельность учеников б) для ученика: создать творческую продукцию |
Виды
деятельности на уроке
а) для учителя: объяснение новой темы б) для ученика: прослушивание нового материала, запоминание |
Виды деятельности
на уроке
а) для учителя: организация творческой деятельности б) для ученика: исследование нового объекта, анализ явлений |
Структура
урока –
Строго по разработанному плану, без отступлений |
Структура урока
–
Ситуативность, отход от запланированного |
Подход
к теме урока –
Одна точка зрения на изучаемую проблему, изложенная в учебнике |
Подход к
теме урока –
Многообразие точек зрения специалистов на изучаемую проблему |
Контроль
–
Воспроизведение учениками изученной темы |
Контроль –
Представление и защита учениками творческого продукта по теме |
Завершающий этап урока – подведение итогов, припоминание изученной темы | Завершающий этап урока – рефлексия, осознание собственной деятельности |
Существует много видов нестандартных уроков. Ниже представлены перечни названий типов уроков.
Уроки креативного типа:
урок-фантазия;
урок изобретательства;
урок открытий;
урок-сказка;
деловая игра;
ролевая игра;
урок-путешествие (реальное, виртуальное);
урок наоборот (ученик в роли учителя);
урок-олимпиада.
Уроки когнитивного типа:
урок-наблюдение;
урок-эксперимент;
поисковый урок;
урок конструирования понятий (правил);
интегративный урок;
межпредметный урок.
Уроки коммуникативного типа:
урок взаимоконтроля;
урок-аукцион;
урок-соревнование;
урок-КВН;
урок-спектакль;
урок-«круглый стол»;
творческий отчет [13].
Успешное проведение нестандартного урока зависит от ряда действий, как учителя, так и учеников (схема 1).
Схема 1.
Хотя типы нестандартных уроков самые разнообразные, но не это главное. Главное в том, что
- ученики вовлечены;
- их работоспособность максимальна;
- результативность урока возрастает.
Однако
следует заметить, что и в выборе
нестандартных уроков нужна мера.
Если отказаться от традиционных уроков,
а все уроки сделать
В общей системе обучения место нестандартных (нетрадиционных) уроков определяется самим учителем в зависимости от содержания материала, а также конкретных условий проведения и, конечно же, от индивидуальных особенностей ученика.
В начальной школе применяются следующие нестандартные формы обучения как
Урок-сказка построен на внешнем, не имеющем отношения к учебной цели урока сюжете. Сказка – наиболее близкая и наиболее адекватная детскому восприятию форма постижения жизни. Она и развлекает, и поучает. К.Д.Ушинский имел в виду именно сказку, когда формулировал главный дидактический принцип обучения младшего школьника: «развлекая – поучай». Например, урок русского языка, построенный на основе сказки «Гуси-лебеди». Каждый раз, когда сестрица Аленушка обращается за помощью к другим персонажам, они ставят ей условие: «Ответь на такой вопрос, выполни такое задание, тогда помогу». Выполнение учебных действий мотивируется нравственно-эстетическим чувством сопереживания героем сказки. В какой-то момент дети сталкиваются с таким заданием, которое не могут выполнить и вот их эмоциональный настрой подготовил детей к тому, что они страстно желают научиться решать такие задачи, узнавать, как это делается. Нестандартность формы обучения заключается в том, что структура урока была обличена в сюжет, использовались нетрадиционные методы активизации познавательной деятельности, учащиеся занимали активную позицию на протяжении всего урока.
Требования к проведению урока-сказки:
Урок-путешествие. Путешествие
Требования к проведению урока-путешествия:
Урок-игра. Игра как коммуникативный
жанр обладает такими
Затем эти функции по обговорённым заранее условиям и правилам исполняется, т.е. сюжет игры проходит свою завязку, кульминацию и развязку, а затем обсуждается то, что во время такой игры происходило.
Сюжетно-ролевая игра может
Урок соревнование. На таких уроках
класс обычно делится на две
команды, приглашается жюри (эксперты).
Обеим командам даются
Требования к проведению уроков в форме соревнований и игр:
Урок-экскурсия – это форма
организации обучения в
Экскурсии ставят задачи развития способностей учащихся действовать с познавательных позиций в окружающем мире, непосредственно воспринимать и изучать жизненные явления и процессы. Экскурсии помогают формировать эмоциональные качества учащихся: чувство прекрасного, ощущение радости познания, желание быть полезным обществу.
Экскурсия связана с учебным материалом разных предметов. Экскурсии помогают ученикам охватить содержание обучения всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых в разных курсах явлений и законов, приобрести навыки их универсального применения.
Экскурсия дает возможность постановки и решения проблемных методов обучения. Сами проблемы и объекты познания во время экскурсии оказываются более интересными для учеников, чем при умозрительном их изучении в рамках классной комнаты. В то же время итоги экскурсии рекомендуется проводить в школе за партой.
Урок - драматизация представляет собой обыгрывание сюжета литературного произведения на уроках чтения, художественной литературы, Это позволяет глубже проникнуть в авторский замысел, более целенаправленно провести анализ художественных образов. Нарушается стандартная структура урока, используются нетрадиционные методы обучения и активируется познавательная деятельность за счёт интеграции с игровой и творческой художественной деятельностью.
Интегрированные уроки. Уроки по различным предметам имеющие межпредметные связи относительно содержания учебных задач в целом и задач дидактического этапа объединяются в один урок, что способствует образованию единой полиморфной обучающе-воспитывающей системы.
Интегрированные уроки позволяют учесть опыт ученика, разнообразить методы и приемы работы, избежать повторов одних и тех же знаний в разных учебных предметах и тем самым уменьшить затраты ребенка на освоение знаний. Учебный материал отбирается и располагается таким образом, что позволяет строить его изучение синхронно. Необходимо заранее и точно представить место каждого из уроков в теме и синхронизировать их по времени с изучением соответствующих тем (близких по содержанию) по другим предметам [15].
Информация о работе Применение нестандартных форм обучения на уроках русского языка во втором классе