Применение нестандартных форм обучения на уроках русского языка во втором классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть роль нестандартных форм обучения на уроках русского языка в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить содержание понятия «формы обучения».
Определить классификацию нестандартных форм обучения.
Рассмотреть психолого-педагогические особенности младших школьников.
Рассмотреть особенности применения нестандартных форм обучения на уроках русского языка во 2 классе.
Проследить влияние нестандартных форм обучения на усвоение учащимися знаний по теме «Имя прилагательное» во 2 классе.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
1 Формы организации процесса обучения.......................................................7
1.1 Сущность, функции учебной формы, основные и общие элементы ее структуры ...............................................................................................................7
1.2 Характеристика и классификация нестандартных форм обучения ...........15
1.3 Психолого-педагогические особенности младших школьников ..............24
2 Применение нестандартных форм обучения на уроках русского
языка......................................................................................................................28
2.1 Характеристика нестандартных форм обучения, применяемых на уроках русского языка .....................................................................................................28
2.2 Влияние нестандартных форм обучения на развитие младших
школьников ..........................................................................................................41
2.3 Опытно-экспериментальная работа ..............................................................45
Заключение ..........................................................................................................61
Список использованных источников ……………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа на сайт.docx

— 122.79 Кб (Скачать)

Таблица 1.

Отличия нестандартного урока  от традиционного 

Традиционный  урок Нестандартный урок
Цель  урока – 

а) для учителя: дать новый материал

б) для ученика: усвоить новые знания

Цель урока  –

а) для учителя: организовать продуктивную деятельность учеников

б) для ученика: создать творческую продукцию

Виды  деятельности на уроке

а) для учителя: объяснение новой темы

б) для ученика: прослушивание нового материала, запоминание

Виды деятельности на уроке

а) для учителя: организация творческой деятельности

б) для ученика: исследование нового объекта, анализ явлений

Структура урока – 

Строго по разработанному плану, без отступлений

Структура урока  – 

Ситуативность, отход от запланированного

Подход  к теме урока – 

Одна точка  зрения на изучаемую проблему, изложенная в учебнике

Подход к  теме урока –

Многообразие  точек зрения специалистов на изучаемую  проблему

Контроль  – 

Воспроизведение учениками изученной темы

Контроль – 

Представление и защита учениками творческого  продукта по теме

Завершающий этап урока – подведение итогов, припоминание изученной темы Завершающий этап урока – рефлексия, осознание  собственной деятельности
 
 

  Существует много видов нестандартных уроков. Ниже представлены перечни названий типов  уроков.

      Уроки креативного типа:

урок-фантазия;

урок  изобретательства;

урок  открытий;

урок-сказка;

деловая игра;

ролевая игра;

урок-путешествие (реальное, виртуальное);

урок  наоборот (ученик в роли учителя);

урок-олимпиада.

      Уроки когнитивного типа:

урок-наблюдение;

урок-эксперимент;

поисковый урок;

урок  конструирования понятий (правил);

интегративный урок;

межпредметный урок.

      Уроки коммуникативного типа:

урок  взаимоконтроля;

урок-аукцион;

урок-соревнование;

урок-КВН;

урок-спектакль;

урок-«круглый стол»;

творческий  отчет [13].

      Успешное  проведение нестандартного урока зависит  от ряда действий, как учителя, так  и учеников (схема 1).

Схема 1.

 
 
 
 

  
 

 
 
 

   Хотя  типы  нестандартных уроков самые  разнообразные, но не это главное. Главное  в том, что

    - ученики  вовлечены;

    - их  работоспособность максимальна;

    - результативность  урока возрастает.

   Однако  следует заметить, что и в выборе  нестандартных уроков нужна мера. Если отказаться от традиционных уроков, а все уроки сделать нестандартными, то общая картина учебного процесса будет неблагоприятна.

      В общей системе обучения место  нестандартных (нетрадиционных) уроков определяется самим учителем в зависимости  от содержания материала, а также  конкретных условий проведения и,  конечно же, от индивидуальных особенностей ученика.

        В начальной школе применяются  следующие нестандартные формы  обучения как

  1. урок-сказка
  2. урок-путешествие
  3. урок-игра
  4. урок-соревнование
  5. урок-экскурсия
  6. урок-драматизация
  7. урок-викторина
  8. урок поиска истины
  9. урок-исследование
  10. урок-концерт
  11. интегрированный урок.

     Урок-сказка построен на внешнем, не имеющем отношения  к учебной цели урока сюжете. Сказка – наиболее близкая и наиболее адекватная детскому восприятию форма  постижения жизни. Она и развлекает, и поучает. К.Д.Ушинский имел в виду именно сказку, когда формулировал главный дидактический  принцип  обучения младшего школьника: «развлекая – поучай». Например, урок русского языка, построенный на основе сказки «Гуси-лебеди». Каждый раз, когда сестрица Аленушка обращается за помощью к другим персонажам, они ставят ей условие: «Ответь на такой вопрос, выполни такое задание, тогда помогу». Выполнение учебных действий мотивируется нравственно-эстетическим чувством сопереживания героем сказки. В какой-то момент дети сталкиваются с таким заданием, которое не могут выполнить и вот их эмоциональный настрой подготовил детей к тому, что они страстно желают научиться решать такие задачи, узнавать, как это делается. Нестандартность формы обучения заключается в том, что структура урока была обличена в сюжет, использовались нетрадиционные методы активизации познавательной деятельности, учащиеся занимали активную позицию на протяжении всего урока.

     Требования  к проведению урока-сказки:

  1. Учитель тщательно продумывает сюжет урока.
  2. Задания должны быть посильны для детей, но не быть слишком легкими.
  3. Задания должны усложнятся по ходу урока.
  4. Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от урока.

         Урок-путешествие. Путешествие является  воображаемым, на пути «попадаются»  различные предметы, «происходят»  различные явления и дети объясняют  сущность явлений, прогнозируют  их дальнейшее развитие, опознают  предметы и понятия, характеризуют  их. Такая форма особенно эффективна  для уроков знакомства с окружающим  миром, природоведения, географии,  мировой художественной культуры.

   Требования  к проведению урока-путешествия:

  1. Учитель тщательно продумывает маршрут путешествия.
  2. Учитель готовит нужный раздаточный материал.
  3. Учитель акцентирует внимание детей на особо важных этапах путешествия.
  4. Ход путешествия может фиксироваться в тетрадях.
  5. Желательно, чтобы каждый ученик работал не только на своем рабочем месте, но и был у доски в роли ведущего.

          Урок-игра. Игра как коммуникативный  жанр обладает такими особенностями:  вначале обговариваются условия  и правила игры, затем распределяются  роли между участниками игры  и обговариваются ролевые функции  каждого игрока.

Затем эти функции по обговорённым заранее  условиям и правилам исполняется, т.е. сюжет игры проходит свою завязку, кульминацию  и развязку, а затем обсуждается  то, что во время такой игры происходило.

          Сюжетно-ролевая игра может быть  использована на уроках знакомства  с правилами дорожного движения, знакомства с окружающим миром.  Игра должна быть организована  так, чтобы дети действительно  играли, перевоплощались в свои  персонажи, так, чтобы присутствовал  элемент творчества, не6ожиданности,  нестандартности  ситуации. Тогда  учебные задачи могут решаться  непринуждённо. И только потом  Учитель может похвалить детей,  сказать, что они сами открыли  новое знание и натолкнуть  на обсуждение этого открытия. Деятельность учебная интегрируется  с игровой и, даже можно сказать маскируется игровой. Особенно актуально тогда, когда игра для данной группы детей предпочитаемый вид деятельности, а учебная как таковая ещё не сформирована.

           Урок соревнование. На таких уроках  класс обычно делится на две  команды, приглашается жюри (эксперты). Обеим командам даются одинаковые  задания. Жюри оценивает какая команда лучше справилась с заданием. Посильность заданий, успешность их выполнения закрепляют развитие мотивации достижения успеха. Особенно эффективна данная форма для уроков закрепления умений и повторительно-обобщающих уроков.

      Требования  к проведению уроков в форме соревнований и игр:

  1. Детям заранее (за 1-2 недели) сообщается о том, в какой форме будет проведен урок по данной теме (КВН, викторина …).
  2. Дети делятся на команды.
  3. Учащиеся каждой команды выбирают капитана, название команды, приветствие. Желательно, чтобы название команды было связано с темой урока.
  4. Учитель подбирает материал, соответствующий теме урока.
  5. учитель должен представить подобранный материал в интересной, необычной форме.
  6. Необходимо заранее выбрать жюри, подготовить награды [14].

              Урок-экскурсия – это форма  организации обучения в условиях  природного ландшафта, производства, музея, выставки с целью наблюдения  изучения учащимися различных  объектов и явлений действительности. Характерный признак занятия:  изучение объектов связано   с передвижением учащихся.

       Экскурсии ставят задачи развития способностей учащихся действовать с познавательных позиций в окружающем мире, непосредственно  воспринимать и изучать жизненные  явления и процессы. Экскурсии  помогают формировать эмоциональные  качества учащихся: чувство прекрасного, ощущение радости познания, желание  быть полезным обществу.

      Экскурсия связана с учебным материалом разных предметов. Экскурсии помогают ученикам охватить содержание обучения всесторонне, увидеть взаимосвязь  изучаемых в разных курсах явлений  и законов, приобрести навыки их универсального применения.

      Экскурсия дает возможность постановки и решения  проблемных методов обучения. Сами проблемы и объекты познания во время  экскурсии оказываются более  интересными для учеников, чем  при умозрительном их изучении в  рамках классной комнаты. В то же время  итоги экскурсии рекомендуется  проводить  в школе за партой.

        Урок - драматизация  представляет собой обыгрывание сюжета литературного произведения на уроках чтения, художественной литературы, Это позволяет глубже проникнуть в авторский замысел, более целенаправленно провести анализ художественных образов. Нарушается стандартная структура урока,  используются нетрадиционные методы обучения и активируется познавательная деятельность за счёт интеграции с игровой и творческой художественной деятельностью. 

       Интегрированные уроки. Уроки по различным предметам имеющие межпредметные связи относительно содержания  учебных задач в целом и задач дидактического этапа объединяются в один урок, что способствует образованию единой полиморфной обучающе-воспитывающей  системы.

      Интегрированные уроки позволяют учесть опыт ученика, разнообразить методы и приемы работы, избежать повторов одних и тех  же знаний  в разных учебных предметах  и тем самым уменьшить затраты  ребенка на освоение знаний. Учебный  материал отбирается и располагается  таким образом, что позволяет  строить его изучение синхронно. Необходимо заранее и точно представить место каждого из уроков в теме и синхронизировать их по времени с изучением соответствующих тем (близких по содержанию) по другим предметам [15].   

Информация о работе Применение нестандартных форм обучения на уроках русского языка во втором классе