Применение нестандартных форм обучения на уроках русского языка во втором классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть роль нестандартных форм обучения на уроках русского языка в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить содержание понятия «формы обучения».
Определить классификацию нестандартных форм обучения.
Рассмотреть психолого-педагогические особенности младших школьников.
Рассмотреть особенности применения нестандартных форм обучения на уроках русского языка во 2 классе.
Проследить влияние нестандартных форм обучения на усвоение учащимися знаний по теме «Имя прилагательное» во 2 классе.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
1 Формы организации процесса обучения.......................................................7
1.1 Сущность, функции учебной формы, основные и общие элементы ее структуры ...............................................................................................................7
1.2 Характеристика и классификация нестандартных форм обучения ...........15
1.3 Психолого-педагогические особенности младших школьников ..............24
2 Применение нестандартных форм обучения на уроках русского
языка......................................................................................................................28
2.1 Характеристика нестандартных форм обучения, применяемых на уроках русского языка .....................................................................................................28
2.2 Влияние нестандартных форм обучения на развитие младших
школьников ..........................................................................................................41
2.3 Опытно-экспериментальная работа ..............................................................45
Заключение ..........................................................................................................61
Список использованных источников ……………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа на сайт.docx

— 122.79 Кб (Скачать)

  Организационная функция обучения состоит в том, что необходимость соответствия объема, качества, содержания образования возрастным особенностям детей требует от учителя четкой организационно-методической подачи материала, строгого отбора вспомогательных средств. Адаптация школьников к специфике той или иной формы дает им возможность заранее готовиться к деятельности, быстро вырабатывать установку на труд в определенных условиях.

     Психологическая функция форм обучения состоит в  выработке у учащихся определенного  деятельностного биоритма, привычке к работе в одно и тоже время. Привычное время и знакомые условия учебных занятий порождают в детях состояние психической раскрепощенности, свободы, оптимального напряжения духовных сил. Создается обстановка увлекательного и вдохновенного труда. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами выполняет развивающую функцию. Особенно активно она реализуется, когда при изучении темы в учебном процессе используется многообразие форм. Многообразие и разнообразие форм порождают богатство условий для умственной, трудовой, игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психических процессов.

      Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность детей, выполняя интегрирующую и  дифференцирующую функции. Учебный  процесс реализуемый в разнообразных формах, в основе своей процесс коллективной познавательной деятельности. Дети познают сообща, обмениваются информацией в практических делах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем обучение есть процесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма коллективных занятий должна обладать возможностью индивидуализации деятельности школьников, обеспечивать возможность работы по продвинутым программам одних и подтягиванию до среднеобязательного уровня других.

     Систематизирующая и структурирующая функция организационных  форм обучения состоит в том, что  они требуют разделения всего  учебного материала по частям и темам, его систематизирования, структурирования в целом, так и для каждого  занятия.

По отношению  друг к другу формы могут выполнять  комплексирующую и координирующую функции. В целях повышения эффективности усвоения материала детьми, на основе какой- либо формы обучения могут быть применены элементы других форм. Так во время экскурсии прочитывается небольшая лекция, организуется беседа, и дети принимают участие в практической работе. При изучении единой темы одна форма, например урок, может быть основной, базовой, ведущей по отношению к другим, семинарам, бригадным занятиям, дающим дополнительный или вспомогательный материал.

       Наконец стимулирующая функция  формы организации занятий проявляется  с наибольшей силой, когда соответствует  особенностям возраста детей,  специфики развития их психики  и организма. Так, лекционная  форма способна подавить в  младших школьниках всяческую  познавательную активность. Между  тем как урок-драматизация рассказа, включающая в действие воображение,  речь, мышление, весь организм в  целом – стимулирует их бурную  деятельность. Самостоятельная работа  старшеклассников стимулирует процесс  усвоения знаний, делает его интенсивным,  а разжевывание текста учебника  учителем превращает любую форму  в скучное и бесполезное времяпрепровождение  [10].

     Природа формы обучения общественна. В её основе лежат исторически складывающиеся разнообразные и многообразные формы человеческого общения. Условно можно выделить несколько типов общения: трудовое или деловое, на почве общественно-политической деятельности, духовно-эстетическое, обучающе-поучающее общение между взрослыми и детьми, общение в познавательной, научно-исследовательской деятельности, в быту и в свободное время. В трудовом взаимодействии возникли такие формы совместной производственной деятельности как трудовой коллектив, производственная бригада, трудовая артель,  производственное собрание, инструктаж, деловое совещание. Общественно-гражданское общение породило такие формы совместной деятельности как митинги, манифестации, демонстрации, общественные праздники и обрядовые действия. Духовно-эстетическому взаимодействию свойственны коллективные формы общения с искусством: выставки, концерты, спектакли. В обучающе-поучающем взаимодействии взрослых с детьми сложились разнообразные формы индивидуального и группового обучения и наставления, а также беседы, проповеди, нравоучения, внушения. Познавательной научно-исследовательской деятельности людей свойственны дискуссии, мозговые атаки, интенсивные рассуждения проблем, симпозиумы, конференции и другие. В сфере свободного общения и досуговой деятельности распространены объединения по интересам в кружках, секциях, компаниях, характерны также совместные прогулки, походы, экскурсии, массовые праздники, спортивные соревнования, вечера и дискотеки. Среди бытовых форм общения: совместное чтение вслух, просмотры и прослушивания, и затем совместное обсуждение теле- и радио передач, семейные праздники, советы. Все это многообразие форм общения естественно сказалось на формах организации детской жизни, формах их обучения и воспитания. Оно, конечно, не переносились напрямую в учебно-воспитательную практику, подвергались тщательному отбору, подготовке, обработке ми переработке, что позволило создать эффективные формы обучения. Формы обучения подразделяются на индивидуальные, групповые, коллективные, массовые.

      Основными элементами процесса обучения, различные  комбинации которых представляют собой  основу структуры любой формы, являются: приобретение учащимися новых знаний, закрепление, применение знаний на практике, повторение и диагностика. Наиболее характерная психологическая особенность  первоначального усвоения знаний, умений и навыков – ясности в понимании  детьми материала. Четкое усвоение знаний стимулирует школьника на дальнейшую работу, способствует развитию трудолюбия, формированию мировоззрения, развитию познавательных интересов и творческих способностей. Отсутствие понимания порождает у школьника отчуждение, неприязнь к процессу обучения, желание избежать бессмысленного времяпрепровождения. Закрепление знаний, отработка умений и навыков направлены на образование у детей научных понятий, обобщенных образов и символов как личного достояния. На этой основе часть знаний переходит в автоматизированные действия, в умения и навыки. Обогащение детей знаниями, умениями и навыками создает у них внутреннее состояние уверенности, самоутверждения. Различные виды повторения являются обязательным условием приведения в систему всех знаний, умений и навыков, установления межпредметных и внутрипредметных связей. Диагностика, проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся есть своеобразный вид закрепления и повторения. Они помогают решать важные обучающе-воспитательные и педагогические задачи. Поскольку учение не только удовольствие, но и труд, долг, точная диагностика, оценка и проверка позволяют учителю стимулировать выполнение задания учащимися и в то же время дисциплинировать их. Проверка и оценка способствует приведению знаний, умений и навыков в систему, приучают к добросовестности и ответственности. На этой основе осуществляется постепенный переход процесса учения и обучения в процесс самообучения и самообразования, составляющий основу непрерывности образования. Овладевая методами и приемами учебной деятельности, развивая в себе трудолюбие, ребенок учится постепенно самостоятельно разбираться в потоке научной, технической и художественной информации. Названные элементы процесса обучения составляют основу учебного процесса и конструирования формы

 обучения [11].

     В  условиях научно-технической реформы, изменении в экономической и  политической сферах, роста информированности  людей существуют тенденции, влияющие на отношение педагога к различным  формам обучения. Одна из них заключается в качественном росте подготовки и переподготовки педагогов, чем обеспечивается развитие их творческих педагогических способностей. К ним относятся: умение подобрать наиболее емкий и яркий материал для урока, продумывать его структуру, исходя из объема предстоящей работы, возможностей детей и своих собственных, обладание готовностью к изменению  структуры, стратегии и тактики занятий в связи с меняющимися условиями. Педагог учитывает характер изучаемого материала, уровень своей собственной подготовки, наличие дополнительных сведений по теме, а также особенности коллектива и каждого отдельного ребенка. Уровень развития и кругозор современного школьника углубились, благодаря резкому возрастанию свободно усваиваемой информации, стремлению к самостоятельности, возникновению разносторонних познавательных интересов. Это требует от учителя рационального распределения работы между различными формами обучения, постоянного сочетания занятий репродуктивного характера с самостоятельными творческими заданиями, основанными на программных знаниях, а также свободно приобретенной информации и собственном опыте детей. Такой подход предопределяет динамичность структуры урока, любой другой формы обучения. Так урок сообщения новых знаний при обнаружившейся осведомленности детей, превращается в урок-обсуждение, в дискуссию или урок творческих упражнений. Урок, задуманный как анализ изученного материала, в связи с недостаточной ясностью и прочностью фактических знаний у ребят перестраивается в урок повторения и закрепления. В условиях использования коллективных форм работы необходимо осуществить дифференцированный подход к каждому ребенку, обеспечить его индивидуальными заданиями, помочь обрести хорошее моральное самочувствие в коллективе.

      Другая  тенденция состоит в налаживании  тесного взаимодействия между формами  обучения и формами внеклассной  работы в учебном процессе. Учащиеся в целях подготовки к уроку  заранее получают задания по сбору  информации. Это дает возможность  проводить отдельные занятия  на основе материала, собранного  самими школьниками (характерно для уроков анализа и обобщения). Самостоятельная подготовка к занятию возбуждает у учащихся большой интерес, превращает домашние задания в увлекательный творческий поиск.  В результате совместной деятельности учителя и учащихся  обязательный материал дополняется свободно добываемой информацией, а урок и другие формы обучения смыкаются с формами организации свободного времени.

      Третья  тенденция проявляется в том, что формы организации учебной  работы у каждого мыслящего педагога приобретают свои особые индивидуальные черты. Урок передового учителя отличается от урока на ту же тему  его коллег. Он добивается более интенсивного интеллектуального  развития детей, прочного усвоения ими  научных  понятий, умений и 

навыков [9].

      Таким образом, классно-кабинетная, урочно-полиморфная система обучения предполагает тесное взаимодействие и гибкость форм обучения, отвечающих современным возможностям и способам получения и усвоения информации, возросшему уровню развития детей.  Многообразие и взаимосвязь различных форм обучения обеспечивают их взаимодополняемость,  возможность взаимопереходов из одной формы в другую. Это позволяет избежать абсолютизации одной из форм, формализации учебного процесса, побуждает учителей к творчеству, к поиску наиболее эффективной, гибкой системы организации учебной работы. 

    1. Характеристика  и  классификация  нестандартных  форм обучения

             

  Проблема активности личности  в обучении – одна из актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.

  Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Педагоги, отмечая равнодушие у обучаемых к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, пытаются конструировать более эффективные формы, модели, способы, условия обучения. Однако зачастую активизация сводится либо к усилению контроля, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение все той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных информационных технологий, резервных возможностей психики. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в том, являются ли используемые приемы и методы оптимальными [12].

      Применение инновационных прогрессивных  методов меняет смысл урока,  урок из фетишизированной изолированной  формы изучения отдельных частей  материала превращается в основу  обучающей системы неразрывно  связанных сопутствующих форм, обеспечивающих  целостное постижение темы, раздела,  теории. Это делает систему обучения  полиморфной.

     Итак, нестандартность инновационных  методов используемых на  уроке  изменяет его классическую структуру  и тоже позволяет урок, построенный  на инновационных методах обучения отнести к нестандартным урокам.

        Нестандартный урок – это импровизированное  учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную структуру) [8].

     Нестандартная форма организации учебной деятельности не только изменяет структуру урока  и способ подачи учебного материала, но изменяет позицию учебника в педагогическом процессе. Он перестает быть объектом обучения, пассивным участником педагогического  процесса, его позиция активизируется и субъективизируется.

        Таким образом, нестандартные  формы обучения, в отличие от  традиционной, классической классно-урочной  формы организации учебного процесса, имеют произвольную, отличную от  стандартной структуры, определяемую  характером содержания учебного  материала, особенностями мышления, восприятия, воображения, памяти, внимания, фантазии учащихся, уровнем сформированности общеучебных умений и учебной деятельности, багажа их знаний,  возможностей педагога и дидактической задачей урока.

      Проблема  активности личности в обучении как  ведущий фактор достижения целей  обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального  осмысления важнейших элементов  обучения (содержания, форм, методов) и  утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема преподаваемой  информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических  условий осмысленности учения, включения  в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности [12].

      Нестандартный урок в корне отличается от классического  образца и тем способствует совершенствованию  процесса обучения. Отличия традиционного  урока от творческого нестандартного урока приведены в таблице 1 [13]. 

Информация о работе Применение нестандартных форм обучения на уроках русского языка во втором классе