Применение нестандартных форм обучения на уроках русского языка во втором классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть роль нестандартных форм обучения на уроках русского языка в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить содержание понятия «формы обучения».
Определить классификацию нестандартных форм обучения.
Рассмотреть психолого-педагогические особенности младших школьников.
Рассмотреть особенности применения нестандартных форм обучения на уроках русского языка во 2 классе.
Проследить влияние нестандартных форм обучения на усвоение учащимися знаний по теме «Имя прилагательное» во 2 классе.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
1 Формы организации процесса обучения.......................................................7
1.1 Сущность, функции учебной формы, основные и общие элементы ее структуры ...............................................................................................................7
1.2 Характеристика и классификация нестандартных форм обучения ...........15
1.3 Психолого-педагогические особенности младших школьников ..............24
2 Применение нестандартных форм обучения на уроках русского
языка......................................................................................................................28
2.1 Характеристика нестандартных форм обучения, применяемых на уроках русского языка .....................................................................................................28
2.2 Влияние нестандартных форм обучения на развитие младших
школьников ..........................................................................................................41
2.3 Опытно-экспериментальная работа ..............................................................45
Заключение ..........................................................................................................61
Список использованных источников ……………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа на сайт.docx

— 122.79 Кб (Скачать)

   Для такого типа уроков, как изучение  нового материала подходят следующие  нестандартные формы:

  • уроки-исследования;
  • уроки-формулы;
  • уроки поиска истины и т. д.

Эти формы  урока изучения материала строятся на основе самостоятельного поиска и  ответа на проблемные вопросы и ситуации. Дети в результате собственных исследований и открытий выводят правила. Лишь после этого им предлагается прочесть правило в учебнике и сверить  правильность своих предложений. В  конце занятия дети в ходе закрепления  защищают свои работы. На уроках русского языка это могут быть выполненные  ими упражнения  с использованием изученных на занятии правил.

        Для закрепления и обобщения  материала используются уроки-игры, уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки-соревнования, интеллектуальный  марафон. Популярны в начальной  школе уроки-сказки. Урок данного  типа включает в себя материал  известных детям сказок, иногда  сказочные герои сопровождают  учащихся в течении всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания. Они учат детей добру, учат общаться, радоваться, сопереживать. Похожим видом нестандартного урока является урок-путешествие. На данном уроке дети совершают воображаемое путешествие по разным странам, островам, космическим мирам, выполняя задания, которые им даются на уроке.

      Наиболее  часто учителя используют такой  вид нестандартных уроков, как  уроки-игры соревновательного характера («Что? Где? Когда?, «Поле чудес», «Лидер XXI  века», «Своя игра», «Интеллектуальный марафон»).

Данные  формы проведения уроков наиболее соответствуют  возрастным особенностям второклассников. В них присутствует элемент соревновательности  и игры, что пробуждает интерес детей. Все перечисленные уроки построены по принципу соревнования нескольких команд. 

      Урок  в форме игры «Что? Где? Когда?»  для учащихся настоящий праздник – они не просто ученики, а знатоки  русского языка. А соревнуются с  ними жители города из страны «Орфография». Учитель задает на уроке вопросы, а дети отвечают. Если же вопросы  командам присылают родители, бабушки, дедушки, то это не просто вопрос для  ребенка, не просто задание, это задание, которое хочется выполнить и  обязательно правильно.

Еще один вид игры как нестандартного урока  - игра «Поле чудес», которая тоже проводится как повторительно-обобщающий урок. Учащиеся рассаживаются по два  – три человека за столы,  расставленные  полукругом или буквой «П». В центре комнаты установлен барабан со стрелкой, на секторах лежат жетоны с номерами конвертов. Конверты с карточками-заданиями  находятся на отдельном столе. Один из секторов - призовой (с буквой П), один – музыкальная пауза, обозначенный скрипичным ключом, один обозначен буквами Э.И. (это интересно!)  Дети по очереди вращают стрелку барабана. Стрелка указывает на номер конверта. Тот, кто вращал – выполняет задание у доски, остальные на местах. Ответ оценивает жюри (учителя или старшеклассники). Эта оценка выставляется в журнал [20].

  Аналогичным образом проводится игра-соревнование « Лидер XIX века»  лишь с тем отличием, что вопросы разного уровня сложности. За более сложный вопрос дается больше баллов, за менее сложный – меньше. На какой вопрос ребенок будет отвечать, он выбирает сам. Побеждает тот, кто набрал наибольшее количество баллов.

      Деловые игры воспитывают у учащихся чувство  ответственности каждого из них  за общее дело и позволяют преподнести  материал по-новому, необычно. Класс  делится на микрогруппы по 4-5 человек в каждой. В помощь учителю выбираются консультанты и ассистенты, которые помогают ему организовать работу групп. Консультанты также контролируют качество выполнения заданий. Учитель ставит перед детьми  задачу. Затем работа проводится в группах, обсуждаются результаты (одна из групп рассказывает, остальные дополняют ответ) и делается вывод. Работа заканчивается заключением эксперта-учителя.

      Интересно проходят занятия в форме интеллектуального  марафона. Эти занятия иначе можно  назвать коллективным смотром знаний или урок-зачет. Проводится такой  зачет  в конце изучения раздела. На каждой станции ученик отвечает на предложенные вопросы и выполняет  задания. Если он дает правильный ответ, выполняет задание, то получает жетон. Далее проходит на следующую станцию. На каждой из станций находится обучающий. Поэтому, чтобы провести такой урок не достаточно лишь одного учителя. К работе привлекаются родители, либо старшеклассники. Работа идет в паре (обучающий – обучающийся), поэтому учащийся может думать и отвечать в индивидуальном темпе. Самое ценное в такой форме – учет индивидуальных особенностей ребенка. После прохождения всех станций жетоны сдаются и подсчитываются результаты.

      Для уроков проверки знаний чаще всего  используются уроки-зачеты, уроки-аукционы.  Уроки-зачеты проводятся для проверки усвоения детьми теоретических и  практических умений. Эти уроки полезны  тем, что они помогают учащимся поверить в свои силы, в свои возможности, а так как работа проходит в  группе, то повышается личная ответственность  каждого ученика за результат  работы.

      Уроки-зачеты проводятся в конце изучения темы или раздела. Для изучения темы учитель  предусматривает проведение зачета, планирует теоретические и практические вопросы, подумывает их последовательность и определяет задачи каждого вида работы так, чтобы ясна была картина  усвоения темы каждым учеником. Класс  делится на группы. Задание заранее  помещается в уголке русского языка. Дети готовятся в группе отвечать на вопросы, предложенные учителем. Группа работает так, чтобы не мешать друг другу. Учитель составляет лист учета  знаний учащихся группы: 

№ п/п Фамилия, имя № 1 № 2 № 3 № 4 Общая отметка
1            
2            
3            
4            
 

Учащиеся  по очереди отвечают сначала на первый вопрос, ставят отметки, затем отвечают на второй, третий и все остальные  вопросы. Положительным в этой работе является то, что каждый ученик проговаривает  теоретический материал и при  этом получает отметку. Чтобы оценивать  результаты группы, учитель задает одному из учеников группы любой вопрос. Если отметка учителя совпадает  с отметкой группы, учитель выставляет отметки всей группе. Если отметка  учителя не соответствует отметке  группы, ученики продолжают работать с консультантами.   Вторая часть работы – практическая. Учащиеся обосновывают написание, применяют теоретический материал на практике. Каждое задание проверяется в группе. Консультанты помогают учителю и оценивают практическую работу по контрольной карточке [21].  

      Эффективной формой работы является интегрированный  урок. Педагогической наукой давно  установлено, что межпредметные связи – важнейший фактор организации процесса обучения, повышения его результативности, устранение перегрузки учителей и учащихся. При подобном подходе к обучению знания приобретают качество системности, умения становятся обобщенности, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся. Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования целенаправленной перестройки всех звеньев учебно-воспитательного процесса.

      Чаще  всего уроки русского языка интегрируют  с уроками литературного чтения. Такие уроки преследуют цель не только формирование знаний по русскому языку, но и развитие творческого воображения учащихся, воспитание любви к окружающему, развитие эстетического вкуса.

Можно интегрировать уроки русского языка  с предметами эстетического цикла (музыка, рисование), что также способствует развитию творческих способностей.

      Уроки русского языка можно интегрировать  и с уроками познания мира, и  с уроками математики.

      Интегрированный урок решает следующие задачи:

  • оживить теоретический материал урока, представить его в контексте реальной жизни;
  • органически связать основной теоретический материал уроков русского языка с теоретическим материалом из других областей знания – математики, ознакомление с окружающим миром, литературы, музыки, т. е. представить в интегрированной взаимосвязанной форме;
  • подключить богатую фантазию учащихся, их эмоциональную сферу к процессу познания. 

   Таким образом, используя комплексный  подход и элемент интеграции, мы добиваемся эффективной реализации поставленных учебно-воспитательных задач.

   Передовой опыт учителей начальной  школы на современном этапе характеризуются  поисками такой организации совместной учебной деятельности учащихся, которая  создавала бы наиболее благоприятные  условия для включения каждого  школьника в активную работу на уроке. Сделать это эффективно можно  с помощью коллективного и  группового способов обучения. Психологи  давно определили, что «инкубатором»  самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством взрослого, а сотрудничество в группах совместно  работающих детей. При групповом  способе обучения весь класс работает над одной и той же темой, но каждая группа выполняет свое задание.  Это помогает сделать работу более  продуктивной и интересной, а коллектив становится более дружным и сплоченным.

      Остановимся на общих моментах организации групповой  работы. Вводя новую форму сотрудничества, первоначально надо дать ее образец, при этом внимание акцентировать  на формах взаимодействия – речевых  клише: «Ты согласен? Не возражаешь?»  и т. д. Они называются вопросами  запуска дискуссий, которыми каждая группа пользуется при работе. Следующий  момент, который требует внимания учителя – это подбор детей  в группы. Конечно, объединять нужно  с учетом личных склонностей. Замечено, что слабому ученику нужен  не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер. Двух озорников  объединять опасно. Примеры размещения участников в группах могут быть следующими: состав группы однородный (сильные, средние, слабые, внимательные, невнимательные, заинтересованные, незаинтересованные); неоднородный (смешанный); сменный (периодически меняется). В одном составе группа работает в течение недели,  затем производится смена одного участника (движение), за месяц все сумеют поработать друг с другом. У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу. «Мы группа, значит мы способны действовать», - говорят дети перед началом работы [27].

     Еще одним нестандартным видом урока  является урок с использованием коллективной формы обучения.  Коллективным обучением  мы называем только такое обучение, при котором коллектив обучает  каждого своего члена. Но к коллективной деятельности учащихся надо приучать постепенно, вырабатывая умения и  навыки работать в паре. На первых порах  пары имеют постоянный состав. Простейшим примером работы в паре может быть взаимопроверка, когда сидящие за одной партой ученики обмениваются тетрадями и проверяют друг друга. Но чтобы в классе происходило  коллективное обучение, необходимо, чтобы  каждый ученик по очереди выступал в роли обучающего. Такая работа, как показывает опыт, возможна и целесообразна, если учащиеся работают в парах сменного состава.

   Простейшим  случаем коллективных учебных занятий  могут служить взаимные диктанты. Чтобы проводить взаимные диктанты в парах сменного состава, нужно  предварительно подготовить достаточное  количество текстов. Все тексты нужно  проверить и сделать карточки, получается много карточек с разнообразными текстами, но примерно на одни и те же правила. Каждому ученику дается текст (карточка). Тексты разные. Все  ученики рассаживаются по парам. Работа проводится в следующем порядке:

  1. первый  ученик из пары читает текст по предложениям, другой пишет (дети диктуют текст так, как диктует всему классу учитель, но без предварительного чтения текста в целом);
  2. второй ученик (т. е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший – пишет;
  3. затем каждый берет тетрадь своего партнера  (соседа) и проверяет списанный  диктант;
  4. после этого ученики открывают карточки и по ним вторично проверяют (но уже вместе) сначала диктант первого ученика, потом – второго;
  5. ученик, допустивший ошибки, под контролем диктовавшего производит устный разбор своих ошибок;
  6. каждый ученик в своей тетради записывает разбор своих ошибок;
  7. ученики снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои подписи: «Проверил Иванов и т. д.».

Совместная  работа пары заканчивается. Ее участники  находят себе новых партнеров  для продолжения работы и расходятся. Перед уходом к новому товарищу производится обмен карточками. Новенькому диктуется  тот текст, который диктующий  сам перед этим писал. Таким образом, над диктантом каждый ученик работает дважды: первый раз ученик пишет  сам и под контролем товарища делает разбор допущенных ошибок; второй раз ученик диктует этот текст, проверяет, требует разбора ошибок, а иногда даже ставит свою оценку. Закончив работу со вторым партнером, участники обмениваются карточками и расходятся, чтобы приступить к работе с третьим партнером,

Информация о работе Применение нестандартных форм обучения на уроках русского языка во втором классе