Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 02:43, лекция
Познавательные психические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.
Классификация видов памяти основана на учете разных свойств памяти.
1. Если опираться на способы кодирования информации, то мы получим :
образную
- последовательные образы
(отрицательные и положительные
- наглядные (эйдетические)
- образы представлений.
Явления последовательного образа.
Если Вы будете некоторое время (секунд 10-15) смотреть на квадратик из ярко красной бумаги, затем уберете его, переведете взгляд на белый лист, то некоторое время будете видеть отпечаток на нем в форме квадрата, но сине-зеленого цвета. Он сохраняется от10-15 секунд до 45-60 секунд. Затем бледнеет, исчезает, иногда снова появляется и исчезает насовсем. Это объясняется тем, что раздражение сетчатки имеет свое последействие: оно истощает ту фракцию зрительного пурпура, в колбочках, которая обеспечивает восприятие красного цвета. Поэтому, при переводе взгляда на белый лист, появляется отпечаток дополнительного к нему, сине-зеленого цвета. Этот вид последовательного образа называют отрицательным последовательным образом.
Положительные
Явление наглядных (эйдетических образов). У некоторых людей особенно в юношеском или детском возрасте образы показанного предмета или целые картины сохраняются длительное время после того, как предъявленные предметы, или картины убраны. Известны художники, для которых достаточно посмотреть на модель лишь в течение нескольких минут, после чего они могут продолжать работать над картиной и в отсутствии модели, сохраняя образ модели со всеми ее деталями.
Образ представлений. Образы представлений богаче наглядных образов. Всегда включают в свой состав как зрительные, так и осязательные слуховые следы, они являются следами не одного вида восприятия, а следами сложной практической деятельности с предметами. (Например, вспомните лимон.). Второй особенностью образа представлений является включение в свой состав интеллектуальной переработки впечатлений о предмете, выделение в предмете наиболее существенных признаков, отнесение его к определенной категории.
Словесная память. Получая словесную информацию человек меньше всего запоминает слова и удерживает текстуально дошедшее до него впечатление. Это всегда переработка словесной информации: выделение из нее наиболее существенного и удержание не непосредственно воспринимаемых слов, а тех мыслей, которые попадаются в словесном сообщении. В основе словесной памяти всегда лежит сложный процесс перекодирования сообщаемого материала, связанный с процессом отвлечения от несущественных деталей и обобщения центральных моментов информации. Словесную память называют “ассоциативной” или “логической”. Это связано с тем, что слова никогда не возбуждают у нас изолированных представлений, но вызывают целые цепи и матрицы ассоциативных или логически связанных элементов.
2. В зависимости от степени участия анализаторов в процессе запоминания образную память разделяют по видам анализаторов:
- зрительная
- слуховая
- моторная (кинестетическая)
- осязательная
- обонятельная
- вкусовая
3.Виды памяти различают по степени участия волевого компонента :
непроизвольная
Одна информация усваивается
невольно, т.е. непроизвольно – это
исходная форма запоминания. Другую
информацию человек может себя
“заставить” запомнить – это
произвольное запоминание. Произвольное
запоминание может быть
4.С точки зрения степени
механическую и осмысленную память .
5. Эмоциональная память. Это память на чувства, на переживания, которые можно
отнести к : положительно, нейтрально и отрицательно эмоционально окрашенным. (Эмоциональная память - важнейшее условие нравственного развития человека).
6. С точки зрения длительности хранения информации разделяют :
кратковременную и
Деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнестической деятельностью. Это специфически человеческое образование, не существующее у животных. В процессе образования условного рефлекса у животных вызывается определенная деятельность, которая при повторении сохраняется, однако у человека процесс запоминания становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и сознательное обращение к прошлому в целях припоминания заученного – специальной формой сознательной деятельности. Забывание – обратный процесс запоминания. Если информация , находящаяся в памяти, какое-то время не используется, происходит ее забывание. Забывание – это не такое нежелательное явление, как кажется на первый взгляд. В жизненных ситуациях этот процесс бывает даже полезным. Забывание проявляется в разных формах:
а) в невозможности воспроизвести,
б) или в неверном
в) реминисценция (временное выпадение из памяти).
Процессы забывания, как функцию времени, прошедшего с момента заучивания, исследовал Г.Эббингауз. Испытуемыми заучивался некоторый материал, по прошествии времени он забывался, испытуемые приступали к его доучиванию. Величина сохранившегося определялась следующим образом: бралась разница в продолжительности первоначального и вторичного выучивания и вычислялось процентное отношение этой разницы к продолжительности первоначального заучивания. Эксперименты Эббингауза дали следующие результаты: после 20 минут сохранилось 59,2% запоминавшегося материала, после 1 часа – 44,2% , после 9 часов – 35,8% , после 1 дня – 33,7% , после 2-х дней – 27,8% , после 3 –х дней – 25,4% , после 31 дня – 21,1% . Если по этим данным построить кривую, то становится видно, что главная потеря , по данным Эббингауза, приходится на 1-2 сутки и особенно на первые полчаса-час; причем общая утрата очень значительна: по истечении 2 суток материал сохраняется лишь немногим больше, чем на четверть.
Эксперименты с применением гипноза показали, что следы многих впечатлений, казалось совершенно забытых, на самом деле продолжают сохраняться. Например, если испытуемого ввести в гипнотическое состояние и внушить ему, что он снова ребенок, то такой испытуемый начинает говорить с соответствующими интонациями и даже писать таким же почерком, каким писал в детстве, делать грамматические ошибки, характерные для того возраста. Таким образом, наша память ограничена не в запечатлении, а в возможности сознательного воспроизведения необходимого материала.
1. Объем памяти. Объем памяти – это индивидуальное свойство памяти, он обозначает количество единиц информации, которое человек может удержать в памяти. Оказалось, что в среднем человек легко запоминает после первого чтения 5-7 отдельных элементов. Это число значительно колеблется, если люди с плохой памятью удерживают сразу только 4-5 изолированных предметов, то люди с хорошей памятью оказываются в состоянии удерживать 7-8 изолированных и бессмысленных элементов.
2. Объем памяти зависит и от способа предъявления материала. Люди с преобладание слуховой памяти запоминают больше элементов, если бессмысленные слова читаются им вслух, люди с преобладание зрительной памяти – в написанном виде и т.д. Проведите самостоятельно эксперимент на исследование зрительной памяти. Посмотрите в течение 1 минуты на таблицу (приложение №1), закройте ее, после этого воспроизведите изображенные там геометрические фигуры у себя в тетради. Каков объем Вашей зрительной памяти?
3. Точность памяти - это показатель того, на сколько точно мы можем заново воспроизвести то, что усвоили раньше. Высокая точность необходима при воспоминании. Есть информация, которую нужно точно удерживать в памяти: это определения, формулы, имена, даты, а какую-то другую можно удерживать в достаточно общих чертах.
4. Скорость запоминания означает, как быстро человек может запомнить какой-то материал.
5. Устойчивость характеризует протяженность времени, в течение которого материал сохраняется в памяти. Это свойство может относиться как к кратковременной, так и к долговременной памяти. Если Вам назвали номер телефона и Вы сразу же его набираете, номер сохраняется в памяти до тех пор пока вы дозваниваетесь, это пример работы кратковременной памяти. Долговременная память хранит информацию гораздо дольше.
6. Готовность памяти означает, что все необходимое вспоминается всегда легко и быстро ( с возрастом готовность памяти и скорость запоминания снижаются).
7. Наблюдают яркие индивидуальные различия в способах запоминания и в уровне организациипамяти у различных лиц. У одних преобладает непосредственная, чувственная (зрительная, слуховая, двигательная) память, у других запоминание носит сложный характер кодирования, превращения его в сложные вербально-логические схемы.
8. Нередко индивидуальные различия в памяти могут приводить к значительным изменениям в структуре всей личности человека. А.Р.Лурия описал один такой случай с известным мнемонистом. Этот человек обладал удивительно мощной эйдетической памятью. Мог удерживать в памяти огромные таблицы чисел, слов, мог их долго, даже через несколько лет “видеть” или ощущать в виде звуков звуковых оттенков (синестезий). Он без труда решал сложнейшие задачи, если их решение могло протекать в наглядном плане и опиралось на возможность зрительно фиксировать материал и оперировать наглядными образами. Однако решение абстрактных задач, которые требовали отвлечения от наглядных образов, решение которых в наглядном плане не было возможным , представляло для него непреодолимую трудность. Поэтому понимание сложных и отвлеченных логико-грамматических структур часто протекало у него не легче, а значительно труднее, чем у людей не обладающих такой сильной наглядно-образной памятью. В связи с этим у него сформировались некоторые особенности личности. Наглядные образы представления были у него так сильны, что мир его воображения иногда смыкался с миром реальных впечатлений и эти границы между реальным и воображаемым миром, отчетливые у обычного человека, оказались очень размытыми. Поэтому его поведение отличалось непрактичностью, смещением реальности и фантазии и другими особенностями.
Подавляющее число
В учебном процессе часто становится необходимым удержать в памяти какую-то информацию. Да и в последующей жизни людям тоже приходится многому учиться. Человек учится всю жизнь. В процессе учения осваивается определенная система знаний, которая формируется на основе опыта многих поколений людей. При учении основной является умственная активность, которая проявляется при активном участии восприятия, внимания, памяти и мышления, а также фантазии. Учение, как и любая деятельность, основывается на определенных законах. Оно тем успешнее, чем точнее выполняются требования к этой деятельности, точнее учитываются ее законы. Законы учения затрагивают прежде всего организационную сторону. Во-первых, необходимы внешние условия: подходящее освещение, температура, стол, стул, и другие предметы. Важно уметь пользоваться учебными принадлежностями: словарями, энциклопедиями предметными и библиографическими указателями. Полезно заниматься в одно и тоже время, т.к. наш организм привыкает к определенному ритму. У такой умственной деятельности, как работа памяти, есть свои законы.
Информация запоминается нами произвольно или непроизвольно. Как Вы думаете, какая информация запоминается непроизвольно?
1. Сильные физические раздражители (громкий звук, яркий свет).
2. Все, что вызывает ориентировочную деятельность (прекращение или возобновления действий, необычность явления).
3. Раздражители, связанные с потребностями человека , наиболее значимые для него (например профессионально значимые объекты).
4. Раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску.
5. Лучше запоминается то, что связано с потребностями человека.
В деятельности человека часто возникает необходимость специально запомнить что-либо и воспроизвести это в соответствующих условиях. Это произвольное запоминание, при котором осуществляется мнемическая (мнестическая) деятельность ( от греческого слова “мнема” – память).
Информация о работе Познавательные процессы личности. Ощущение и восприятие