Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 19:13, дипломная работа
Предмет исследования: условия и методы воспитания культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: рассмотреть теоретические и методические аспекты воспитания культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, разработать комплекс условий и методов и экспериментально подтвердить эффективность педагогического руководства со стороны воспитателя
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Понятие культурно- гигиенических навыков, их значение в жизни человека……………………………………………………………………………7
1.2. Условия и методы воспитания культурно- гигиенических навыков у дошкольников в разных возрастных группах………………………………….15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРНО- ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Исследование уровня культурно-гигиенических навыков детей 3-4 лет…………………………………………………………………………………24
2.2. Педагогическая деятельность воспитателя по развитию гигиенических навыков у детей младшей группы ……………..………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...4
Уровень сформированности культурно- гигиенических навыков |
Количество |
% от количества детей в группе |
Нормативный |
15 |
60 % |
Допустимый |
9 |
36% |
Низкий |
1 |
4% |
До эксперимента % |
После эксперимента % | |||
Нормативный |
5 |
20 |
15 |
60 |
Допустимый |
17 |
68 |
9 |
36 |
Низкий |
3 |
12 |
1 |
4 |
Таким образом после проведенного нами эксперимента мы можем говорить о том, что рациональная организация обстановки в ДОУ, которая включает не только обеспечение воспитательно-образовательного процесса материально-технической базой, а и наличие правильно организованной методической и воспитательной работы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков, приносит положительные результаты.
2.2. Педагогическая деятельность воспитателя по развитию гигиенических навыков у детей 3-4 лет
Для привития культурно-гигиенических
навыков педагоги применяют показ, пример,
объяснение. Воспитатель используют игровые
приемы ,так как содержание культурно-гигиенических
навыков у детей этого возраста осваивается,
прежде всего, в дидактических играх и
игровых ситуациях.
Для успешного формирования культурно-гигиенических
навыков необходимы следующие условия:
1) организация привлекательной и удобной
для выполнения действий и заданий обстановки
в детском саду и дома (мебель, оборудование,
соответствующие росту детей, закрепленные
места хранения вещей, доступные для пользования
и т.д.);
2) разделение осваиваемых действий, следующих
в строго установленном порядке, на ряд
операций, что способствует более быстрому
созданию прочных динамических
3) многократные упражнения детей в действиях
с выделением способа и порядка их выполнения
(особенно на начальном этапе обучения).
При этом характер действий должен быть
неизменным, формы - разные;
4) индивидуальная работа с каждым ребенком,
учет уровня его развития и темпов овладения
культурно-гигиеническими навыками;
5) организация ситуаций, обеспечивающих
контроль над выполнением осваиваемых
детьми в непривычной обстановке действий;
6) безукоризненное выполнение взрослыми
всех гигиенических и культурных требований.
Одним из ведущих приемов, которые мы использовали,
явился прием повторения действий, упражнений.
Например, попросили перед мытьем: "Покажите,
как вы засучили рукава" или после мытья
посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.
Прежде
всего, необходимо вызвать у детей желание
действовать определенным образом. Деятельность
детей носит ярко выраженный подражательный
характер, поэтому необходимо больше уделять
внимание показу как держать ложку, чашку,
как двигать руками при умывании.
В процессе
работы были замечены такие изменения:
дети стали опрятнее одеваться, следить
за своим внешним видом, по назначению
использовать носовой платок, без напоминания
убирать за собой игрушки, благодарить
друг друга и взрослых. Некоторые заметно
улучшили свое поведение во время приема
пищи свои знания, за счет общения с другими
детьми. Малыши стали больше проявлять
инициативы в подготовке к занятиям или
приему пищи. Дети начали замечать неполадки
во внешнем виде друг друга или окружающей
обстановке. Большинство ребят стали бережно
обращаться с игрушками, поддерживать
чистоту и порядок.
Процесс формирования культурно- гигиенических навыков эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Научно обоснованное отношение к процессу формирования культурно- гигиенических навыков состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения.
Так как культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях, были разработаны рекомендации для родителей по формированию данных навыков в период выходных дней и на время отпуска.. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.
У детей младшего дошкольного возраста необходимо активно и последовательно формировать культурно-гигиенические навыки, используя художественное слово: стихи, потешки и произведения таких авторов, как К.И. Чуковский: «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», А.Л. Барто «Девочка чумазая». На примере героев произведений дети учатся следить за своим внешним видом, они не хотят быть похожими на отрицательных героев.
Формирования культурно-гигиенических навыков происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль.
Эффективным методом формирования культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является игра. Ведь известно, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности и как метод воспитания.
Содержание игр составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников .(Приложение 1).
Эффективность работы повышается, если педагог устанавливает органическую связь между разнообразными вкусами детской деятельности. Это работа должна обязательно найти отражение в плане воспитательно-образовательной работы .
Таким образом, воспитание навыков личной гигиены – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания необходимо в спокойном тоне, вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. Воспитатель сможет достичь положительного результата, учитывая задачи воспитания гигиенических навыков в каждой возрастной группе и своевременно выполняя их.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема изучения культурно- гигиенических навыков остается актуальной у детей младшего дошкольного возраста.
Теоретический анализ различных источников литературы позволили сделать нам следующие выводы.
У детей дошкольного возраста формирование культурно- гигиенических навыков тесно переплетается с игрой, с трудом и учением. На протяжении дошкольного детства наблюдается динамика развития формирования культурно- гигиенических навыков. Профессиональной задачей воспитателя , таким образом ,является усвоение гигиенических навыков дошкольников.
В своей работе мы рассмотрели условия и методы воспитания культурно- гигиенических навыков в разных возрастных группах. И пришли к выводу , что показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требования.
Следует отметить , что к числу основных условий успешного воспитания культурно – гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.
Существует
множество диагностических
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.
Дети легко и непринужденно совершенствуют полученные ранее навыки, если работа проводится систематически, целенаправленно, с постепенным усложнением. Личный пример воспитателя очень важен в этом процессе. Дети стараются подражать своему наставнику, у них возникает желание быть похожими на него. Поэтому воспитатель должен быть всегда аккуратен, чистоплотен, вежлив.
Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтверждена. Организованная работа по формированию культурно- гигиенических навыков у детей 3-4 лет в соответствии с современными требованиями, способствует повышению уровня сформированности данных навыков.
В ходе исследования было выявлено, что правильно подобранные средства для формирования культурно- гигиенических навыков повысили уровень детей 3-4 лет, многие дети справились с предложенными заданиями легко, но необходима индивидуальная работа с некоторыми детьми
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по формированию основ культурно- гигиенического воспитания у детей младшего дошкольного возраста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бархатова, Л. Воспитание культуры поведения [Текст]/ Л.Барханова //Дошкольное воспитание.-1989.-№11-С.15-17.
2. Белостоцкая, Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 [Текст]: учеб.пособие/ Е.М. Белостоцкая, Т.Ф.Виноградова. -М.: Просвещение,1991.-120с.
3. Береснева ,З.И .Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. [Текст]: программа для детского сада/ З.И. Береснева .-М.: ТЦ Сфера, 2003.-32с.
4.Богина,Т.Л. Режим дня в детском саду [Текст]:пособие для воспитателей/Т.Л. Богина, Н.Т. Терехова - М.: Просвещение, 1987.-95с
5.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада /А.К. Бондаренко - М.: Просвещение,2007.-145с.
6. Буре, Р.С. Воспитатель и дети [Текст]: учеб.пособие / Р.С. Буре, А.Ф. Островская .- М.: Просвещение, 2006.-247с.
7. Дуброва, В.П. Педагогическая практика в детском саду [Текст]:учебное пособие / В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич. - М.: издат. центр «Академия», 2008. - 123с.
8. Игуменова, Н.В. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре [Текст]/ Н.В. Игуменова // Дошкольное образование-2004-№ 1.С.51-52.
9. Ипатова, Ю А. Волшебный колпак повара, или График дежурства для малышей [Текст]/ Ю.А. Ипатова // Дошкольное образование.-2008-№ 11.С.35-39.
10.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]:учеб. для студентов пед.вузов/С.А. Козлова ,Т.А. Куликова - М.: Академия, 2005-467с.
11. Конина, Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей [Текст]/: учеб. пособие /Е.Ю. Конина. - Айрис-пресс, 2007 -123 с.
12. Названова Л. Чтобы зубки блестели. [Текст]
/Л.Названова // Дошкольное образование.-2004-№14.-С.13-
13. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Тексn]: учеб. пособие/ С. В. Петерина. - М.: Просвещение, 1986-141с.
14. Смирнова, Т. Собираем куклу на прогулку [Текст]/ Т. Смирнова, // Дошкольное образование. – 2008-№10.-С.53-59.
15. Степаненкова, Э. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст]: учеб. пособие/ Э. Степаненкова. -М.: Мозаика-Синтез, 2008-96с.
16. Теплюк, С. Об опрятности и аккуратности [Текст]/ С. Теплюк //Дошкольное воспитание.-1988-№9-С.13-17.
17. Урунтаева, Г.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию [Текст]: учеб. пособие /Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина - М.: Просвещение, 1997. -233с.