Педагогические условия воспитания культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 19:13, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования: условия и методы воспитания культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: рассмотреть теоретические и методические аспекты воспитания культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, разработать комплекс условий и методов и экспериментально подтвердить эффективность педагогического руководства со стороны воспитателя

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Понятие культурно- гигиенических навыков, их значение в жизни человека……………………………………………………………………………7
1.2. Условия и методы воспитания культурно- гигиенических навыков у дошкольников в разных возрастных группах………………………………….15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРНО- ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Исследование уровня культурно-гигиенических навыков детей 3-4 лет…………………………………………………………………………………24
2.2. Педагогическая деятельность воспитателя по развитию гигиенических навыков у детей младшей группы ……………..………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...4

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

          Нами были определены задачи экспериментальной части исследования:

1. Изучить условия воспитания  культурно-гигиенических навыков  у детей второй младшей группы.

2. Определить сформированность  культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы.

3. Разработать мероприятия по  формированию культурно-гигиенических  навыков и привычек у детей  младшего дошкольного возраста

4. Определить эффективность разработанных  мероприятий.

Исследование состоит из 3 этапов:

      1. Констатирующий эксперимент. Цель: выявить уровень имеющихся культурно- гигиенических навыков у детей 3-4 лет.
      2. Формирующий эксперимент. Цель: повысить уровень  культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет.
      3. Контрольный эксперимент. Цель: выявить уровень культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет после проведенной формирующей работы.

        Наше исследование мы проводили   на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детского сада № 347 г.о.Самары с детьми второй младшей группы возраста 3-4 лет. Соблюдались все требования необходимые для проведения эксперимента. Обстановка и место проведения не вызывала у испытуемых никаких напряжений.

Цель эксперимента: изучить объем и уровень сформированности навыков и умений и определить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы. Основным методом диагностики является наблюдение. При оценке деятельности ребенка, учитывается еще и эмоциональное отношение ребенка к режимному процессу, что является важнейшей предпосылкой для эффективности. Для этого необходимо составить схему анализа данных для каждого бытового процесса ,пользуясь диагностической методикой Г.А.Урунтаевой:

а) Эмоциональное отношение  ребенка к бытовому процессу: какие эмоции он переживает, чем они вызваны и как проявляются ( вызваны гордостью за свои достижения, необычностью ситуации, что достигается внесением игрового персонажа или исполняемой воспитателем песенкой или потешкой; свойствами предметов или веществ: полотенце с яркой картинкой, теплая вода; оценкой деятельности ребенка: одобрение взрослого или его замечание; неумение правильно действовать и т.д.).

б) Что важнее для ребенка процесс или результат, стремиться ли малыш выполнить необходимое  действие как можно лучше. (Такая установка способствует успешному формированию навыков).

в) Отношение дошкольника к используемым предметам ( столовым приборам, мылу, полотенцу и пр.)- правильность применения.Значимость этого показателя определяется тем, что  отношение к вещам- важнейшая составляющая в структуре характера.

г) Проявление самостоятельности ребенка:

- как реагирует  на столкновение  с трудностями ( преодолевает их  самостоятельно, обращается за помощью  к взрослому или сверстнику, плачет, прекращает выполнения?

- необходим ли контроль взрослого при выполнении действия?

- умеет ли малыш самостоятельно  оценить достигнутый результат, свои умения и возможности  и насколько объективно это  делает?

д) Взаимоотношения со сверстниками:

- не замечает их;

- пытается учить;

- причиняет неудобства;

- старается помочь и пр.

      Анализируя эти  данные, можно сделать вывод о  том, умеет ли ребенок учитывать  интересы других, а также получить  характеристику его отношения  к другим детям в группе.

         Нам важно  выяснить:

- замечает ли дошкольник качество действий у сверстников, нарушения ими последовательности, правильности и условий их осуществления или же норм, не лежащих в их основе ( например, нельзя  брызгаться водой, руки нужно намыливать тщательно)?

- как реагирует на замеченные  нарушения ( обращается с жалобой – заявлением к воспитателю, сам делает замечание, перенимает способ действий сверстника, например сам начинает брызгаться водой и пр.)?

- мотивирует ли свои замечания  ссылкой на порицаемый или  одобряемый образец поведения  или обосновывая необходимость следования правилу («Не брызгайся, а то платье будет мокрое!»?

- как относится  к замечанием  в свой адрес со стороны  воспитателя и сверстников( доказывает  свою правоту, прислушивается к  замечанию и исправляет ошибку, продолжает делать по своему)?

             Важность данных показателей  определяется тем, что через оценку  другого ребенка дошкольник подходит  к самооценке процесса и результата  своей деятельности. Делая замечания  сверстнику, он утверждается в  том, что сам правильно понимает  смысл действий и условия его осуществления.

е) Взаимоотношения со взрослыми:

- по какой причине и в каких  ситуациях ребенок обращается  за помощью? Необходимо помнить , что именно взрослый является  арбитром в разрешении конфликтов  и источником необходимой информации для детей. Он выступает как образец, с которым ребенок сравнивает свои действия;

- как принимает помощь от  взрослого? Пассивно  ( «Сделай…») или  активно ( «Научи как…») ;

- стремится ли к положительной  оценке взрослого своего результата, демонстрирует ли достигнутое ( Я чисто вымыл!», «Я правильно застегнул пуговицы!»)?

             Таким образом, проявляется гордость малыша за свои достижения, а положительная оценка взрослого выступает как важнейшие условие формирования навыка и привычки.

7) О сформированности культурно- гигиенических навыков у дошкольника свидетельствуют следующие характеристики действия:

-правильная последовательность  операций; быстрота, точность, ловкость, экономичность, качество выполнения.

8) О сформированности  у ребенка  привычки выполнять культурно- гигиенические процедуры можно сделать вывод в следующих случаях:

- если малыш испытывает внутренний дискомфорт при невозможности совершить необходимые действия ( например, когда ребенок отказывается есть, если не помыл руки);

- если выполняет необходимые действия по своей инициативе, без напоминания взрослого и без его контроля.

Мы вели наблюдение за 25 детьми в течение 7 дней. Наблюдение проводилось по диагностической методике Г.А. Урунтаевой.

По  выявлению  уровня  сформированности  культурно – гигиенических  навыков  нами  были  получены  следующие  результаты,  представленные  в  таблице 1.

                                                                                                                  Таблица 1.

Результаты  исследования  культурно – гигиенических  навыков  у  детей  3 – 4  лет.

 

Имя ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

итого

Саша К.

1

1

2

1

1

2

2

1

2

1

14

Кирилл Б.

2

1

2

2

1

2

3

2

2

2

19

Вика К.

1

1

2

2

2

2

2

3

3

2

20

Рома Л.

2

2

2

2

1

2

3

2

3

2

21

Даша З.

3

2

2

2

3

3

3

3

3

3

28

Даша М.

2

2

2

1

2

2

2

3

2

2

20

Вика Л.

3

3

2

3

2

3

3

3

2

3

26

Настя Д.

1

2

2

2

2

2

3

3

3

2

22

Дима К.

2

1

2

2

1

3

2

1

2

1

17

Ильес А.

1

2

2

2

1

2

3

1

3

1

18

Вероника П.

2

1

3

2

2

2

3

1

2

2

20

Тимофей А.

1

2

3

2

1

3

3

2

2

2

21

Олеся Б.

2

1

3

2

2

2

2

2

2

2

20

Алиса З.

1

2

2

2

2

3

3

3

2

2

19

Катя Р.

2

2

2

2

2

2

3

2

3

2

22

Артем Д.

2

1

2

2

2

3

3

3

2

2

22

Кирилл Г.

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

21

Руслан Б.

3

2

2

3

3

2

3

3

3

3

27

Ришат К.

2

3

3

3

2

2

3

2

3

3

26

Данил Л.

2

2

3

2

3

2

2

2

2

2

22

Эмиль Ш.

2

2

3

3

2

2

3

2

3

2

24

Даша Я.

2

1

2

3

2

2

2

2

2

2

20

Женя Г.

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

28

Фарид Ш.

2

1

2

2

2

2

3

2

2

2

20

Нурбек Б.

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

19


 

Полученные данные анализируют  по схеме:

Критерии оценок:

1.Положительное эмоциональное отношение к режимному процессу

2. Стремление выполнить необходимое действий как можно лучше.

3.Правильность применения  используемых предметов (столовых  приборов, мыла, полотенца и т.д.).

4. Проявляет самостоятельность ( преодолевает трудности в основном самостоятельно, умеет объективно оценить достигнутый результат).

5. Во взаимоотношениях  со сверстниками, учитывает интересы  других, старается помочь. Прислушивается  к замечанию и исправляют ошибку

6. По мере необходимости  обращается к взрослому. Взрослый для ребенка- образец, с которым он сравнивает свои действия.

7.Правильная последовательность  операций.

8.Быстрота,точность, ловкость, экономичность.

9.Хорошее качество выполнения.

10. Сформирована привычка  выполнить культурно- гигиенические  процедуры.

        Выполнение ребенком всех указанных критерий свидетельствует о нормативном уровне сформированности культурно- гигиенических навыков. Выявление уровня сформированности культурно- гигиенических навыков оценивается по следующим  критериям:

3 балла- полностью выполняет критерий.

2 балла- не полностью  выполняет критерий.

1 балл- не выполняется  критерий.

Баллы суммируются, определяется уровень выполнения критерий в таблице 2.

                                                                                                              

 

Таблица  2.

 Уровень

Баллы

Нормативный

От 25до 30

Допустимый

От 19до 24

Низкий

От 10до 18


 

Выводится процентное количество детей в группе с определенным уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков:

                                                                                                           Таблица3.

      Уровень  сформированности культурно- гигиенических  навыков

Количество

         %  от количества детей в  группе

Нормативный

         5

   20 %

Допустимый

       17

   68%

Низкий

        3

   12%


 

          Из  таблицы  видно,  что  нормативный  уровень сформированности культурно – гигиенических навыков имеют 20% детей . 68% детей имеют допустимый уровень сформированности культурно – гигиенических навыков. Низкий уровень сформированности культурно – гигиенических навыков имеют 12% .

 

                                                                                               

 

 

 

    Таблица 4 .

Результаты  исследования  культурно – гигиенических  навыков  у  детей  3 – 4  лет. (контрольный эксперимент)

 

 

Имя ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

итого

Саша К.

2

2

2

2

1

2

2

1

2

2

18

Кирилл Б.

3

2

3

3

2

2

3

2

2

2

24

Вика К.

3

3

3

2

2

2

2

3

2

2

24

Рома Л.

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

25

Даша З.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

28

Даша М.

2

3

3

2

3

3

2

3

2

2

25

Вика Л.

3

3

3

3

2

3

3

3

2

3

28

Настя Д.

2

3

2

2

3

3

3

3

3

3

27

Дима К.

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

21

Ильес А.

2

2

2

2

1

2

3

1

2

2

19

Вероника П.

3

2

3

3

3

3

3

3

2

3

28

Тимофей А.

2

2

3

2

2

3

3

2

2

2

23

Олеся Б.

3

2

3

3

3

2

2

3

2

3

26

Алиса З.

2

3

3

3

2

3

3

3

2

3

27

Катя Р.

3

2

3

3

2

3

3

2

3

3

27

Артем Д.

2

2

2

2

2

3

3

3

2

2

23

Кирилл Г.

3

3

2

3

3

2

3

2

2

3

26

Руслан Б.

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

29

Ришат К.

2

3

3

3

3

3

3

2

3

3

28

Данил Л.

2

3

3

3

3

3

2

3

2

2

26

Эмиль Ш.

2

2

3

3

3

2

3

2

3

2

25

Даша Я.

2

2

2

3

3

2

2

2

2

2

22

Женя Г.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

Фарид Ш.

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

21

Нурбек Б.

2

2

2

2

3

3

2

2

2

2

22

Информация о работе Педагогические условия воспитания культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста