Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 19:13, дипломная работа
Предмет исследования: условия и методы воспитания культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: рассмотреть теоретические и методические аспекты воспитания культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, разработать комплекс условий и методов и экспериментально подтвердить эффективность педагогического руководства со стороны воспитателя
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Понятие культурно- гигиенических навыков, их значение в жизни человека……………………………………………………………………………7
1.2. Условия и методы воспитания культурно- гигиенических навыков у дошкольников в разных возрастных группах………………………………….15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРНО- ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Исследование уровня культурно-гигиенических навыков детей 3-4 лет…………………………………………………………………………………24
2.2. Педагогическая деятельность воспитателя по развитию гигиенических навыков у детей младшей группы ……………..………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...4
Нами были определены задачи экспериментальной части исследования:
1. Изучить условия воспитания
культурно-гигиенических
2. Определить сформированность культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы.
3. Разработать мероприятия по
формированию культурно-
4. Определить эффективность
Исследование состоит из 3 этапов:
Наше исследование мы проводили на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 347 г.о.Самары с детьми второй младшей группы возраста 3-4 лет. Соблюдались все требования необходимые для проведения эксперимента. Обстановка и место проведения не вызывала у испытуемых никаких напряжений.
Цель эксперимента: изучить объем и уровень сформированности навыков и умений и определить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы. Основным методом диагностики является наблюдение. При оценке деятельности ребенка, учитывается еще и эмоциональное отношение ребенка к режимному процессу, что является важнейшей предпосылкой для эффективности. Для этого необходимо составить схему анализа данных для каждого бытового процесса ,пользуясь диагностической методикой Г.А.Урунтаевой:
а) Эмоциональное отношение ребенка к бытовому процессу: какие эмоции он переживает, чем они вызваны и как проявляются ( вызваны гордостью за свои достижения, необычностью ситуации, что достигается внесением игрового персонажа или исполняемой воспитателем песенкой или потешкой; свойствами предметов или веществ: полотенце с яркой картинкой, теплая вода; оценкой деятельности ребенка: одобрение взрослого или его замечание; неумение правильно действовать и т.д.).
б) Что важнее для ребенка процесс или результат, стремиться ли малыш выполнить необходимое действие как можно лучше. (Такая установка способствует успешному формированию навыков).
в) Отношение дошкольника к используемым предметам ( столовым приборам, мылу, полотенцу и пр.)- правильность применения.Значимость этого показателя определяется тем, что отношение к вещам- важнейшая составляющая в структуре характера.
г) Проявление самостоятельности ребенка:
- как реагирует на столкновение с трудностями ( преодолевает их самостоятельно, обращается за помощью к взрослому или сверстнику, плачет, прекращает выполнения?
- необходим ли контроль взрослого при выполнении действия?
- умеет ли малыш самостоятельно оценить достигнутый результат, свои умения и возможности и насколько объективно это делает?
д) Взаимоотношения со сверстниками:
- не замечает их;
- пытается учить;
- причиняет неудобства;
- старается помочь и пр.
Анализируя эти данные, можно сделать вывод о том, умеет ли ребенок учитывать интересы других, а также получить характеристику его отношения к другим детям в группе.
Нам важно выяснить:
- замечает ли дошкольник качеств
- как реагирует на замеченные нарушения ( обращается с жалобой – заявлением к воспитателю, сам делает замечание, перенимает способ действий сверстника, например сам начинает брызгаться водой и пр.)?
- мотивирует ли свои замечания ссылкой на порицаемый или одобряемый образец поведения или обосновывая необходимость следования правилу («Не брызгайся, а то платье будет мокрое!»?
- как относится к замечанием в свой адрес со стороны воспитателя и сверстников( доказывает свою правоту, прислушивается к замечанию и исправляет ошибку, продолжает делать по своему)?
Важность данных показателей
определяется тем, что через оценку
другого ребенка дошкольник
е) Взаимоотношения со взрослыми:
- по какой причине и в каких
ситуациях ребенок обращается
за помощью? Необходимо помнить ,
что именно взрослый является
арбитром в разрешении
- как принимает помощь от взрослого? Пассивно ( «Сделай…») или активно ( «Научи как…») ;
- стремится ли к положительной
оценке взрослого своего
Таким образом, проявляется гордость малыша за свои достижения, а положительная оценка взрослого выступает как важнейшие условие формирования навыка и привычки.
7) О сформированности культурно- гигиенических навыков у дошкольника свидетельствуют следующие характеристики действия:
-правильная
8) О сформированности у ребенка привычки выполнять культурно- гигиенические процедуры можно сделать вывод в следующих случаях:
- если малыш испытывает внутренний дискомфорт при невозможности совершить необходимые действия ( например, когда ребенок отказывается есть, если не помыл руки);
- если выполняет необходимые действия по своей инициативе, без напоминания взрослого и без его контроля.
Мы вели наблюдение за 25 детьми в течение 7 дней. Наблюдение проводилось по диагностической методике Г.А. Урунтаевой.
По выявлению уровня сформированности культурно – гигиенических навыков нами были получены следующие результаты, представленные в таблице 1.
Результаты исследования культурно – гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет.
Имя ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
итого |
Саша К. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
14 |
Кирилл Б. |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
19 |
Вика К. |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
20 |
Рома Л. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
21 |
Даша З. |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
28 |
Даша М. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
20 |
Вика Л. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
26 |
Настя Д. |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
22 |
Дима К. |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
17 |
Ильес А. |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
18 |
Вероника П. |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
20 |
Тимофей А. |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
21 |
Олеся Б. |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
20 |
Алиса З. |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
19 |
Катя Р. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
22 |
Артем Д. |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
22 |
Кирилл Г. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
21 |
Руслан Б. |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
27 |
Ришат К. |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
26 |
Данил Л. |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
22 |
Эмиль Ш. |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
24 |
Даша Я. |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
20 |
Женя Г. |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
28 |
Фарид Ш. |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
20 |
Нурбек Б. |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
19 |
Уровень |
Баллы |
Нормативный |
От 25до 30 |
Допустимый |
От 19до 24 |
Низкий |
От 10до 18 |
Уровень сформированности культурно- гигиенических навыков |
Количество |
% от количества детей в группе |
Нормативный |
5 |
20 % |
Допустимый |
17 |
68% |
Низкий |
3 |
12% |
Из таблицы видно, что нормативный уровень сформированности культурно – гигиенических навыков имеют 20% детей . 68% детей имеют допустимый уровень сформированности культурно – гигиенических навыков. Низкий уровень сформированности культурно – гигиенических навыков имеют 12% .
Результаты исследования культурно – гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет. (контрольный эксперимент)
Имя ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
итого |
Саша К. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
18 |
Кирилл Б. |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
24 |
Вика К. |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
24 |
Рома Л. |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
25 |
Даша З. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
28 |
Даша М. |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
25 |
Вика Л. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
28 |
Настя Д. |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
27 |
Дима К. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
21 |
Ильес А. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
19 |
Вероника П. |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
28 |
Тимофей А. |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
23 |
Олеся Б. |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
26 |
Алиса З. |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
27 |
Катя Р. |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
27 |
Артем Д. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
23 |
Кирилл Г. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
26 |
Руслан Б. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
29 |
Ришат К. |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
28 |
Данил Л. |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
26 |
Эмиль Ш. |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
25 |
Даша Я. |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
22 |
Женя Г. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
30 |
Фарид Ш. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
21 |
Нурбек Б. |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
22 |