Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 19:13, дипломная работа
Предмет исследования: условия и методы воспитания культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: рассмотреть теоретические и методические аспекты воспитания культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, разработать комплекс условий и методов и экспериментально подтвердить эффективность педагогического руководства со стороны воспитателя
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Понятие культурно- гигиенических навыков, их значение в жизни человека……………………………………………………………………………7
1.2. Условия и методы воспитания культурно- гигиенических навыков у дошкольников в разных возрастных группах………………………………….15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРНО- ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Исследование уровня культурно-гигиенических навыков детей 3-4 лет…………………………………………………………………………………24
2.2. Педагогическая деятельность воспитателя по развитию гигиенических навыков у детей младшей группы ……………..………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СПО САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Выпускная квалификационная работа
Педагогические условия воспитания культурно- гигиенических навыков
у детей младшего дошкольного возраста
Выполнила:
специальность 050144
Ахроменко О.М.
Допустить к защите: Работа защищена
« » ________ ___2014г. « » ________________2014г.
Зам. директора по научно-
методической работе Председатель ГАК
г.о. Самара, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО
1.1.Понятие
культурно- гигиенических навыков,
их значение в жизни человека……
1.2. Условия и методы воспитания культурно- гигиенических навыков у дошкольников в разных возрастных группах………………………………….15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРНО- ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Исследование уровня культурно-гигиенических
навыков детей 3-4 лет………………………………………………………………………
2.2. Педагогическая деятельность воспитателя по развитию гигиенических навыков у детей младшей группы ……………..………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...43
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………46
Актуальность проблемы.
Общеизвестно,
что здоровье человека закладывается
в детстве. Организм ребенка очень пластичен,
он гораздо чувствительнее к воздействиям
внешней среды, чем организм взрослого;
и от того, каковы эти воздействия - благоприятные
или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Большое значение в охране и укреплении
здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому
обучению и воспитанию.
Гигиеническое воспитание - это часть
общего воспитания, а гигиенические навыки
- это неотъемлемая часть культурного
поведения. Глубоко не правы те, кто считает,
что сообщение детям гигиенических знаний
и привитие им гигиенических навыков является
делом медицинских работников. Это кровное
дело родителей, тем более что грань отделяющая
навыки гигиенического поведения от элементарных
правил общежития, настолько неопределенна,
что ее можно считать несуществующей.
Приходить в детский сад или школу с чистыми
руками - это гигиеническое или общекультурное
правило? Закрывать рот носовым платком
при кашле? Не приходить в детский сад
или школу больным? Все эти правила и обосновывающие
их знания должны войти в сознание детей
путем внушения, систематического воспитания
и это должны делать в первую очередь родители.
Наши отечественные
педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева,
В.А. Горбачева и др.) и психологи (В.С. Мухина,
Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали,
что дети дошкольного возраста способны
осознанно усваивать не только правила,
но и нормы поведения и взаимоотношений.
При этом, конечно, действует фактор специфики
возраста, который ограничивает и объем
правил и норм, и глубину их, осознания.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья детей дошкольного возраста. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу.
В связи с этим одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни, в том числе формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Изучив теоретический материал по вопросу о формировании культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что ученые, как правило, рассматривают эту проблему в целом, не заостряя внимания на особенностях того или иного возраста ребенка. Поэтому темой нашего исследования стали педагогические условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: воспитание культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия и методы воспитания культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: рассмотреть теоретические и методические аспекты воспитания культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, разработать комплекс условий и методов и экспериментально подтвердить эффективность педагогического руководства со стороны воспитателя
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психолого – педагогической литературы по теме исследования определить сущность ключевых понятий и подчеркнуть значимость гигиенического воспитания для укрепления здоровья и нравственного развития личности.
2. Провести сравнительный анализ усложнения содержания культурно- гигиенических навыков в разных возрастных группах ( на основе программных требований).
3. Раскрыть методические аспекты воспитания культурно- гигиенических навыков на протяжении дошкольного детства.
4. Исследовать уровень развития культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет, разработать комплекс методов и подтвердить эффективность педагогического руководства.
5. Проанализировать результаты опытно- экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: система работы воспитателя и других сотрудников в дошкольном учреждении позволит целенаправленно и эффективно решать проблему воспитания культурно- гигиенических навыков и укрепления здоровья у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ научной литературы; педагогическое наблюдение, экспериментальные методы( констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (качественный анализ).
База исследования: МБДОУ детский сад № 347.
Теоретическая значимость исследования: обобщены материалы психолого - педагогической литературы по методике воспитания культурно- гигиенических навыков у дошкольников.
Практическая значимость исследования: подобраны средства педагогического руководства ( для младшей группы), выявлены эффективные методы воспитания культурно- гигиенических навыков у дошкольников.
Структура работы - введение, 2 главы, заключение, список использованных источников, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Понятие культурно- гигиенических навыков, их значение в жизни человека
Культурно-гигиенические навыки - понятие, употребляемое в дошкольной педагогике. Навыки личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви, окружающей обстановки, культуры внешних действий, еды.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения.
Известно, что самые прочные навыки (как полезные, так и вредные) формируются в детстве. Поэтому очень важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка культурно-гигиенические навыки, закреплять их, чтобы они стали привычными.
Гигиеническая культура и воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Гигиеническое воспитание детей заключается в
Для решения этих задач необходимы совместные усилия медицинского, педагогического персонала детского учреждения и родителей. В дошкольном учреждении формирование культурно-гигиенических навыков производится индивидуально и коллективно со всей группой в целом.
Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.
Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении.
Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Привычки, приобретённые ребёнком м, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.
Культурно-гигиенические
навыки в значительной степени
формируются в дошкольном
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.