Отчёт по ознакомительной практике в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:06, отчет по практике

Краткое описание

С целью реализации задач практики был составлен индивидуальный план, где отражена работа, включающая основные направления деятельности социального педагога в школе.
В ходе прохождения практики осуществлялось знакомство с образовательным учреждением, основными направлениями работы школы, особенностями организации образовательной и воспитательной деятельности педагогическим коллективом.

Оглавление

1. Дневник по практике. 3
2. Папка наблюдений с заданиями. 5
2.1 Социальный паспорт школы на 2009 – 2010 учебный год: 5
2.2 Система социально – педагогической работы: 7
2.3 Основные функции деятельности социального педагога в школе: 7
2.4 Направления работы социального педагога: 9
2.5 Планирование социального педагога: 10
2.6 Формы ведения документации социального педагога: 11
2.7 Формы работы социального педагога: 12
2.8 Изучение классного коллектива и личности учащихся (социометрия, результаты диагностики самооценки). 13
3. Социально – педагогический паспорт 8 «В» класса. 18
4. Социально – педагогическая карта – характеристика школьника. 19
5. Материалы зачетного мероприятия в классе: классный час по проблемам профилактики наркомании «Все в твоих руках». 23
6. Материалы изучения семьи. 28
6.1 Изучение семьи: 28
6.2 Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания 29
6.3 План работы школы с неблагополучными семьями на 2009/2010 уч.год 30
6.4 Акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего 31
7. Копилка методических материалов. 32
7.1 Консультация для родителей на тему «Детская агрессивность» 32
7.2 Нетрадиционная форма проведения родительского собрания на тему: "Психофизическое развитие подростков (трудный возраст)" 34
7.3 Памятка для родителей 37
7.4 Упражнения для индивид. или груп. работы с детьми из неблагополучных семей: 40
7.5 Тренинговые занятия для родителей и детей по коррекции детско – родительских отношений 44
7.6 Рекомендации социальному педагогу по работе с неблагополучной семьей: 47
7.7 Рекомендации для социального педагога по работе с детьми из неблагополучных семей по профилактике и преодолению девиантных форм поведения. 50
7.8 Образцы документов социального педагога 53
8. Отчет – самоанализ своей деятельности в роли социального педагога. 55
9.Примерный план работы социального педагога 57

Файлы: 1 файл

отчёт по практике.docx

— 176.60 Кб (Скачать)
-style:disc">
  • cоздание атмосферы доверительных отношений «социальный педагог – ребенок».
  • Доводите начатое до конца. Вы, может быть, единственный человек, к которому обратился ребёнок.
  • Помогите ребёнку “вспомнить” всех сочувствующих ему взрослых, которые играют важную роль в его или её жизни (родственников, школьного психолога, соседей), и кто может помочь.
  • Если в школе есть группа в поддержку детей из неблагополучных семей, направьте его или её к сотруднику школы, ведущему эту программу.
  • Убедитесь, что ребёнок понимает три основных факта. Во-первых, он не один.  Во-вторых, ребёнок не несёт ответственности за проблему и не может контролировать поведения родителя. В-третьих, ребёнок – ценная и стоящая личность.
  • Создание доверительных  отношений с ребенком требует  наличие у социального педагога, наряду с психологической техникой, информации о личностных характеристиках  ребенка. Доверительность отношений  педагога с ребенком, как и работа с семьей в целом, предполагает соблюдение конфиденциальности при получении  информации о семье. Доверие к  педагогу со стороны ребенка способствует выявлению ситуаций жестокого обращения  в ранние сроки и пресечению насилия на начальном этапе.

    Особую сложность вызывает работа с детьми из неблагополучных  семей, где родители – алкоголики. Такому ребенку необходимо внушать, что:

    • Разговаривать о его домашних проблемах - не значит поступать “низко” по отношению к семье. «Если ты будешь делиться своими чувствами, тебе не будет так одиноко».
    • Необходимо заниматься тем, что тебе приносит удовольствие в школе или около дома.   «Участвуя в этих мероприятиях, ты забудешь о домашних проблемах и сможешь узнать новое о себе и о том, как живут другие люди».
    • Живя с родителями-алкоголиками, вполне обычно испытывать боязнь и одиночество. «Тебя сбивает с толку то, что ты ненавидишь болезнь алкоголизм и в тоже время любишь родителей-алкоголиков. У всех людей бывают чувства, вызывающие у них замешательство: два разных чувства одновременно». Такие чувства бывают у многих детей алкоголиков.
    • «Запомни, что надо веселиться!» Иногда дети алкоголиков так много переживают, что забывают, как быть “просто ребёнком”. «Придумай способы развлечения».
    • Многие дети алкоголиков не становятся алкоголиками. «То, что твой родитель- алкоголик, не означает, что и ты будешь алкоголиком».
    • Ребенок не может сдержать пьянства родителя. «Проблема эта началась не по твоей вине, и ты не можешь её остановить. Ты не ответственен за то, что делает твой родитель-алкоголик, и это - не твоя вина».

       Помните, что дети  алкоголиков могут бояться открытого  выражения нежности, особенно физического  контакта.

    - подключение к процессу  реабилитации ребенка всех субъектов  государственной системы социально  поддержки и защиты детства  (органы социальной защиты населения,  образования, охраны общественного  порядка, здравоохранения и т.д.).

    - тесное взаимодействие  с семьей ребенка. При этом  необходимо проявить максимум  терпимости к ее образу жизни  и воспитательным издержкам: должна  оказываться конструктивная помощь, а не противодействие и критика.  Следует принимать как данность  сложившиеся в семье ролевые  отношения и границы между  поколениями, даже в случае  полного несогласия с ними. Весьма  желательным является вовлечение  в процесс реабилитации ребенка  семьи в расширенном составе,  включая бабушек, дедушек, других  родственников [27; c. 60].

    Старайтесь наладить контакт  с родителями ребенка. Можно пользоваться следующим примерным алгоритмом беседы:

    1. Что я хорошего могу  сказать о ребенке? (с целью  психологического расположения  к себе родителей, привлечения  их в союзники).

    2.Что меня беспокоит  в нем? (то самое, что является  предметом вызова родителей в  школу, прихода к ним домой,  обсуждения на родительском собрании).

    3.Каковы, по нашему общему  мнению причины, этого отрицательного  явления, факта? (это вызывает  на откровенность, а значит, позволит  выявить истинные причины).

    4.Какие меры следует  предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и  тактики воспитания и перевоспитания).

    5.Каких общих требований, общих принципов перехода к  ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно  становятся на сторону учителя  и активно ему помогают).

    Реализация следующих  направлений в работе с детьми:

    - перевод социально ситуации  в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме, создание условий для личностного  развития ребенка);

    - воспитание нравственно  – правовой убежденности;

    - формирование адекватной  самооценки, способности критически  относится к самому себе;

    - развитие эмоциональной  сферы личности: формирование умения  адекватно реагировать на педагогическое  воздействие;

    - включение в социально  значимые виды деятельности, создание  ситуации успеха в избранном  виде деятельности;

    - организация педагогического  влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги и  т.д.);

    - предупреждение невротических  расстройств и патологических  влечений (акцентуации характера,  неврозы, суицид, клептомания и  т.д.);

    - обеспечение благоприятного  социально – психологического  климата;

    - способствование заполнению  пробелов в знаниях.

    5) социально – педагогическая  деятельность должна основываться  как на работе с конкретными  симптомами отклонений, так и  на профилактическом подходе  (снятие причин, условий и факторов, их провоцирующих).

    Задача всего педагогического  коллектива работающего с детьми, воспитывающимися в неблагоприятных  условиях среды,  - сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое  восприятие отрицательных факторов.

    Проблемы с "границами" в общении, высокая эмоциональность, "размытость" представлений о  собственной личности часто характеризуют  в целом неблагополучную семью  и делают общение социального  педагога с этой семьей сложным искусством. Такими же профессиональными навыками должны обладать и учителя, и воспитатели, и психологи – все, кто, так  или иначе, соприкасается с "трудными" родителями и их детьми.

     

     

    7.8 Образцы документов социального педагога

    Социальный паспорт  семей учащихся

     

    Характеристика

    Кол-во

    %

     

    Общее число семей

       
     

    Из  них:

       
     

    - неполные семьи

       
     

    - неблагополучные семьи

       
     

    - с детьми-инвалидами

       
     

    - дети, имеющие хронические заболевания

       
     

    - с родителями-инвалидами

       
     

    - с приемными детьми

       
     

    - беженцы

       
     

    - дети-сироты

       
     

    - дети-полусироты

       
     

    - дети, занятые в системе допол. образования (кружки, секции и др.)

       
     

    - дети, находящиеся на индивидуальном  обучении

       
     

    - в которых дети или родители  злоупотребляют алкоголем

       
     

    - с наркотической зависимостью

       
     

    - в которых родители находятся  в местах лишения свободы

       
     

    Социальный  состав:

       
     

    - рабочие

       
     

    - служащие

       
     

    - интеллигенция

       
     

    - пенсионеры

       
     

    - безработные

       
     

    Образовательный уровень родителей:

       
     

    - начальное образование

       
     

    - неполное среднее образование

       
     

    - среднее образование

       
     

    - среднее специальное

       
     

    - неполное высшее образование

       
     

    - высшее

       
     

    - ученая степень

       
     

    Возраст родителей (лиц их заменяющих)

       
     

    - от 20 до 30

       
     

    - от 30 до 40

       
     

    - от 40 до 50

       
     

    - более 50

       
     

    Жилищно-бытовые  условия:

       
     

    - хорошие

       
     

    - удовлетворительные (соответствуют  установленным нормам жилья)

       
     

    - неудовлетворительные

       
     

    Количество  детей в семье:

       
     

    - один ребенок

       
     

    - двое детей

       
     

    - три и более

       
     

    - семьи, родители которых принимали  участие в военных 

       действиях (Афганистан, Чеченская  республика)

       
     

    - семьи, приехавшие из зоны Чернобыльской  АС или в которых родители  принимали участие в ликвидации  последствий данной аварии

       

    ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА ПОМОЩИ РЕБЕНКУ:

    социально-педагогическое развитие ребенка

     

    Карта № _________

    Дата ___________________

    Фамилия ____________________________ Имя ___________________________

    Дата рождения __________ Класс (группа) _______________________

    Адрес _________________________________Телефон _____________________

    Фамилия, имя, отчество родителей ______________________________________

    ____________________________________________________________________

    Кем направлен ______________________________________________________

    Причина обращения __________________________________________________

    Анамнестические сведения ____________________________________________

    Тип семьи (полная, неполная, многодетная, приемная и т.д.) ________________

    Условия проживания _________________________________________________

    Особенности воспитания ребенка  в дошкольном возрасте __________________

    ____________________________________________________________________

    Трудности, связанные с  интеграцией ребенка в социуме ____________________

     

    Социальные институты (семья, ДОУ, школа, ПУ и т.д.)

    Трудности социальной адаптации (сложности  в обучении, воспитании, особенности  в освоении норм поведения; особенности  социальных контактов и т.д.)

       

     

    Посещение ребенком коррекционных  занятий

    Специалист _________________________________________________________

    За прошедший период произошли следующие изменения  в поведении:


     

    Рекомендации педагогу:

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________

    С рекомендациями ознакомлен __________________________________________

    Рекомендации родителям: ______________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

    С рекомендациями ознакомлены:_________________

     

     

    1. Отчет – самоанализ своей деятельности в роли социального педагога.

    С целью реализации задач  практики был составлен индивидуальный план, где отражена работа, включающая основные направления деятельности социального педагога в школе.

    В ходе прохождения практики осуществлялось знакомство с образовательным  учреждением, основными направлениями  работы школы, особенностями организации  образовательной и воспитательной деятельности педагогическим коллективом.

    Проведено углубленное ознакомление специфики содержания, форм и методов, направлений деятельности социального  педагога в школе. Изучены основные формы ведения документации, отчетности, планирования.

    Собственная практическая деятельность строилась в соответствии с индивидуальным планом. В содержании практической работы отражаются основные направления  и функции деятельности социального  педагога.

    Практическая работа в  качестве социального педагога предполагала не только теоретический анализ организации  работы педагога, но и практическое изучение классного коллектива, личности учащихся, семей.

    В ходе практики были организованы мероприятия для детей («классные  дела», классный час «Все в твоих  руках» по проблеме профилактики наркомании», участие в акции «Протяни руку», в конкурсе «Портрет класса»), родителей (разработана памятка «10 ошибок воспитания», совместно с социальным педагогом  проведена групповая консультация «Агрессивность ребенка») и педагогов (консультация для классных руководителей «Оформление документации по работе с неблагополучной семьей»). Использовались как групповые, так и индивидуальные беседы с учащимися и педагогами.

    Изучение классного коллектива, личности ребенка включало диагностику межличностных отношений (социометрический метод), диагностику самооценки детей (по запросу классного руководителя). Результаты диагностики оформлены в протоколах, сводных таблицах, диаграммах. Дан качественный и количественный анализ полученных данных.

    Работа по изучению семьи: беседы с детьми, классным руководителем  о семейной ситуации, особенностях взаимоотношений. В рамках рейда  «Семья» совместно с социальным педагогом проведено обследование жилищно – бытовых условий  семьи Сечко Дениса. Составлен  акт обследования. В отношении  этой семьи заполнена матрица  определения обобщенного показателя социального благополучия семьи  как института воспитания.

    Результаты исследования дали возможность сделать определенные выводы о развитии изучаемого ребенка, особенностях его личности, жизненной  семейной ситуации, что позволило  составить социально – педагогическую характеристику на школьника (Сечко  Дениса).

    Специфика работы данной школы  определяется территориальным расположением, особенностями макро- и микросоциума, контингентом учащихся и родителей. Проблемная группа семей - это малообеспеченные, часто злоупотребляющие спиртными  напитками родители, уклоняющиеся от трудоустройства, не уделяющие должного внимания воспитанию детей. В следствие  этого безнадзорность, низкая успеваемость, частые пропуски уроков без уважительных причин, склонность к девиантному  поведению детей. Поэтому особое внимание социального педагога в  данной школе направлено на работу с детьми из неблагополучных семей, оказание помощи и сопровождение учащихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, изучение личностных особенностей детей – правонарушителей, профориентационная работа с выпускниками школы.

    Информация о работе Отчёт по ознакомительной практике в школе