Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:06, отчет по практике
С целью реализации задач практики был составлен индивидуальный план, где отражена работа, включающая основные направления деятельности социального педагога в школе.
В ходе прохождения практики осуществлялось знакомство с образовательным учреждением, основными направлениями работы школы, особенностями организации образовательной и воспитательной деятельности педагогическим коллективом.
1. Дневник по практике. 3
2. Папка наблюдений с заданиями. 5
2.1 Социальный паспорт школы на 2009 – 2010 учебный год: 5
2.2 Система социально – педагогической работы: 7
2.3 Основные функции деятельности социального педагога в школе: 7
2.4 Направления работы социального педагога: 9
2.5 Планирование социального педагога: 10
2.6 Формы ведения документации социального педагога: 11
2.7 Формы работы социального педагога: 12
2.8 Изучение классного коллектива и личности учащихся (социометрия, результаты диагностики самооценки). 13
3. Социально – педагогический паспорт 8 «В» класса. 18
4. Социально – педагогическая карта – характеристика школьника. 19
5. Материалы зачетного мероприятия в классе: классный час по проблемам профилактики наркомании «Все в твоих руках». 23
6. Материалы изучения семьи. 28
6.1 Изучение семьи: 28
6.2 Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания 29
6.3 План работы школы с неблагополучными семьями на 2009/2010 уч.год 30
6.4 Акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего 31
7. Копилка методических материалов. 32
7.1 Консультация для родителей на тему «Детская агрессивность» 32
7.2 Нетрадиционная форма проведения родительского собрания на тему: "Психофизическое развитие подростков (трудный возраст)" 34
7.3 Памятка для родителей 37
7.4 Упражнения для индивид. или груп. работы с детьми из неблагополучных семей: 40
7.5 Тренинговые занятия для родителей и детей по коррекции детско – родительских отношений 44
7.6 Рекомендации социальному педагогу по работе с неблагополучной семьей: 47
7.7 Рекомендации для социального педагога по работе с детьми из неблагополучных семей по профилактике и преодолению девиантных форм поведения. 50
7.8 Образцы документов социального педагога 53
8. Отчет – самоанализ своей деятельности в роли социального педагога. 55
9.Примерный план работы социального педагога 57
Создание доверительных
отношений с ребенком требует
наличие у социального
Особую сложность вызывает работа с детьми из неблагополучных семей, где родители – алкоголики. Такому ребенку необходимо внушать, что:
Помните, что дети
алкоголиков могут бояться
- подключение к процессу
реабилитации ребенка всех
- тесное взаимодействие
с семьей ребенка. При этом
необходимо проявить максимум
терпимости к ее образу жизни
и воспитательным издержкам:
Старайтесь наладить контакт с родителями ребенка. Можно пользоваться следующим примерным алгоритмом беседы:
1. Что я хорошего могу сказать о ребенке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники).
2.Что меня беспокоит
в нем? (то самое, что является
предметом вызова родителей в
школу, прихода к ним домой,
обсуждения на родительском
3.Каковы, по нашему общему
мнению причины, этого
4.Какие меры следует
предпринять и со стороны
5.Каких общих требований,
общих принципов перехода к
ребенку следует
Реализация следующих направлений в работе с детьми:
- перевод социально ситуации
в педагогическую (организация нравственной,
воспитывающей среды в
- воспитание нравственно – правовой убежденности;
- формирование адекватной самооценки, способности критически относится к самому себе;
- развитие эмоциональной
сферы личности: формирование умения
адекватно реагировать на
- включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном виде деятельности;
- организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги и т.д.);
- предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т.д.);
- обеспечение благоприятного социально – психологического климата;
- способствование заполнению пробелов в знаниях.
5) социально – педагогическая
деятельность должна
Задача всего педагогического коллектива работающего с детьми, воспитывающимися в неблагоприятных условиях среды, - сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов.
Проблемы с "границами" в общении, высокая эмоциональность, "размытость" представлений о собственной личности часто характеризуют в целом неблагополучную семью и делают общение социального педагога с этой семьей сложным искусством. Такими же профессиональными навыками должны обладать и учителя, и воспитатели, и психологи – все, кто, так или иначе, соприкасается с "трудными" родителями и их детьми.
7.8 Образцы документов социального педагога
Социальный паспорт семей учащихся
Характеристика |
Кол-во |
% | |
Общее число семей |
|||
Из них: |
|||
- неполные семьи |
|||
- неблагополучные семьи |
|||
- с детьми-инвалидами |
|||
-
дети, имеющие хронические |
|||
- с родителями-инвалидами |
|||
- с приемными детьми |
|||
- беженцы |
|||
- дети-сироты |
|||
- дети-полусироты |
|||
- дети, занятые в системе допол. образования (кружки, секции и др.) |
|||
- дети, находящиеся на индивидуальном обучении |
|||
- в которых дети или родители злоупотребляют алкоголем |
|||
- с наркотической зависимостью |
|||
- в которых родители находятся в местах лишения свободы |
|||
Социальный состав: |
|||
- рабочие |
|||
- служащие |
|||
- интеллигенция |
|||
- пенсионеры |
|||
- безработные |
|||
Образовательный уровень родителей: |
|||
- начальное образование |
|||
- неполное среднее образование |
|||
- среднее образование |
|||
- среднее специальное |
|||
- неполное высшее образование |
|||
- высшее |
|||
- ученая степень |
|||
Возраст родителей (лиц их заменяющих) |
|||
- от 20 до 30 |
|||
- от 30 до 40 |
|||
- от 40 до 50 |
|||
- более 50 |
|||
Жилищно-бытовые условия: |
|||
- хорошие |
|||
- удовлетворительные (соответствуют установленным нормам жилья) |
|||
- неудовлетворительные |
|||
Количество детей в семье: |
|||
- один ребенок |
|||
- двое детей |
|||
- три и более |
|||
-
семьи, родители которых действиях (Афганистан, Чеченская республика) |
|||
-
семьи, приехавшие из зоны |
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА ПОМОЩИ РЕБЕНКУ:
социально-педагогическое развитие ребенка
Карта № _________
Дата ___________________
Фамилия ____________________________ Имя ___________________________
Дата рождения __________ Класс (группа) _______________________
Адрес ______________________________
Фамилия, имя, отчество родителей
______________________________
______________________________
Кем направлен ______________________________
Причина обращения ______________________________
Анамнестические сведения
______________________________
Тип семьи (полная, неполная, многодетная, приемная и т.д.) ________________
Условия проживания ______________________________
Особенности воспитания ребенка в дошкольном возрасте __________________
______________________________
Трудности, связанные с интеграцией ребенка в социуме ____________________
Социальные институты (семья, ДОУ, школа, ПУ и т.д.) |
Трудности социальной адаптации (сложности в обучении, воспитании, особенности в освоении норм поведения; особенности социальных контактов и т.д.) |
Посещение ребенком коррекционных занятий
Специалист ______________________________
За прошедший период произошли следующие изменения в поведении:
Рекомендации педагогу:
______________________________
С рекомендациями ознакомлен
______________________________
Рекомендации родителям:
______________________________
______________________________
С рекомендациями ознакомлены:_________________
С целью реализации задач практики был составлен индивидуальный план, где отражена работа, включающая основные направления деятельности социального педагога в школе.
В ходе прохождения практики
осуществлялось знакомство с образовательным
учреждением, основными направлениями
работы школы, особенностями организации
образовательной и
Проведено углубленное ознакомление специфики содержания, форм и методов, направлений деятельности социального педагога в школе. Изучены основные формы ведения документации, отчетности, планирования.
Собственная практическая деятельность строилась в соответствии с индивидуальным планом. В содержании практической работы отражаются основные направления и функции деятельности социального педагога.
Практическая работа в качестве социального педагога предполагала не только теоретический анализ организации работы педагога, но и практическое изучение классного коллектива, личности учащихся, семей.
В ходе практики были организованы
мероприятия для детей («классные
дела», классный час «Все в твоих
руках» по проблеме профилактики наркомании»,
участие в акции «Протяни руку»,
в конкурсе «Портрет класса»), родителей
(разработана памятка «10 ошибок воспитания»,
совместно с социальным педагогом
проведена групповая
Изучение классного коллектива, личности ребенка включало диагностику межличностных отношений (социометрический метод), диагностику самооценки детей (по запросу классного руководителя). Результаты диагностики оформлены в протоколах, сводных таблицах, диаграммах. Дан качественный и количественный анализ полученных данных.
Работа по изучению семьи:
беседы с детьми, классным руководителем
о семейной ситуации, особенностях
взаимоотношений. В рамках рейда
«Семья» совместно с социальным
педагогом проведено
Результаты исследования
дали возможность сделать
Специфика работы данной школы определяется территориальным расположением, особенностями макро- и микросоциума, контингентом учащихся и родителей. Проблемная группа семей - это малообеспеченные, часто злоупотребляющие спиртными напитками родители, уклоняющиеся от трудоустройства, не уделяющие должного внимания воспитанию детей. В следствие этого безнадзорность, низкая успеваемость, частые пропуски уроков без уважительных причин, склонность к девиантному поведению детей. Поэтому особое внимание социального педагога в данной школе направлено на работу с детьми из неблагополучных семей, оказание помощи и сопровождение учащихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, изучение личностных особенностей детей – правонарушителей, профориентационная работа с выпускниками школы.
Информация о работе Отчёт по ознакомительной практике в школе