Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:06, отчет по практике
С целью реализации задач практики был составлен индивидуальный план, где отражена работа, включающая основные направления деятельности социального педагога в школе.
В ходе прохождения практики осуществлялось знакомство с образовательным учреждением, основными направлениями работы школы, особенностями организации образовательной и воспитательной деятельности педагогическим коллективом.
1. Дневник по практике. 3
2. Папка наблюдений с заданиями. 5
2.1 Социальный паспорт школы на 2009 – 2010 учебный год: 5
2.2 Система социально – педагогической работы: 7
2.3 Основные функции деятельности социального педагога в школе: 7
2.4 Направления работы социального педагога: 9
2.5 Планирование социального педагога: 10
2.6 Формы ведения документации социального педагога: 11
2.7 Формы работы социального педагога: 12
2.8 Изучение классного коллектива и личности учащихся (социометрия, результаты диагностики самооценки). 13
3. Социально – педагогический паспорт 8 «В» класса. 18
4. Социально – педагогическая карта – характеристика школьника. 19
5. Материалы зачетного мероприятия в классе: классный час по проблемам профилактики наркомании «Все в твоих руках». 23
6. Материалы изучения семьи. 28
6.1 Изучение семьи: 28
6.2 Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания 29
6.3 План работы школы с неблагополучными семьями на 2009/2010 уч.год 30
6.4 Акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего 31
7. Копилка методических материалов. 32
7.1 Консультация для родителей на тему «Детская агрессивность» 32
7.2 Нетрадиционная форма проведения родительского собрания на тему: "Психофизическое развитие подростков (трудный возраст)" 34
7.3 Памятка для родителей 37
7.4 Упражнения для индивид. или груп. работы с детьми из неблагополучных семей: 40
7.5 Тренинговые занятия для родителей и детей по коррекции детско – родительских отношений 44
7.6 Рекомендации социальному педагогу по работе с неблагополучной семьей: 47
7.7 Рекомендации для социального педагога по работе с детьми из неблагополучных семей по профилактике и преодолению девиантных форм поведения. 50
7.8 Образцы документов социального педагога 53
8. Отчет – самоанализ своей деятельности в роли социального педагога. 55
9.Примерный план работы социального педагога 57
3. Упражнение с мячом 1. а) Сесть на мяч. Ведущий: "Как вы себя чувствуйте? Неизвестность... . Так и дети куда-то собираются, переживают. Я сказала, что мяч выдержит 100 кг. Вы все сели с уверенностью? Можно изучить мяч, попробовать, рассмотреть, то есть должна быть активная жизнь, чтобы к 17 годам им жить хотелось.
4. Упражнение с мячом 2. Работа в парах "мама - ребенок". Ребенку завязывают глаза, и он начинает руками изучать мяч, мама ему помогает. Работают молча. Меняются ролями. Обсуждение: Что ощущали дети? Было ли желание сделать что-то свое? Мама чувствовала, что ощущает ее ребенок?
5. "Зеркало". Мы сегодня
хорошо поработали, настал момент
прощания. Попробуйте выполнить,
как прощаются люди без слов,
а с помощью действий. На первом
занятии я попыталась
Занятие 2.
Цель: формирование атмосферы добра и безопасности.
Установка на работу.
2. Упражнение "Зеркало". Участники встают парами, один изображает позы слушателя, а другой их повторяет (внимательный слушатель, не внимательный слушатель, не слушающий человек, создание видимости слушателя. .).
3. Игра с мячом. Говорить друг другу перекидывая мяч: "Семья - это... ", "Быть родителями - это... ", "Дети - это... ", "Если бы я был ребенком то... ".
4. "Зеркало". Занятие второе было на изучение мыслей друг друга и изучение внутреннего мира друг друга.
Занятие 3.
Цель: Развитие положительной динамики в отношениях.
Установка на работу.
Упражнение "Спроси без языка". Вы должны угадать, что хочет спросить каждый из вас.
До 1917 года в России правил царь, власть переходила из рук в руки. Нелегко жилось народу при царе, еще более сложно было тем, кто служил царю, итак, раз, два, три... мы попадаем в 17 век, перед нами царь (ребенок), и служащий царя (мама).
Проснулся царь в плохом настроении, зовет он прислугу (маму).
Принеси воды, да побыстрее. Ну, чего ты стоишь? Аль не слышал?
Помоги одеть халат, указывает на служащего (маму).
-Какие новости сегодня?
Чего смущаешься? Не знаешь, что
в стране делается? (Если царя
не устраивает служащий, его на
казнь, хотя ему дается
Значение данного упражнения в том, чтобы родитель ощутил, как бывает тяжело ребенку в семье.
3. "Зеркало".
4. Рефлексия занятия. Что понравилось, что не понравилось? Что завтра хочется повторить?
Занятие 4.
Цель: формирование атмосферы доброты и безопасности.
Настрой на занятие. У кого за то время, что мы занимались, произошло что-то новое, позитивное и вы хотели нам об этом рассказать.
Участникам предлагается выбрать свою формулу и защитить ее. После защиты предлагается написать как можно больше хороших слов на каждую букву слова:
С - солнечный, спокойный.
Ч - чуткий, человечный.
А - активный, артистичный
С-
Т-
Ь
Е
Мама берет за руку ребенка
и ведет его рядом с собой,
при этом должна говорить, как и
куда он должен идти. Что значит ответственность?
Это контроль? Быть хорошими родителями
это, значит, быть ответственными? Легко
ли подчиняться действиям
3. Упражнение "Комплименты". Выполняется в паре, участники говорят друг другу комплименты, добрые слова.
4. "Зеркало".
Занятие 5.
Цель: закрепить представление об отношениях в семье.
Установка на работу.
Сегодня последнее наше занятие, давайте вспомним все упражнения, которые вас понравились.
а) Игра - разминка "Европейский городок" Приветствие друг друга разными способами.
б) Упражнение "Зеркало" Изображение поз друг друга.
в) Упражнение "Спроси без языка".
г) Упражнение "Чему я научился за эти занятия".
д)"Зеркало".
Мы хорошо потрудились, настал момент прощания. Вспомните, как прощаются люди без слов, а с помощью действий».
1. Использование в работе
с неблагополучной семьей
- наличие у специалиста
собственных представлений о
содержании поддержки семьи
- широкое изучение семьи-
- дифференциация семей
на типы в соответствии с
особенностями
- разработка и реализация
программы (соответственно
- отслеживание результатов
коррекционно-воспитательной
2. Необходима качественная
и количественная
Известный метод сбора информации о семье – формализованные бланки и анкеты, посвященные конкретной семейной группе. Изучение неблагополучной семьи будет оптимизировано при использовании специальных карт семьи, анкет.
Строгая структурированность
этих материалов позволяет выйти
в процессе их заполнения на типологию
семей, что весьма важно для принятия
адекватных профилактических мер и
поддержки детей с
Источниками информации о семейном неблагополучии могут быть: классные руководители; воспитатели ДОУ; педагоги школы; врачи; участковый инспектор; родственники; соседи; друзья.
Дополнительные источники
информации о семье: документы социально-
Необходимая первичная информация о неблагополучной семье:
- Материально-бытовые условия.
- Эмоционально-нравственный климат.
- Режим дня ребенка в семье.
- Методы и приемы воздействия взрослых на детей.
- Семейный досуг.
- Уровень педагогической культуры родителей.
3. Четкое определение
целей, задач, методов своей
работы; понимание ее специфики,
которая состоит лишь в
На этом пути может возникнуть распространённая ошибка социального педагога: установление излишне близких доверительных, даже панибратских, отношений с ребёнком и родителями. Эту ситуацию может ещё более усложнить возникающее иногда стремление специалиста к кооперации с ребенком против родителей или с родителями против ребёнка.
4. Опытный социальный
педагог умеет "видеть" в
каждой неблагополучной семье
скрытые негативные факторы,
5. Педагогическому коллективу
школы, в том числе
6. Главная задача в
работе с неблагополучной
- регулярные педагогические консультации (набор тем консультаций будет зависеть отданных, полученных при диагностике межличностных отношений);
- организация деятельности
психолого-педагогических
- постоянно действующие семинары;
- использование форм
- выпуск брошюр, памяток
по воспитанию с целью
7. Социальному педагогу
необходимо в зависимости от
конкретной ситуации
Принудительное лечение от алкоголизма;
Лишение родительских прав;
Консультирование;
Обучающие консультации для родителей;
Помощь общественных организаций;
Влияние через СМИ;
Пропаганда здорового образа жизни;
Пропаганда семейных ценностей;
Оказание материальной помощи;
Административные штрафы;
Создание клубов по интересам;
Постоянный патронаж;
Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
Дефекты воспитания это и есть главнейший показатель неблагополучной семьи, ни материальные, ни бытовые показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи – только отношения к ребенку.
Последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье: детская безнадзорность и беспризорность, побеги из дома, половая распущенность, правонарушения и преступная деятельность, алкоголизм, наркомания и токсикомания.
Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно выделить три группы семей:
Социально – педагогическая
деятельность в отношении данной
категории детей подразделяется
на два самостоятельных
А) профилактическое – представляет
собой работу по созданию благоприятной
среды для воспитания и общения,
коррекции семейных отношений, поиску
видов занятости ребят в
Б) коррекционно – реабилитационное
– предполагает оказание ребенку
оперативной социально –
В работе с детьми из неблагополучных
семей целесообразно
Информация о работе Отчёт по ознакомительной практике в школе