Отчёт по ознакомительной практике в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:06, отчет по практике

Краткое описание

С целью реализации задач практики был составлен индивидуальный план, где отражена работа, включающая основные направления деятельности социального педагога в школе.
В ходе прохождения практики осуществлялось знакомство с образовательным учреждением, основными направлениями работы школы, особенностями организации образовательной и воспитательной деятельности педагогическим коллективом.

Оглавление

1. Дневник по практике. 3
2. Папка наблюдений с заданиями. 5
2.1 Социальный паспорт школы на 2009 – 2010 учебный год: 5
2.2 Система социально – педагогической работы: 7
2.3 Основные функции деятельности социального педагога в школе: 7
2.4 Направления работы социального педагога: 9
2.5 Планирование социального педагога: 10
2.6 Формы ведения документации социального педагога: 11
2.7 Формы работы социального педагога: 12
2.8 Изучение классного коллектива и личности учащихся (социометрия, результаты диагностики самооценки). 13
3. Социально – педагогический паспорт 8 «В» класса. 18
4. Социально – педагогическая карта – характеристика школьника. 19
5. Материалы зачетного мероприятия в классе: классный час по проблемам профилактики наркомании «Все в твоих руках». 23
6. Материалы изучения семьи. 28
6.1 Изучение семьи: 28
6.2 Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания 29
6.3 План работы школы с неблагополучными семьями на 2009/2010 уч.год 30
6.4 Акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего 31
7. Копилка методических материалов. 32
7.1 Консультация для родителей на тему «Детская агрессивность» 32
7.2 Нетрадиционная форма проведения родительского собрания на тему: "Психофизическое развитие подростков (трудный возраст)" 34
7.3 Памятка для родителей 37
7.4 Упражнения для индивид. или груп. работы с детьми из неблагополучных семей: 40
7.5 Тренинговые занятия для родителей и детей по коррекции детско – родительских отношений 44
7.6 Рекомендации социальному педагогу по работе с неблагополучной семьей: 47
7.7 Рекомендации для социального педагога по работе с детьми из неблагополучных семей по профилактике и преодолению девиантных форм поведения. 50
7.8 Образцы документов социального педагога 53
8. Отчет – самоанализ своей деятельности в роли социального педагога. 55
9.Примерный план работы социального педагога 57

Файлы: 1 файл

отчёт по практике.docx

— 176.60 Кб (Скачать)

Безусловно, влияние друзей очень  велико, и человеку потребуется настойчивость  и сила воли, чтоб сказать однозначно «нет». В первую очередь отказаться надо внутри себя, принять однозначную  позицию.

Игра  «скажи: НЕТ»

Давайте попробуем сказать «нет»  на практике.

Рассчитайтесь на 1-ый - 2-ой

Работа идет в парах. Один из учащихся предлагает попробовать наркотик, другой отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. Затем учащиеся в паре меняются ролями. Время отведенное на работу в паре 5 минут.

Варианты отказа :

“Спасибо, нет. Я знаю, что это  опасно для меня” 

“Спасибо, нет. Я уже пробовал, и  это мне не понравилось”.

“Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями”

“Спасибо, нет. Это не в моем стиле”

“Спасибо, нет. Мне надо на тренировку” 

“Спасибо, нет. Если я это сделаю, потеряю власть над собой”.

Умей сказать “Нет”!

После завершения упражнения следует  обсудить два вопроса:

- Как чувствовали себя участники  в ролях? 

Легко ли подбирать достойные отказы?

А в заключении, я хочу вам рассказать еще одну интересную историю: Притча о бабочке

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот  однажды один завистливый человек  решил опозорить мудреца в  присутствии многих людей. Завистник  и хитрец придумал целый план, как  это сделать: “Я поймаю бабочку и  в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка  или мертвая. Если мудрец скажет, что  живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что  наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит  живая и невредимая и скажу, что  наш великий мудрец ошибся”. Так  и сделал завистник, поймал бабочку  и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: “Все в твоих руках”.

Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.

Вот и подошел к концу  наш урок, и мне бы хотелось знать:

Что нового вы сегодня для  себя открыли? Что вам понравилось?

 

 

  1. Материалы изучения семьи.
      1. Изучение семьи:
  1. Общие сведения о родителях и других членах семьи(Ф.И.О., возраст, образование, специальность, место работы):

мать – Сечко Зинаида Васильевна, 57 лет, профессионально – техническое – повар, временно не работает.

  • Структура семьи: неполная.
  • Жилищно – бытовые условия: неудовлетворительные: у ребенка есть своя комната, место для занятий не оборудовано (на кухонном столе делает уроки; в квартире грязно, неубрано; в холодильнике пусто).
  • Материальное положение, источники доходов: основной источник доходов составляют случайные заработки матери. Семья малообеспеченная, нуждается в социальной помощи.
  1. Общие сведения о детях (Ф.И.., возраст, место учебы, работы), интересы детей:

Сечко Денис, 15 лет, 8 класс СШ № Х. Постоянных увлечений не имеет, в кружках и секциях не занимается; успеваемость низкая, частые пропуски уроков.

  1. Воспитательные возможности семьи:
  • Уровень воспитанности ученика (высокий, средний, низкий);
  • Уровень педагогической культуры родителей (высокий, средний, низкий);
  • Микроклимат в семье (здоровый, устойчивый, недостаточно здоровый, неустойчивый, нездоровый);
  • Традиции отсутствуют;
  • Направленность семьи (общественно направленная, индивидуалистическая, асоциально направленная);
  • Ситуация семейного воспитания (благоприятная, осложненная, неблагоприятная).

Примечание: семья состоит на учете как неблагополучная (мама не занимается воспитанием сына, не работает, злоупотребляет спиртными напитками; Денис состоит на учете ИДН за употребление спирт. напитков, нахождение на улице после 23.00 без сопровождения взрослых).

 

 

6.2 Матрица определения  обобщенного показателя социального  благополучия семьи как института  воспитания

Показатели семьи

Баллы

1.

Состав семьи

 
 

мать, отец, дедушка, бабушка

5

 

только мать и отец

4

 

мать и отчим, отец и  мачеха

3

 

одна мать, один отец

2

 

нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники

1

2.

Санитарно-жилищные условия семьи

 
 

благоустроенная отдельная  квартира

5

 

квартира с родителями супруга(и)

4

 

более одной комнаты в  коммунальной квартире с удобствами

3

 

комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами

2

 

комната в общежитии, в  бараке без удобств

1

3.

Доход семьи

 
 

могут практически ни в  чем себе не отказывать

5

 

денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного  пользования берут  в долг

4

 

на повседневные расходы  денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

3

 

живут от зарплаты до зарплаты

2

 

денег до зарплаты не хватает

1

4.

Педагогический  стиль семьи

 
 

постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, атмосфера  доверия

5

 

слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость

4

 

первичная ориентация родителей  на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения  к детям

3

 

равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как  дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни

2

 

напряженно-конфликтные  отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые  к детям

1

5.

Уровень социального  здоровья семьи

 
 

атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви

5

 

здоровый образ жизни  без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут "по привычке"

4

 

в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке

3

 

судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма  умственной отсталости одного или обоих  супругов

2

 

стоят на учете с диагнозом  алкоголизм, наркомания, асоциальное  поведение

1

6.

Ценность детей  в семье

 
 

дети – главная ценность в семье

5

 

дети – равнозначимая  ценность наряду с супружеством

4

 

дети дополняют супружеские  отношения

3

 

дети – элемент социального  статуса: "как у всех"

2

 

дети – обуза, доставляют много дополнительных забот, беспокойства

1

7.

Отношения семьи  со школой

 
 

высокая включенность в жизнь  школы, посильная помощь школе, высокая  информированность о школьных делах  ребенка

5

 

обращение к педагогам  за советами по вопросам воспитания, признание  их авторитета, регулярное участие  в родительских собраниях

4

 

интерес к школьной жизни  ребенка односторонний: только у  матери

3

 

критика педагогических методов  школы, уклонение от посещения родительских собраний

2

 

отсутствие интереса к  школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы (в целях эксплуатации его  труда, по другим причинам)

1


 

6.3 План работы школы с неблагополучными семьями на 2009/2010 уч.год

 

Содержание

Дата

Ответственный

1

Заседание совета профилактики.

Совместная работа с КДН, ИДН по принуждению к воспитанию учащихся

сентябрь

Директор

Социальный педагог

2

Рейд "Семья" совместно с ИДН.

Составление списков неблагополучных  семей.

Собеседование с классными  руководителями по составлению карты  класса и семей.

Итоги обследования семей 1-х  классов и постановка их на учет

октябрь

ИДН,

Социальный педагог

Зам.директора по ВР

Родительский комитет

Кл. руководители

3

Административный совет по оформлению заключений о привлечении родителей  к ответственности за неисполнение обязанностей

ноябрь

Директор

Социальный педагог

4

Посещение неблагополучных семей

Организация собеседования  с родителями из неблагополучных  семей

декабрь

Инспектор ИДН

Социальный педагог

Кл. руководители

5

Заседание совета профилактики

Отчет классных руководителей  о работе с неблагополучными семьями

январь

ИДН

Директор

Социальный педагог

6

Посещение неблагополучных семей

в течение года

Кл. руководители

Социальный педагог

Инспектор ИДН

7

Обследование микроучастка школы  по спискам ЖЭУ с целью выявления  неблагополучных семей

март

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

Учителя 3-4 классов

8

Рейд "Семья" совместно с ИДН.

 Собеседование по организации летнего отдыха учащихся из неблагополучных семей.

Административный совет  по оформлению документов о наказании  родителей.

Отчет о работе с неблагополучными семьями

в течение года

Директор

Социальный педагог

Кл. руководители

9

Организация летней занятости учащихся из неблагополучных семей в пришкольный  лагерь

май

Социальный педагог

Кл. руководители

10

Профилактические беседы с учащимися, состоящими на учете, и их родителями

в течение года

Инспектор ИДН

Социальный педагог

11

Совет профилактики

в течение года

Директор

12

Беседы инспектора ИДН об ответственности за правонарушения

в течение года

Инспектор ИДН


 

6.4 Акт обследования  жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего

от_____2009г.

ФИО ученика: Сечко Денис Евгеньевич

14.02.1994 года рождения

обучающегося  в 8 «В» классе СШ № Х

проживающего  по адресу: г. Минск, ул._________ дом__ кв.__

Комиссия в составе: социального педагога школы, классного руководителя 8 В класса Мироновой Марии Сергеевны, психолога школы, в присутствии практикантов БГПУ.

составили настоящий  акт обследования жилищно-бытовых  условий семьи и установили, что семья Сечко Дениса проживает в з- хкомнатной квартире, принадлежащей Сечко Зинаиде Васильевне, состоит из 3 – х человек:

Мать: Сечко Зинаида Васильевна, временно не работает;

другие  члены семьи: Сечко Евгений Владимирович (брат Дениса) в настоящее время отбывает наказание в тюрьме.


Санитарное состояние  квартиры неудовлетворительное: грязно, неубрано, разбросаны вещи, на кухне немытая посуда.

Имеются ли необходимые  условия для выполнения домашних заданий и творческой работы школьника: условия не созданы: рабочее место не оборудовано (уроки делает на кухне), в квартире нет библиотеки, часто бывают компании друзей мамы, что не способствует нормальной учебе и отдыху  ребенка.

Характеристика  родителей, их поведение, взаимоотношение  с детьми. Связь семьи со школой:

Взаимоотношения в семье отчужденные, безразличные; мама не уделяет внимания проблемам  и интересам Дениса.


На  момент посещения дома находились Зинаида  Васильевна, Денис, подруга Зинаиды  Васильевны. Денис смотрел телевизор, мама Дениса и ее подруга находились на кухне. С Зинаидой Васильевной  была проведена беседы о необходимости  организовать свободное время Дениса, о неуспеваемости и пропусках  уроков.


Заключение комиссии по устранению причин неблагополучия и мерах устранения: продолжать контроль за семьей; рекомендовать Денису участие в спортивных секциях.


Подпись членов комиссии:

Подпись родителей  или других свидетелей:

Акт составлен  в 3-х экз.

 

  1. Копилка методических материалов.

7.1 Консультация для родителей на тему «Детская агрессивность»

Форма проведения: «круглый стол».

Эпиграф: Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли... (Эрих Фромм)

Вопросы для обсуждения: 1. Анализ проблемы агрессивности. 2. Роль семьи в проявлении детской агрессивности. 3. Поощрение, наказание в семье. 4. Законы преодоления детской агрессии. 5. Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.

Уважаемые мамы и папы, дедушки  и бабушки! Тема нашей новой встречи  серьёзна и трудна. Это тема проявления детьми жестокости и агрессии. К  сожалению, эти явления живут  и среди нас, взрослых, и среди  наших детей. А раз так, давайте  рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем  помочь детям преодолеть её.

Агрессия может проявляться  физически (ударили) и вербально (нарушение  прав другого человека без физического  вмешательства). В психологии различают  два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто  выражается у младших детей («я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.»). У старших больше проявляется  враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, её проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость  или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с  агрессивностью имеет социально  приемлемые формы, так как не допускает  оскорбления, издевательства и т.д.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени  в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения  много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения  с учителем и т.д. Стойкая агрессивность  некоторых детей проявляемся  в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье  и средствах массовой информации.

Перед собранием можно исследовать отношение детей к телепрограммам. Вопросы записываются на доске. Ответы анализируются классным руководителем.

1. Какие телепередачи ты выбираешь  для просмотра?

2. Что тебе в них нравится?

3. Советуют ли тебе родители  при выборе телепередач?

4. Какие передачи привлекают  твоих родителей?

5. Какие передачи вы смотрите  всей семьей?

Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:

1. Агрессивное поведение членов  семьи в обыденных жизненных  ситуациях: крики, ругань, хамство,  унижение друг друга, взаимные  упрёки и оскорбления. Психологи  считают, что ребёнок проявляет  агрессивность в обыденной жизни  в несколько раз чаще там,  где агрессию взрослых он видел  ежедневно, и где она стала  нормой его жизни. 

2. Непоследовательность родителей  в обучении детей правилам  и нормам поведения. У детей  не формируется нравственный  стержень поведения: сегодня родителям  удобно говорить одно и они  навязывают эту линию поведения  детям, завтра им удобно говорить  другое, и это другое тоже навязывается. Это приводит к растерянности,  озлоблению, агрессии против родителей  и других людей. 

Информация о работе Отчёт по ознакомительной практике в школе