Отчёт по ознакомительной практике в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:06, отчет по практике

Краткое описание

С целью реализации задач практики был составлен индивидуальный план, где отражена работа, включающая основные направления деятельности социального педагога в школе.
В ходе прохождения практики осуществлялось знакомство с образовательным учреждением, основными направлениями работы школы, особенностями организации образовательной и воспитательной деятельности педагогическим коллективом.

Оглавление

1. Дневник по практике. 3
2. Папка наблюдений с заданиями. 5
2.1 Социальный паспорт школы на 2009 – 2010 учебный год: 5
2.2 Система социально – педагогической работы: 7
2.3 Основные функции деятельности социального педагога в школе: 7
2.4 Направления работы социального педагога: 9
2.5 Планирование социального педагога: 10
2.6 Формы ведения документации социального педагога: 11
2.7 Формы работы социального педагога: 12
2.8 Изучение классного коллектива и личности учащихся (социометрия, результаты диагностики самооценки). 13
3. Социально – педагогический паспорт 8 «В» класса. 18
4. Социально – педагогическая карта – характеристика школьника. 19
5. Материалы зачетного мероприятия в классе: классный час по проблемам профилактики наркомании «Все в твоих руках». 23
6. Материалы изучения семьи. 28
6.1 Изучение семьи: 28
6.2 Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания 29
6.3 План работы школы с неблагополучными семьями на 2009/2010 уч.год 30
6.4 Акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего 31
7. Копилка методических материалов. 32
7.1 Консультация для родителей на тему «Детская агрессивность» 32
7.2 Нетрадиционная форма проведения родительского собрания на тему: "Психофизическое развитие подростков (трудный возраст)" 34
7.3 Памятка для родителей 37
7.4 Упражнения для индивид. или груп. работы с детьми из неблагополучных семей: 40
7.5 Тренинговые занятия для родителей и детей по коррекции детско – родительских отношений 44
7.6 Рекомендации социальному педагогу по работе с неблагополучной семьей: 47
7.7 Рекомендации для социального педагога по работе с детьми из неблагополучных семей по профилактике и преодолению девиантных форм поведения. 50
7.8 Образцы документов социального педагога 53
8. Отчет – самоанализ своей деятельности в роли социального педагога. 55
9.Примерный план работы социального педагога 57

Файлы: 1 файл

отчёт по практике.docx

— 176.60 Кб (Скачать)

В воспитании можно выделить два  важных фактора, которые позитивно  или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие. Преодолению агрессивности  ребёнка помогает расположение, использующее в своём арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует  детскую агрессивность. Оно характеризуется  безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью  к факту существования ребёнка. Неприятие ребёнка приводит к  проявлению такого заболевания, как  детский госпитализм. Что это  такое? Одиночество, отсутствие желания  общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов. Огромное значение в воспитании детей  имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо  для человека и наказание, если: - оно следует немедленно за проступком;

- объяснено ребёнку;

- оно суровое, но не жестокое;

- оно оценивает действия ребёнка,  а не его человеческие качества.

Наказывая ребёнка, отец и мать должны проявлять терпение, спокойствие  и выдержку.

Предварительное анкетирование учащихся (аналитическая справка):

- Если тебя наказывают, то как...

- Если тебя поощряют, то как...

- Четыре «нельзя», которые бы  ты хотел иметь в своей семье,  когда тебя наказывают...

Подходит к концу наша очередная  встреча. Хочется, чтобы она оказалась  для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения  в своей семье по-новому. По традиции каждый из вас получает «золотые»  правила воспитания, связанные с  темой данного собрания:

1. Учитесь слушать и слышать  своего ребёнка.

2. Постарайтесь сделать так,  чтобы только вы снимали его  эмоциональное напряжение.

3. Не запрещайте детям выражать  отрицательные эмоции.

4. Умейте принимать ребёнка и  любить его таким, каков он  есть.

5. Повиновение, послушание и  исполнительность будут там, где  они предъявляются разумно.

6. К агрессивным проявлениям  в поведении ребёнка приводит  агрессивность семьи. 

 

7.2 Нетрадиционная форма проведения родительского собрания на тему: "Психофизическое развитие подростков (трудный возраст)"

Форма проведения: дискуссия.

Эпиграф: Структура личности подростка... В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. В ней – переход, всё течёт. (Л.С. Выготский)

Вопросы для обсуждения:

1. Трудный возраст и физическое  состояние учащихся-подростков.

2. Подростковая психика.

3. Какими видят себя подростки.

По указанным вопросам перед  родителями следует выступить психологу  и классному руководителю.

Л.С. Выготского – одного из ведущих  психологов XX столетия – называют «Моцартом психологии». Его слова, вынесенные в эпиграф, удивительно точны. Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «я». Это путь становления индивидуальности. Как часто родители делают ошибки в воспитании детей, говоря ребёнку: «Не выделяйся, будь такой или таким, как все». В психологии этот период времени называют периодом «брожения психики». Этот период почти всегда бывает болезненным, это время, когда проблемы между детьми и родителями обостряются. Что же является самым главным для ребёнка в этот период? Вот какую логическую цепочку мы должны с вами сохранить (надпись на доске): Любовь – Доверие – Понимание – ПоддержкаКак сказал кто-то из сатириков, с каждым поколением дети становятся все хуже, а родители все лучше, и, таким образом, из всё более плохих детей получаются всё более хорошие родители. Физическое здоровье ребёнка – основа его успехов в учении. Состояние физического здоровья и темпы полового созревания детей разные. Они существенно влияют на личностное развитие ребёнка. Чем раньше начинается процесс полового созревания, тем быстрее он протекает. При начале созревания в 12 лет – процесс созревания 2 года; в 13-13,5 лет – 3-3,5 года: в 15-летнем возрасте – 5-6 лет. Эти различия типов созревания – причина многих огорчений и переживаний. В последние десятилетия серьёзными проблемами стали акселерация и ретардация. Акселераты в школьные годы – лидеры в классах. К 30 годам это крепкие и социально приспособленные, но зависимые от мнения окружающих, приземлённые люди.

Ретарданты, наоборот, – вначале  обидчивые, задиристые, стремящиеся  привлечь внимание, замкнутые и подчиняемые  в юности, к 30 годам становятся людьми с более прочным душевным ядром  и высокими принципами.

Подробнее следует рассмотреть  признаки и формы проявления повышенной тревожности подростков. За что и  против чего ведёт борьбу ребёнок  в переходном возрасте? Прежде всего:

- за то, чтобы перестать быть  ребёнком;

- за прекращение посягательств  на его неприкосновенность;

- за утверждение среди сверстников; 

- против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу  его физической взрослости.

Правила, которые должны соблюдать  родители подростка:

- Помочь ребёнку найти компромисс  души и тела.

- Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, не вешая ярлыков. 

- Следует помнить, что пока  развивается тело ребёнка, болит  и ждет помощи его душа.

Психологическая разминка для родителей 

Анализ педагогических ситуаций:

1. Девочка не хочет убирать  свою комнату. 

2. Мальчик не следит за собой  и т.д.

Обсуждение проблемы совместно  с родителями. Подростковую психику иногда называют периодом «гормональной бури». Поиск и становление своего «я» – это высвобождение от влияния взрослых и общение со сверстниками. В семьях, где есть уважение, где каждый имеет право голоса, где у всех есть и права, и обязанности, реакции эмансипации проходят мягче и порождают меньше конфликтов.

Что должны сделать родители, чтобы  сохранить любовь своих детей? Эти  правила (на отдельном листочке бумаги) предлагаются родителям для ознакомления.

1. В самостоятельности ребёнка  не следует видеть угрозу лишиться  его.

2. Помните, что ребенку нужна  не столько самостоятельность,  сколько право на неё.

3. Хотите, чтобы ребёнок сделал  то, что вам нужно, сделайте  так, чтобы он сам захотел  этого.

4. Не перегружайте ребёнка опекой  и контролем. 

5. Не создавайте «революционную  ситуацию», а если создали,  разрешайте её мирным путём.

6. Помните слова И.-В. Гёте: «В  подростковом возрасте многие  человеческие достоинства проявляются  в чудаческих и неподобающих  поступках».

В 4-7% случаев первая влюбленность ведёт впоследствии к браку. Влюбленность – это глубочайшая потребность  в индивидуальных доверительных  отношениях. Запрещать в этой сфере  – значит сделать подростка несчастным. Говорить о предмете влюбленности плохо  – значит расстроить взаимоотношения  с ребёнком. Любовь и сексуальность  для подростка – вещи взаимоисключающие.

Эту проблему назиданиями решать нельзя! Нужно давать оценку проблемы с позиции  взрослого человека. Можно искать решение проблемы взаимоотношений  мужчины и женщины через призму взаимоотношений в доме.

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня.

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии – 

Вот лучшая из школ.

И если всё мне показать –

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук.

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам.

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму 

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь.

По правде или нет.

В конце собрания родители получают это стихотворение на память.

 

 

7.3 Памятка для родителей

"10 ошибок в  воспитании, которые все когда-нибудь  совершали"

№ 1. Обещание больше не любить

«Если ты не будешь таким, как я  хочу, я больше не буду тебя любить».

Мнение родителей. Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло? Как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Теперь мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносят эту фразу!

Мнение психологов. Обещание больше не любить своего малыша – одно из сильнейших средств воздействия. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствую фальшь. Одиножды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребёнка. Намного лучше сказать так: «Я буду тебя всё равно любить, но твоё поведение я не одобряю».

№ 2. Безразличие

«Делай что хочешь, мне всё  равно».

Мнение родителей. Зачем напрягаться, спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу, нервничать? Ребёнок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребёнка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.

Мнение психологов. Никогда не надо показывать малышу, что вам всё равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнёт проверять, насколько оно «настоящее». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребёнок ждёт, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг.

Лучше вместо показного безразличия  постараться наладить с ребёнком дружеские отношения, даже если его  поведение вас совершенно не устраивает. Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой  совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В  любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».

№ 3. Слишком много  строгости

«Ты должен делать то, что я тебе сказал (сказала), потому что я в  доме главный (главная)».

Мнение родителей. Дети должны слушаться старших беспрекословно – это самый важный принцип в воспитании. Дискуссии здесь недопустимы. Не важно, сколько ребёнку – 6 или 16 лет, детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

Мнение психологов. Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они делают то, что от них требуется. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребёнку, напоминает дрессировку. Ребёнок может беспрекословно исполнять всё, когда вы рядом, и плевать на все запреты, когда вас рядом нет.

Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать  так: «Ты сейчас делаешь так, как  я говорю, а вечером мы спокойно всё обсудим — почему и зачем».

№ 4. Детей надо баловать

«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему  малышу это пока не по силам».

Мнение родителей. Мы готовы всё сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство - такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Нравоучения, неудачи, неудовлетворённость – в наших силах избавить малышей от всех этих трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребёнка.

Мнение психологов. Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребёнок не чувствует себя счастливее. Скорее наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким.

«Попробуй-ка сделать это сам, а  если не получится, я тебе с удовольствием  помогу» - вот один из вариантов мудрого  отношения к дочери или сыну.

№ 5. Навязанная роль

«Мой ребёнок – мой лучший друг».

Мнение родителей. Ребёнок – главное в нашей жизни, он такой смышлёный, с ним можно говорить обо всём. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.

Мнение психологов. Дети готовы сделать всё, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете.

Малыши даже готовы погрузиться  в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и  остаются нерешёнными.

№ 6. Качество воспитания зависит от количества денег 

«Больше денег — лучше воспитание».

Мнение родителей. Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребёнка, постоянно приходится ему во всём отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

Мнение психологов. Любовь не купить за деньги – звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают всё, чтобы ребёнок ни в чём не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания.

На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведённый вместе досуг  для малыша намного важнее содержимого  вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребёнка счастливым, а осознание того, что он для  вас самый-самый.

№ 7. Наполеоновские планы 

«Мой ребёнок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс».

Мнение родителей. Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам – дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдёт время, и они оценят старания взрослых.

Информация о работе Отчёт по ознакомительной практике в школе