Особенности психологической диагностики свойств личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

В нашей обыденной жизни мы достаточно широко используем слова “психология”, “психолог”, “психологический” и им родственные, не всегда задумываясь над их содержанием.
Между тем слово “психология”, возникшее в XVIII веке (его создателем был знаменитый немецкий ученый, учитель М. В. Ломоносова Христиан Вольф) в собственном смысле означает “учение о душе”. Понятие “душа” в науке теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие “психика”. Таким образом, в строгом смысле слова психология понимается как наука о психике, а психолог - это человек, профессионально занимающийся этой наукой в теоретическом и практическом плане, в том числе используя ее достижения, осуществляя разнообразную помощь людям.1

Оглавление

Введение……………………………………………………………….………………….3
1 Соотношение объекта и предмета исследования. Понятие личность в психологии..……………………………………………………………….……………...5
2 Понятие гипотезы исследования………………………….…………………………..10
3 Личность как объект изучения……………..…………………………………………15
4 Психологическое тестирование……………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………….29
Глоссарий………………………………………………………………………………...31
Список использованных источников…………………………………………………...34
Приложения…………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа по педагогике2011.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

     Опросник  Гекса для определения характерологических  особенностей (Сигналетический опросник). Данная методика направлена на изучение характерологических особенностей личности. С помощью данной методики можно изучить ряд типов личности и определить преимущественный тип обследуемого (страстно-эмоциональный, щедро-холерический, сентиментально-чувственный, нервный, флегматический, сангвинический/реалистический, апатический, аморфный).

     Опросник  для диагностики способности  к эмпатии (А. Мехрабиен, Н. Эпштейн)  Эмпатия - способность к сопереживанию, эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям.25

     Опросник  для исследования уровня импульсивности В.А. Лосенкова. Импульсивность – это черта, противоположная волевым качествам целеустремленности и настойчивости. Чем больше величина показателя импульсивности "Пи", тем больше импульсивности. Уровень импульсивности может быть охарактеризован как высокий, средний и низкий.

     Опросник  для определения вида одиночества (С.Г. Корчагина). Тест направлен на определение и глубины переживания одиночества, и его вида (диффузное, отчуждающее, диссоциированное).

     Опросник  Плутчика-Келлермана-Конте (Life Style Index, LSI) C помощью опросника можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологичеcких защит (вытеснение, регрессия, замещение, отрицание, проекция, компенсация, гиперкомпенсация, рационализация), изучить иерархию системы психологической защиты и оценить общую напряженность всех измеряемых защит.

     Опросник  САН (самочувствие, активность, настроение). Тест предназначен для оперативной  оценки самочувствия (силы, здоровья, утомления), активности (подвижности, скорости и  темпа протекания функций) и настроения (характеристик эмоционального состояния).

     Опросник  структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова. Исследование свойств темперамента, проявляющихся в предметной и  социальной сферах жизненной деятельности человека. Используется для диагностики  свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

     Опросник  суицидального риска (модификация  Т.Н. Разуваевой) Метод экспрессдиагностики  суицидального риска, выявления  уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса.

     Опросник  Юнга. Данная методика предназначена  для выявления типологических особенностей личности: экстраверсии, интроверсии  и амбаверсии.26

     "Предпочитаемые  переживания" (методика Додонова) Методика выявляет путем ранжирования предпочтение каких-либо переживаний, что означает доминирование каких-либо потребностей (социальных, познавательных или биологических)

     Самооценка  психических состояний (по Айзенку) Данная методика включает в себя определение  уровня тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.

     "Способность  педагога к эмпатии" (И.М. Юсупов) Методика предназначена для иследования  эмпатии (сопереживания), т.е. умения  поставить себя на место другого  человека, способности к произвольной  эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Эмпатия рассматривается как профессионально-важное качество педагога.

     Тест  А. Ассингера (оценка агрессивности  в отношениях). Позволяет определить, достаточно ли человек корректен  в отношениях со своими коллегами, и легко ли им общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.

     Тест  Д.Голланда по определению типа личности. Голланд разработал данную методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа), выделив 6 типов: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический.

     Тест  школьной тревожности Филипса. Эта  методика поможет вам определить уровень и характер тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста. Школьная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

     "Три  Я" Методика предназначена  для исследования эго-состояний, каждое из трех эго-состояний (ребенок, родитель, взрослый) может проявляться у одного и того же человека. Но многие люди имеют предпочтительный тип реагирования. Данный тест служит для определения того, какую из позиций чаще всего занимает испытуемый.27

     "Уровень  субъективного контроля" (УСК)  С помощью этой методики можно  оценить уровень субъективного  контроля над разнообразными  ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус).

     "Формула  темперамента" (А. Белов) позволяет  определить выраженность одного  из 4-х типов темперамента: холерический, сангвинический, флегматичный, меланхолический. 

     Характерологический опросник Леонгарда. Этот тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, т.е. определенного направления характера. Акцентуации рассматриваются как крайний вариант нормы, в чем состоит их главное отличие от психопатий - патологических расстройств личности. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера (возбудимость, педантизм, тревожность, демонстративность, неуравновешенность, утомляемость).

"Ценностные  ориентации" (ЦО) М. Рокича. Ценностные  ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро ее мотивации, жизненной концепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям. Предлагаемая методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М.Рокич разливает два класса ценностей. Первый класс включает ценности, важные для жизни человека в целом, как бы главные, конечные уели индивидуального существования личности. Второй класс составляют ценности, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации. Это деление соответствует традиционному делению ценности - цели и ценности - средства.

     Однозначность тестов характеризуют изменения  именно того свойства для тестирования, которого они предназначены. Точность тестов определяет их способность точно реагировать на изменения оцениваемого свойства личности, происходящее в процессе тестирования.28

     На  результаты психодиагностики свойств  личности оказывает большое влияние  поведение испытуемых, которое благодаря  использованию компьютерного тестирования, несколько сглаживается, поскольку  испытуемые испытывают меньшее беспокойство, "отвечая компьютеру", чем, находясь перед психологом.

Психолог в  этом случае зачастую воспринимается испытуемым как некий экзаменатор, и  это вызывает беспокойство у  испытуемого, угрозу для своей личности, особенно у тревожных людей. Эти обстоятельства накладывают определенные обязательства на психолога, который должен успокоить испытуемого и привести его в нормальное состояние.29

     Большинство испытуемых компьютерное тестирование воспринимает как некую компьютерную игру, и с удовольствием отвечают на вопросы тестов.

В любом случае поведение психолога должно быть доброжелательным и уважительным к  испытуемому для нормального  проведения психологического тестирования, особенно тестирования свойств личности, в этот момент личность испытуемого не должна быть травмирована внешними воздействиями.

     Заключение

 

     Итак, мы рассмотрели  основные методы педагогического, исследования. Как же из этих отдельных методов  сложить обоснованную методику исследования, пользуясь которой можно решить поставленные задачи?

     Прежде  всего, необходимо исходить из положения  о том, что сущность метода определяется не совокупностью приемов, а их общей  нацеленностью, логикой движения ищущей мысли, следующей за объективным  движением предмета, общей концепцией исследования. Метод — это, прежде всего схема, модель исследовательских действий и приемов, а уже затем — система реально осуществляемых действий и приемов, служащих доказательству и проверке гипотезы в плане определенной педагогической концепции.

     Суть же методики в том, что это целенаправленная система методов, обеспечивающая достаточно полное и надежное решение проблемы. Тот или иной набор методов, объединенных в методику, всегда выражает планируемые способы обнаружения несоответствий, разрывов в научном знании, а затем служит средством устранения разрывов, разрешения выявленных противоречий.

     Естественно, что выбор методов во многом определяется уровнем, на котором ведется работа (эмпирический или теоретический) характером исследования (методологическое, теоретическое прикладное) содержанием его конечных и промежуточных задач.

     Можно указать на ряд характерных ошибок при выборе методов:

  • шаблонный подход к выбору метода, трафаретное его использование без учета конкретных задач и условий исследования; универсализация отдельных методов или методик, например, анкетного опроса и социометрии;
  • игнорирование или недостаточное использование теоретических методов, особенно идеализации, восхождения от абстрактного к конкретному;
  • неумение из отдельных методов составить целостную методику, оптимальным образом обеспечивающую решение задач научного поиска.

     Любой метод сам по себе представляет полуфабрикат, заготовку, которую нужно модифицировать, конкретизировать применительно к  задачам, предмету и конкретно к  условиям поисковой работы.30

     Наконец, нужно подумать о таком сочетании  исследовательских методов, чтобы  они удачно дополняли друг друга, раскрывая предмет исследования полнее и глубже, чтобы была возможность  результаты, полученные одним методом, перепроверить, используя другой. Например, результаты предварительных наблюдений и бесед с учащимися полезно уточнить, углубить, проверить, анализируя результаты контрольных работ или поведение учащихся в специально созданных ситуациях.

     Сказанное позволяет сформулировать некоторые критерии правильности выбора метода исследования:

     1. Адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования. Накопленному  материалу.

     2. Соответствие современным принципам  научного исследования.

     З. Научная перспективность, т. е. обоснованное предположение о том, что выбранный метод даст новые и надежные результаты.

     4. Соответствие логической структуре  (этапу) исследования.

     5, Возможно более полная направленность  на всестороннее и гармоническое  развитие личности обучаемых,  потому что исследовательский метод во многих случаях становится методом образования и воспитания, т. е. «инструментом прикосновения к личности».

     6. Гармоническая взаимосвязь с  другими методами в единой  методической системе.31

     Все составные элементы методики и методику в целом нужно проверить на соответствие задачам исследования, достаточную доказательность, полное соответствие принципам педагогического исследования.

 

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
Апперцепция обусловленность восприятия человека, зависит от содержания его психической жизни, прошлого опыта, особенностями эмоционального состояния и особенностями познавательной сферы в целом
Восприятие целостное отражение  предметов, ситуаций и событий, возникающее  при непосредственном воздействии  на органы чувств
Воображение психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение, как и восприятие, память, мышление - познавательный процесс
Когнитивные и регулирующие процессы ощущение, восприятие, мышление, воображение, память, внимание, эмоции и воля
Личность  сложно организованная иерархизированная система, которая  обладает рядом индивидуальных особенностей и включает в себя такие свойства как: направленность, характер, способности, мотивы и потребности.
Мышление социально обусловленный, неразрывно связанный с речью, процесс  обобщенного и опосредованного  отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.
Меланхолик (от греч. (melanos) — черные, chole — желчь) субъект, обладающий одним из четырех основных типов  темперамента, характеризующимся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью  моторики и речи, быстрой утомляемостью.
Ощущение простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов, а также внутренних состояния организма при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.
Объект исследования определенная  совокупность свойств и отношений; которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска.
Познавательные  процессы система психических  функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды.
Предмет исследования ракурс, точка  обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи  изучаемого.
Сангвиник (от лат. sanquis — кровь) субъект, обладающий одним из четырех основных типов  темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи.
Темперамент динамический  симптомокомплекс различных свойств  индивида, таких как: пластичность, ригидность, интроверсия, экстраверсия, эмоциональность, инертность, реактивность
Флегматик (от греч. phlйgma — слизь) субъект, обладающий одним из четырех основных типов  темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики.
Холерик (от греч. cholй — желчь) субъект, обладающий одним из четырех основных типов  темперамента, характеризующийся высоким  уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью.
Эмпатия способность к  сопереживанию, эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям.

Информация о работе Особенности психологической диагностики свойств личности