Особенности психологической диагностики свойств личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

В нашей обыденной жизни мы достаточно широко используем слова “психология”, “психолог”, “психологический” и им родственные, не всегда задумываясь над их содержанием.
Между тем слово “психология”, возникшее в XVIII веке (его создателем был знаменитый немецкий ученый, учитель М. В. Ломоносова Христиан Вольф) в собственном смысле означает “учение о душе”. Понятие “душа” в науке теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие “психика”. Таким образом, в строгом смысле слова психология понимается как наука о психике, а психолог - это человек, профессионально занимающийся этой наукой в теоретическом и практическом плане, в том числе используя ее достижения, осуществляя разнообразную помощь людям.1

Оглавление

Введение……………………………………………………………….………………….3
1 Соотношение объекта и предмета исследования. Понятие личность в психологии..……………………………………………………………….……………...5
2 Понятие гипотезы исследования………………………….…………………………..10
3 Личность как объект изучения……………..…………………………………………15
4 Психологическое тестирование……………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………….29
Глоссарий………………………………………………………………………………...31
Список использованных источников…………………………………………………...34
Приложения…………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа по педагогике2011.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

     Первичные свойства индивида (темперамент) и вторичные свойства индивида (когнитивные и регулирующие процессы - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память, внимание, эмоции и воля) считаются физиологической основой характера. Темперамент представляет собой динамический комплекс различных свойств индивида, таких как: пластичность, ригидность, интроверсия, экстраверсия, эмоциональность, инертность, реактивность. Эти свойства облегчают либо затрудняют формирование черт характера, но не определяют их в полной мере, поскольку на формирование черт характера также влияет социальное бытие индивида. Темперамент влияет на динамическое проявление черт характера, но не определяет их содержательную сторону. Характер и темперамент связаны единой физиологической основой, так как они зависят от типа и свойств нервной системы.9

     Вторичные свойства индивида проявляются в  характере в настойчивости в  достижении цели (динамика воли), в специфике  проявления эмоций, интеллектуальных особенностях.

     Значительное  место в структуре личности занимает мотивация - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность. Именно мотивацией в огромной степени определяется не только выбор человеком профессии и уровень его притязаний, но и его развитие в целом. Если человек не мотивирован на ту или иную деятельность, она не разовьется и напротив, если человек мотивирован ну какую-либо деятельность в значительной степени, он может добиться в ней значительных результатов, даже не имея некоторых необходимых для совершения этой деятельности способностей.

     Посредством реализации различных сознательно  обоснованных мотивов личность развивается  и самовыражается в различных  видах деятельности.

     Далее нам хотелось бы рассмотреть, что  же из себя представляют общие и  специальные способности как таковые, а также общие и специальные способности.

  2 Понятие гипотезы исследования

 

     Предмет исследования формируется на объективной основе самим исследователем, придающим  ему определенную логическую форму  выражения. Сделать это можно, только опираясь на определенные исходные положения.

     Поставив  задачи, исследователь подготавливает «прорыв», свое, пусть маленькое, открытие, а все последующие логические этапы будут представлять ступени  движения к инструментовке, проверке истинности и воплощению этого открытия. Формой такого предвосхищения, предвидения результатов выступает гипотеза - обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. В форме гипотезы проявляется реальное движение познания к новым, более глубоким обобщениям на основе предвидения.

     Предвидение осуществляется в виде ретроспекции, анализа прошлого, выявления его  тенденций и экстраполяции, распространения  этих тенденций на будущее. В этом отношении глубоко рациональный смысл содержится в высказывании У. Р. Эшби о том, что «предвидение есть по своему существу операция над прошлым». Однако предвидение не сводится к прогнозированию, ибо оно охватывает и невыявленные элементы и связи прошлого (таковы историко-педагогические гипотезы), и неизвестные отношения и элементы настоящего.

     Для выдвижения гипотезы необходимы не только тщательное изучение состояния дела, научная компетентность, но и осуществление  хотя бы части диагностического обследования на основе опросов, анкет, тестирования и других методов, используемых в педагогике и психологии. 10

     Формирование  гипотезы в сознании исследователя - сложный и пока еще мало изученный  процесс. Ясно, что в психологическом  плане здесь наряду со способностями  к конструированию и переконструированию  знаний, мысленному моделированию значительную роль играют проблемное видение, альтернативный характер мышления, перенос и интуиция.

     В логическом плане происходит движение от анализа научных фактов, не объясняемых  имеющейся теорией, к ведущей  идее преобразования и новому замыслу, которые затем развертываются в гипотезу.

     В связи с этим возникает необходимость  обратиться к вопросу о научном  факте. Факт как научное понятие  неправомерно смешивать с явлением. Явление - момент бытия, эмпирическая единица знания, отражение отдельного как такового, взятого вне его связей и взаимодействий, а факт - отражение многих явлений и связей, их обобщение, он в значительной мере - результат идеализации, предположения о том, что все аналогичные явления, связи, отношения принадлежат к данному классу явлений.

     Психологическим или педагогическим фактом на этом основании можно считать отдельные, многократно и достоверно зафиксированные  связи между условиями среды  и факторами развития личности. Такова, например, зависимость между авторитетностью педагога и воспитательным эффектом его воздействия, между интеллектуальной активностью воспитанников и развитием, между степёнью интеграции воспитательных влияний среды и результатами воспитания. Все это эмпирические факты. В качестве фактов могут выступать и отдельные положения теории (конкретные зависимости, законы), если речь идет о более широких обобщениях, о поиске общего, инвариантного в воспитании на разных возрастных этапах, в разных воспитательных системах. Полнота и достоверность фактов, достаточно богатая фактологическая база необходимое (хотя и недостаточное) условие достоверности выводов. 11

     По  мере накопления фактов, не укладывающихся в рамки существующих объяснений, возникает потребность в новой  теории, которая и зарождается  в виде ключевой идеи и замысла ее осуществления. 12

     Например, многократно зафиксированное явление, заключающееся в том, что второгодники учатся плохо, отрицательно относятся  к учению, часто бросают школу, встают на путь правонарушений, позволило  установить факт: второгодничество наносит серьезный ущерб личности и обществу, оно педагогически не оправдано. Возникла идея: предупреждение неуспеваемости на основе диагностики ее причин; и возник замысел: на основе конкретной диагностики причин неуспеваемости разработать систему предупреждения неуспеваемости.

     Можно было считать установленным фактом разобщенность воспитательных институтов, нескоординированность и противоречивость воспитывающих влияний на ребенка, подростка, формализм «мероприятийной» педагогики. Возникла идея интеграции воспитательных усилий, педагогизации окружающей среды, а затем и замысел: создать социально-педагогические комплексы, организовать воспитательную среду по месту жительства, сделать школу открытой для социальной среды системой.

     Развитие  ключевой идеи связано с мысленным развертыванием замысла, его идеальным, воображаемым осуществлением в виде гипотезы, содержащей предвосхищение, догадку о путях, способах и результатах решения поставленных задач. 13

     «Рождение»  идеи, претворение ее в замысле, а  затем развертывание его в гипотезу и представляет собой самый сложный, творческий элемент исследования, его творческое ядро, прорыв к новому.

     Возникает вопрос, можно ли дать определенные рекомендации по осуществлению этого  этапа?

     Правомерен  ли вообще вопрос о механизмах, технологии творческой деятельности? Известно, что творческий процесс глубоко индивидуален, своеобразен, неповторим. Он не укладывается ни в какие правила и предписания и в этом смысле нетехнологичен. Творчество в определенном смысле антипод деятельности по алгоритму, по строгой технологии. Но только в определенном смысле. Характерно, что во всем мире в период глубоких преобразований в образовании нарастают две противоположные тенденции тяга к технологизации и стремление к творчеству.

     Глубоко не правы те, кто противопоставляет эти две тенденции, считая их взаимоисключающими.14 В действительности каждый подход служит решению специфического класса задач. Технологический подход - для решения типовых, стандартных задач, для обеспечения оптимальных параметров и процедур деятельности в достаточно определенных ситуациях. Творческий подход - для решения задач в сложных, в чем-то новых и нетипичных проблемных ситуациях. Однако нередко эти подходы взаимодействуют, взаимопроникают друг в друга. Дело в том, что в педагогическом творчестве тесно переплетаются два начала: логическое и интуитивное; их взаимообусловленность объясняется тем, что педагогическое творчество осуществляется на основе качественной переработки не только ясно осознаваемой, но и заложенной в подсознании информации об условиях протекания педагогического процесса. На первый взгляд, педагогическое решение приходит неосознанно в виде готового знания о способе деятельности, но необходимо помнить, что логическое начало оказывает сильнейшее влияние на формирование интуитивного. В. В. Краевский по этому поводу отмечает: «Тот факт, что решение конкретных педагогических задач происходит на основе интуиции, не означает, что учитель всегда действует «по наитию». Интуитивный опыт учителя - это его собственный опыт общения с учениками. Однако для того, чтобы этот опыт можно было воспроизвести или передать другим, он должен быть осмыслен.

     Вместе  с тем довольно часто момент рациональности, осмысленности в выработке педагогами творческих решений бывает ослабленным, и глубокая интуиция подменяется житейской догадкой. Нередко педагоги действуют по аналогии, используя свой прежний опыт или опыт других педагогов, порой приходят к давно установленным истинам методом многочисленных проб и ошибок. Возникает необходимость повысить и уровень интуиции, и уровень осознанности принимаемых педагогических решений. Учитывая, что интуиция педагога обусловлена накопленными им знаниями, особенностями его профессионального мышления, всем педагогическим опытом, важно создать для творчества благоприятные условия, позволяющие педагогу успешно сочетать знание с догадкой. В творческом акте алгоритмизируемые и логически выверенные шаги выступают как подготовительные звенья творческого прорыва и как способ закрепления, освоения, интерпретации его результатов. Можно поэтому говорить о технологической подготовке творческого решения, об алгоритмических способах приближения к нему. О технологии самого творческого акта, включающего рождение идеи, разработку замысла и его мысленное развертывание в гипотезу, можно говорить только условно, имея в виду не жесткий алгоритм, а примерную последовательность и взаимообусловленность исследовательских действий, открывающих возможность творческих решений. 15

     Итак, какова же эта «технология»? Результативность поиска, наличие в нем хотя бы элементов новизны зависят от того, возникла ли у исследователя идея открытия (нововведения). Понятие «идея» можно раскрыть как мысль о преобразовании, как единство, мостик от известного к новому. Рождение идеи - глубоко интимный индивидуальный процесс, в основе которого лежат Опыт, логическая проработка, интуиция, мысленные «пробы» и эксперименты. Стимулировать этот процесс можно, выделив на основе анализа многих педагогических открытий условные звенья движения к цели.16  
 
 
 
 
 

      3 Личность как объект изучения

 

     Прежде чем рассматривать  проблему личности, как объекта специального психолого-педагогического изучения, необходимо отметить, что в отечественной  научной мысли последних лет  отмечается достаточное разнообразие подходов к ее разрешению. Ряд исследователей обращают главное внимание на содержание и уровень развития основных ее психических свойств (направленности, темперамента, характера и способностей). Другие предлагают не оставлять без внимания еще одну группу явлений, имеющих психологическую природу формирования и существования – знаний, навыков и умений. Также нельзя не отметить еще один подход, обосновывающий важность учета в личностной структуре психического компонента, характеристики которого зависят от уровня развития познавательных и эмоционально-волевых процессов.

     Анализ  представленных подходов позволяет  сделать вывод, что они не противоречат друг другу. В каждом из них отражается тот или иной уровень познания конкретной личности. Наиболее полная информация о человеке интересует специалистов групп профессионального отбора (подбора персонала), вследствие чего они обращают внимание на все три компонента – процессы, образования и свойства. Для руководителя структурного подразделения весьма важным является уровень профессиональной подготовленности (знания, навыки, умения) и сформированность личностных качеств. Другим специалистам достаточно информации об особенностях лишь отдельных элементов личностной сферы (например, характера) сослуживца, сотрудника.17

     Такой подход к решению этой задачи в большинстве случаев сложился эмпирическим путем и пока удовлетворяет потребности межличностного взаимодействия в условиях совместной учебной, профессиональной и другой деятельности людей. Вместе с тем для однозначного понимания сущности и показателей тех или иных элементов личностной сферы человека различным специалистам (учителями, преподавателями, социальными работниками, руководителям) важно исходить из единых научных позиций. Эту функцию реализуют общие методологические основы изучения личностных особенностей человека.

     Изучение  личности - это не только служебная  обязанность специалиста педагогической, социальной, экономической структуры, но и прикладное направление психологии. Обе науки считают, что в этом случае руководитель имеет дело с постоянными (биологически обусловленными, врожденными) и переменными (социально зависимыми) величинами, характеризующими внутренний (психологический) мир человека. Для того чтобы они были выявлены и объективно интерпретированы, должна быть проведена достаточная теоретическая работа, опирающаяся на соответствующие принципы. К наиболее значимым из них в современной науке относят:

  • принцип отражения, суть которого состоит в том, что адекватное восприятие (отражение) сознанием окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;
  • принцип развития ориентирует менеджера, специалиста на изучение условий появления тех или иных особенностей личности сотрудника (подчиненного), динамики их совершенствования, конкретных количественных, качественных и других показателей;
  • принцип диалектической связи сущности и явления, предполагающий взаимное обусловливание этих философских категорий в профессиональной деятельности специалиста сервисной, экономической, социальной сферы при их неодинаковости;
  • принцип единства сознания и деятельности требует учитывать, что сознание человека формируется и развивается в его деятельности, которая, в свою очередь, управляется (регулируется) сознанием;
  • личностный принцип требует от руководителя целостного восприятия индивидуальных особенностей сотрудника, учета конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза. 18

Информация о работе Особенности психологической диагностики свойств личности