Особенности психологической диагностики свойств личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

В нашей обыденной жизни мы достаточно широко используем слова “психология”, “психолог”, “психологический” и им родственные, не всегда задумываясь над их содержанием.
Между тем слово “психология”, возникшее в XVIII веке (его создателем был знаменитый немецкий ученый, учитель М. В. Ломоносова Христиан Вольф) в собственном смысле означает “учение о душе”. Понятие “душа” в науке теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие “психика”. Таким образом, в строгом смысле слова психология понимается как наука о психике, а психолог - это человек, профессионально занимающийся этой наукой в теоретическом и практическом плане, в том числе используя ее достижения, осуществляя разнообразную помощь людям.1

Оглавление

Введение……………………………………………………………….………………….3
1 Соотношение объекта и предмета исследования. Понятие личность в психологии..……………………………………………………………….……………...5
2 Понятие гипотезы исследования………………………….…………………………..10
3 Личность как объект изучения……………..…………………………………………15
4 Психологическое тестирование……………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………….29
Глоссарий………………………………………………………………………………...31
Список использованных источников…………………………………………………...34
Приложения…………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа по педагогике2011.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал Новочеркасский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Методология и  методы психолого – педагогических исследований
Тема «Особенности психологической диагностики свойств личности»
Фамилия студента Дубинина
Имя студента Людмила
Отчество  студента Анатольевна
№ контракта 17904091104002

 В работе не более 2-3 пунктов основной части. Достаточно 10 литературы и глоссария, при этом новые слова в тексте жирным шрифтом первый раз обязательно.

     Содержание

Введение……………………………………………………………….………………….3

1 Соотношение объекта и предмета исследования. Понятие личность в психологии..……………………………………………………………….……………...5

2 Понятие гипотезы исследования………………………….…………………………..10

3 Личность как объект изучения……………..…………………………………………15

4 Психологическое  тестирование……………………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………………….29

Глоссарий………………………………………………………………………………...31

Список использованных источников…………………………………………………...34

Приложения………………………………………………………………………………36

     Введение

      В нашей обыденной жизни мы достаточно широко используем слова “психология”, “психолог”, “психологический” и  им родственные, не всегда задумываясь  над их содержанием.

      Между тем слово “психология”, возникшее  в XVIII веке (его создателем был знаменитый немецкий ученый, учитель М. В. Ломоносова Христиан Вольф) в собственном смысле означает “учение о душе”. Понятие “душа” в науке теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие “психика”. Таким образом, в строгом смысле слова психология понимается как наука о психике, а психолог - это человек, профессионально занимающийся этой наукой в теоретическом и практическом плане, в том числе используя ее достижения, осуществляя разнообразную помощь людям.1

      Скажу несколько слов об особенностях психологии как науки.

      Это наука о самом сложном, что  пока известно человечеству. Ведь психика - это “свойство высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику  человека, то к словам “высокоорганизованная  материя” нужно прибавить слово  “самая”: ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

      Истории исследования в области психологии личности уже более ста лет. Более  ста лет ученые ищут ответы на вопросы  о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом. Этот поиск имеет отнюдь не только теоретическую ценность. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано с необходимостью решения практических задач.2

     Психология  без практики лишена своего главного смысла и цели - познания и служения человеку. Практическая ориентация, однако, не только не уменьшает значимость развития психологической теории, но, напротив, усиливает ее: представление  о том, что для успешной практической работы необходимо, прежде всего, овладение рядом практических навыков и накопление опыта, а теоретическое образование играет скорее второстепенную роль, в корне неверно. Так, в западной психологии именно интенсивное развитие практики вызвало к жизни вопросы, которые относятся к общим проблемам психологии личности. В частности, дискуссионным остается вопрос о ведущем начале в развитии личности: рассматривать ли его, как предлагают многие представители гуманистического направления в психологии, как постепенное разворачивание заложенного в человеке потенциала, который толкает человека на самореализацию, или же процесс развития определяется чередой жизненных выборов самого человека.

     В практике современной школы перед  психологической службой возникает множество практических задач. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.

     Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические.

     Весьма  условно все типовые задачи можно  отнести к двум классам, исходя из главных функций школы - функции  образования и функции воспитания. В реальной практике эти две функции  тесно переплетены между собой.3

     Для ведения педагогических исследований применяются особые научные методы, знание которых необходимо всем участвующим  в индивидуальном и коллективном научном поиске.

     Основная  часть

     1 Соотношение объекта и предмета исследования. Понятие личность в психологии 

     В качестве объекта познания выступают связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания. Объект исследования - это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска. Это делает объект научного познания некоторым единством объективного и субъективного.4

     Объект  исследования в педагогике и психологии - это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя, например, на процесс развития субъектов воспитывающих отношений, на процесс становления новой образовательной системы, на эффективность определенной технологии. Вот почему не совсем корректно называть объектом исследования, например, начальную школу или подростковые клубы. Это не объект, а либо конкретная база, либо достаточно широкая сфера, далеко не все элементы которой подлежат изучению в данной работе.

     Понятие предмет исследования еще конкретнее по своему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе. Поэтому определение предмета исследования означает и установление границ поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами. 5

     Предмет исследования - это своего рода ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Это определенный аспект изучения объекта. Чаще всего выделяют в качестве предмета целевой, содержательный, операционный, личностно-мотивационный, организационный аспекты.

     Например, при создании и экспериментальной  проверке проекта социально-педагогического  комплекса в качестве относительно самостоятельных предметов исследования могут быть выделены:

  • определение функциональных направлений и приоритетов в деятельности комплекса (целевой аспект),
  • уточнение видов услуг и направлений работы (содержательный аспект),
  • способы создания условий социальной реабилитации, комфортного общения, полноценного образования и развития, удовлетворения интересов детей, подростков (деятельностно - операционный аспект).

     Предметом психолого-педагогического исследования могут быть отношения в коллективе, формирование единого коллектива взрослых и детей в совместной деятельности, педагогизация социальной среды, связи между факторами, влияющими на образование и развитие детей, и полученными результатами. Например, влияние среды на развитие познавательных интересов или характера общения, на самооценку и уровень притязаний воспитанников, зависимость эффективности запоминания языкового материала от организации познавательной деятельности, специфика и динамика решения интеллектуальных задач партнерами в условиях интеллектуально-игрового противоборства. Предмет психолого-педагогического исследования непременно должен включать связи воспитательного института с внешней средой, собственно педагогические, социальные и психологические факторы и связи в их сцеплении и взаимодействии. 6

     Личность  является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания, на определенном уровне анализа личность выступает со стороны своих природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики человека.

     Нет однозначного определения термина "личность". С точки зрения Рубинштейна, личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. По Леонтьеву, личность - субъект деятельности. Карл Роджерс считает, что личность - организованная долговременная субъективно воспринимаемая сущность, составляющая саму сердцевину наших переживаний. По Гордону Олпорту, личность - индивид, вступивший во взаимодействие с миром. Эрик Эриксон считает, что личность - результат психосоматических кризисов, через которые проходит индивид в течение жизни. Келли: личность - уникальный способ осознания жизненного опыта, присущий каждому индивиду. Альберт Бандура: личность - результат сложного и непрерывного взаимодействия индивида, поведения и ситуации.

     Можно дать следующее обобщенное определение  личности. Личность - активный субъект деятельности, познания, общения и творчества, обладающей самосознанием и совокупностью устойчивых индивидуальных психофизиологических особенностей.7

     Личность - сложно организованная иерархизированная  система, которая обладает рядом  индивидуальных особенностей и включает в себя такие свойства как: направленность, характер, способности, мотивы и потребности. Личность непрерывно взаимодействует с социумом и развивается только в деятельности.

     Направленность  личности характеризуется ее интересами и склонностями, доминирующей мотивацией, уровнем притязаний, убеждениями и ведущим для какого-либо возраста видом деятельности. Личностные свойства отличаются от других (нейродинамических, психодинамических свойств) отношением к определенной стороне действительности. Если имеет место отношение, то это всегда свойство личности. Отношения могут быть к людям, к труду, к вещам и к себе. Отношения к объектам действительности мотивируют поступки людей и сопровождаются определенными эмоциональными переживаниями.8

     Поскольку в исследовании рассматривались взаимосвязь черт личности и становления профессионализма , изучаемые нами индивидуальные психологические особенности , характеризовались в наибольшей степени отношением к окружающим людям. Потому что именно отношение к окружающим людям, принятие их и уважение их чувств и мыслей и определяет в значительной степени успешность работы.

     Индивидуальное  своеобразие личности часто называют характером. Характер включает в себя как индивидуальные, так и социально-типичные черты, поскольку он формируется как в зависимости от индивидуальных особенностей личности, так и под влиянием общества. Черты характера проявляются только в социально-типичных ситуациях. Примерами черт характера могут быть: ответственность, аккуратность, добросовестность, лень, халатность и др. Характер определяет линию и манеру поведения человека, содержательную сторону его переживаний и интеллектуальной деятельности, определяется качественными особенностями всей психики в целом.

     Характер  ярче всего проявляется в критических ситуациях, когда мало времени на обдумывание, в привычной обстановке он может маскироваться.

     Характер  отражает целостность личности и  поэтому позволяет прогнозировать и корректировать ожидаемые действия личности. Черты характера помогают либо мешают личности устанавливать взаимоотношения с людьми и отвечать за свое поведение. Характер тесно связан с направленностью личности. Можно рассматривать его как психологический склад личности, выраженный в ее направленности.

Информация о работе Особенности психологической диагностики свойств личности