Особенности психологической диагностики свойств личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

В нашей обыденной жизни мы достаточно широко используем слова “психология”, “психолог”, “психологический” и им родственные, не всегда задумываясь над их содержанием.
Между тем слово “психология”, возникшее в XVIII веке (его создателем был знаменитый немецкий ученый, учитель М. В. Ломоносова Христиан Вольф) в собственном смысле означает “учение о душе”. Понятие “душа” в науке теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие “психика”. Таким образом, в строгом смысле слова психология понимается как наука о психике, а психолог - это человек, профессионально занимающийся этой наукой в теоретическом и практическом плане, в том числе используя ее достижения, осуществляя разнообразную помощь людям.1

Оглавление

Введение……………………………………………………………….………………….3
1 Соотношение объекта и предмета исследования. Понятие личность в психологии..……………………………………………………………….……………...5
2 Понятие гипотезы исследования………………………….…………………………..10
3 Личность как объект изучения……………..…………………………………………15
4 Психологическое тестирование……………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………….29
Глоссарий………………………………………………………………………………...31
Список использованных источников…………………………………………………...34
Приложения…………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа по педагогике2011.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

     Перечисленные принципы положены в основу работы по изучению личностных особенностей специалистов или сослуживцев. Вместе с тем эта работа предполагает направленность на решение ряда специфических задач личностной диагностики.

       - Выявление относительного уровня личностного развития человека за определенный промежуток времени. Решение этой задачи производится посредством проведения так называемых «исследовательских срезов» - диагностики особенностей личностной сферы в том или ином направлении. Например, для определения уровня умственного развития необходимо выделить его показатели и лишь после этого провести их конкретное изучение. Аналогичным образом определяется уровень развития других составляющих интеллектуального развития (например, памяти, воображения, мышления и т.д.). Далее такой же подход должен быть использован применительно и к другим психическим явлениям личности.

     - Анализ изменений уровня личностного развития человека под воздействием определенных факторов. Для анализа характера изменений уровня психического развития человека под влиянием определенных ситуаций или целенаправленных профессиональных, воспитательных и других видов взаимодействий необходимо знать как возможные пути такого изменения, так и методы его фиксации. Используя диагностические методики важно получить несколько срезов для выявления тенденции в личностном развитии и затем на основе полученных данных оценить практическую эффективность действующих внешних (воспитательных, профессиональной деятельности) факторов.

     - Выявление потенциальных возможностей дальнейшего психического развития. Решение этой задачи представляет собой реализацию прогностической функции процесса изучения личностных особенностей человека. Она становится возможной потому, что результаты, уже достигнутые личностью в развитии, составляют базу для дальнейшего совершенствования («зону ближайшего развития»). Все это придает особую значимость поиску и применению методов установления не только существующего уровня психического развития, но и направлений его последующего изменения.19  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Психологическое  тестирование

 

     Психологическое тестирование — это исследование определенных психологических качеств и свойств личности при помощи использования психологических тестов. Психологическое тестирование обычно используется для оптимизации обучения и воспитания, при отборе на работу, в психотерапии, психологическом консультировании, для психокоррекции.

     Существует  ряд профессий, предъявляющих особые требования к личности человека, его  свойствам и поведению. В этих случаях психодиагностика является совершенно необходимой для профессионального отбора и подготовки человека к работе. Для этих целей существует много разновидностей тестов, которые можно подразделить на группы:

  • по предмету тестирования (интеллектуальные, личностные и межличностные),
  • по особенностям тестовых задач (практические, образные и вербальные),
  • по материалам, предъявляемым испытуемым (бланковые, компьютерные),
  • по объекту оценивания (процессуальные, достижений, состояний и свойств).

     Личностные  тесты связаны с психодиагностикой  индивидуальных свойств личности человека, определяющих его поступки.20

Это могут быть тесты характера, темперамента, эмоций, способностей, мотивации. Отдельные  тесты могут дать разностороннюю характеристику свойств личности человека, комплексно оценить состояние личности и развитие отдельных черт его личности.

     Тесты, с помощью которых оцениваются  отдельные черты личности человека, его эмоции, черты характера, мотивы, тревожность, агрессивность и враждебность, мотив достижения успеха — это частные тесты, их еще часто называют мономерными.

     Комплексные тесты (многомерные) — это такие  как, например, опросники Кеттелла, Шмишека, Стреляу, Айзенека.

     Основная  задача, стоящая перед разработчиками пакета психологического тестирования личности — это получение сведений о свойствах личности человека путем изучения ответов на специально подобранные вопросы или задания.

При этом важно  знать, какие цели преследует данное тестирование: тестирование просто исследует  свойства личности человека, либо психодиагностирует его. В чем же разница?

     Психодиагностическое  тестирование обычно используется в  оценочных целях и дает возможность  получить точные количественные и качественные характеристики изучаемых психологических  свойств личности. Методы, не преследующие такую цель, являются чисто исследовательскими.

     Так, например, опросник Кеттелла является психодиагностическим тестом, и дает возможность оценить отдельную  черту личности в стандартных  баллах.

Исследовательские методы тестирования зачастую наталкиваются  на нежелание человека подвергаться подобному тестированию, и тогда тестирование интересующего свойства становится очень сложным и трудоемким, иногда человек не может давать адекватные ответы.21

     Для облегчения процесса тестирования, при  создании системы тестирования обычно используют обнаруженные ранее (известные) корреляции между исследуемым свойством и ответами на специально подобранные (очень простые) вопросы или задания, определяют числовые характеристики данного свойства личности человека. В этом случае психологический тест как бы приобретает смысл модели личности.

     В психолого-педагогическом тестировании для получения достоверных результатов, которым можно доверять, чтобы  на их основе делать правильные выводы, нужно использовать научно обоснованные психодиагностические методы, отвечающие требованиям валидности, надежности, однозначности и точности. При этом самые главные из перечисленных критериев — это валидность и надежность.

     Валидность  этих тестов свидетельствует об их соответствии и пригодности для  оценки психологических свойств  личности испытуемого. Надежность тестов характеризуется возможностью получения с их помощью устойчивых показателей, эта устойчивость зависит от измерительного инструмента, а вовсе не от испытуемого, или поведения психолога.

     Значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности обладают проекционные методики.22

Воспринимаемый  индекс вины (Perceived Guilt Index, PGI) . Состоит  из двух шкал, которые измеряют эмоциональное  переживание чувства вины как  состояния и как генерализованной Я-концепции (черты). Данная методика особенно полезна в ситуациях, в которых необходимо отслеживать реакцию вины клиента в ответ на специфические события или ситуации, и могут случаться в семейной терапии или в работе с несовершеннолетними делинквентами.

     Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич). Аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью данного теста, который прошел многократную проверку на практике. Результаты также дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка (алкоголь, наркотики, несчастная любовь, противоправные действия, деньги и проблемы с ними, семейные неурядицы, потеря смысла жизни, чувство неполноценности, ущербности, уродливости, школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути, отношения с окружающими)

     Диагностика самоактуализации личности (методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина). Методика включает в себя диагностику по следующим шкалам: ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, потребность в познании, креативность (стремление к творчеству), автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, контактность, гибкость в общении.

     Диагностика самооценки мотивации одобрения (шкала Д.Марлоу, Д.Крауна) Для оценки правдивости высказываний испытуемых в опросники нередко включают так называемые шкалы лживости или шкалы стремления к одобрению. Одним из таких вариантов является шкала, разработанная Д.Марлоу и Д.Крауном. Этот тест целесообразно проводить для определения степени искренности ответов группы. А также данный тест позволяет оценить ваше желание получить одобрение окружающих в отношении своих слов и поступков. Высокая мотивация одобрения свидетельствует о высокой потребности в общении и наоборот.

     Индивидуально-типологический опросник (Л.Н. Собчик, ИТО). В первую очередь, с помощью ИТО легко  определяются типологические особенности  индивида, ведущие черты его характера. Кроме того, она способствует выявлению  спектра наиболее подходящих каждому конкретному обследуемому лицу видов профессиональной деятельности и преобладающих деловых качеств. По результатам обследования легко понять, насколько уравновешенным является индивид, какие особенности его характера акцентуированы, в благоприятной ли он находится ситуации или дезадаптирован.

     "Коммуникативные  и организаторские склонности" (КОС) Методика используется в  психолого-педагогической практике  для определения выраженности  коммуникативных и организаторских  способностей подростков.

     "Q-сортировка" Тестовая методика предназначена  для изучения представлений о себе. Она разработана Б. Стефансоном. Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».

     "Личностный дифференциал" (модификация Д.А. Богдановой, С.Т. Посоховой). Методика предназначена для выявления расхождений между представлениями о себе, о себе идеальном и о себе в прошлом. Методика допускает индивидуальное и групповое обследование.

     Личностный опросник Г.Айзенка. Данный опросник определяет соответствие одному из четырех типов темперамента: халерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Также после обработки данных можно определить круг профессий наиболее подходящих определенному типу темперамента.23

     Методика  аутоидентификации акцентуаций  характера Э.Г. Эйдемиллера. Позволяет  определить тип акцентуаций характера  личности - меланхолический, гипертимный, циклоидный, эмоционально-лабильный, неврастенический, сензитивный, психастенический, шизоидный, параноидальный, эпилептоидный, истерический, неустойчивый, конформный.

     Методика  диагностики уровня социальной фрустрированности  Л.И. Васермана (модификация В.В. Бойко). Данный опросник фиксирует степень  неудовлетворенности социальными  достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Социальная фрустрированность передает эмоциональное отношение человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни.

     Методика  диагностики уровня субъективного  ощущения одиночества (Д. Рассела и  М. Фергюсона). При помощи данной методики можно выявить уровень одиночества: высокий, средний, низкий.

     Методика  измерения уровня тревожности (Шкала  Дж.Тейлора) Служит для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха).

     Методика  изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева)  направлена на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.

     Методика  изучения эмоциональной напряженности. Применяется с 11-12 летнего возраста. Анкета состоит из 30 вопросов. В результате обработки выясняется уровень: низкий, средний либо высокий.24

     Методика  исследования самоотношения (Пантелеев  С.Р., МИС) предназначена для выявления  структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных  компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.

     Методика  исследования самооценки личности С.А. Будасси. Методика позволяет проводить  количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования. Можно определить связь между ранговыми оценками качеств личности входящих в представления "Я идеальное" и "Я реальное".

     "Одиночество" (опросник С.Г. Корчагиной). Опросник  позволяет диагностировать глубину  переживания одиночества.

     Определение направленности личности (Б. Басса) С  помощью методики выявляются следующие  направленности: направленность на себя, направленность на общение и направленность на дело.

     Опросник  Басса-Дарки. Для исследования уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Деструктивные тенденции, субъектно-объектные отношения, негативные чувства и оценки. Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности.

Информация о работе Особенности психологической диагностики свойств личности