Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:44, курсовая работа
Проблема девиантного поведения подростков является пограничной областью, находящейся на стыке изучения многих научных дисциплин – педагогики, социологии, философии, психологии, криминологии, медицины, теории социальной работы, культурологии и т.д. В последние годы стала активно развиваться новая научная дисциплина – виктимология – отрасль психологии, исследующая феноменологию, закономерности и механизмы деформированного интерактивного культурогенеза, в результате чего личность подростка с девиантным поведением рассматривается как жертва социогенных и персоногенных воздействий [7; 91].
Введение
1. Понятие и причины девиантного поведения
1.1. Содержание понятия «девиантное поведение» и его виды
1.2. Причины девиантного поведения детей и подростков и факторы, способствующие его преодолению
2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением
2.1. Формы и методы социальной работы с детьми с девиантным поведением
2.2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан (на примере деятельности Раифского специального профессионально-технического училища закрытого типа и Республиканской специальной школы для детей с девиантным поведением в пос.Левченко)
Заключение
Использованная литература
Основные направления социальной работы с детьми с девиантным поведением
Курсовая работа
Введение
1. Понятие и причины девиантного поведения
1.1. Содержание понятия «девиантное поведение» и его виды
1.2. Причины девиантного поведения детей и подростков и факторы, способствующие его преодолению
2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением
2.1. Формы и методы социальной работы с детьми с девиантным поведением
2.2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан (на примере деятельности Раифского специального профессионально-технического училища закрытого типа и Республиканской специальной школы для детей с девиантным поведением в пос.Левченко)
Заключение
Использованная литература
Введение
Современная социально-психологическая
деформация, происходящая в нашем
обществе, ведет к росту различных
форм девиантного поведения и
вовлечению в противоправную деятельность
все большего числа несовершеннолетних.
В сознании многих подростков стирается
грань между нормой и отклонением,
усиливается смещение ценностных ориентаций
в сторону асоциальной и
За последние пять лет в Республике Татарстан количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними, увеличилось на 11,8%. Причем в структуре подростковой преступности резко возросло число насильственных и корыстно-насильственных преступлений, таки как убийства, кражи, грабежи и разбои [4; 39].
За 9 месяцев 2003 г. в нашей республике несовершеннолетними было совершенно 2884 преступления, в которых в общей сложности принимали участие 2415 подростков. За совершение различных правонарушений на профилактический учет в ОВД сотрудниками милиции было поставлено 7561 несовершеннолетних. В Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей МВД Республики Татарстан были направлены 367 безнадзорных, беспризорных подростков-правонарушителей, 315 – в социально-реабилитационные центры, 360 – в социальные приюты. Из общего числа выявленных беспризорных и безнадзорных детей только 222 оказались жителями других регионов [6; 90-91].
Рост числа и форм девиантного
поведения среди детей и
Рост числа различных видов девиантного поведения, в основе которых лежит процесс социальной дезадаптации детей и подростков, приобретает все более широкие масштабы, вырастая в серьезную социальную проблему и требует глубокого научного осмысления.
Проблема девиантного
поведения подростков является пограничной
областью, находящейся на стыке изучения
многих научных дисциплин –
Исследования в области
правонарушений подростков проводят прямую
связь между тенденциями роста
противоправного поведения
В связи со всем вышесказанным изучение причин подростковой девиантности, факторов, способствующих ее преодолению и форм и методов социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением приобретают все большую актуальность.
Объект данной работы - дети с девиантным поведением.
Предметом исследования является социальная работа с детьми с девиантным поведением, рассматриваемая как совокупность теоретических и практических подходов по снижению уровня детской девиантности.
Целью данной работы является анализ основных направлений социальной работы с детьми с девиантным поведением.
Задачи:
1. Определить понятие и виды девиантного поведения.
2. Проанализировать основные
причины детского и
3. Раскрыть специфику форм и методов социальной работы с детьми с девиантным поведением.
4. Проанализировать опыт социальной работы с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан на практических примерах.
В работе использовались методы
системного, причинно-следственного
и сравнительного анализа, изучение
практического опыта
Структура данной работы состоит из введения, двух глав (первая – анализ теоретических подходов, вторая – содержащая описание практического опыта), заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие и причины девиантного поведения
1.1. Содержание понятия «девиантное поведение» и его виды
Даже в самом развитом, высокоорганизованном и цивилизованном обществе не удается достичь такого положения, когда бы абсолютно все его члены строго и повсеместно следовали утвердившимся в нем нормам и правилам, неукоснительно выполняя предписанные им социальные роли. В любом обществе всегда происходит какое-либо нарушение этих норм, правил и ролей, с которыми общество не может мириться. Такие социальные отклонения называются отклоняющимся, или девиантным поведением.
Девиантное поведение бывает различных видов. По форме своего проявления девиантное поведение можно разделить на проявляющееся в открытой, явной форме (например, хищения, хулиганство и др. преступления), и в скрытой, латентной форме (например, бюрократизм, подхалимство и др.). Девиантное поведение можно также разделить на индивидуальное и групповое, а также на первичное и вторичное [26; 199].
В широком смысле, понятие «девиантное поведение» охватывает любые виды отклонений от социальных норм – и положительные (геройство, самопожертвование, выдающиеся творческие способности, альтруизм и т.п.), и отрицательные (агрессия, алкоголизм, наркомания, суициды и т.п.).
Объединяет положительные и отрицательные виды девиантного поведения то, что основой всех их выступают неадекватные способы взаимодействия человека с реальностью, ведущие к дезадаптации.
В.Д.Менделевич выделят следующие характерные дезадаптационные варианты взаимоотношений человека с реальностью:
1. Осознанное противодействие
реальности, когда индивид активно
пытается разрушить
2. Болезненное противостояние
реальности, обусловленное признаками
психической патологии и
3. Уход от реальности, который
осознанно или неосознанно
4. Игнорирование реальности, проявляющееся в автономизации жизни человека, когда он не принимает в расчет требования и нормы реальности, существуя в собственном узкопрофессиональном мире. Важно, что при этом нет ни столкновения, ни противодействия, ни ухода от реальности. Как отмечает В.Д.Менделевич, такой способ взаимодействия с реальностью очень редок и встречается «лишь у небольшого числа повышенно одаренных, талантливых людей с гиперспособностями в какой-либо одной области» [13; 136-137].
В зависимости от способа взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества, В.Д.Менделевич выделяет 5 видов девиантного поведения: 1) делинквентное, 2) аддиктивное, 3) патохарактерологическое, 4) психопатологическое, и 5) на базе гиперспособностей [13; 137].
Делинквентное поведение - это поведение, нарушающее социальные и правовые нормы. Под аддиктивным поведением понимается такое поведение, при котором происходит изменение психического состояния посредством приема психоактивных веществ (ПАВ) или через постоянную фиксацию внимания на развитие и поддержание интенсивных эмоций (например, религиозный или спортивный фанатизм, Интернет-зависимость, гемблерг, т.е. патологическая склонность к азартным играм и т.д.). Патохарактерологический вид девиации обусловлен процессом воспитания, психопатологический – проявлениями психических заболеваний. Особым видом девиантного поведения являются девиации, обусловленные гиперспособностями человека.
Среди всех этих видов девиантного поведения первый – делинквентное поведение, в крайних своих формах являющееся уголовно наказуемым деянием, наиболее часто становится в центр общественного внимания.
Поэтому на практике чаще используется
более узкий смысл понятия
девиантного поведения. Дело в том,
что в реальной общественной жизни
практически невозможно обеспечить
полное, абсолютное соблюдение всех норм.
Поэтому многие девиации допускаются:
с ними мирятся, но в определенных
пределах, не нарушающих целостность
социальной системы. Если же какой-либо
вид девиантного поведения
В случаях, когда девиантное поведение нарушает моральные и иные неправовые нормы, к нему применяются социальные санкции: общественное порицание, религиозное осуждение («анафема»), лечение и т.д. Если же девиантное поведение связано с нарушением правовых норм, то к нему применяются правовые санкции, вплоть до уголовного преследования.
Таким образом, в узком смысле девиантное поведение – это поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к соответствующим принудительным социальным и правовым санкциям: к изоляции, принудительному лечению, исправлению и наказанию нарушителя [23; 652].
1.2. Причины девиантного поведения детей и подростков и факторы, способствующие его преодолению
Как правило, девианты – это люди с неадекватной социализацией, т.е. те, кто недостаточно усвоил ценности и социальные нормы общества, особенно – в детском и подростковом возрасте.
Причины девиантного поведения определяются неоднозначно. Психологи сосредотачивают свое внимание на личностных, психологических отклонениях и дезорганизациях (неврозы, психозы и др.); социологи – на отклонениях социальных групп от норм культуры. Так, Э.Дюркгейм связывал девиантное поведение со слабостью и противоречивостью социальных норм и ценностей, а Р.Мертон – с разрывом между социокультурными целями и социально одобряемыми институализированными средствами их достижения [27; 432].
Многие западные исследователи (Густав Ле Бон, Э.Фромм, Фестингер, Зиллер, Зимбардо, Дайнер) связывают происходящий сегодня рост девиантного поведения среди подростков с усилением процесса деиндивидуализации, характерного для современного общества потребления и массовой культуры, где многие люди утрачивают свою индивидуальность и сливаются с толпой.
В историческом плане, люди очень медленно освобождались от деиндивидуализированного существования, погруженного в широкие родственные, племенные и родовые отношения. Эрих Фромм изучал возникновение индивидуальности в человеческой истории и то чувство уникальности и свободы, которое сопровождает это развитие. Однако в современном урбанизированном мире – мире «городских джунглей» - индивидуализация часто сопровождается ощущением анонимности и изоляции, которые снова мотивируют людей присоединяться к разным группам.
Присоединение подростка к группе часто влечет за собой снижение запретов в отношении вовлечения в противонормативные действия. Дело в том, что присоединившись к группе, он отодвигается на второй план и морально «укрывается» в ней, поскольку внимание общества сосредотачивается прежде всего на самой группе, а уж потом – на ее конкретных членах. При этом социальный контроль за личностью конкретного подростка уменьшается, и в ситуации ожидания наказания за какой-либо проступок у него возникает возможность скрыться или рассеять ответственность путем ухода на второй план в группе. Зная, что можно уйти от наказания, подросток в группе становится равнодушным к возможным санкциям со стороны общества, и потому его поведение постепенно перестает подчиняться внешним правилам и нормам. Таким образом, в группе (толпе) у подростка высвобождается поведение, в обычных условиях сдерживаемое запретами [20; 166-167].
Информация о работе Основные направления социальной работы с детьми с девиантным поведением