Основные направления социальной работы с детьми с девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Проблема девиантного поведения подростков является пограничной областью, находящейся на стыке изучения многих научных дисциплин – педагогики, социологии, философии, психологии, криминологии, медицины, теории социальной работы, культурологии и т.д. В последние годы стала активно развиваться новая научная дисциплина – виктимология – отрасль психологии, исследующая феноменологию, закономерности и механизмы деформированного интерактивного культурогенеза, в результате чего личность подростка с девиантным поведением рассматривается как жертва социогенных и персоногенных воздействий [7; 91].

Оглавление

Введение

1. Понятие и причины девиантного поведения

1.1. Содержание понятия «девиантное поведение» и его виды

1.2. Причины девиантного поведения детей и подростков и факторы, способствующие его преодолению

2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением

2.1. Формы и методы социальной работы с детьми с девиантным поведением

2.2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан (на примере деятельности Раифского специального профессионально-технического училища закрытого типа и Республиканской специальной школы для детей с девиантным поведением в пос.Левченко)

Заключение

Использованная литература

Файлы: 1 файл

Основные направления соц раб с детьми с девиантным поведением.docx

— 44.45 Кб (Скачать)

Основные направления  социальной работы с детьми с девиантным поведением

 

Курсовая работа

 

Введение

 

1. Понятие и причины  девиантного поведения

 

1.1. Содержание понятия  «девиантное поведение» и его виды

 

1.2. Причины девиантного  поведения детей и подростков  и факторы, способствующие его  преодолению

 

2. Социальная работа с  детьми с девиантным поведением

 

2.1. Формы и методы социальной  работы с детьми с девиантным поведением

 

2.2. Социальная работа с  детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан (на примере деятельности Раифского специального профессионально-технического училища закрытого типа и Республиканской специальной школы для детей с девиантным поведением в пос.Левченко)

 

Заключение

 

Использованная литература

Введение

 

Современная социально-психологическая  деформация, происходящая в нашем  обществе, ведет к росту различных  форм девиантного поведения и  вовлечению в противоправную деятельность все большего числа несовершеннолетних. В сознании многих подростков стирается  грань между нормой и отклонением, усиливается смещение ценностных ориентаций в сторону асоциальной и противоправной деятельности, криминального образа жизни в целом.

 

За последние пять лет  в Республике Татарстан количество зарегистрированных преступлений, совершенных  несовершеннолетними, увеличилось  на 11,8%. Причем в структуре подростковой преступности резко возросло число  насильственных и корыстно-насильственных преступлений, таки как убийства, кражи, грабежи и разбои [4; 39].

 

За 9 месяцев 2003 г. в нашей  республике несовершеннолетними было совершенно 2884 преступления, в которых  в общей сложности принимали  участие 2415 подростков. За совершение различных правонарушений на профилактический учет в ОВД сотрудниками милиции  было поставлено 7561 несовершеннолетних. В Центр временной изоляции для  несовершеннолетних правонарушителей МВД Республики Татарстан были направлены 367 безнадзорных, беспризорных подростков-правонарушителей, 315 – в социально-реабилитационные центры, 360 – в социальные приюты. Из общего числа выявленных беспризорных и безнадзорных детей только 222 оказались  жителями других регионов [6; 90-91].

 

Рост числа и форм девиантного  поведения среди детей и подростков ведет не только к неблагоприятным  последствиям для общества, но и  для самих подростков, угрожая  их физическому и психическому здоровью, а зачастую –и приводя их к смертельному исходу. Если в 1990 г. в республике среди детей и подростков, погибших от самоубийств, было всего 2 подростка в возрасте моложе 15 лет, и 30 - в возрасте 15 – 19 лет, то в 2002 г. число подростков, покончивших с жизнью самоубийством, в возрасте до 15 лет стало уже 10, а в возрасте 15 – 19 лет – 61 [30; 84].

 

Рост числа различных  видов девиантного поведения, в  основе которых лежит процесс  социальной дезадаптации детей и подростков, приобретает все более широкие масштабы, вырастая в серьезную социальную проблему и требует глубокого научного осмысления.

 

Проблема девиантного  поведения подростков является пограничной  областью, находящейся на стыке изучения многих научных дисциплин – педагогики, социологии, философии, психологии, криминологии, медицины, теории социальной работы, культурологии и т.д. В последние годы стала активно развиваться новая научная дисциплина – виктимология – отрасль психологии, исследующая феноменологию, закономерности и механизмы деформированного интерактивного культурогенеза, в результате чего личность подростка с девиантным поведением рассматривается как жертва социогенных и персоногенных воздействий [7; 91].

 

Исследования в области  правонарушений подростков проводят прямую связь между тенденциями роста  противоправного поведения детей  и подростков и ростом семейного  неблагополучия. Так, по данным НИИ семьи, в семьях несовершеннолетних правонарушителей в 80% случаев отмечалась полная безучастность родителей к судьбам своих детей, в 70% семей один из родителей (чаще отец) злоупотреблял алкоголем, до 40% подростков росли в конфликтных семьях, в 15 % семей родители фактически свели свои родительские обязанности к удовлетворению элементарных физических потребностей своих детей [18; 101].

 

В связи со всем вышесказанным  изучение причин подростковой девиантности, факторов, способствующих ее преодолению и форм и методов социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением приобретают все большую актуальность.

 

Объект данной работы - дети с девиантным поведением.

 

Предметом исследования является социальная работа с детьми с девиантным поведением, рассматриваемая как совокупность теоретических и практических подходов по снижению уровня детской девиантности.

 

Целью данной работы является анализ основных направлений социальной работы с детьми с девиантным поведением.

 

Задачи:

 

1. Определить понятие и  виды девиантного поведения.

 

2. Проанализировать основные  причины детского и подросткового  девиантного поведения и факторы,  способствующие его преодолению.

 

3. Раскрыть специфику форм  и методов социальной работы  с детьми с девиантным поведением.

 

4. Проанализировать опыт  социальной работы с детьми  с девиантным поведением в Республике Татарстан на практических примерах.

 

В работе использовались методы системного, причинно-следственного  и сравнительного анализа, изучение практического опыта деятельности учреждений для детей с девиантным поведением.

 

Структура данной работы состоит  из введения, двух глав (первая – анализ теоретических подходов, вторая –  содержащая описание практического  опыта), заключения и списка использованной литературы.

 

 

1. Понятие и причины  девиантного поведения

1.1. Содержание понятия  «девиантное поведение» и его виды

 

Даже в самом развитом, высокоорганизованном и цивилизованном обществе не удается достичь такого положения, когда бы абсолютно все  его члены строго и повсеместно  следовали утвердившимся в нем  нормам и правилам, неукоснительно выполняя предписанные им социальные роли. В любом обществе всегда происходит какое-либо нарушение этих норм, правил и ролей, с которыми общество не может  мириться. Такие социальные отклонения называются отклоняющимся, или девиантным поведением.

 

Девиантное поведение бывает различных видов. По форме своего проявления девиантное поведение можно разделить на проявляющееся в открытой, явной форме (например, хищения, хулиганство и др. преступления), и в скрытой, латентной форме (например, бюрократизм, подхалимство и др.). Девиантное поведение можно также разделить на индивидуальное и групповое, а также на первичное и вторичное [26; 199].

 

В широком смысле, понятие  «девиантное поведение» охватывает любые виды отклонений от социальных норм – и положительные (геройство, самопожертвование, выдающиеся творческие способности, альтруизм и т.п.), и отрицательные (агрессия, алкоголизм, наркомания, суициды и т.п.).

 

Объединяет положительные  и отрицательные виды девиантного  поведения то, что основой всех их выступают неадекватные способы  взаимодействия человека с реальностью, ведущие к дезадаптации.

 

В.Д.Менделевич выделят следующие  характерные дезадаптационные варианты взаимоотношений человека с реальностью:

 

1. Осознанное противодействие  реальности, когда индивид активно  пытается разрушить ненавистную  ему действительность, изменить  ее в соответствии с собственными  установками и ценностями. При  этом ответной реакцией со  стороны действительности становится  также противодействие, изгнание или попытка изменить индивида, подстроить его под требования реальности. Такой противостоящий вариант взаимоотношений человека и реальности характерен при криминальном и делинквентном поведении.

 

2. Болезненное противостояние  реальности, обусловленное признаками  психической патологии и психопатологическими  расстройствами (в том числе, невротическими), когда окружающий мир воспринимается  враждебным в связи с субъективным  искажением его восприятия и  понимания. При таком противостоянии  у психически больного человека  данный способ противодействия  является единственным и вынужденным. 

 

3. Уход от реальности, который  осознанно или неосознанно выбирают  люди, расценивающие реальность  негативно или оппозиционно и  считающие себя неспособными  адаптироваться к ней. 

 

4. Игнорирование реальности, проявляющееся в автономизации жизни человека, когда он не принимает в расчет требования и нормы реальности, существуя в собственном узкопрофессиональном мире. Важно, что при этом нет ни столкновения, ни противодействия, ни ухода от реальности. Как отмечает В.Д.Менделевич, такой способ взаимодействия с реальностью очень редок и встречается «лишь у небольшого числа повышенно одаренных, талантливых людей с гиперспособностями в какой-либо одной области» [13; 136-137].

 

В зависимости от способа  взаимодействия с реальностью и  нарушения тех или иных норм общества, В.Д.Менделевич выделяет 5 видов девиантного  поведения: 1) делинквентное, 2) аддиктивное, 3) патохарактерологическое, 4) психопатологическое, и 5) на базе гиперспособностей [13; 137].

 

Делинквентное поведение - это поведение, нарушающее социальные и правовые нормы. Под аддиктивным поведением понимается такое поведение, при котором происходит изменение психического состояния посредством приема психоактивных веществ (ПАВ) или через постоянную фиксацию внимания на развитие и поддержание интенсивных эмоций (например, религиозный или спортивный фанатизм, Интернет-зависимость, гемблерг, т.е. патологическая склонность к азартным играм и т.д.). Патохарактерологический вид девиации обусловлен процессом воспитания, психопатологический – проявлениями психических заболеваний. Особым видом девиантного поведения являются девиации, обусловленные гиперспособностями человека.

 

Среди всех этих видов девиантного  поведения первый – делинквентное поведение, в крайних своих формах являющееся уголовно наказуемым деянием, наиболее часто становится в центр общественного внимания.

 

Поэтому на практике чаще используется более узкий смысл понятия  девиантного поведения. Дело в том, что в реальной общественной жизни  практически невозможно обеспечить полное, абсолютное соблюдение всех норм. Поэтому многие девиации допускаются: с ними мирятся, но в определенных пределах, не нарушающих целостность  социальной системы. Если же какой-либо вид девиантного поведения грозит ее функционированию (например, преступность), к нему применяют социальные и  правовые санкции.

 

В случаях, когда девиантное поведение нарушает моральные и иные неправовые нормы, к нему применяются социальные санкции: общественное порицание, религиозное осуждение («анафема»), лечение и т.д. Если же девиантное поведение связано с нарушением правовых норм, то к нему применяются правовые санкции, вплоть до уголовного преследования.

 

Таким образом, в узком  смысле девиантное поведение – это поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к соответствующим принудительным социальным и правовым санкциям: к изоляции, принудительному лечению, исправлению и наказанию нарушителя [23; 652].

 

 

1.2. Причины девиантного  поведения детей и подростков  и факторы, способствующие его  преодолению

 

Как правило, девианты – это люди с неадекватной социализацией, т.е. те, кто недостаточно усвоил ценности и социальные нормы общества, особенно – в детском и подростковом возрасте.

 

Причины девиантного поведения  определяются неоднозначно. Психологи  сосредотачивают свое внимание на личностных, психологических отклонениях и  дезорганизациях (неврозы, психозы  и др.); социологи – на отклонениях  социальных групп от норм культуры. Так, Э.Дюркгейм связывал девиантное поведение со слабостью и противоречивостью социальных норм и ценностей, а Р.Мертон – с разрывом между социокультурными целями и социально одобряемыми институализированными средствами их достижения [27; 432].

 

Многие западные исследователи (Густав Ле Бон, Э.Фромм, Фестингер, Зиллер, Зимбардо, Дайнер) связывают происходящий сегодня рост девиантного поведения среди подростков с усилением процесса деиндивидуализации, характерного для современного общества потребления и массовой культуры, где многие люди утрачивают свою индивидуальность и сливаются с толпой.

 

В историческом плане, люди очень  медленно освобождались от деиндивидуализированного существования, погруженного в широкие родственные, племенные и родовые отношения. Эрих Фромм изучал возникновение индивидуальности в человеческой истории и то чувство уникальности и свободы, которое сопровождает это развитие. Однако в современном урбанизированном мире – мире «городских джунглей» - индивидуализация часто сопровождается ощущением анонимности и изоляции, которые снова мотивируют людей присоединяться к разным группам.

 

Присоединение подростка  к группе часто влечет за собой  снижение запретов в отношении вовлечения в противонормативные действия. Дело в том, что присоединившись к группе, он отодвигается на второй план и морально «укрывается» в ней, поскольку внимание общества сосредотачивается прежде всего на самой группе, а уж потом – на ее конкретных членах. При этом социальный контроль за личностью конкретного подростка уменьшается, и в ситуации ожидания наказания за какой-либо проступок у него возникает возможность скрыться или рассеять ответственность путем ухода на второй план в группе. Зная, что можно уйти от наказания, подросток в группе становится равнодушным к возможным санкциям со стороны общества, и потому его поведение постепенно перестает подчиняться внешним правилам и нормам. Таким образом, в группе (толпе) у подростка высвобождается поведение, в обычных условиях сдерживаемое запретами [20; 166-167].

Информация о работе Основные направления социальной работы с детьми с девиантным поведением