Основные направления социальной работы с детьми с девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Проблема девиантного поведения подростков является пограничной областью, находящейся на стыке изучения многих научных дисциплин – педагогики, социологии, философии, психологии, криминологии, медицины, теории социальной работы, культурологии и т.д. В последние годы стала активно развиваться новая научная дисциплина – виктимология – отрасль психологии, исследующая феноменологию, закономерности и механизмы деформированного интерактивного культурогенеза, в результате чего личность подростка с девиантным поведением рассматривается как жертва социогенных и персоногенных воздействий [7; 91].

Оглавление

Введение

1. Понятие и причины девиантного поведения

1.1. Содержание понятия «девиантное поведение» и его виды

1.2. Причины девиантного поведения детей и подростков и факторы, способствующие его преодолению

2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением

2.1. Формы и методы социальной работы с детьми с девиантным поведением

2.2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан (на примере деятельности Раифского специального профессионально-технического училища закрытого типа и Республиканской специальной школы для детей с девиантным поведением в пос.Левченко)

Заключение

Использованная литература

Файлы: 1 файл

Основные направления соц раб с детьми с девиантным поведением.docx

— 44.45 Кб (Скачать)

 

Подростки, утрачивающие индивидуальность и присоединяющиеся к группе, плохо  сознают себя в качестве отдельных  существ. Результат – неспособность  осуществлять текущий контроль или  анализ своего поведения и неспособность  извлекать соответствующие нормы  поведения из хранилища долговременной памяти. Таким подросткам также недостает  предвидения, и их поведение страдает дефицитом продуманности или  планирования.

 

Чаще всего причиной конкретного  девиантного поведения выступает  не одна, а несколько причин. Что  касается современной России, то специалисты  считают, что большинство отклонений в поведении несовершеннолетних, такие, как безнадзорность, правонарушения, употребление ПАВ, агрессия и т.п., имеют  в своей основе общий источник – социальную дезадаптацию.

 

Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям. В отечественной литературе выделяются следующие причины социальной дезадаптации несовершеннолетних, лежащие в основе их девиантного поведения:

 

- дисфункциональность семьи;

 

- личностные особенности  (возрастные, характерологические,  психические);

 

- школьная дезадаптация;

 

- воздействие асоциальной  неформальной среды;

 

- причины социально-экономического  и демографического характера  [2; 8].

 

Чаще всего причиной социальной дезадаптации выступает не одна из возможных причин, а их комплексная совокупность [25; 11]. Действительно, не так уж редко бывает, что подросток плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к нежелательным изменениям в сознании, а затем и в поведении такого подростка.

 

Однако большинство отечественных  специалистов убежденно, что истинные причины массовой социальной дезадаптации российских подростков следует искать в современной семье, в резком снижении ее воспитательного потенциала. Так, по результатам экспертных опросов, более половины российских специалистов (65,3%), работающих с детьми, склонны объяснять рост девиантного поведения среди современных подростков отсутствием заботы со стороны родителей, и только 12,2% - бедностью семьи [3; 26].

 

Социальная дезадаптация приводит к изоляции, лишению или утрате подростком основной потребности – потребности в полноценном развитии и самореализации. Социальной дезадаптированный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушены [2; 7]. Детство – это период интенсивного физического, психического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. В результате – уход из семьи или из школы, где невозможны реализация внутренних ресурсов, удовлетворение потребностей развития. Другой способ ухода – эксперименты с наркотиками и другими психоактивными веществами. И, наконец, совершения преступлений.

 

Основными причинами социальной дезадаптации являются факторы социального, экономического, психологического и психосоматического характера. Чтобы бороться с ростом социальной дезадаптации и девиантного поведения среди детей и подростков, требуется найти подходы и решения, способные снизить влияние этих факторов.

 

Профилактика девиантного  поведения среди детей и подростков должна обеспечиваться взаимодействием  разных факторов: семьи, школы, досуговой среды, неформальных групп, коллективов, других социальных институтов и общества в целом.

 

Все существующие в мире меры по уменьшению масштабов девиантного  поведения среди детей и подростков, можно объединить в две общие  группы:

 

- общие профилактические  стратегии, которые устанавливают  общие механизмы возможного предотвращения  девиантного поведения;

 

- дифференцированные стратегии,  которые направлены на конкретные  группы детей и подростков  и конкретные виды девиантного  поведения [10; 289].

 

Российская система государственных  мер по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних также  основывается на такой модели. В  ней выделяются меры общей и специальной  профилактики.

 

Общая профилактика предполагает создание благоприятных социально-экономических, социокультурных, социально-педагогических условий, содействующих: а) выполнению семьями их репродуктивных функций, воспитанию здоровых в физическом социальном отношении детей; б) полноценной реализации воспитательных функций общеобразовательных учреждений всех видов, обеспечению развития способностей и позитивных интересов детей, их занятости во внеучебное время полезной деятельностью.

 

Специальная профилактика включает координационно-реабилитационные меры в отношении детей группы риска, несовершеннолетних правонарушителей и меры социально-правовой, психолого-медико-педагогической поддержки и помощи непосредственно семьям группы риска [14; 132].

 

Реализация российской государственной  политики профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предполагает дифференцированный подход к различным группам детей, который  включает:

 

- осуществление комплекса  мер, обеспечивающих гуманизацию социума ребенка, гармоничное развитие его личности, профилактику школьной и социальной дезадаптации. В этом процессе задействованы все службы и учреждения: образовательные, социозащитные, социокультурные, правовые, информационные;

 

- развитие форм работы, расширяющих применение действенных  мер общественного и государственного  воздействия с целью коррекции  поведения и социальной адаптации  детей, находящихся в зоне социального  риска (имеющих высокую степень  школьной и социальной дезадаптации, не работающих и не учащихся, с отклонениями в психическом и интеллектуальном развитии и т.д.);

 

- принятие чрезвычайных  мер, обеспечивающих социальную  помощь и реабилитацию, защиту  прав и законных интересов  несовершеннолетних, оказавшихся в  кризисной ситуации (сироты, оставшиеся  без попечения родителей; дети, ушедшие из семьи, претерпевшие  различные формы насилия и  жестокости; жертвы социальных конфликтов, техногенных и экологических  катастроф; дети и подростки  зависимостью от алкоголя, наркотиков, токсических веществ и др.) [14; 133-134].

 

 

2. Социальная работа с  детьми с девиантным поведением

2.1. Формы и методы социальной  работы с детьми с девиантным поведением

 

По роду своей деятельности социальный работник имеет дело преимущественно  с людьми, испытывающими различные  жизненные затруднения. Спектр этих затруднений достаточно широк. И  очень весомая их доля приходится на те, которые невозможно решить без  привлечения усилий специалистов в  других областях – психологии, педагогике, юриспруденции, медицине. Эффективные  технологии социальной работы основаны на тесном взаимодействии и интеграции межведомственных усилий всех специалистов, учреждений и служб. Все это справедливо  и в отношении социальной работы с детьми и подростками с различными формами и видами девиации.

 

Современная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется различными разноведомственными службами и учреждениями. Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в эту систему входят службы и учреждения органов социальной защиты населения, органов управления образованием, органов здравоохранения, органов юстиции, органов и служб внутренних дел, органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, средства массовой информации, общественные и коммерческие организации.

 

В основе деятельности всех этих разнопрофильных служб, учреждений и организаций лежат общие направления и принципы социально-воспитательной, профилактической работы с подростками. Вместе с тем профиль и специализация каждого из этих учреждений накладывает свой отпечаток на формы и методы их непосредственной работы по предотвращению возникновения девиантного поведения. Социальному работнику, часто находящемуся во взаимодействии со специалистами всех этих разноведомственных учреждений и служб (например, при работе в Комиссии по делам несовершеннолетних), необходимо знать и учитывать специфику форм и методов их работы.

 

С другой стороны, какова бы ни была специфика деятельности служб  и учреждений, их формы и методы работы с девиантными детьми и подростками объединяет то, что все они без исключения опираются на общее русло богатой отечественной традиции превентивной теории и практики. Прежде всего здесь идет речь о социально-педагогической совокупности форм и методов социальной и корекционной работы, основы которых были заложены еще в 1930-е годы российскими педагогами В.Н.Сорокой-Росинским, А.С.Макаренко, С.Т.Шацким. В своей блестящей опытно-экспериментальной работе они, по сути, заложили и развили основные принципы, методы и содержание социальной педагогики, социальной работы с детьми и подростками, в том числе и с девиантным поведением, где важнейшим фактором воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы выступает созданная и организованная воспитывающая среда. При этом С.Т. Шацкий создавал такую среду в открытом социуме по месту жительства, а В.Н.Сорока-Росинский и А.С.Макаренко – в замкнутом социуме детской колонии для несовершеннолетних правонарушителей [17; 334].

 

Вопрос о возможностях исправления несовершеннолетних в  условиях специальных учреждений закрытого  типа вообще является очень сложным. Еще и сегодня в нашем обществе широко распространены представления  об этих учреждениях, вызванные ассоциациями с понятиями «зоны», «зэков», непременной  колючей проволокой и т.д. Соответственно, и основная функция этих учреждений воспринимается не как перевоспитание, а изоляция несовершеннолетних правонарушителей для предотвращения распространения  девиантного поведения среди  «нормальных» детей и подростков.

 

Сегодня такое представление  постепенно начинает меняться, уступая  место пониманию важности функции  ресоциализации, или исправления несовершеннолетних правонарушителей и девиантов. Основой деятельности всех учреждений для девиантных подростков (как открытого, так и закрытого типа) сегодня является коррекционно-воспитательная составляющая.

 

Коррекционно-воспитательная составляющая деятельности всех учреждений для детей с девиантным поведением направлена, главным образом, на разрушение определенных установок, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования новых с целью достижения самореализации личности подростка. Посредством коррекционно-воспитательной работы требуется решить возникший у подростков конфликт «личность – общество», «личность – социальная среда», «личность – группа», «личность – личность» [7; 101].

 

При этом в процессе коррекции  реализуются следующие функции:

 

1. Воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления девиантности, через обращение к памяти подростка о его добрых делах.

 

2. Компенсаторная – формирование  у подростков стремления компенсировать  тот или иной социальный недостаток  усилением деятельности в той  области, в которой он может  добиться успехов, которая позволит  реализовать ему свои возможности,  способности и, главное, потребность  в самоутверждении.

 

3. Стимулирующая – активизация  положительной социально полезной  предметно-практической деятельности  подростка, осуществляемая посредством  осуждения или одобрения, т.е.  заинтересованного, эмоционального  отношения к личности подростка  и его поступкам.

 

4. Корректирующая – исправление отрицательных качеств личности подростка и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения [7; 105].

 

Приемы коррекционно-воспитательного  взаимодействия во всех учреждениях  для детей и подростков с девиантным поведением, будь то социальный приют, социально-реабилитационный центр, открытое или закрытое специальное общеобразовательное учреждение, общие:

 

- снижение требований  к участнику взаимодействия до  достижения социальной и психологической  адаптации; 

 

- вовлечение в коллективные  виды деятельности, стимулирование  развития творческого потенциала  и самовыражения;

 

- организация ситуаций, в  которых ребенок может достичь  успехов, разработка мер поощрения;

 

- демонстрация и разъяснение  позитивных образов поведения  (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.) [7; 111].

 

Следует, однако, отметить, что  при проведении коррекционно-воспитательной работы в условиях специальных учреждений закрытого типа, безусловно, существует своя специфика. Она заключается  в следующем:

 

- она осуществляется в  закрытых и изолированных социальных  учреждениях;

 

- ее объектом являются  подростки с повышенным индексом  социального неблагополучия и  повышенной стрессогенностью;

 

- часто она подспудно  ассоциируется как суррогат или  аналог исполнения уголовного  наказания; 

 

- иногда она проводится  в обстановке антагонизма противостоящих  этико-правовых концепций, заимствованных  из пенитенциарной системы и  обусловленных менталитетом разделения  «тюремного персонала» и «тюремного  мира»;

 

- в идеале она никогда  не прекращается с окончанием  срока пребывания, так как бывший  воспитанник нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру;

 

- специалист, проводящий  воспитательно-коррекционную работу, занимает объективно особое место,  осуществляя миссию посредничества  между философией социального  контроля и враждебной ей философией  девиации. Он способствует поиску  социально приемлемых точек соприкосновения  в этих антагонистических отношениях [29; 221-222].

 

 

2.2. Социальная работа с  детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан (на примере деятельности Раифского специального профессионально-технического училища закрытого типа и Республиканской специальной школы для детей с девиантным поведением в пос.Левченко)

 

Раифское специальное профессионально-техническое училище относится к типу специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, находящихся в ведении органов управления образованием.

 

В соответствии с Законом  Российской Федерации «Об образовании» и Законом Российской Федерации  «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в такие специальные учебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние в возрасте 11-18 восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и специальном педагогическом подходе в случаях, если они:

Информация о работе Основные направления социальной работы с детьми с девиантным поведением