Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:44, курсовая работа
Проблема девиантного поведения подростков является пограничной областью, находящейся на стыке изучения многих научных дисциплин – педагогики, социологии, философии, психологии, криминологии, медицины, теории социальной работы, культурологии и т.д. В последние годы стала активно развиваться новая научная дисциплина – виктимология – отрасль психологии, исследующая феноменологию, закономерности и механизмы деформированного интерактивного культурогенеза, в результате чего личность подростка с девиантным поведением рассматривается как жертва социогенных и персоногенных воздействий [7; 91].
Введение
1. Понятие и причины девиантного поведения
1.1. Содержание понятия «девиантное поведение» и его виды
1.2. Причины девиантного поведения детей и подростков и факторы, способствующие его преодолению
2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением
2.1. Формы и методы социальной работы с детьми с девиантным поведением
2.2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан (на примере деятельности Раифского специального профессионально-технического училища закрытого типа и Республиканской специальной школы для детей с девиантным поведением в пос.Левченко)
Заключение
Использованная литература
Подростки, утрачивающие индивидуальность
и присоединяющиеся к группе, плохо
сознают себя в качестве отдельных
существ. Результат – неспособность
осуществлять текущий контроль или
анализ своего поведения и неспособность
извлекать соответствующие
Чаще всего причиной конкретного
девиантного поведения
Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям. В отечественной литературе выделяются следующие причины социальной дезадаптации несовершеннолетних, лежащие в основе их девиантного поведения:
- дисфункциональность семьи;
- личностные особенности (возрастные, характерологические, психические);
- школьная дезадаптация;
- воздействие асоциальной неформальной среды;
- причины социально-
Чаще всего причиной социальной дезадаптации выступает не одна из возможных причин, а их комплексная совокупность [25; 11]. Действительно, не так уж редко бывает, что подросток плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к нежелательным изменениям в сознании, а затем и в поведении такого подростка.
Однако большинство
Социальная дезадаптация приводит к изоляции, лишению или утрате подростком основной потребности – потребности в полноценном развитии и самореализации. Социальной дезадаптированный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушены [2; 7]. Детство – это период интенсивного физического, психического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. В результате – уход из семьи или из школы, где невозможны реализация внутренних ресурсов, удовлетворение потребностей развития. Другой способ ухода – эксперименты с наркотиками и другими психоактивными веществами. И, наконец, совершения преступлений.
Основными причинами социальной дезадаптации являются факторы социального, экономического, психологического и психосоматического характера. Чтобы бороться с ростом социальной дезадаптации и девиантного поведения среди детей и подростков, требуется найти подходы и решения, способные снизить влияние этих факторов.
Профилактика девиантного
поведения среди детей и
Все существующие в мире меры
по уменьшению масштабов девиантного
поведения среди детей и
- общие профилактические
стратегии, которые
- дифференцированные стратегии,
которые направлены на
Российская система
Общая профилактика предполагает
создание благоприятных социально-
Специальная профилактика включает
координационно-
Реализация российской государственной политики профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предполагает дифференцированный подход к различным группам детей, который включает:
- осуществление комплекса
мер, обеспечивающих
- развитие форм работы,
расширяющих применение
- принятие чрезвычайных
мер, обеспечивающих
2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением
2.1. Формы и методы социальной работы с детьми с девиантным поведением
По роду своей деятельности социальный работник имеет дело преимущественно с людьми, испытывающими различные жизненные затруднения. Спектр этих затруднений достаточно широк. И очень весомая их доля приходится на те, которые невозможно решить без привлечения усилий специалистов в других областях – психологии, педагогике, юриспруденции, медицине. Эффективные технологии социальной работы основаны на тесном взаимодействии и интеграции межведомственных усилий всех специалистов, учреждений и служб. Все это справедливо и в отношении социальной работы с детьми и подростками с различными формами и видами девиации.
Современная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется различными разноведомственными службами и учреждениями. Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в эту систему входят службы и учреждения органов социальной защиты населения, органов управления образованием, органов здравоохранения, органов юстиции, органов и служб внутренних дел, органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, средства массовой информации, общественные и коммерческие организации.
В основе деятельности всех этих разнопрофильных служб, учреждений и организаций лежат общие направления и принципы социально-воспитательной, профилактической работы с подростками. Вместе с тем профиль и специализация каждого из этих учреждений накладывает свой отпечаток на формы и методы их непосредственной работы по предотвращению возникновения девиантного поведения. Социальному работнику, часто находящемуся во взаимодействии со специалистами всех этих разноведомственных учреждений и служб (например, при работе в Комиссии по делам несовершеннолетних), необходимо знать и учитывать специфику форм и методов их работы.
С другой стороны, какова бы ни была специфика деятельности служб и учреждений, их формы и методы работы с девиантными детьми и подростками объединяет то, что все они без исключения опираются на общее русло богатой отечественной традиции превентивной теории и практики. Прежде всего здесь идет речь о социально-педагогической совокупности форм и методов социальной и корекционной работы, основы которых были заложены еще в 1930-е годы российскими педагогами В.Н.Сорокой-Росинским, А.С.Макаренко, С.Т.Шацким. В своей блестящей опытно-экспериментальной работе они, по сути, заложили и развили основные принципы, методы и содержание социальной педагогики, социальной работы с детьми и подростками, в том числе и с девиантным поведением, где важнейшим фактором воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы выступает созданная и организованная воспитывающая среда. При этом С.Т. Шацкий создавал такую среду в открытом социуме по месту жительства, а В.Н.Сорока-Росинский и А.С.Макаренко – в замкнутом социуме детской колонии для несовершеннолетних правонарушителей [17; 334].
Вопрос о возможностях исправления несовершеннолетних в условиях специальных учреждений закрытого типа вообще является очень сложным. Еще и сегодня в нашем обществе широко распространены представления об этих учреждениях, вызванные ассоциациями с понятиями «зоны», «зэков», непременной колючей проволокой и т.д. Соответственно, и основная функция этих учреждений воспринимается не как перевоспитание, а изоляция несовершеннолетних правонарушителей для предотвращения распространения девиантного поведения среди «нормальных» детей и подростков.
Сегодня такое представление постепенно начинает меняться, уступая место пониманию важности функции ресоциализации, или исправления несовершеннолетних правонарушителей и девиантов. Основой деятельности всех учреждений для девиантных подростков (как открытого, так и закрытого типа) сегодня является коррекционно-воспитательная составляющая.
Коррекционно-воспитательная составляющая деятельности всех учреждений для детей с девиантным поведением направлена, главным образом, на разрушение определенных установок, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования новых с целью достижения самореализации личности подростка. Посредством коррекционно-воспитательной работы требуется решить возникший у подростков конфликт «личность – общество», «личность – социальная среда», «личность – группа», «личность – личность» [7; 101].
При этом в процессе коррекции реализуются следующие функции:
1. Воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления девиантности, через обращение к памяти подростка о его добрых делах.
2. Компенсаторная – формирование
у подростков стремления
3. Стимулирующая – активизация
положительной социально
4. Корректирующая – исправление отрицательных качеств личности подростка и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения [7; 105].
Приемы коррекционно-
- снижение требований
к участнику взаимодействия до
достижения социальной и
- вовлечение в коллективные
виды деятельности, стимулирование
развития творческого
- организация ситуаций, в
которых ребенок может достичь
успехов, разработка мер
- демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.) [7; 111].
Следует, однако, отметить, что при проведении коррекционно-воспитательной работы в условиях специальных учреждений закрытого типа, безусловно, существует своя специфика. Она заключается в следующем:
- она осуществляется в
закрытых и изолированных
- ее объектом являются
подростки с повышенным
- часто она подспудно
ассоциируется как суррогат
- иногда она проводится
в обстановке антагонизма
- в идеале она никогда
не прекращается с окончанием
срока пребывания, так как бывший
воспитанник нуждается в
- специалист, проводящий
воспитательно-коррекционную
2.2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан (на примере деятельности Раифского специального профессионально-технического училища закрытого типа и Республиканской специальной школы для детей с девиантным поведением в пос.Левченко)
Раифское специальное профессионально-техническое училище относится к типу специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, находящихся в ведении органов управления образованием.
В соответствии с Законом
Российской Федерации «Об образовании»
и Законом Российской Федерации
«Об основах системы
Информация о работе Основные направления социальной работы с детьми с девиантным поведением