Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:44, курсовая работа
Проблема девиантного поведения подростков является пограничной областью, находящейся на стыке изучения многих научных дисциплин – педагогики, социологии, философии, психологии, криминологии, медицины, теории социальной работы, культурологии и т.д. В последние годы стала активно развиваться новая научная дисциплина – виктимология – отрасль психологии, исследующая феноменологию, закономерности и механизмы деформированного интерактивного культурогенеза, в результате чего личность подростка с девиантным поведением рассматривается как жертва социогенных и персоногенных воздействий [7; 91].
Введение
1. Понятие и причины девиантного поведения
1.1. Содержание понятия «девиантное поведение» и его виды
1.2. Причины девиантного поведения детей и подростков и факторы, способствующие его преодолению
2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением
2.1. Формы и методы социальной работы с детьми с девиантным поведением
2.2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан (на примере деятельности Раифского специального профессионально-технического училища закрытого типа и Республиканской специальной школы для детей с девиантным поведением в пос.Левченко)
Заключение
Использованная литература
1) не подлежат уголовной
ответственности в связи с
тем, что к моменту совершения
общественно опасного деяния
не достигли возраста, с которого
наступает уголовная
2) достигли возраста, предусмотренного
Уголовным кодексом, но не подлежат
уголовной ответственности в
связи с тем, что из-за
3) осуждены за совершение
преступления средней тяжести
и освобождены судом от
Основаниями для помещения несовершеннолетних в такие специальные учебно-воспитательных учреждений (школы и профессиональные училища) закрытого типа являются постановление судьи или приговор суда.
Несовершеннолетние помещаются
в специальные учебно-
Администрация специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в соответствии со своими уставами или положениями:
1) обеспечивает специальные
условия содержания
2) информирует органы внутренних
дел по месту нахождения
3) направляет в комиссию
по делам несовершеннолетних
и защите их прав по месту
жительства
4) совместно с комиссией
по делам несовершеннолетних
и защите их прав готовит
представления в суд по
- перевода несовершеннолетних
в другие специальные учебно-
- прекращения пребывания
несовершеннолетних в
- продления срока пребывания
несовершеннолетних в
Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа – это не тюрьма, а учебное заведение, где подростки получают образование и профессию, а значит, и возможность зарабатывать честным путем. Тем не менее, должностные лица этих учреждений имеют право:
1) проводить личный осмотр
несовершеннолетних, осмотр их вещей,
получаемых и отправляемых ими
писем, посылок или иных
2) применять в исключительных
случаях в течение минимально
необходимого времени меры
О намерении применить меры физического сдерживания (физическую силу) должностные лица специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа обязаны предварительно устно уведомить несовершеннолетних, предоставив им время, достаточное для прекращения противоправных деяний, за исключением случаев, когда промедление в применении этих мер создает непосредственную опасность жизни или здоровью несовершеннолетних либо других лиц или может повлечь иные тяжкие последствия (в последующем о случае применения к несовершеннолетним мер физического сдерживания (физической силы) должностные лица специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа обязаны незамедлительно уведомить прокурора).
Представим иллюстрацию
того, как воплощается деятельность
специальных учебно-
У Раифского СПТУ – долгая история. Изначально, в 1934 году, оно образовалось как колония для взрослых, затем его преобразовали в детскую колонию, и лишь потом – в спецучилище. Сегодня в нем воспитываются подростки, направленные сюда изо всех уголков России. Правда все же, около половины воспитанников Раифского СПТУ составляют все же мальчишки из Татарстана (а вот спецПТУ для девочек в РТ пока нет вообще).
В советские времена в Раифском СПТУ насчитывалось до 500-600 воспитанников. Сегодня контингент спецучилища составляет 120-130 юношей.
У каждого из них на счету серьезные преступления: кражи, ограбления, изнасилования. Большинство ребят – выходцы из неблагополучных семей, с детства заброшенные и отринутые взрослыми. Как правило, такие дети, что называется, обозлены на весь свет. В последние годы стала заметнее еще одна тенденция: среди воспитанников СПТУ заметно увеличилось количество умственно отсталых. По подсчетам педагогов, сегодня их около половины.
На территории училища расположено большое хозяйство – школа, мастерские, спальный корпус, гаражи. Здание школы в Раифском спецучилище – просторное, со светлыми помещениями и даже со своим зимним садом. Учить таких подростков – разболтанных, не привыкших к труду, зачастую напрочь забывших даже знания, дававшиеся в начальной школе – занятие нелегкое. И, откровенно говоря, педагогический коллектив и не ставит своей задачей довести успеваемость своих воспитанников до планки, существующей в «обычной» школе. Главное для воспитанников СПТУ, считают педагоги училища - это не столько школьные успехи, сколько обретение профессии, с чьей помощью они смогут найти место в будущей жизни.
В училище, при всей сложности труда педагогов и мастеров, проблемы с кадрами нет. Как правило, те, кто приезжает в Раифу, здесь и оседают. Мастера И.Рахмаев, А.Дьяков, Н.Ефимов, учителя Е.Мангушева, Г.Байраков, воспитатели Л.Яковлева, Р.Сафина от добра добра не ищут. Зарплату платят вовремя, за полцены снабжают овощами, жилье предоставляют, причем платить за него не приходится. Директор Чернов здесь уже 40-й год и прощаться с училищем не торопится, хотя достается ему со всех сторон. Непросто содержать в трудные времена такое хозяйство – училище и поселок.
Главная гордость училища
– его мастерские: токарные, слесарные,
столярные, строительные, где готовят
штукатуров-маляров и
Конечно, сама по себе профессия, обретенная в училище, - еще не билет в нормальную жизнь. Многое зависит от того, в какое окружение попадет подросток после училища. В дурную компанию – так скоро последует новый срок. Но профессия – все же шанс перекроить судьбу. И тех, кому это удается, не так уж мало. Как правило, только они и пишут потом письма бывшим наставникам, рассказывая, как сложилась жизнь за стенами училища. Некоторые родители, озабоченные этим, к моменту выпуска из училища даже в другой город переезжают, чтобы вырвать сына из сгубившей его среды.
Профессиональные навыки приобретаются не только в стенах мастерских, важно ведь еще и приохотить к делу. Трудовое воспитание трудных подростков – традиция со времен А.С.Макаренко. Теперь, правда, ей следуют не только из уважения к известному педагогу. Жизнь заставляет. Средства из российского бюджета выделяется по двум статьям: на питание-обмундирование и на зарплату персонала. А ведь училище – своего рода государство в государстве. Кроме своего хозяйства, на его попечении весь поселок, половина жителей которого работает в училище, все жилье, магазин, баня, клуб. Денег на хозяйственные нужды в бюджете не хватает, поэтому раифцы их зарабатывают и в мастерских, и в своем подсобном хозяйстве, и обрабатывая соседские поля.
Помощь соседним хозяйствам и работа на 84 гектарах земли, принадлежащей училищу, позволяет весь год обеспечивать столовую СПТУ мясом, яйцами, картофелем, овощами.
Самая ходовая продукция мастерских – насосы К-8-18. Их и продают, и обменивают на необходимые производству материалы. Хорошо расходится и слесарно-монтажный инструмент, столярные изделия – рамы, двери, табуретки. Занимаются бригады училища ремонтом и строительством жилья, производственных помещений. Словом, все так, как было у А.С.Макаренко.
А еще учащиеся СПТУ охотно помогают сотрудникам Раифского заповедника и монахам Раифского монастыря. Казалось бы, странно: СПТУ для правонарушителей расположено в заповеднике да еще и «под боком» у монастыря. Но, видимо, ничего в этом мире случайного не бывает. Такое соседство – еще один шанс, подаренный этим ребятам судьбой. Есть, видимо, что-то трогающее их душу в заповедных этих местах. Не случайно же эти ребята каждый уголок в спальнях заставляют комнатными цветами. Поражающий контраст: «цветущие» подоконники и окна, глядящие на забор с колючей проволокой. А в монастыре ребята подолгу стоят перед иконами. Замаливать каждому из них есть что. Наместник Раифского монастыря отец Всеволод ребят привечает, некоторые из них даже стали послушниками. Так Раифское СПТУ для многих подростков оказывается нежданным спасением [21; 4].
Раифское СПТУ предназначено для социальной реабилитации девиантных подростков, возраст которых уже достиг 16 лет. Однако подростковая преступность начинается не с этого возраста, а гораздо раньше.
Согласно Уголовному кодексу, до 14 лет дети по возрасту не подпадают под уголовное преследование, т.е. не могут считаться преступниками в силу их возрастной несознательности. Какое бы деяние они не совершили, даже если это убийство, оно не считается преступлением. Соответственно, раз нет преступления, подросткам не положено и наказание, а только перевоспитание.
Функция перевоспитания таких юных «не преступников» возложена на общество и государство. До 2003 года в Татарстане не было ни одного учебно-воспитательного учреждения для данной категории детей и подростков с девиантным поведением. Это создавало массу проблем. После раскрытия органами правоохранения очередного преступления, совершенного детьми до 14 лет, их можно было поместить лишь в Центр временной изоляции, а после истечения 45 суток их пребывания приходилось отпускать их домой [12; 32]. И, так как эти дети, несмотря ни на что, должны еще и учиться, этих маленьких воров, грабителей и убийц приходилось сажать за парты рядом с обычными детьми.
Несмотря на всю злободневность, в республике этот вопрос долго не мог решиться. И лишь совсем недавно, в январе 2003 года, в пос.Левченко г.Казани открылась долгожданная Республиканская специальная школа для детей с девиантным поведением. По решению суда за различные правонарушения в нее направляются ребята, не достигшие возраста уголовной ответственности.
Всего школа рассчитана на 100 воспитанников - мальчишек в возрасте с 11 до 13 лет включительно. Однако на сегодняшний день в этой школе пока 54 воспитанника (из-за того, что еще не полностью отремонтирован второй корпус школы). По существующим правилам, в каждом классе должно быть не 30-40 учеников, как в обычной школе, а только по 8-10.
Здесь нет традиционной для колоний колючей проволоки. Зачем, ведь сбежать можно отовсюду, было бы желание. Поэтому нужно, чтобы этого желания просто не возникало. Этого и пытается добиться воспитательный коллектив, в состав которого, помимо воспитателей и школьных учителей, входят психологи (2 штатные единицы), социальные педагоги (2), специалисты по социальной работе (2), юрист (1) и др.
Основное кредо воспитательной
системы в спецшколе –
Конечно, полностью перевоспитать
всех воспитанников спецшколы
Информация о работе Основные направления социальной работы с детьми с девиантным поведением