Основные направления социальной работы с детьми с девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Проблема девиантного поведения подростков является пограничной областью, находящейся на стыке изучения многих научных дисциплин – педагогики, социологии, философии, психологии, криминологии, медицины, теории социальной работы, культурологии и т.д. В последние годы стала активно развиваться новая научная дисциплина – виктимология – отрасль психологии, исследующая феноменологию, закономерности и механизмы деформированного интерактивного культурогенеза, в результате чего личность подростка с девиантным поведением рассматривается как жертва социогенных и персоногенных воздействий [7; 91].

Оглавление

Введение

1. Понятие и причины девиантного поведения

1.1. Содержание понятия «девиантное поведение» и его виды

1.2. Причины девиантного поведения детей и подростков и факторы, способствующие его преодолению

2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением

2.1. Формы и методы социальной работы с детьми с девиантным поведением

2.2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан (на примере деятельности Раифского специального профессионально-технического училища закрытого типа и Республиканской специальной школы для детей с девиантным поведением в пос.Левченко)

Заключение

Использованная литература

Файлы: 1 файл

Основные направления соц раб с детьми с девиантным поведением.docx

— 44.45 Кб (Скачать)

 

Заключение

 

Чтобы бороться с ростом девиантного  поведения среди детей и подростков, требуются подходы, сочетающие работу на индивидуальном уровне с мерами, предпринимаемыми на организационном  уровне школы, внешкольных спортивных, культурно-досуговых и других учреждений. Требуются меры, предпринимаемые на общесоциальном уровне, чтобы создать такой социальный климат, в котором признается вся серьезность подросткового девиантного поведения.

 

Проблема подросткового  девиантного поведения имеет  психологические, педагогические, социальные, юридические и др. аспекты. Несмотря на все предпринимаемые сегодня  государственные меры, воспитательный потенциал семьи недостаточно подкрепляется  позитивными тенденциями в духовно-нравственном развитии и воспитании детей в  общественной сфере. Резко сократилось  производство детских и юношеских  художественных и мультипликационных фильмов; разрушена сеть детских  специализированных кинотеатров; цены на детские книжные издания чрезмерно  высоки; такое мощное средство нравственного  воздействия на подрастающее поколение, как телевидение, далеко не полностью  использует свои художественно-эстетические возможности в этом направлении. Серьезного внимания по-прежнему требует  повышение педагогической и психологической  культуры родителей. Решение этих конкретных организационных задач позволит создать условия для выполнения важнейшей функции – предупреждение и коррекцию неблагоприятных  явлений социальной дезадаптации подрастающего поколения.

 

Правозащитная деятельность социальных работников в системе  пенитенциарных учреждений в России еще только формируется. Однако его  перспективы тесно связаны с  общими тенденциями развития социального  обслуживания и диктуются настоятельной  необходимостью помочь заключенным  в их самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обеспечить успешное процесса их последующей ресоциализации [29; 235].

 

 

Использованная литература

1.      Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 352 с.: ил.

2.      Гоголева  А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 240 с.

3.      Дармодехин С.В. Семья как объект государственной политики. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания. – 1998. – 206 с.

4.      Ерашов В.Б. Роль участковых уполномоченных милиции и сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних в профилактике семейного неблагополучия /Предупреждение наркомании: социальная стратегия, тактика и опыт организации: Сборник материалов Регионального научно-практич. семинара. В 2-х ч.: Ч.1. /Под общ. ред. министра социальной защиты РТ, к.с.н. К.Н.Новиковой, к.ф.н. Н.Н.Ислановой. – Казань, 2003. – С.38-45.

5.      Журавлев  В.С. Почему агрессивны подростки? //Социологические исследования. - №2, 2001. – С.134-136.

6.      Каримуллина  Ф.Ф. Информация о решении проблем  детской беспризорности и безнадзорности  несовершеннолетних в Республике  Татарстан /Предупреждение наркомании: социальная стратегия, тактика  и опыт организации: Сборник  материалов Регионального научно-практического семинара. В 2-х ч.: Ч.1. /Под общ. ред. министра социальной защиты РТ, к.с.н. К.Н.Новиковой, к.ф.н. Н.Н.Ислановой. – Казань, 2003. – С.90-91.

7.      Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.

8.      Клиническая  психология в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Б.А.Маршинин, М.В.Голубев, Н.Н.Ямщикова и др.; Под ред. Б.А.Маршинина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.

9.      Ковалева  Т.В., Степанова О.К. Подростки  смутного времени /К проблеме  социализации старшеклассников. //Социологические  исследования, 1998. - №8. – С. 56-61.

10.  Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб.: «Питер», 2003. – 336 с.

11.  Мачнева О. В Казани открылась школа для «плохишей» //Вечерняя Казань. – 14.01.2003. - №7 (2530). – С.2.

12.  Мачнева О. Малолетних убийц отпустили по домам по истечении 45 «перевоспитательных» суток //Вечерняя Казань. – 21.08.2002. – С.3.

13.  Менделевич В.Д. Структура  девиантных форм поведения в условиях масштабных социально-психологических перемен /Система социальной работы в условиях переходного периода: принципы формирования и функционирования. Материалы межрегиональной научно-практич. конференции. – Казань, 1998. - С.135-137.

14.  О Концепции совершенствования  государственной системы профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних в современных  условиях. Решение Межведомственной  комиссии по делам несовершеннолетних  при Правительстве Российской  Федерации от 07.07.1998 г. №1/1. //Семья  в России, 1998. - №3-4. - С.125-148.

15.  Об основах системы  профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон от 24.06.1999 г.  №120-ФЗ.

16.  Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской  Федерации. Федеральный закон  от 24.07.1998 г. №124-ФЗ.

17.  Отечественная социальная  педагогика: Хрестоматия: Учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений /Сост. и авт. предисл. Л.В.Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.

18.  Плоткин М.М., Камаева Г.И. Педагогические аспекты социальной реабилитации детей с девиантным поведением //Семья в России, 1995. – №1-2. - С.118-130.

19.  Плоткин М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей //Семья в России, 1997. – №2. - С.90-102.

20.  Психологическая энциклопедия. 2-е изд. /Под ред. Р.Корсини, А.Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003. – 1096 с.: ил.

21.  Сайганова С. Высокий забор и цветы на подоконнике //Время и Деньги. – 18.12.1998. - №173-174 (474-475). – С.4.

22.  Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков. //Социологические исследования. - №2, 2001. – С.87-92.

23.  Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.

24.  Социально-психологические  причины приобщения подростков  к наркотикам /Итоги социологических  исследований, проведенных в учебных  учреждениях г.Казани по проблемам подростковой наркомании. – Казань, 2000. – 12 с.

25.  Степанов В.Г. Психология  трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. И доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

26.  Тадевосян Э.В. Социология. Учебное пособие. – М.: Знание, 1998. – 272 с.

27.  Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей, Юрайт, 1999. – 511 с.

28.  Фатхелисламова А.А. Феноменология детского нищенства. //Социологические исследования. - №2, 2001. – С.127-129.

29.  Фирсов М.В., Студенова  Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 432с.

30.  Численность, состав  и движение населения в Республике  Татарстан в 2002 году: Статистический  сборник /Комгосстат РТ. – Казань: Издательский центр Комгосстата РТ, 2003. – 141 с.


Информация о работе Основные направления социальной работы с детьми с девиантным поведением