Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных сторон психологической готовности дошкольника к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Отечественными и зарубежными психологами разработано много методик по диагностике разных сторон данной проблемы. Некоторые из них уже приводились выше.
В этой части мы рассмотрим ещё некоторые из них.

Файлы: 1 файл

псих.курсовая.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

I. 2. Обзор диагностических методик,  направленных на 

 

изучение разных сторон психологической  готовности

 

дошкольника к школе.

 

 

Психологическая готовность к школьному  обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Отечественными и зарубежными психологами разработано много методик по диагностике разных сторон данной проблемы. Некоторые из них уже приводились выше. В этой части мы рассмотрим ещё некоторые из них.

 

Методика А.Р.Лурии [9,c.46] позволяет выявить общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия. Ребенку дается задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести. Т.Е. рисунок становится средством, помогающим запомнить слова. Для запоминания дается 10-12 слов и словосочетаний, таких как, например, грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка. Через 1-1,5 часа после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображений ребенок получает свои рисунки и вспоминает, для какого слова он делал каждый из них.

 

Уровень развития пространственного мышления выявляется разными способами. Эффективна и удобна методика А.Л.Венгера «Лабиринт».

 

. Ребенку нужно найти путь  к определенному домику среди  других, неверных путей и тупиков  лабиринта. В этом ему помогают  образно заданные указания - мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отображающей последовательность пути, т.е. решения задачи.[2,c.97]

 

Наиболее распространенными методиками диагностирующими уровень развития словесно-логического мышления являются следующие:

 

а) «Объяснение сложных картин» : ребенку показывают картинку и  просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о  том, насколько верно ребенок  понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, насколько развита его речь.

 

б) «Последовательность событий» - более сложная методика. Это серия  сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых  изображены этапы какого-то знакомого  ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Серии картинок могут быть по содержанию разной степени трудности. «Последовательность событий» дает психологу те же данные, что и предыдущая методика, но, кроме того, здесь выявляется понимание ребенком причинно-следственных связей.

 

Тест Керна- Йирасека.

 

 

Данный тест направлен на определение  школьной зрелости .

 

Данный тест состоит из трех заданий. Первое- рисование мужской фигуры по памяти, второе- срисовывание письменных букв, третье- срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе ( 1- высший, 5- низший баллы), затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в суме от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11- как среднее, от 12 до 15- ниже нормы. Детей, получивших 12- 15 баллов, следует углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые.

 

Все три задачи данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка (первое задание). Второе и третье задание выявляют его умение подражать образцу, нужное в школьном обучении. Они также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него заданием.

 

Тест Керна- Йирасека может применяться как в группе, так и индивидуально.

 

Инструкция  по применению теста.

 

 

Ребенку (группе детей) предлагают бланк теста. На первой стороне бланка содержатся данные о  ребенке и оставлено свободное  место для рисования фигуры мужчины. На обороте в верхней левой  части помещен образец письменных букв, а в нижней левой части- образец группы точек. Правая часть стороны листа оставлена свободной для воспроизведения им образцов. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (если ребенок окажется левшой, экспериментатор должен сделать соответствующую запись в протоколе).

 

Пред выполнением  первого задания каждому ребенку  предлагается изобразить фигуру мужчины (без дальнейших пояснений). Помощь испытуемому или привлечение  его внимания к ошибкам и недостаткам рисунка исключены. Если ребенок затрудняется выполнить это задание, то его следует подбодрить (напр. , сказав: ” Рисуй, у тебя все получится ”). Иногда дети спрашивают, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину. В этом случае должен последовать отрицательный ответ. Если же ребенок начал рисовать женщину, то следует разрешить дорисовать ее, а затем попросить, чтобы рядом он нарисовал мужчину.

 

По окончании  рисования детей просят перевернуть  лист бумаги на другую сторону и  предлагают им скопировать два слова ( ” Это шарик ”), написанных письменными буквами ( второе задание ). Если ребенок не угадал длину фразы и одно слово не поместилось в строчке, то ему можно посоветовать написать это слово выше или ниже.

 

В третьем  задании детям предлагается скопировать группу нарисованных точек. Надо показать ребенку место на листе бумаги, где он должен рисовать, так как у некоторых детей возможно ослабление концентраций внимания. Ниже приводится образец, предлагаемый для воспроизведения:

 

* * *

 

* * *

 

* * *

 

*

 

Во время выполнения заданий  требуется следить за детьми, делая  при этом краткие записи об их действиях. В первую очередь обращают внимание на то, какой рукой рисует- правой или левой, перекладывает ли он во время рисования карандаш из одной руки в другую. Отмечают также, вертится ли ребенок, роняет ли карандаш и ищет ли его под стулом, начал ли рисовать, несмотря на указания, обводит ли контур образца, желает ли убедиться в том, что рисует красиво и др.

 

Оценка результатов теста

 

Задание 1

 

1 балл. Нарисованная фигура должна  иметь голову, туловище и конечности. Голова соединена с туловищем  и не должна быть больше  его. На голове имеются волосы (возможно, они под кепкой или  шапкой) и уши, на лице- глаза,  нос и рот. Руки заканчиваются  пятипалой кистью. Ступни внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и изображена синтетическим (контурным) способом (рисуется сразу как единое, а не составляется из отдельных частей) , при котором всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему «прикрепляются» руки и ноги.

 

2 балла. Все требования ( кроме  использования синтетического способа  рисования ) выполняются на единицу.  Отсутствие трех деталей ( шея,  волосы, один палец руки, но не  часть лица ) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.

 

3 балла. Фигура должна иметь  голову, туловище, и конечности. Руки  или ноги нарисованы двумя  линиями ( объемные ). Допускается  отсутствие шеи, волос, ушей, пальцев  и ступней, одежды.

 

4 балла. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.

 

5 баллов. Отсутствует четкое изображение  туловища («головоножка» или преобладание  «головоножки») или обеих пар  конечностей. Каракули.

 

Задание 2

 

1 балл. Образец целиком скопирован. Буквы превышают размер букв  образца не более, чем в два  раза. Первая буква по высоте  соответствует прописной. Буквы  четко связаны в два слова.  Скопированная фраза отклоняется  от горизонтальной линии не  более, чем на 30 градусов.

 

2 балла. Образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной  линии не учитываются.

 

3 балла. Явная разбивка надписи  на две части. Можно понять  хотя бы четыре буквы образца.

 

4 балла. С образцом совпадают  хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.

 

5 баллов. Каракули.

 

Задание 3

 

 

1балл. Почти совершенное копирование  образца. Допускается незначительное  отклонение одной точки от  строки или колонки. Уменьшение  образца допустимо, а увеличение не должно быть более, чем вдвое. Рисунок параллелен образцу.

 

2 балла. Число и расположение  точек должны соответствовать  образцу. Можно не учитывать  отклонение не более трех точек  на половину ширины зазора  между строкой или колонкой.

 

3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте, чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой разворот- даже не 180 градусов.

 

4 балла.  Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (напр., линии) не допускаются.

 

5 баллов. Каракули.

 

Описанный тест удобен для первоначального  знакомства с детьми. Он дает общую  картину развития и может применяться в группе, что очень важно во время записи их в школу. Ознакомившись с результатами теста, можно вызвать для индивидуального обследования отдельных детей. Поскольку психологические тесты не выявляют причины отставания в развитии, а дают количественную характеристику, то в особых случаях требуется индивидуальное психическое исследование ребенка в клинических условиях.

 

Если испытуемый по всем заданиям теста Керна- Йирасека набрал 3-6 баллов, то, как правило, для  уточнения картины его интеллектуального развития с ним нет необходимости дополнительно беседовать. Дети, набравшие 7-9 баллов ( если эти баллы равномерно распределяются между всеми заданиями ), обладают среднем уровнем развития. Если же в суммарный балл входят очень низкие оценки, ( напр., балл 9 состоит из оценок 2 за первое задание, 3- за второе и 4- за третье ), то лучше провести индивидуальное обследование, чтобы точнее представить себе особенности развития ребенка. И, конечно же, надо дополнительно обследовать детей, получивших 10- 15 баллов ( 10-11 баллов- нижняя граница среднего развития, 12- 15 баллов- развитие ниже нормы). [4,c.53]

 

Методика  «Графический диктант»

 

 

Методика  Эльконина Д.Б. Данная методика позволяет  выявить умение ребенка выполнять  задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу.

 

Графический диктант проводится одновременно со всеми учащимися класса в один из первый дней учебы.

 

На тетрадном  листе ( каждому ученику выдается такой листок с указанием его имени и фамилии ), отступив 4 клетки от левого обреза, ставятся одна под другой три точки (расстояние между ними по вертикали- 7 клеток). Педагог предварительно объясняет:

 

«Сейчас мы с вами будем учиться рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внимательно слушать меня- я буду говорить, в какую сторону и насколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда прочертите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить следующую. . Каждую новую линию начинайте там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш. Вытяните ее в сторону. Видите, она показывает на дверь ( дается реальный ориентир, имеющийся в классе). Итак, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так- к двери ( на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь, я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх, а теперь- на три клетки направо ( слова сопровождаются вычерчиванием линий на доске)”.

 

После этого  предлагается перейти к рисованию  тренировочного узора.

 

” Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна вверх. Одна клетка направо. Одна вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами”.

 

Во время  работы над этим узором учитель ходит  по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки. При рисовании последующих  узоров такой контроль снимается, и  он следит только за тем, чтобы ученики  не переворачивали свои листочки и  начинали новый с нужной точки. При диктовке надо соблюдать длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию и их следует предупредить, что не обязательно занимать всю ширину страницы. На самостоятельное продолжение узора дается полторы- две минуты.

 

Последующий текст инструкции таков:

 

“ Теперь поставьте карандаши на следующую строчку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна направо. Одна клетка вверх. Одна направо. Одна клетка вниз. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать этот узор”.

 

Перед выполнением заключительного  узора преподаватель обращается к испытуемым со словами:

 

“ Все. Этот узор дальше не надо рисовать. Мы займемся последним узором. Поставьте  карандаши на следующую точку. Начинаю  диктовать. Внимание! Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Две клетки вниз. одна направо. Три клетки вверх. Одна направо. Теперь продолжайте рисовать этот узор”.

Информация о работе Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных сторон психологической готовности дошкольника к школе