Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных сторон психологической готовности дошкольника к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Отечественными и зарубежными психологами разработано много методик по диагностике разных сторон данной проблемы. Некоторые из них уже приводились выше.
В этой части мы рассмотрим ещё некоторые из них.

Файлы: 1 файл

псих.курсовая.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

уровни

 

методики 

В 

С 

Н 

ВЫВОДЫ 

 

 

Керна - Йирасека 

37,5% 

62% 

Требуются фронтальные занятия. 

 

«Графический

 

диктант» 

67,5% 

12,5% 

12,5% 

Требуется индивидуальная работа. 

 

 

«Домик» 

75% 

12,5% 

12,5% 

Требуется индивидуальная работа. 

 

 

«Да и Нет» 

87,5% 

12,5% 

 

Коррекция не

 

нужна. 

 

 

«Эхо» 

100% 

 

 

 

Коррекция не нужна. 

 

«Переплетённые линии» 

37,5% 

50% 

12,5% 

Требуются фронтальные занятия. 

 

«Корректурная проба» 

62,5% 

 

37,5% 

 

Требуется индивидуальная работа. 

 

 

«Нелепицы» 

 

62,5% 

 

37,5% 

 

Требуется индивидуальная работа. 

 

«Лишний

 

предмет»  

75% 

25% 

Требуется индивидуальная работа. 

 

 

«Запомни фразу» 

25% 

62,5% 

 

Требуются фронтальные занятия. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. 2. Психокоррекционная работа  с неготовыми детьми.

 

На основе предыдущих расчётов видно, что необходимо проведение психокоррекционной работы.

 

Такие аспекты как: смысловая память, образно-логическое мышление, устойчивость внимания имеют средний уровень  развития почти у всех обследуемых  детей. Для коррекции этих сторон психической деятельности можно проводить с детьми фронтальные занятия на основе формирующего эксперимента, где экспериментатор выступает в роли педагога. Изучению вопроса памяти дошкольников посвящены работы З.М. Истоминой. В монографии ( 74) ей раскрыты основные закономерности памяти у дошкольников ,вскрыты потенциальные возможности и пути формирования уних осмысленного запоминания.

 

Для тренировки зрительной памяти можно  пользоваться методикой «Запомни рисунки». Детям раздаются таблицы с  картинками, и даётся инструкция: «На  этой картинке предоставлены девять разных фигур. Постарайтесь запомнить и затем узнать на другой картинке (Б), которую я вам сейчас покажу. На ней находятся ,кроме девяти ранее показанных изображений, ещё шесть таких, которые вы до сих пор не видели. Постарайтесь узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые вы видели на первой картинке, и отметьте их крестиком.

 

Такое занятие можно проводить, как фронтально, так и индивидуально.

 

Для коррекции образно-логического  мышления - умственных операций анализа и обобщения можно использовать методику «Четвёртый лишний». Эту методику можно использовать в форме дидактической игры. В этой методике можно использовать карточки, а можно проводить её на вербальном уровне. При вербальном проведении у детей развивается умение выполнять задание взрослого.

 

Для коррекции устойчивости внимания можно использовать методику: «Найди одинаковые картинки». При проведении этой методики детям раздаются таблицы  с картинками и их просят найти  на них орпеделённые фигурки идентичные друг другу.

 

Здесь можно использовать методику: «Узнай фигуры».

 

Детям раздаются таблицы с рисунками. 10 рядов по 5 картинок. Даётся инструкция: «Пере5д вами 5 картинок, расположенных  рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырёх картинок, расположенных в ряд справа от неё. Надо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку.»

 

В индивидуальных занятиях нуждаются  дети по таким аспектам психической  деятельности, как образно логическое мышление, распределение внимания, его устойчивости и объёма, развитие произвольности.

 

Для развития логического мышления можно использовать развивающие  упражнения Л.Г. Петерсона. Детям предлагаются незаконченные рисунки узоров, и  предлагается их продолжить. Также предлагается продолжить числовой ряд. Ребёнок должен найти закономерность изменения. Можно предложить несколько фигур (например: красные и синие квадраты и круги разной величины) и предложить разбить их на группы.

 

Можно предложить ребёнку дорисовать последнюю фигуру и объяснить, почему он так сделал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

ФИГУРЫ 

 

 

Для коррекции распределения и  переключения внимания используется методика: «Кольца».

 

Для проведения занятия необходима таблица с изоб-ражением колец, имеющих  разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны строчным буквам и букваре).

 

Для оценки устойчивости внимания ребенка  просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа)..

 

За 2 минуты ребенок 6-7 лет просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улуч-шается.

 

При проведении работы по коррекции  необходимо поощрение ребёнка, косвенная помощь («Не волнуйся, попробуй ещё раз, у тебя обязательно получиться».)

 

После проведения коррекционной работы мы проводим дополнительное обследование детей. Обследовались дети, чья готовность к школьному обучению при предыдущем обследовании оказалась на низком уровне.

 

Здесь мы приводим таблицу дополнительного  обследования.

 

Ф.И.

 

методика  

Фоменкова

 

Юля 

Алмакаев

 

Женя 

Лешенко Миша 

ВЫВОДЫ 

 

Керна -

 

Йирасека 

С 

В 

В 

Коррекция дала положительные результаты 

 

«Перепл. линии» 

С 

В 

В 

Дети хорошо справились. 

 

Лишний предмет. 

С 

В 

В 

Результаты хорошие. 

 

Запомни фразу 

С 

В 

В 

Дети с работой справились. 

 

 

 

ТАБЛИЦА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ,

 

Результаты обследования позволяют  сделать вывод, что двое детей ,после  проведения коррекционной работы полностью готовы к школе. Одна девочка к школьному обучению не готова. Родителям рекомендовано оставить Юлю ещё на один год в детском саду для дальнейших индивидуальных занятий с психологом. В занятиях с логопедом она не нуждается.

 

III. Заключение

 

 

 

Под психологической готовностью  к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень  психологического развития ребенка  для освоения школьной программы  в условиях обучения в коллективе сверстников.

 

Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

 

Развивающую работу с нуждающими в  ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача - довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцепт в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему то новому а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

 

Наш опыт показывает, что надежность результатов психолого - педагогической диагностики очень высокая. Существенным является и тот факт, что прогноз  оказывается долговременным и охватывает период начальной школы, а не только начало обучения в первом классе. Кроме того, выявлена положительная корреляция между прогнозом обучения и школьной успешностью ребенка. Все сказанное выше приводит к очень важному выводу о том, что принципиально возможно дать прогноз интеллектуальной успешности детей на уровне приема в первый класс. При этом не исключаются варианты неравномерного, скачкообразного интеллектуального развития детей, но надежность результатов диагностики, основанная теоретическим подходом, выбором адекватных методов и методик, такова, что выводит на решение проблемы приема детей в первый класс школ с обучением на высоком уровне трудностей.

 

Диагностика дошкольников имеет большое  значение. Особенно важно, чтобы педагог  мог квалифицировано провести все  мероприятия и в полной мере владел методами и приёмами обследования.

 

Непрофессионализм может привести к неправильным выводам и нанести  вред ребёнку.

 

Педагог должен не только, квалифицировано  обследовать детей, но и наметить пути коррекции.

 

В нашей работе было проведено обследование, которое выявило стороны психической деятельности детей, нуждающиеся в коррекции. Коррекционная работа проводилась в виде формирующего эксперимента и дидактических игр. Повторная диагностика детей показала, что пути коррекции были выбраны правильно и могли бы быть рекомендованы для дальнейшего применения.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте  дети. М., 1980.

2. Амонашвили Ш.А. Как живете  дети? М., 1985.

3. Амонашвили Ш.А. В школу с  шести лет. М., 1986.

4. Аркип Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.

5. Бабанский Ю.К. Методы обучения  в современной школе. М., 1983.

6. Богомолова М.И. Интеллектуальное  воспитание дошкольников. М., 1988.

7. Бойко В.В. Малодетная семья.  Социально-психологический аспект. М., 1988.

8. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М., 1987.

9. Бухвалов В.А. Технология педагогического  творчества. М., 1993.

10. Венгер Л.А. Воспитание и  обучение. М., 1969.

11. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной  культуры ребенка от рождения  до 6 лет. М.,1988.

12. Венгер Л.А.. Венгер Н.Б.. Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988.

13. Вовк Л.И. Задания и педагогические  ситуации. М., 1993.

14. Воспитание и обучение детей  шестого года жизни / Под ред.  Л.А.Парамоновой. О.С.Устиновой. М., 1989.

15. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Л.Н.Павловой, А.М.Виноградовой. М., 1989.

16. Воспитание и обучение детей  раннего возраста / Под ред. Л.Н.Павловой. М.,1986.

17. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.Л.  Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1993.

18. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1989.

19. Васильева А.И. Старший воспитатель  детского сада. М., 1990.

20. Воспитание детей в игре / Сост. А.К.Бондаренко. А. И. Матусик. М., 1983.

21. Диагностика умственного развития  дошкольников / Под ред. Л.Л.Венгера, В.В.Холмовской. М., 1978.

22. Дидактические игры и занятия  с детьми раннего возраста / Под  ред. С.Л.Новоселовой.

23. Жуковская Р.И. Игра и ее  педагогическое значение. М., 1975

24. Журавлев В.И. и др. Методы  педагогических исследований / Под ред. А.И.Плекунова, Г.В.Воробьева. М., Просвещение. 1979.

25. Игра дошкольника / Под ред.  С.Л.Новоселовой. М., 1989.

26. История советской дошкольной  педагогики / Под ред. М.Н.Колпаковой, В.Ц.Мчиновой. М., 1988.

27. Кон Ц.С. Дружба. Этнопсихологический  очерк. Концепция дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание. 1989. №5. 10.

28. Крупская П.К. Педагогические  соч. В 10 т. М., 1967.

29. Кравцова Е.Е. Разбуди в  ребенке волшебника. М., 1996.

30. Кравцова Г.Г., Кравцова Е.Е.  Шестилетний ребенок: психологическая подготовка к школе. М., 1987.

31. Крупская Н.К. О дошкольном  воспитании. М., 1993.

32. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия  у дошкольников в семье. М., 1991.

33. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.  Как играть с ребенком. М., 1990.

34. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.

35. Наша Родина / Сост. С.А.Козлова.  Н.Ф.Виноградова. М., 1984.

36. Нравственно-эстетическое воспитание  ребенка в детском саду / Под  ред. Н.А.Ветлутиной. М., 1989.

37. Общение между детьми в  детском саду / Под ред. Т.А.Репиной,  Р.Б.Стеркиной. М., 1990.

38. Островская Л.Ф. Педагогические  ситуации в семейном воспитании. М., 1990.

39. Панько Е.А. Психологическая  деятельность воспитателя в детском  саду. Минск, 1986.

40. Пилюгина Э.Г. Занятия по  сенсорному воспитанию с детьми  раннего возраста. М., 1983.

41. Проблемы дошкольной игры: психологический  аспект / Под ред. Н.Н.Поддьякова, Н.Я.Михайленко. М., 1987.

42. Развитие познавательных способностей  в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А.Венгера. М., 1986.

43. Н.П. Сакулина Т.С. Комарова Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.Просвещение 1979г.

44. Сухомлинский  В.А. О воспитании. М., 1975.

45. Сыч В.Д.  Технические средства обучения  в детском саду. М., 1989.

46. Сенько  Т.В. Изучение межличностного  взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Методические рекомендации. Л., 1991.

47. Скалесова  Я. и др. Методы и методология  педагогического исследования. М., 1989.

48. Субботский  Е.В. Ребенок открывает мир.  М., 1991.

49. Умственное  воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. М., 1972.

50. Умственное  воспитание детей дошкольного  возраста / Под ред. Н.Н.Поддьякова. Ф.А.Сохнина. М., 1988.

51. Усова  А.П. Роль игры в воспитании  детей. М., 1976.


Информация о работе Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных сторон психологической готовности дошкольника к школе