Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:54, курсовая работа
Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Отечественными и зарубежными психологами разработано много методик по диагностике разных сторон данной проблемы. Некоторые из них уже приводились выше.
В этой части мы рассмотрим ещё некоторые из них.
уровни
методики
В
С
Н
ВЫВОДЫ
Керна - Йирасека
3
37,5%
5
62%
-
-
Требуются фронтальные занятия.
«Графический
диктант»
6
67,5%
1
12,5%
1
12,5%
Требуется индивидуальная работа.
«Домик»
6
75%
1
12,5%
1
12,5%
Требуется индивидуальная работа.
«Да и Нет»
7
87,5%
1
12,5%
-
-
Коррекция не
нужна.
«Эхо»
8
100%
-
-
-
-
Коррекция не нужна.
«Переплетённые линии»
3
37,5%
4
50%
1
12,5%
Требуются фронтальные занятия.
«Корректурная проба»
5
62,5%
3
37,5%
-
-
Требуется индивидуальная работа.
«Нелепицы»
5
62,5%
3
37,5%
-
-
Требуется индивидуальная работа.
«Лишний
предмет»
6
75%
2
25%
-
-
Требуется индивидуальная работа.
«Запомни фразу»
2
25%
5
62,5%
-
-
Требуются фронтальные занятия.
II. 2. Психокоррекционная работа с неготовыми детьми.
На основе предыдущих расчётов видно, что необходимо проведение психокоррекционной работы.
Такие аспекты как: смысловая память, образно-логическое мышление, устойчивость внимания имеют средний уровень развития почти у всех обследуемых детей. Для коррекции этих сторон психической деятельности можно проводить с детьми фронтальные занятия на основе формирующего эксперимента, где экспериментатор выступает в роли педагога. Изучению вопроса памяти дошкольников посвящены работы З.М. Истоминой. В монографии ( 74) ей раскрыты основные закономерности памяти у дошкольников ,вскрыты потенциальные возможности и пути формирования уних осмысленного запоминания.
Для тренировки зрительной памяти можно пользоваться методикой «Запомни рисунки». Детям раздаются таблицы с картинками, и даётся инструкция: «На этой картинке предоставлены девять разных фигур. Постарайтесь запомнить и затем узнать на другой картинке (Б), которую я вам сейчас покажу. На ней находятся ,кроме девяти ранее показанных изображений, ещё шесть таких, которые вы до сих пор не видели. Постарайтесь узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые вы видели на первой картинке, и отметьте их крестиком.
Такое занятие можно проводить, как фронтально, так и индивидуально.
Для коррекции образно-логического мышления - умственных операций анализа и обобщения можно использовать методику «Четвёртый лишний». Эту методику можно использовать в форме дидактической игры. В этой методике можно использовать карточки, а можно проводить её на вербальном уровне. При вербальном проведении у детей развивается умение выполнять задание взрослого.
Для коррекции устойчивости внимания можно использовать методику: «Найди одинаковые картинки». При проведении этой методики детям раздаются таблицы с картинками и их просят найти на них орпеделённые фигурки идентичные друг другу.
Здесь можно использовать методику: «Узнай фигуры».
Детям раздаются таблицы с рисунками. 10 рядов по 5 картинок. Даётся инструкция: «Пере5д вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырёх картинок, расположенных в ряд справа от неё. Надо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку.»
В индивидуальных занятиях нуждаются дети по таким аспектам психической деятельности, как образно логическое мышление, распределение внимания, его устойчивости и объёма, развитие произвольности.
Для развития логического мышления можно использовать развивающие упражнения Л.Г. Петерсона. Детям предлагаются незаконченные рисунки узоров, и предлагается их продолжить. Также предлагается продолжить числовой ряд. Ребёнок должен найти закономерность изменения. Можно предложить несколько фигур (например: красные и синие квадраты и круги разной величины) и предложить разбить их на группы.
Можно предложить ребёнку дорисовать последнюю фигуру и объяснить, почему он так сделал.
3
ФИГУРЫ
Для коррекции распределения и переключения внимания используется методика: «Кольца».
Для проведения занятия необходима таблица с изоб-ражением колец, имеющих разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны строчным буквам и букваре).
Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа)..
За 2 минуты ребенок 6-7 лет просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улуч-шается.
При проведении работы по коррекции необходимо поощрение ребёнка, косвенная помощь («Не волнуйся, попробуй ещё раз, у тебя обязательно получиться».)
После проведения коррекционной работы мы проводим дополнительное обследование детей. Обследовались дети, чья готовность к школьному обучению при предыдущем обследовании оказалась на низком уровне.
Здесь мы приводим таблицу дополнительного обследования.
Ф.И.
методика
Фоменкова
Юля
Алмакаев
Женя
Лешенко Миша
ВЫВОДЫ
Керна -
Йирасека
С
В
В
Коррекция дала положительные результаты
«Перепл. линии»
С
В
В
Дети хорошо справились.
Лишний предмет.
С
В
В
Результаты хорошие.
Запомни фразу
С
В
В
Дети с работой справились.
ТАБЛИЦА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ,
Результаты обследования позволяют сделать вывод, что двое детей ,после проведения коррекционной работы полностью готовы к школе. Одна девочка к школьному обучению не готова. Родителям рекомендовано оставить Юлю ещё на один год в детском саду для дальнейших индивидуальных занятий с психологом. В занятиях с логопедом она не нуждается.
III. Заключение
Под психологической готовностью
к школьному обучению понимается
необходимый и достаточный
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Развивающую работу с нуждающими в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача - довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцепт в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему то новому а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Наш опыт показывает, что надежность результатов психолого - педагогической диагностики очень высокая. Существенным является и тот факт, что прогноз оказывается долговременным и охватывает период начальной школы, а не только начало обучения в первом классе. Кроме того, выявлена положительная корреляция между прогнозом обучения и школьной успешностью ребенка. Все сказанное выше приводит к очень важному выводу о том, что принципиально возможно дать прогноз интеллектуальной успешности детей на уровне приема в первый класс. При этом не исключаются варианты неравномерного, скачкообразного интеллектуального развития детей, но надежность результатов диагностики, основанная теоретическим подходом, выбором адекватных методов и методик, такова, что выводит на решение проблемы приема детей в первый класс школ с обучением на высоком уровне трудностей.
Диагностика дошкольников имеет большое значение. Особенно важно, чтобы педагог мог квалифицировано провести все мероприятия и в полной мере владел методами и приёмами обследования.
Непрофессионализм может привести к неправильным выводам и нанести вред ребёнку.
Педагог должен не только, квалифицировано обследовать детей, но и наметить пути коррекции.
В нашей работе было проведено обследование, которое выявило стороны психической деятельности детей, нуждающиеся в коррекции. Коррекционная работа проводилась в виде формирующего эксперимента и дидактических игр. Повторная диагностика детей показала, что пути коррекции были выбраны правильно и могли бы быть рекомендованы для дальнейшего применения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети. М., 1980.
2. Амонашвили Ш.А. Как живете дети? М., 1985.
3. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. М., 1986.
4. Аркип Е.А. Ребенок в дошкольны
5. Бабанский Ю.К. Методы
6. Богомолова М.И.
7. Бойко В.В. Малодетная семья.
Социально-психологический
8. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М., 1987.
9. Бухвалов В.А. Технология
10. Венгер Л.А. Воспитание и обучение. М., 1969.
11. Венгер Л.А. Воспитание
12. Венгер Л.А.. Венгер Н.Б.. Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988.
13. Вовк Л.И. Задания и
14. Воспитание и обучение детей
шестого года жизни / Под ред.
Л.А.Парамоновой. О.С.
15. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Л.Н.Павловой, А.М.Виноградовой. М., 1989.
16. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н.Павловой. М.,1986.
17. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.Л. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1993.
18. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1989.
19. Васильева А.И. Старший
20. Воспитание детей в игре / Сост. А.К.Бондаренко. А. И. Матусик. М., 1983.
21. Диагностика умственного
22. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л.Новоселовой.
23. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975
24. Журавлев В.И. и др. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И.Плекунова, Г.В.Воробьева. М., Просвещение. 1979.
25. Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. М., 1989.
26. История советской дошкольной педагогики / Под ред. М.Н.Колпаковой, В.Ц.Мчиновой. М., 1988.
27. Кон Ц.С. Дружба. Этнопсихологический очерк. Концепция дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание. 1989. №5. 10.
28. Крупская П.К. Педагогические соч. В 10 т. М., 1967.
29. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М., 1996.
30. Кравцова Г.Г., Кравцова Е.Е.
Шестилетний ребенок:
31. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М., 1993.
32. Маркова Т.А. Воспитание
33. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М., 1990.
34. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.
35. Наша Родина / Сост. С.А.Козлова. Н.Ф.Виноградова. М., 1984.
36. Нравственно-эстетическое
37. Общение между детьми в детском саду / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной. М., 1990.
38. Островская Л.Ф.
39. Панько Е.А. Психологическая
деятельность воспитателя в
40. Пилюгина Э.Г. Занятия по
сенсорному воспитанию с
41. Проблемы дошкольной игры: психологический аспект / Под ред. Н.Н.Поддьякова, Н.Я.Михайленко. М., 1987.
42. Развитие познавательных
43. Н.П. Сакулина Т.С. Комарова Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.Просвещение 1979г.
44. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1975.
45. Сыч В.Д. Технические средства обучения в детском саду. М., 1989.
46. Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Методические рекомендации. Л., 1991.
47. Скалесова Я. и др. Методы и методология педагогического исследования. М., 1989.
48. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991.
49. Умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. М., 1972.
50. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Поддьякова. Ф.А.Сохнина. М., 1988.
51. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976.