Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных сторон психологической готовности дошкольника к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Отечественными и зарубежными психологами разработано много методик по диагностике разных сторон данной проблемы. Некоторые из них уже приводились выше.
В этой части мы рассмотрим ещё некоторые из них.

Файлы: 1 файл

псих.курсовая.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

 

Анализируя результаты выполнения задания, требуется порознь оценивать  действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Первый показатель (под диктовку) свидетельствует об умении ребенка внимательно слушать и четко выполнять указания учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители; второй показатель- о степени самостоятельности испытуемого в учебной работе. И в первом и во втором случаях можно ориентироваться на следующие уровни выполнения:

 

Высокий уровень. Оба узора ( не считая тренировочного ) в целом соответствуют  диктуемым; в одном из них встречаются  отдельные ошибки.

 

Средний уровень. Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки; или один узор сделан безошибочно, а второй не соответствует диктуемому.

 

Уровень ниже среднего. Один узор частично соответствует диктуемому, другой не соответствует.

 

Низкий уровень. Ни один из двух узоров не соответствует диктуемому. [10,c.243]

 

Методика « Домик».

 

 

( для определения развития произвольности  у детей шестилетнего возраста).

 

Методика представляет собой задание  на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно его скопировать, выявляет особенности развития произвольного

 

Обработка экспериментального материала  проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются:

 

А) неправильно изображенный элемент (1 балл). Если этот элемент неверно  изображен во всей детали рисунка, например неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая часть забора, то 1 балл начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 1 балл начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым, не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом. Правая и левая часть забора оцениваются отдельно, так, если не6правильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за рисование забора 1 балл, если же допущены ошибки в обеих его частях, то испытуемый получает 2 балла (за каждую часть по 1 баллу).неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку (неважно, сколько будет колечек дыма, линий в штриховке крыши или палочек в заборе);

 

Б) замена одного элемента другим (1 балл);

 

В) отсутствие элемента (1 балл);

 

Г) разрывы между линиями в  тех местах, где они должны быть соединены (1 балл);

 

Д) сильный перекос рисунка (1 балл).

 

За хорошее выполнение рисунка  выставляется 0 (ноль). Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем  выше полученная испытуемым суммарная  оценка.

 

Когда ребенок сообщает об окончании  работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если но увидит неточности в своем рисунке, и захочет их исправить, то экспериментатор должен это зарегистрировать. Кроме того, по ходу выполнения задания нужно фиксировать отвлекаемость ребенка, а также отметить, если он левша.

 

В группу с относительно хорошим развитием произвольности следует отнести детей, получивших не более 1 балла. [9,c.94]

 

Методика «Да и нет».

 

 

Направлена на выявление уровня развития произвольного внимания.

 

Эта методика- модификация известной  детской игры «Да» и «Нет» не говорите, черного и белого не берите». По ходу игры ведущий задает ее участникам такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «Да» и «Нет»,а также употребив названия белого и черного цветов. Но именно этого по правилам игры делать нельзя.

 

Для предлагаемой методики здесь запрещается отвечать на вопросы словами «Да» и «Нет».

 

Преподаватель обращается к испытуемому: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить  слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить» (испытуемый повторяет их). «Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые, нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?» (испытуемый подтверждает, что ему все ясно). После этого экспериментатор задает вопросы, среди которых- провоцирующие ребенка высказывать свое отношение к школе и учению. Поскольку все его внимание в этот момент сосредоточено на соблюдении правил игры, то наиболее вероятны искренние ответы. Таким образом, психолог получает представление и о мотивационной готовности ребенка к школе. Испытуемому задаются следующие вопросы: 1. Ты хочешь идти в школу.? 2. Ты любишь, когда тебе читают сказки? 3. Ты любишь смотреть мультфильмы? 4.ты хочешь остаться еще на один год в детском саду? (Если ребенок не ходит в детский сад, то вопрос звучит так: Ты хочешь пойти в школу не осенью, а только через год?.) 5. Ты любишь гулять? 6. Ты любишь играть? 7. Ты хочешь учиться? 8. Ты любишь болеть?

 

Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контролировать свои ответы, сдерживать непосредственное желание ответить словами «да»и «нет» и одновременно обдумывать ответ. Все это невозможно без определенного развития произвольности. Эксперименты показали, что некоторые дети пытаются облегчить поставленную задачу различными способами. Так, часть из них выбирали какое- то одно слово, например, «хочу», так как оно было ответом на первый вопрос, и дальше все время повторяли его, лишая таким образом смысла свои ответы. Самым главным для этих испытуемых было соблюдение формальности правила игры. Другие же решали задачу, подменяя слова «да» и «нет» соответствующими движениями головы. Тем самым они соблюдали условия игры и не утруждали себя поиском адекватного ответа, что, как показали эксперименты, не всегда им просто дается. Прежде чем дать содержательный ответ, не включающей запретные слова, многие из них долго молчали. На вопрос экспериментатора о причине столь длительного молчания, после окончания игры, они отвечали, что искали нужные слова. Интересно отметить, что родители, присутствующие при этой игре, не считали кивок головой за ответ и пытались вмешаться репликой: «Ты что, говорить не умеешь?».

 

Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». Употребление детьми просторечной лексики (слова «ага», «неа» и т.п.) не рассматриваются в качестве ошибки. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ , если он удовлетворяет формальному правилу игры. Каждая ошибка оценивается в 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, за его результат выставляется 0 (ноль). Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл.

 

В группу с относительно хорошим развитием произвольности относятся дети, получившие не более одного балла, при этом берется лучший результат из двух попыток. Вторая попытка предоставляется испытуемому, если с первого раза он потерпел неудачу в игре. Перед второй попыткой проводится дополнительная беседа об условия игры.

 

Если остаются сомнения после проведения методики «Да и нет» относительно умения ребенка работать по правилу, то можно провести с ним еще  одну игру, направленную на выявление  того же умения.

 

Методика «Вежливость»

 

Методика представляет собой известную  игру, в которой команды ведущего выполняются только в том случае, если он говорит слово «пожалуйста». Содержание команд связано с физкультурными упражнениями: 1) «руки вперед»; 2) «руки  на пояс, пожалуйста»; 3) «присядь»; 5) «руки к плечам, пожалуйста»; 6) «прыгай»; 7) «прыгай, пожалуйста»; 8) «перестань прыгать, пожалуйста». До начала игры надо проверить, понимает ли ребенок, как следует выполнять использующиеся в ней упражнения. Как и в методике «Да и нет», успешность выполнения задания зависит от произвольного внимания, памяти, реализации сформированного намерения, т.е. всего того, что определяет понятие «подчинение правилу».

 

Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, начисляющихся  за ошибки, под которыми понимаются выполнение команды без слова «пожалуйста» и невыполнение команды при слове «пожалуйста». Каждая из них оценивается в 1 балл. За правильно выполненное задание выставляется 0 (ноль). Чем хуже справился ребенок, тем выше суммарный балл. [9,c.99]

 

Методика «Эхо»

 

 

Методика представляет собой игру, в которой ребенок исполняет  роль эха. Перед игрой экспериментатор  объясняет ему, что такое «эхо»: «Ты слышал когда-нибудь про эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только слышать. Эхо любит подражать голосу людей, птиц, зверей. Если ты попадешь в горное ущелье и скажешь: «Здравствуй, Эхо!», - то оно ответит тебе так же: «Здравствуй, Эхо!, - потому что эхо всегда в точности повторяет то, что слышит». После этого рассказа испытуемому предлагается поиграть в игру, где он должен будет в точности повторять любой звук, который услышит. В качестве материала воспроизведения берутся отдельные звуки и звукосочетания: три гласных звука (напр., «а», «о», «и»), три глухих согласных звука (напр., «п», «с», «т»), три звонких согласных звука (напр., «б», «з», «д»), три слова, состоящие из двух звуков (напр., «ша», «ру», «лы»), три звукосочетания, состоящие из двух согласных звуков (напр., «ст», «вр», «кт»).

 

Обработка результатов проводится количественно и качественно. Каждый неправильно произнесенный звук оценивается 1 баллом, при этом важно зарегистрировать, что произнес ребенок вместо требуемого звука. Отказ от воспроизведения также оценивается 1 баллом независимо от количества воспроизведенных звуков.

 

Методика позволяет выявить  не только возможность произвольность произнесенных отдельных звуков и звукосочетаний, без чего невозможно обучение чтению, но и особенности  развития фонематического слуха  и нарушения артикуляции. В случае обнаружения серьезных дефектов в этой области требуется обратить внимание родителей на необходимость занятий ребенка с логопедом.

 

Тест: "Переплетенные линии"

 

 

 

Оценка устойчивости внимания.

 

Предложите ребенку рисунок, на котором изобра-жены,10 переплетенных линий (рис. 1). Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают.

 

Попросите ребенка внимательно  проследить за каж-дой линией от ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребенок вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа.

 

Фиксируйте время выполнения всего  задания, ошиб-ки, сбои в работе и  т.д. Большинство детей 6-7 лет справляются  с этим заданием за 1-2 минуты и практи-чески без ошибок.

 

Тест: "Корректурная проба"

 

Выявление скорости распределения и переключения внимания, eгo объема и устойчивости ребенку предлагается таблица с  любыми фигурами. В корректурной матрице  с фигурами ребе-нок просматривает  пять строчек и как можно быстрее зачеркивает разными способами три каких-либо различ-ных элемента. Например: квадрат -- поперечной чертой, круг -- вертикальной, а звездочку - крестиком.

 

Фиксируется время выполнения задания. Большин-ство детей 6-7 лет выполняют эти задания  за 2-3 минуты.

 

Этот тест можно использовать и для получения  информации о работоспособности  ребенка.

 

Тест: "Нелепицы"

 

 

Оценка  образно-логического мышления.

 

Покажите  ребенку картинку (рис. 27), на которой  изображены разные нелепицы, и попросите  его внима-тельно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисова-но неправильно. Когда ребенок будет называть эти неле-пые ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле.

 

На все  задание отводится не более 2 минут. За это время ребенок должен заметить как можно больше неле-пых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

 

Если ребенок  обнаружит более 8 нелепиц -- это хо-роший  результат развития образно-логического  мышле-ния.

 

Тест: "Лишний предмет"

 

 

Оценка  образно-логического мышления -- умственных операций анализа и обобщения.

 

На рис. изображены различные пред-меты: по 4 на каждой карточке. Всего 6 карточек,

 

Покажите  ребенку первую (тренировочную) карточ-ку и объясните ему, что из А предметов, нарисованных на карточке, один -- лишний. Попросите его определить этот лишний предмет и сказать, почему он липший. Пос-ле этого предложите ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

 

Если ребенок 6-7 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум л 4 карточках -- это хороший уровень развития образно-логического мышления.

 

Тест: "Запомни фразы"

 

 

Оценка смысловой памяти.

 

Прочитайте ребенку фразы, такие, например:

 

1) Осенью идут дожди.

 

2) Дети любят играть.

 

3) В саду растут яблони и  груши

 

4) В небе летит самолет.

 

5) Мальчик помогает своей бабушке.

 

Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное - передать смысл  каждой фразы, дословно повторять совсем не обяза-тельно.

 

Если с первого раза ребенок  не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.

 

Ребенок 6-7 лет обычно справляется  с этим заданием после 2-й или 3-й  попытки.

 

II. Опытно-экспериментальное изучение  уровня готовности

 

детей к обучению в школе.

 

II. 1. Описание методик и результатов  исследования.

 

 

Приведённый выше обзор методик  позволяет на основе некоторых из них провести диагностику детей  на предмет их готовности к школьному  обучению. Полученные результаты должны помочь выявлению сторон психической деятельности детей, нуждающихся в коррекции.

 

Обследовались дети подготовительной логопедической группы ДОУ №1713, Юговосточного  округа г. Москвы.

 

Ф.И. : Гераськина Катя.

 

Возраст: 7 лет

 

Тест Керна- Йирасека

 

На тест была настроена положительно. Задание нарисовать мужскую фигуру не вызвало затруднений.

 

При выполнении остальных упражнений ребенок чувствовал себя спокойно, проявлял заинтересованность.

 

Результаты теста хорошие.

Методика «Да и Нет»

 

Ребенок с удовольствием отвечал на вопросы. При ответах допущена одна ошибка. На вопросы отвечала достаточно быстро. Для ответов использовала глаголы вопросов.

 

На вопрос- Хочешь ли остаться еще  на год в дет. саду? - ответила неуверенно!

 

Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.

 

Результаты тестов

 

ТЕСТ: Керна-Йирасека 3балла

Информация о работе Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных сторон психологической готовности дошкольника к школе