Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных сторон психологической готовности дошкольника к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Отечественными и зарубежными психологами разработано много методик по диагностике разных сторон данной проблемы. Некоторые из них уже приводились выше.
В этой части мы рассмотрим ещё некоторые из них.

Файлы: 1 файл

псих.курсовая.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

 

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл

 

МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «В» (высокий уровень)

 

МЕТОДИКА :«Домик» 1балл

 

МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов

 

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратила 2,5 мин. 2 ошибки. «В».

 

МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратила 3,5 мин. 1 ошибка. - «В».

 

МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашла 7 «нелепиц». - «В».

 

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После  двух попыток повторила 4 фразы. «С»

 

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 5 карточках. «В».

 

Результаты тестов показали, что  ребенок к школе готов.

 

Рекомендации:

 

Развивать смысловую память.

 

Ф.И.: Кевбрин Дима

 

Возраст: 7 лет.

 

Тест Керна- Йирасека

 

Ребенок на тест был настроен положительно. Чувствовалось желание выполнить еще не известное задание. Установка на рисование мужской фигуры не вызвало у мальчика дополнительных вопросов. Задание выполнял с интересом, спокойно.

 

На втором упражнении уточнил значение слова «скопировать». С упражнением  справился.

 

3 Задание выполнил хорошо. Затруднений не возникало.

 

Во время работы Дима чувствовал себя спокойно, уверенно. Результаты хорошие.

Методика «Домик»

 

Перед выполнением методики ребенок  испугался, что не справится с  заданием. Благодаря подбадриванию  с моей стороны мальчик сразу согласился выполнить упражнение. Во время работы у Димы проснулся интерес к тесту. Ребенок проявлял усидчивость и точность расчетов.

 

«Да и Нет»

 

 

С удовольствием отвечал на все  вопросы. Допустил только одну ошибку. При ответах использовал глаголы вопросов. Чувствовал себя спокойно, уверенно. Игра ему понравилась.

 

Результаты тестов

 

ТЕСТ: Керна-Йирасека 3балла

 

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл

 

МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «В» (высокий уровень)

 

МЕТОДИКА :«Домик» 0 баллов.

 

МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов.

 

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил 2 мин. 1 ошибки. «В».

 

МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил 3 мин. 1 ошибка. - «В».

 

МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашёл 8 «нелепиц». - «В».

 

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После  двух попыток повторил 5фраз «В».

 

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно  ответил на 6-ти карточках. «В».

 

Результаты тестов показали, что  ребенок к школе готов.

 

Рекомендации:

 

Продолжать развивать интеллектуальную сферу ребенка, а также произвольное внимание, логическое мышление, память.

Ф.И. : Алмакаев Женя

Возраст: 7лет

Тест Керна- Йирасека

 

При проведении теста дополнительных вопросов не возникало. Ребенок работал  заинтересованно, спокойно, но временами  отвлекался. Старался аккуратно и  точно выполнить задания.

Методика «Да и Нет»

 

На вопросы отвечал быстро. Для ответов поначалу использовал кивки головой, но после моего замечания стал использовать фразы: «не знаю», «не очень», «так себе», «когда как». Ошибок не допустил.

 

Результаты тестов

 

ТЕСТ: Керна-Йирасека 6 баллов.

 

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл

 

МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «С» (высокий уровень)

 

МЕТОДИКА :«Домик» 2 балла.

 

МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов.

 

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил 3 мин. 3 ошибки. «С».

 

МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил 4 мин. 2 ошибки - «С».

 

МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашёл 5 «нелепиц». - «С».

 

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После  трёх попыток повторил 4фразы «С».

 

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно  ответил на 4-х карточках-«В».

 

Результаты тестов показали, что  ребёнок к школе условно готов, и нуждается в некоторой коррекции.

 

Рекомендации:

 

 

Больше уделять внимания упражнениям  на развитие интеллектуальной сферы  ребенка, наблюдать за работой ребенка, особенный акцент в работе делать на развитие произвольного внимания. Уделять внимание развитию смысловой памяти и образно-логического мышления.

 

Ф.И.: Фоменкова Юля.

 

Возраст: 6лет.

 

 

Тест Керна- Йирасека:

 

 

На выполнение теста была настроена  положительно. После рисования мужской  фигуры ребенок сказал мне обратить внимание на то, что на поясе у  мужчины надет ремень, так как в рисунке у нее это не понятно. Пери выполнении оставшихся двух заданий девочка уточняла, где ей выполнять упражнение.

 

Ребенок работал сосредоточенно, спокойно.

Методика «Домик»

 

Перед выполнением задания ребенок  сказал, что справится с ним без проблем. Задание выполнила быстро, но неаккуратно.

 

Работала с интересом, спокойно, уверенно.

Методика «Да и Нет»

 

Для ответов на вопросы использовала глаголы вопросов. Допустила ошибку в вопросе о желании учиться. В результатах ответов выяснилось противоречие: ребенок хочет учиться и в то же время остаться в детском саду. На мое предложение выбрать одно желаемое из двух был дан ответ: остаться в детском саду. На мой уточняющий вопрос ответ остался таким же.

Результаты тестов

ТЕСТ: Керна-Йирасека 4 балла.

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл.

МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «Н» 

МЕТОДИКА :«Домик» 13 баллов.

МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратила 6 мин. 4ошибки. «Н».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратила 5 мин. 5 ошибок. - «С».

МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашла 6 «нелепиц». - «С».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После  двух попыток повторила 3 фразы. «С»

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 3 карточках. «С».

Результаты тестов показали, что ребенок к школе не готов.

Рекомендации:

Учитывать слабую подготовку ребенка  к школе. Развивать интеллектуальную сферу, произвольное внимание.

Родителям: настоятельно рекомендуется  оставить ребенка еще на год в  детском саду.!!! Ребенок сам хочет остаться). Особенно развивать произвольное внимание девочки с помощью специальных упражнений.

Психологу: психологически готовить ребенка к смене условий, наблюдать  за развитием произвольного внимания, мотивационной сферы ребенка.

Ф.И.: Мехвалыев Рухин.

Возраст: 6 лет.

Тест Керна- Йирасека

 

Ребенок на тест был настроен положительно. Чувствовалось желание выполнить  еще не известное задание. Установка  на рисование мужской фигуры не вызвало  у мальчика дополнительных вопросов. Задание выполнял с интересом, спокойно.

 

С упражнением справился.

 

3 Задание выполнил хорошо. Затруднений  не возникало. 

 

Во время работы Рухин чувствовал себя спокойно, уверенно. Результаты хорошие.

Методика «Домик»

Перед выполнением задания Рухин  проявил большую заинтересованность.

 

. Ребенок проявлял усидчивость  и точность расчетов. Результаты  хорошие.

 

«Да и Нет»

 

 

С удовольствием отвечал на все  вопросы. Допустил только одну ошибку. При ответах использовал глаголы  вопросов. Чувствовал себя спокойно, уверенно. Игра ему понравилась.

 

Результаты тестов

 

ТЕСТ: Керна-Йирасека 3балла

 

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл

 

МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «В» .

 

МЕТОДИКА :«Домик» 0 баллов.

 

МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов.

 

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил 2 мин. 4 ошибки. «С».

 

МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил 4 мин. 3 ошибки. - «С».

 

МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашёл 8 «нелепиц». - «В».

 

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После  двух попыток повторил 5фраз «В».

 

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно  ответил на 6-ти карточках. «В».

 

Результаты тестов показали, что  ребенок к школе готов.

 

Рекомендации:

 

Продолжать развивать интеллектуальную сферу ребенка, а также произвольное внимание, логическое мышление, память.

 

Ф.И.: Толмачёва Наташа

 

Возраст: 6 лет.

 

Тест Керна- Йирасека

На выполнение теста была настроена положительно. На задание- нарисовать мужскую фигуру отреагировала отрицательно- попросила разрешение нарисовать женскую. Получив отрицательный ответ приступила к работе. Во время выполнения всех заданий ребенок отвлекался, но не нервничал. При преступлении к выполнению очередного задания девочка спрашивала, как его выполнять.

Методика «Да и Нет»

 

На вопросы отвечала не сразу. Для  ответов на вопросы использовала не только глаголы вопросов, но и  такие фразы как: «очень», «не  очень». Допустила ошибку при ответе на вопрос о желании еще на год остаться в детском саду. Из теста явно видно, что ребенок больше хочет пойти в школу, нежели остаться в детском саду.

 

Результаты тестов

 

ТЕСТ: Керна-Йирасека 3балла

 

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл

 

МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «В» .

 

МЕТОДИКА :«Домик» 1балл

 

МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов

 

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратила 2,5 мин. 2 ошибки. «В».

 

МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратила 3,5 мин. 1 ошибка. - «В».

 

МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашла 7 «нелепиц». - «В».

 

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После  двух попыток повторила 4 фразы. «С»

 

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 5 карточках. «В».

 

Результаты тестов показали, что  ребенок к школе готов.

 

Рекомендации:

 

Особое внимание уделять развитию произвольного внимания и интеллектуальной сферы ребенка, учитывать эти особенности в процессе обучения.

 

Прибегая к специальным развивающим  упражнениям развивать интеллектуальную сферу ребенка и произвольное внимание.

 

Ф.И: Пронин Егор

 

Возраст: 6 лет.

 

Тест Керна- Йирасека

 

На тест была настроен положительно. Задание нарисовать мужскую фигуру не вызвало затруднений.

 

При выполнении остальных упражнений ребенок чувствовал себя спокойно, проявлял заинтересованность.

 

Результаты теста хорошие.

Методика «Да и Нет»

 

Ребенок с удовольствием отвечал  на вопросы. При ответах допущена одна ошибка. На вопросы отвечала достаточно быстро. Для ответов использовал  глаголы вопросов.

 

На вопрос- Хочешь ли остаться еще  на год в дет. саду? - ответил неуверенно!

 

Результаты тестов показали, что  ребенок к школе готов.

 

Результаты тестов

 

ТЕСТ: Керна-Йирасека 4балла

 

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл

 

МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «С» 

 

МЕТОДИКА :«Домик» 1балл

 

МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов

 

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил 3,5 мин. 2 ошибки. «С».

 

МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил 3,5 мин. 1 ошибка. - «В».

 

МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашёл 7 «нелепиц». - «В».

 

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После  двух попыток повторил 4 фразы. «С»

 

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 4 карточках. «В».

 

Результаты тестов показали, что  ребенок к школе готов.

 

Рекомендации:

 

Развивать смысловую память, внимание. Уделить внимание самостоятельной  работе по заданию взрослого.

 

Ф.И.: Лешенко Миша.

 

Возраст: 6лет.

 

Тест Керна- Йирасека

 

При проведении теста дополнительных вопросов не возникало. Ребенок работал  заинтересованно, спокойно, но временами  отвлекался. Старался аккуратно и  точно выполнить задания.

Методика «Да и Нет»

 

На вопросы отвечал быстро. . Ошибок не допустил.

 

Результаты тестов

 

ТЕСТ: Керна-Йирасека 6 баллов.

 

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл

 

МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «С»

 

МЕТОДИКА :«Домик» 2 балла.

 

МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов.

 

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил 3 мин. 3 ошибки. «С».

 

МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил 3 мин. 1 ошибка. - «В».

 

МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашёл 5 «нелепиц». - «С».

 

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После  трёх попыток повторил 4фразы «С».

 

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно  ответил на 4-х карточках-«В».

 

Результаты тестов показали, что ребёнок к школе готов, но нуждается в некоторой коррекции.

 

Рекомендации:

 

 

Больше уделять внимания упражнениям  на развитие интеллектуальной сферы  ребенка, наблюдать за работой ребенка, особенный акцент в работе делать на развитие произвольного внимания. Уделять внимание развитию смысловой памяти и образно-логического мышления.

 

Таблица диагностики по уровневым  показателям.

 

 

Ф.И.

 

Ребёнка.

 

методики 

Гераськина

 

Катя 

Кевбрин

 

Дима 

Алмакаев

 

Женя 

Фоменкова

 

Юля 

Мехвалыев

 

Рухин 

Толмачёва

 

Наташа 

Пронин

 

Егор 

Лешенко

 

Миша 

 

Керна-Йирасека 

В 

С 

С 

С 

В 

В 

С 

С 

 

Графический

 

диктант 

В 

В 

В 

Н 

В 

В 

В 

С 

 

«Домик» 

В 

В 

В 

Н 

В 

В 

В 

С 

 

«Да и Нет» 

В 

В 

В 

С 

В 

В 

В 

В 

 

«Эхо» 

В 

В 

В 

В 

В 

В 

В 

В 

 

«Переплетённые

 

линии» 

В 

В 

С 

Н 

С 

В 

С 

С 

 

«Корректурная

 

проба» 

В 

В 

С 

С 

С 

В 

В 

В 

 

«Нелепицы» 

В 

В 

С 

С 

В 

В 

В 

С 

 

«Лишний предмет» 

В 

В 

В 

С 

В 

В 

В 

С 

 

«Запомни фразы» 

С 

В 

С 

Н 

В 

С 

С 

С 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ 

В - 9

 

С - 1 

В - 9

 

С - 1 

В - 5

 

С - 5 

В - 1

 

С - 5

 

Н - 4 

В - 8

 

С - 2 

В - 9

 

С - 1 

В - 7

 

С - 3 

В - 3

 

С - 6 

 

 

 

Таблица процентных показателей по итогам диагностики.

Информация о работе Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных сторон психологической готовности дошкольника к школе