Обучение первоклассников письму

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 08:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть специфику формирования навыка письма у первоклассников в период обучения грамоте.
Для реализации поставленной цели предстояло решить ряд исследовательских задач:
1.Раскрыть теоретические основы формирования навыка письма у первоклассников: сущностная характеристика, этапы.
2.Охарактеризовать методику формирования навыка письма у первоклассников: историография и современные подходы.
3. Определить практические аспекты формирования навыка письма у первоклассников при обучении грамоте: типичные ошибки в написании букв у первоклассников, приемы по формированию навыка письма у первоклассников при обучении грамоте.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыка письма у первоклассников 5
1.1 Обучение письму: сущностная характеристика 5
1.2 Этапы формирования навыка письма у первоклассников 8
Глава 2. Методика формирования навыка письма у первоклассников 15
2.1 Методика формирования навыка письма: историография вопроса 15
2.2 Современные достижения в методике формирования навыка письма у первоклассников 19
Организационные и гигиенические условия обучения письму представлены нами в приложении 1, а в данном параграфе мы раскроем современные методики формирования навыка письма у первоклассников. 19
Глава 3. Практические аспекты формирования навыка письма у первоклассников при обучении грамоте 26
3.1 Типичные ошибки в написании букв у первоклассников 26
Заключение 35
Список литературы 37
Приложения………………………………………………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

курсовая по русскому рязанова.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

Наряду с  традиционной методикой формирования каллиграфического навыка у младших  школьников существуют и авторские  технологии по формированию навыка письма. В настоящее время по проблеме формирования каллиграфического навыка работают: Е.Н.Соколова, Н.Г.Агаркова, М.М.Бехруких, В.А.Илюхина, Е.Н.Потапова. В нашей работе нами сделана попытка сравнить методику данных авторов с тем, чтобы определить степень эффективности данных подходов.

Методика по формированию каллиграфического навыка письма учащихся «Письмо с секретом» В.А.Илюхиной. Самые большие трудности, доставляющие много огорчений - это уроки письма, говорит автор. В.А.Илюхина пришла к выводу, что сложнее всего написать детям те элементы букв, где присутствует «овал». Учёной было предложено заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы.

В.А.Илюхина. выделила основные элементы письма: прямая наклонная  палочка вниз, 1/2 наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, «Поворот на месте» (закруглить), «Крючок до середины», «Секрет», «Закрыть секрет», «Рельсы». Упражнения, содержащие эти элементы, приучают писать детей в такт, по команде. Строгий размер в движении - вот вся тайна красивого и быстрого письма. Эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать, понять и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренирует память. Все вышеуказанные элементы пишутся без отрыва руки от тетради [20].

В.А.Илюхина  при написании слова предлагает проговаривать каждую букву, обращаясь  за помощью к детям. Основные элементы: прямая наклонная линия, «поворот на месте», «крючок до середины», «секрет» - встречаются часто, и дети легко усваивают. Каждый последующий урок - новая буква. Причем, начиная примерно с середины сентября, дети «отправляются в поиск» самостоятельно. На уроке звучит речь, и произносит ее ребенок, который не всегда еще может дать полный ответ на другой вопрос учителя!

Например: «Ставим  ручку на верхнюю линеечку рабочей  строки, опускаемся по прямой наклонной  линии вниз, выполняем «поворот на месте», поднимаемся по «крючку» до середины, пишем «секрет», по «секрету»  прямая наклонная линия вниз, выполняем «поворот на месте», поднимаемся по «крючку» до середины, пишем «секрет», по «секрету» прямая наклонная линия вниз, «поворот на месте». То есть дети объясняют написание каждой буквы и в итоге получают целое слово - школа.

Методика В.А.Илюхиной очень эффективна. Она имеет много своих плюсов: во-первых, экономичность обучения, быстрота периода обучения; во-вторых, положительная мотивация в действиях детей; в-третьих, развитие внимания, памяти.

Рассмотрим  технологию обучения письму Е.Н.Потаповой. Она основывается на трёх этапах: развитие мускульной памяти (система упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами), над данной проблемой также работала Н.А.Федосова; развитие тактильной памяти (работа с карточками- образцами для обвода); закрепление знаний, умений, навыков (работа с кальками).

Многие размышления  по данному вопросу соединились  затем с размышлениями В.А.Илюхиной. Методика В.А.Илюхиной «Письмо с  секретом» дает теоретическую разработку данной проблемы. Она как бы поднимает методику Е.Н.Потаповой на обновленный уровень, дополняя ее новым подходом к технике письма.

Данная методика - творческое переосмысление идей Е.Н.Потаповой, дополненная  собственными приемами, дающими высокий образовательный эффект, оригинальным подходом к решению данной проблемы:

Остановимся подробнее на том, как говорит Е.Н.Потапова, что  является собственным пониманием и  решением проблемы каллиграфического  письма в начальной школе, привносящие  элементы новизны в традиционную методику обучения письму поэтапно [28].

Первый этап обучения письму. Основная цель: постановка пальчиков, руки в целом.

Второй этап обучения письму. Основная цель - развитие тактильной памяти (память кончиков пальцев) через карточки из наждачной бумаги, карточки для обвода букв пальчиками. Но кроме этого вида памяти есть и другие (зрительная и слуховая). Особенно большое значение отдается зрительной памяти. Объем памяти должен постоянно увеличиваться. Предлагается вырезать буквы из наждачной бумаги индивидуально для каждого ученика. С точки зрения Е.Н.Потаповой, развитие тактильной памяти - основа при овладении письмом. От кончиков пальцев сигналы идут в мозг, информация воспринимается мозгом, идет обратный импульс - как писать.

Третий этап обучения письму. Основная цель: закрепление знаний, умений с помощью вкладыша букв и  карточками - кальками, которые представляют собой элементы, соединения, буквы, слова.

По данной методике работают многие учителя, если не используют её полностью, то берут элементы и вставляют их в свои уроки.

Издавна в методике обучения детей письму и чистописанию применялся ритмический (тактический) прием (метод тактирования), то есть письмо под счет. Обучение письму по системе Д.Б.Эльконина, автор М.М.Безруких, основано на приеме ритмизированного письма [7]. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный коррекционный прием предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы. Авторами разработано обучение тактированному письму, состоящее из трех этапов.

Первый этап включает выполнение следующих упражнений: обводка под  счет заготовленных образцов рукописных букв через прозрачную кальку.

На втором этапе учащиеся обводят через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох).

Третий этап включает следующие  упражнения: обводку под счет предложений через прозрачную кальку, стихов и микротекстов. На основании этих рекомендаций составлена рабочая тетрадь для формирования графо-моторного компонента письма, предназначенная для работы с учащимися начальных классов общеобразовательной школы.

Рассматривая альтернативные технологии по методике обучения письму, необходимо также остановиться на методике Н.Г.Агарковой.

Так, Н.Г.Агаркова отмечает, что технология обучения первоначальному  письму и формирования каллиграфического  навыка определяется системой принципов, методов и приемов, используемых на уроках письма, то есть русской графики, и занятия по выработке автоматизированности действия воспроизведения букв и их соединений на бумаге [2].

Это, прежде всего, принципы: поэлементного изучения; одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов; принцип логической группировки буквенных знаков.

Суть поэлементного  принципа заключается в том, что  обучение начертанию буквы должно предваряться формированием в памяти ребенка четко зрительного образа этой буквы, то есть он должен ясно представлять, из каких зрительных элементов состоит буква, и в каких пространственно-количественных соотношениях эти элементы находятся в ней. Воспроизведение букв реализуется также на основе элементов, но теперь уже двигательных. Благодаря этому у ученика формируется дифференцированный зрительно-двигательной образ каждой буквы. Это составляет необходимую основу для выработки каллиграфического навыка.

Принцип одновариантного (стабильного) начертания письменных букв обусловлен закономерностями движения руки при письме. Это, прежде всего  круговые замкнутые движения руки, направленные внутрь к плечу. Рука в  процессе письма выполняет единообразные движения.

Логические  принципы группировки письменных букв позволяют в довольно короткий срок послебукварного периода целенаправленно  и систематически продолжить формирование в памяти учащихся четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв, а значит, предупредить в их письме графические ошибки и тем самым заложить прочные основы к выработке автоматизированности каллиграфического навыка.

Таким образом, описанные выше принципы реализуются  через поэлементно-целостный метод письма, который, во-первых, обусловлен возрастными психологическими особенностями детей 6-7 лет, во-вторых, он не противоречит формированию связного (безотрывного) письма, а напротив, закрывает его основы. Это достигается благодаря введению в методику элементов двух категорий: зрительных и двигательных. Конфигурация элементов первой категории обусловлена закономерностями зрительного восприятия сложных графических форм, второй - закономерностями движения руки во время письма при условии автоматизированности каллиграфического навыка.

На основе изученной  литературы можно определить, что  методики, предложенные Е.Н.Потаповой, Н.Г.Агарковой, В.А.Илюхиной базируются на опыте многих учителей-предметников. Например, в методике Е.Н.Потаповой  прослеживается генетический способ письма, копировальный и другие, используемые ещё в XIX веке. Тактовый, а также шрифтовой метод мы встречаем у В.А.Илюхиной и Н.Г.Агарковой. Методики Е.Н.Потаповой и Н.А.Федосовой позволяют развивать не только мелкую моторику рук, но и все виды памяти: тактильную, зрительную и слуховую. Методика В.А.Илюхиной позволяет исправить уже сложившийся почерк. Это, пожалуй, единственная методика, по словам учителей, применение которой действительно приносит видимые результаты по исправлению почерка учащихся на протяжении всего периода обучения в школе.

Изученные нами методики Н.Г.Агарковой, В.А.Илюхиной, Е.Н.Потаповой, М.М.Безруких, позволили сделать  выводы: в основе каждой из методик  находятся принципы, методы, зарекомендованные  себя исторически; методики, направлены на сознательное овладение учениками каллиграфическим навыком; имеющиеся современные технологии обучения письму детей носят развивающий характер; предложенные авторами методик приёмы обучения связаны с психофизиологическими особенностями развития детей.

 

Глава 3. Практические аспекты  формирования навыка письма у первоклассников  при обучении грамоте

3.1 Типичные ошибки в написании букв у первоклассников

Перечислим  наиболее типичные ошибки в написании  букв.

Нарушение наклона  в 65°. Как правило, нарушение наклона приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.

Как видно из приведенных примеров, нарушения  параллельности нередко приводят к  искажению других элементов, например, петли у букв у и д. Эта группа ошибок исправляется с помощью специальных упражнений на выработку правильного наклона, с опорой на дополнительную косую разлиновку тетради [19].

Ошибки, связанные  с нарушением пропорций:

вертикальных - неодинаковая высота букв или их частей:

горизонтальных - неодинаковая ширина букв и их элементов:

пропорций между  частями букв (увеличенные или  уменьшенные элементы букв):

Искажение овалов, полуовалов и других элементов, содержащих закругления, изогнутые лини и. К  числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов - ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций:

 

Пропуск элементов  отдельных букв или замена элементов букв: вместо м - л, вместо д - а.

Для успешного  преодоления ошибок письма очень  важно разобраться в их причинах в каждом отдельном случае, выбрать  для исправления ошибки соответствующий  прием. В данной классификации графических  ошибок учтена эта задача: ошибки группируются по порождающим их причинам. Преодоление ошибок первой группы требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклоном к строке в 65°. Исправление ошибок второй группы требует развития глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибок требует работы над кривыми линиями, над изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки. Наконец, ошибки четвертой группы связаны с нарушениями внимания.

Конечно, могут  быть и другие причины ошибок, общие  для всех их типов, например: недостаточная координированность движений руки пишущего, неправильное положение тела при письме, плохая освещенность или плохое зрение, механические помехи (плохое перо неровная бумага или, вернее неровная поверхность стола под бумагой) и т. п. Не следует забывать и о таких ошибках письма, которые нельзя определить как графические: несоблюдение строчки, переписывание через линию полей, непропорционально большие (или маленькие) интервалы между словами, недописывание строки и пр. Часты ошибки в соединениях букв.

Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки может  дать написание той или иной конкретной буквы и сразу при обучении ее письму предупреждать возможные  ошибки. Например, типичные ошибки при письме буквы П заглавной:

а) элементы не параллельны, закругление второго вертикального элемента начато слишком высоко;

б) верхний элемент  горизонтальной касается вертикальных элементов, «лежит» на них;

в) верхний элемент  не горизонтален, а написан с наклоном.

Информация о работе Обучение первоклассников письму