Обучение детей младшего дошкольного возраста рассказыванию по картине

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проверить эффективность использования картин как педагогического средства для обучения детей младшего дошкольного возраста монологической речи и развития словаря.

Объект исследования: обучение детей рассказыванию.
Предмет исследования: картина как средство развития связной монологической речи и обогащения словаря.

Оглавление

Введение
Глава I. Методические основы обучения рассказыванию по картине детей младшего дошкольного возраста.
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обучения рассказыванию по картине детей младшего дошкольного возраста.
1.2. Методика обучения рассказыванию по картине детей младшего дошкольного возраста.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по обучению детей младшего дошкольного возраста рассказыванию по картине
2.1. Диагностика умения рассказывания по картине детей младшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента
2.2. Описание системы работы по обучению рассказыванию по картине детей младшего дошкольного возраста
2.3. Динамика в развитии умения рассказывания по картине у детей младшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Картины -курс..doc

— 127.50 Кб (Скачать)

В: У меня есть чудесный мешочек. В нем лежат кубики, кирпичики, шарики, которые надо различить на ощупь. Ребенок, доставая предмет из мешочка, должен назвать его, затем объяснить, как он узнал форму. И, наконец, найти форме место: закончить одну из несложных построек, которые воспитатель до занятия выполнил на отдельном столе (башенки, ворота, скамейки).

Рассматривая вместе с воспитателем картину после занятия (вечером, утром следующего дня), дети замечают, что на ней изображен шкаф, стоящий у стены. В нем – кубики, наверху – медвежонок с уткой. Около шкафа лежит большой мяч.

 


2.3. ДИНАМИКА В РАЗВИТИИ УМЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО КАРТИНЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

Контрольное обследование детей позволило выявить динамику в развитии умения детей рассказывать по картине.  Это отражено в таблице.

1.Правильно поняли содержание картинки

20

2.Не поняли, про что картинка

0

3.Попытались самостоятельно рассказать о том, что изображено на картинке.

При этом составили рассказ:

-         из 4-5 предложений

-         из 2-3 предложений

-         из 1 предложения

14

 

 

 

1

5

8

4.Рассказывали, отвечая только на вопросы

6

По результатам диагностики при повторном обследовании выявлены следующие уровни развития умения рассказывать по картине:

Уровни развития

Количество детей

Высокий

1

Средний

13

Низкий

6


 

Высокий уровень развития составляет 5%, что на 5% выше по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. Средний уровень составил 65%, а низкий – 30%.

Анализ результатов этого этапа показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения. Дошкольники стали более общительными, внимательными. Заметно улучшился словарь детей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

Речь сопровождает практически каждую деятельность дошкольника, совершенствуя ее, и обогащаясь таким образом. Словом, речь вроде бы развивается достаточно успешно и сама по себе, если жизнь ребенка наполнена интересными и разнообразными событиями и делами, а рядом с ним – педагог с богатой правильной речью и умением общаться.

Сюжетная картина – эффективное средство познания ребенком окружающей действительности. В данном случае под познанием понимается не столько знакомство с чем-то новым, сколько уточнение представлений ребенка о знакомых предметах и явлениях, об их качествах и свойствах, воспринимаемых в иных, чем прежде, условиях – на картине (В.В.Гербова).

Результаты диагностики на этапе констатирующего эксперимента показали недостаточно высокий уровень умения рассказывать по картине, что и побудило нас к разработке системы работы с детьми младшей группы.

Нами была создана система работы. Важное место при внедрении нашей системы работы было отведено формированию интереса детей к занятиям.

Контрольное обследование детей позволило выявить динамику в развитии монологической речи детей. Уровень развития детей  стал выше на 5%. Анализ результатов этого этапа показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения в развитии умения рассказывать по картине и в развитии словаря. Таким образом, гипотеза подтверждена, цель и задачи исследования выполнены полностью.


Список литературы

 

1.        Бородич А.М.. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1974. – 288 с.

2.        Гербова В.В.. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1989. – 111 с.

3.        Гербова В.В.. Планирование работы по развити.ю речи и ознакомлению с художественной литературой // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 8. – С. 17 - 22

4.        Максаков А.И.. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1982. – 162 с.

5.        Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 223 с.

6.        Сохин Ф.А., Ушакова О.. Примерные конспекты занятий по развитию речи// Дошкольное воспитание. – 1989. - № 9. – С. 18 -25

7.        Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 207 с.

8.        Ушакова О.. Развивайте речь дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1992. - № 3-4. – С. 4-10

9.        Урунтаева Г.А.. Дошкольная психология.- М.: «Академия», 1999.-
336 с.

10.   Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.. Практикум по дошкольной психологии.- М.: «Академия», 1998.- 304 с.

2

 



Информация о работе Обучение детей младшего дошкольного возраста рассказыванию по картине