Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:09, курсовая работа
Цель исследования: проверить эффективность использования картин как педагогического средства для обучения детей младшего дошкольного возраста монологической речи и развития словаря.
Объект исследования: обучение детей рассказыванию.
Предмет исследования: картина как средство развития связной монологической речи и обогащения словаря.
Введение
Глава I. Методические основы обучения рассказыванию по картине детей младшего дошкольного возраста.
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обучения рассказыванию по картине детей младшего дошкольного возраста.
1.2. Методика обучения рассказыванию по картине детей младшего дошкольного возраста.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по обучению детей младшего дошкольного возраста рассказыванию по картине
2.1. Диагностика умения рассказывания по картине детей младшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента
2.2. Описание системы работы по обучению рассказыванию по картине детей младшего дошкольного возраста
2.3. Динамика в развитии умения рассказывания по картине у детей младшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
2
Министерство образования
Российской федерации
Оренбургский государственный
педагогический университет
Факультет педагогики
и методики начального
образования
Кафедра педагогики дошкольного и начального образования
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ
(курсовая работа)
по специальности 031100
квалификация - педагог дошкольного образования
студентки 4 курса факультета педагогики и методики начального образования
Научный руководитель-
Допущена к защите:
Зав. кафедрой
Оренбург – 2003 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВведениеГлава I. Методические основы обучения рассказыванию по картине детей младшего дошкольного возраста. 1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обучения рассказыванию по картине детей младшего дошкольного возраста. 1.2. Методика обучения рассказыванию по картине детей младшего дошкольного возраста. Глава II. Опытно-экспериментальная работа по обучению детей младшего дошкольного возраста рассказыванию по картине 2.1. Диагностика умения рассказывания по картине детей младшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента 2.2. Описание системы работы по обучению рассказыванию по картине детей младшего дошкольного возраста 2.3. Динамика в развитии умения рассказывания по картине у детей младшего дошкольного возраста Заключение Список литературы
|
3
5
5
8
12
12
14
25 26 27
|
ВВЕДЕНИЕ
Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.
Речь сопровождает практически каждую деятельность дошкольника, совершенствуя ее, и обогащаясь таким образом. Словом, речь вроде бы развивается достаточно успешно и сама по себе, если жизнь ребенка наполнена интересными и разнообразными событиями и делами, а рядом с ним – педагог с богатой правильной речью и умением общаться.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолеть молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Большое количество исследований по данной проблеме проводится у нас и за рубежом. Разработкой данной проблемы занимались такие известные психологи и педагоги, как В.В.Гербова, Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, О.Ушакова, А.М.Бородич, Е.И.Тихеева, А.М.Леушина и другие. Несмотря на то, что данная проблема постоянно исследуется, она все же остается недостаточно изученной, что и обусловило выбор темы нашего исследования “Обучение детей младшего дошкольного возраста рассказыванию по картине”.
Цель исследования: проверить эффективность использования картин как педагогического средства для обучения детей младшего дошкольного возраста монологической речи и развития словаря.
Объект исследования: обучение детей рассказыванию.
Предмет исследования: картина как средство развития связной монологической речи и обогащения словаря.
Нами была выдвинута следующая гипотеза:
- Систематическое использование картин на занятиях способствует более эффективному развитию связной монологической речи и обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе анализировалась философская, психолого- педагогическая литература, определялись методические основы исследования, формулировались гипотеза, цели и задачи исследования. Была раскрыта сущность понятия «связная речь» и «монологическая речь».
На втором этапе проводился констатирующий эксперимент с целью выявления умения детей рассказывать по картине. Был проведен формирующий эксперимент с целью проверки эффективности предложенной системы работы по обучению рассказыванию по картине.
На третьем этапе был проведен повторный эксперимент с целью выявления эффективности работы по обучению рассказыванию по картине детей младшего дошкольного возраста, описаны результаты экспериментальной работы, разработаны рекомендации для педагогов с целью внедрения результатов исследования в практику.
База исследования: ДОУ № 20, младшая группа.
Глава I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития связной речи является актуальной и важной. Психологи подчеркивают, что в дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и в познавательную. Г.А.Урунтаева подчеркивает: «Степень связности речи прямо определяется обучением ребенка; притом решающее значение имеет словарный образец взрослого».
Связная речь – речь содержательная, логичная, последовательная, достаточно хорошо понятная сама по себе, не требующая дополнительных вопросов и уточнений (Ф.А.Сохин).
Исследованием данной проблемы занималась А.М.Леушина. По ее определению, «связная речь – это выражение определенной мысли, желания или чувства говорящего». В младшем дошкольном возрасте речь ребенка тесно связана с его непосредственным опытом, с непосредственным чувственным восприятием. По мнению А.М.Леушиной, «ребенок оперирует в своей речи материалом наглядных представлений и сам остается во власти этих представлений». Она подчеркивает, что речь ребенка имеет наиболее выраженный ситуативный характер при рассказах ими пережитого и при рассказывании по картинке.
Е.И.Тихеева считает: «Руководство развитием речи детей должно вестись в следующих направлениях. Надо содействовать тому, чтобы аппарат речи ребенка совершенствовался и развивался беспрепятственно. Надо способствовать приобретению ребенком содержания для его речи – накоплению представлений, знаний, понятий, мыслей. Надо предоставить ребенку лучшие условия для овладения по возможности совершенными формами структуры речи. Надо установить и постепенно расширять социальные связи детей». Значение картин Е.И.Тихеева видела в развитии мышления, воображения, развитии наблюдательности и языка. Она считала, что «занятия с картинами позволяют получить детям знания, необходимое содержание для рассказа». Задачу воспитателя видела в том, чтобы «помочь детям установить необходимые связи и отразить их в форме рассказа».
Разработкой проблемы развития речи детей дошкольного возраста занималась А.М.Бородич. Она считает: «Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем при диалоге. Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того, чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, наиболее точный словарь». По мнению А.М.Бородич, «обогащению словаря, ознакомлению с окружающим способствуют занятия по рассматриванию картин». Сущность таких занятий в том, что решающую роль играет речь воспитателя. На основе подражания воспитателю обогащается словарь детей, эти занятия способствуют уточнению и закреплению словаря детей.
По мнению Ф.А.Сохина, «монологическую речь характеризует развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями, и в то же время говорить эмоционально, образно».
Сюжетная картина – эффективное средство познания ребенком окружающей действительности. В данном случае под познанием понимается не столько знакомство с чем-то новым, сколько уточнение представлений ребенка о знакомых предметах и явлениях, об их качествах и свойствах, воспринимаемых в иных, чем прежде, условиях – на картине (В.В.Гербова).
При проведении занятий по картинам нужно учитывать требования:
Таким образом, развитие речи в дошкольном возрасте – процесс многоаспектный по своей природе – органически связано с умственным развитием, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое (О.С.Ушакова). Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения человека. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.
1.2. МетодИКА ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
У младших дошкольников совершенствуется понимание речи. Речь начинает становиться не только средством общения, но и источником получения знаний посредством словесных объяснений взрослых. Более сложное и разнообразное общение ребенка со взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития речи: обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, главным образом за счет существительных и прилагательных. Ребенок много действует, поэтому его речь обогащается глаголами, появляются местоимения, наречия, предлоги. Малыш правильно строит простые предложения, используя разные слова и различный их порядок. Появляются первые придаточные предложения времени (когда…) и причины (потому что…).
Для детей младшего дошкольного возраста доступна простая форма диалогической речи, но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь все еще ситуативна. Малыши допускают много ошибок при построении предложений, определении качества, действия предмета. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.
По словам А.М. Леушиной «речь младших дошкольников является по преимуществу разговорной, диалогической речью; эти черты она имеет даже тогда, когда выявляется в виде монолога».
Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. В детском саду для обучения детей рассказыванию используются как предметные, так и сюжетные картины. В настоящее время для детских садов выпущен целый ряд серий специальных дидактических картин. Они составлены опытными методистами, проверены на практике. Хорошим наглядным материалом для активизации словаря являются мелкие настольные картинки.
В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются простым перечислением предметов, отдельных их свойств и действий, что объясняется малым опытом восприятия, небольшим запасом слов, недостаточным умением строить предложения.
По мнению Ф.А.Сохина, основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему:
1. Обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;
2. Постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).
Информация о работе Обучение детей младшего дошкольного возраста рассказыванию по картине