Обучение детей младшего дошкольного возраста рассказыванию по картине

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проверить эффективность использования картин как педагогического средства для обучения детей младшего дошкольного возраста монологической речи и развития словаря.

Объект исследования: обучение детей рассказыванию.
Предмет исследования: картина как средство развития связной монологической речи и обогащения словаря.

Оглавление

Введение
Глава I. Методические основы обучения рассказыванию по картине детей младшего дошкольного возраста.
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обучения рассказыванию по картине детей младшего дошкольного возраста.
1.2. Методика обучения рассказыванию по картине детей младшего дошкольного возраста.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по обучению детей младшего дошкольного возраста рассказыванию по картине
2.1. Диагностика умения рассказывания по картине детей младшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента
2.2. Описание системы работы по обучению рассказыванию по картине детей младшего дошкольного возраста
2.3. Динамика в развитии умения рассказывания по картине у детей младшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Картины -курс..doc

— 127.50 Кб (Скачать)

О.Ушакова подчеркивает: «Развитию речи детей помогает картинки, рассказы по ним». Она предлагает использовать наборы открыток, иллюстрации в «Азбуке в картинках», рисунки из старых журналов, детских книг.

Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Занятие обычно включает две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ-образец педагога. Ф.А.Сохин предлагает начинать занятие с вводной беседы. Цель ее – выявить представления и знания детей об изображенном, вызвать эмоциональный настрой перед восприятием картины. В.В.Гербова считает, что «успех рассматривания во многом определяется умением воспитателя с самого начала заинтересовать ребенка». Она отмечает:  «Вопросы к детям – ведущий прием при рассматривании картин. Вопросы следует тщательно продумывать». По мнению Ф.А.Сохина, «обращенные к детям вопросы должны быть легко понятными, а ответы на них не вызывать затруднений; их последовательность должна обеспечивать целостность восприятия». В.В.Гербова классифицирует вопросы следующим образом:

1.      Вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода.

2.      Вопросы, мобилизующие личный опыт ребенка.

3.      Вопросы, требующие ответа-предположения, выходящего за пределы изображенного.

Иногда вопроса недостаточно для того, чтобы ребенок  точно охарактеризовал качество, действие. Тогда необходимы уточнение, совет, подсказ педагога. Дети учатся рассказывать по картине предложениями из 2-3 слов. Воспитатель следит, чтобы дети называли предметы и действия правильно. Примером своей речи, вопросами и указаниями он помогает находить слова, наиболее точно определяющие свойства и качества предметов.

Рассматривание картины всегда сопровождается словом воспитателя. Поэтому к его речи предъявляются особые требования: она должна быть  четкой, лаконичной, ясной, выразительной.

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка. Можно загадать загадку о домашнем животном. Можно спеть с детьми знакомую им песенку о кошечке, собачке, курочке.

Ф.А.Сохин считает, что «в младшей группе важно использовать разнообразные игровые приемы». Дети с удовольствием рассказывают по картине пришедшей к ним в гости кукле, кошке. Можно предложить выбрать объект описания  (выбери щенка и расскажи о нем). Можно связать рассматривание картины с показом игрушки. Это можно сделать в виде инсценировки. Иногда можно как бы поставить ребенка на место того, кто изображен на картине.

Ф.А.Сохин выделяет следующие особенности занятий по картине в младшей группе:

1.      Чередование хоровых и индивидуальных ответов.

2.      Обязательное наличие игровых и эмоциональных приемов.

3.      Использование литературных и художественных вставок.

Первые картины для детей младшей группы – это картины, изображающие отдельные предметы или домашних животных, несложные сюжеты из детской жизни.

После занятия картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассмотрят ее, заметят то, что не заметили раньше, начнут высказываться.

О.Ушакова предлагает сделать альбом, «чтобы записывать ребячьи рассказы, разрешите ребятам иллюстрировать его». Она подчеркивает: «Приятно показать свои сочинения друзьям, родителям, перечитать их несколько лет спустя».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ.

2.1.  ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО КАРТИНЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЭТАПЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА.

 

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема обучения детей рассказыванию по картине на современном этапе стала особенно острой. Одной из наиболее доступных и распространенных методик является тест «Что изображено на картинке?».

Инструкция: Воспитатель просит ребенка рассказать, что он видит на картинке. При этом рекомендуется использовать цветные листы-вкладыши в книге: ГербоваВ.В.. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. – Изд. 2-е. – М.: Просвещение, 1989. Сюжеты: «Дети кормят курицу и цыплят», «Едем в автобусе», «Играем с песком».

1.Правильно поняли содержание картинки

20

2.Не поняли, про что картинка

0

3.Попытались самостоятельно рассказать о том, что изображено на картинке.

При этом составили рассказ:

-         из 4-5 предложений

-         из 2-3 предложений

-         из 1 предложения

7

 

 

 

0

2

5

4.Рассказывали, отвечая только на вопросы

13

 

В «Программе воспитания и обучения в детском саду»  под редакцией М.А.Васильевой определены следующие задачи:

-         на основе обогащения представлений об окружающем расширять и активизировать словарь детей;

-         продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании предметов, картин, иллюстраций;

-         готовить к обучению рассказыванию: воспитывать умение повторять за воспитателем рассказ из 3-4 предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины;

-         побуждать участвовать в драматизации отрывков и знакомых сказок.

К концу года дети должны уметь повторять за воспитателем рассказ, составленный об игрушке или по сюжетной картинке.

По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Критериями при обследовании уровня развития умения детей рассказывать явились:

-         самостоятельность при составлении рассказа;

-         количество предложений в рассказе ребенка;

-         связность высказываний ребенка.

Результаты  диагностики на этапе констатирующего эксперимента приведены в таблице. По результатам диагностики выявлены следующие уровни развития детей:

 

Уровни развития

Количество детей

Высокий

0

Средний

7

Низкий

13


 

Высокий уровень развития отсутствует, средний уровень развития умения рассказывать по картине  составляет 35%, дети с низким уровнем развития связной речи составляют 65%.


2.2. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях (Ф.А.Сохин). 

Нами была создана система работы по подготовке детей к обучению рассказыванию по картине. В работе использовались разнообразные методы и приемы. Наиболее часто применялся игровой прием, что соответствует возрастным особенностям детей младшей группы.

Занятие 1. Тема: «Составим рассказ по картинке».

Цель: Закрепить умение составлять короткий рассказ по картинке, учить четко и ясно произносить звук «ц», выделять его в словах; упражнять в работе по моделированию животных.

Оборудование: костюм Петрушки, на каждого ребенка картинки с изображением животных, в названии которых есть звук «ц»; набор картинок: яйцо, цветок, кольцо, пуговица, мыло, лопата, лейка.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Дикие и домашние животные».

Методы и приемы: сюрпризный момент, загадки, составление загадок по картинке, моделирование.

Ход занятия:

Появляется воспитатель в костюме Петрушки.

П: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Правильно, я Петрушка. Я пришел с вами поиграть. Я принес для вас «волшебные» картинки. Посмотрите (показываю длинную карточку, на которой нарисованы части тела разных животных: хвост лисы, уши зайца, хобот слона, рога козы, лапы курицы, голова цыпленка).

П: Я думаю, вы сможете отгадать, какое животное здесь заколдовано.

Дети называют животных. Воспитатель выставляет картинки с изображением отгаданного животного.

П: Молодцы, а теперь попробуйте отгадать мои загадки:

1.Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее … (лиса)

2.Белый, пушистый, в лесу живет,

Прыгает прыг-скок, прыг-скок (заяц)

3.Квохчет, квохчет, детей созывает,

Всех под крыло собирает (курица).

П: Молодцы, все мои загадки отгадали, а теперь попробуйте мне загадки загадать (дети по желанию составляют загадки о животных).

П: А сейчас вы можете взять картинку, которая вам понравится. Выбрали? Внимательно рассмотрите ее. Кто хочет рассказать о своей картинке?

Помогаю детям вопросами: Кто нарисован на картинке? Какого цвета животное? Дикое или домашнее?

П: Хотите поиграть? Тогда давайте превратимся в желтых маленьких цыплят. Игра «Курочка-хохлатка».

П: Ой, тут красивые картинки лежат. Придумал! Выберите среди картинок те, в названии которых есть звук «Ц».

П: Молодцы, правильно все слова назвали. Хорошо у вас, но мне пора возвращаться домой. До свидания.

Занятие 2. «Рассматривание картины «Кошка с котятами»

Цель: учить отвечать на вопросы воспитателя, описывать предметы, составлять с помощью взрослого короткий рассказ по картине, учить отчетливо и правильно произносить звук «З» в словах и предложениях, активизировать употребление прилагательных и глаголов.

Оборудование: Картина «Кошка с котятами» (из серии «Домашние животные»)

Предварительная работа: рассматривание альбома «Дикие и домашние животные», чтение потешек о кошке, внесение в группу живого объекта.

Методы и приемы: последовательное открытие элементов картины, вопросы к детям, совместный рассказ, имитация движений, художественное слово, повторение слова.

Ход занятия:

В: Ребята, сегодня утром я шла на работу и встретила большую кошку. Она подарила мне эту картину (показываю картину, закрытую белой бумагой).

В: Вам нравится? А что на ней нарисовано? (ничего)  Разве бывают такие картины? Как вы думаете, мы можем ее оживить? Давайте попробуем.

Поочередно открываю окошечки и задаю вопросы: Кто это? (кошка) А почему вы так решили? А это кто? (котенок) Почему вы так думаете? Что это? (тарелка с молоком) Для чего она нужна? Кто лакает молоко? А это кто? (еще котенок) Какого он цвета? А это что? (клубок) Какого цвета клубок? Как вы думаете, для чего он здесь изображен?  Как бы вы назвали эту картину?  Теперь давайте уберем бумагу и посмотрим, правильно ли мы угадывали.

В: Кто хочет вместе со мной рассказать про кошку с котятами? (совместно с ребенком составляем короткий рассказ по картине)

В: Давайте поиграем в кошку – маму и котят. Проснулись котята, умыли лапками мордочки, попили молочко, стали бегать и прыгать.

В: А теперь я буду мама – коза, а вы мои детки. Как зовут деток у козы? Козлята бегают, бодаются. Увидели, что к ним идет мама, и говорят: «За-за-за – к нам идет коза». Дети повторяют хором и индивидуально.

Воспитатель читает потешку:

Убежала за плетень,

Проплясала целый день,

Ножками коза топ-топ!

Рожками коза хлоп-хлоп!

Предлагаю послушать слова: коза, козлята, заяц, голосом выделяя звук «З».

Информация о работе Обучение детей младшего дошкольного возраста рассказыванию по картине