Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:09, курсовая работа
Цель исследования: проверить эффективность использования картин как педагогического средства для обучения детей младшего дошкольного возраста монологической речи и развития словаря.
Объект исследования: обучение детей рассказыванию.
Предмет исследования: картина как средство развития связной монологической речи и обогащения словаря.
Введение
Глава I. Методические основы обучения рассказыванию по картине детей младшего дошкольного возраста.
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме обучения рассказыванию по картине детей младшего дошкольного возраста.
1.2. Методика обучения рассказыванию по картине детей младшего дошкольного возраста.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по обучению детей младшего дошкольного возраста рассказыванию по картине
2.1. Диагностика умения рассказывания по картине детей младшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента
2.2. Описание системы работы по обучению рассказыванию по картине детей младшего дошкольного возраста
2.3. Динамика в развитии умения рассказывания по картине у детей младшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
В: Какой звук в этих словах я произнесла громче? Скажите эти слова так, чтобы хорошо слышался звук «З».
Занятие 3. «Расскажи про свою картинку».
Цель: учить составлять рассказ по картинке из 2-3 предложений с помощью воспитателя; закреплять названия знакомых животных, игрушек, их качеств и признаков; закреплять правильное произношение звуков «Т», «Д», «Н».
Оборудование: барабан, дудочка, колокольчик, кукла, разборный домик, картинки (петух, баран, лошадь, свинья, утка, утята, лягушонок, цыпленок, ведро, матрешка, лопата).
Ход занятия:
В: Ребята, какие музыкальные инструменты вы знаете? Посмотрите, что лежит у меня на столе? (барабан, дудочка, колокольчик) Сейчас девочки будут играть на дудочке. Девочки встают и произносят: «Ду-ду-дууу». А мальчики позвенят, как колокольчики. Мальчики произносят: «Динь-динь-динь». Теперь вы поменяетесь инструментами. Девочки позвенят, как колокольчики, а мальчики поиграют на дудочке.
В: Вместе мы поиграем на барабане (дети встают, имитируют движения барабанных палочек и произносят «Та-та-та»). Очень хорошо вы играли, как настоящие музыканты.
В: Я знаю, что вы любите рассматривать картинки. Сейчас каждый получит картинку и внимательно посмотрит, что на ней нарисовано. Воспитатель подходит к детям и спрашивает: Кто это? Кто нарисован на твоей картинке? Какой хвост у петуха? Какого цвета у него гребешок? У лошади длинный хвост или короткий? Рассмотрев с детьми картинки, воспитатель делает обобщение. И свинья, и баран, и лошадь – это животные.
Затем переходят к другим картинкам: Какое ведро? Что можно насыпать в ведро? Что можно наливать в ведро?
В: А теперь попробуйте рассказать о своей картинке. Помогает начать рассказ: Это …петух. Он … красивый, большой, разноцветный. Гребешок у петушка… красный. Хвост у него…разноцветный.
В: А сейчас давайте покажем, как ходит петушок, как широко размахивает крыльями, как он клюет зерна.
На столе у воспитателя разборный домик, в котором сидит небольшая кукла.
В: В этом доме живет кукла Таня. Она дома. Я скажу эти слова тихо, а вы скажете их громко. А сейчас нужно спросить: «Таня дома?». Вова, подойди к домику, постучи и спроси: «Таня дома?». Педагог следит за интонацией детей.
В: Я тихо скажу: «Ту-ту-ту», а вы повторите также тихо.
Затем произносит громче: «Ду-ду-ду». Дети повторяют.
Затем произносит еще громче: «Ну-ну-ну».
Занятие 4. «Рассматривание картины «Катаемся на санках».
Цель: Учить отвечать на вопросы по содержанию картины, составлять рассказ по образцу воспитателя, закреплять названия предметов одежды, признаков (величина, цвет), учить использовать слова с противоположным значением (тепло – холодно, встал – упал); закреплять правильное произношение звуков «т», «ть».
Оборудование: Картина «Катаемся на санках» (из серии «Мы играем», автор Е.Батурина), игрушки (большой медведь, медвежонок, барабан).
Ход занятия:
Воспитатель показывает картину, спрашивает: «Какое время года изображено на картине? Почему вы думаете, что это зима? Кто нарисован на картине? (мама и дети). Покажите на картине маму. Что мама надела? (теплое пальто, теплую шапку, зимние сапожки). Летом тепло, а зимой …(холодно). Кто везет санки? (Большой мальчик). Как его зовут? (Дети придумывают ему имя, например, Толя). Толя – большой мальчик. Он – старший брат. А как одет Толя? (Дети перечисляют предметы одежды) Какого цвета на нем курточка (шапочка, брюки)? Кого еще вы видите на картине? (девочку и маленького мальчика). Девочка – это Толина сестра. Как ее зовут? (Таня). А маленький мальчик – это Толин младший брат. Как зовут младшего брата? (Андрюша). Андрюша – маленький, а Толя…(большой). Как одета Таня? Как одет Андрюша? Что случилось с Андрюшей? (упал). Андрюша упал, а потом…(встал). Покажите младшего брата, сестру.
В: А сейчас я вам расскажу, что однажды произошло.
Мама и дети гуляли. Старший брат Толя вез на санках сестру Таню и младшего брата Андрюшу. Толя быстро побежал, малыш не удержался и упал, только ноги остались на санках. Мама закричала: «Остановись, Толя, Андрюша упал!» А Андрюша не плачет. Посадила мама Андрюшу на санки и сказала: «Держись за сестренку, тогда не упадешь». И они поехали дальше.
После этого воспитатель вызывает детей (по желанию) для совместного или самостоятельного рассказа.
В: А сейчас давайте поиграем. Встаньте все в круг, возьмите снег (дети наклоняются вперед, не сгибая ноги в коленях), сделайте снежок (дети выпрямляются и «делают снежок») и бросьте его.
В: Посмотрите на стол. Что здесь? (барабан). Правильно, барабан, послушайте, как он звучит. Он гремит: Та-та-та. Кто хочет поиграть на барабане?
В: Услыхал медведь, как Вова играет на барабане, и побежал к нему (топ-топ).Быстро побежал к барабану. Большой медведь тоже услышал песенку: «та-та-та» и пошел к барабану: «Топ-топ-топ». Как пошел большой медведь? (хоровые и индивидуальные ответы). А сейчас угадайте, когда идет большой медведь, а когда бежит маленький медвежонок. Воспитатель соответствующим образом произносит звукосочетание «Топ-топ-топ», дети отгадывают.
Занятие 5. «Рассматривание картины «Зимой на прогулке».
Цель: учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, слушать рассказ педагога, составленный по картине, упражнять в четком и выразительном чтении стихотворного текста.
Оборудование: картина «Зимой на прогулке» (авторы Е.Радина и В Езикеева).
Предварительная работа: игры на прогулке, наблюдения за зимними явлениями в природе, рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами и зимними забавами детей.
Ход занятия:
В: Давайте посмотрим в окно. На дворе зима. На улице снег. Можно кататься на санках. А что еще можно делать? (лепить, копать снег, расчищать дорожки). Хотите, я покажу вам детей, которые уже вышли гулять? (хотим).
Воспитатель демонстрирует картину, дает детям возможность высказать свои впечатления. Поясняет, что старший мальчик везет малыша.
В: Как вы думаете, малыш доволен? Почему? А что девочки делают? Посмотрите, в санках сидит медвежонок. Как вы думаете, не для него ли что- строят девочки? Мишка не хочет сидеть в санках, капризничает. Э-э-э – хнычет медвежонок (дети подражают). Девочки говорят ему…Как вы думаете, что они ему говорят?
В: Давайте полюбуемся как красиво зимой. Падают, кружатся снежинки. Послушайте рассказ: «Зима. Идет пушистый снег. Дети гуляют. Старший мальчик везет на санках малыша. Малыш доволен. Девочки взяли на прогулку медвежонка. «Сейчас, мишенька, мы сделаем горку и покатаем тебя. А пока посиди в санках».
Педагог повторяет рассказ, дети помогают ему, договаривая слова.
Затем воспитатель показывает детям елку в новогоднем уборе (иллюстрация). Напоминает строчки из стихотворения А.Барто «Дед Мороз огни зажег на высокой елке. Наверху звезда, бусы в два ряда…»
В: Девочки, давайте встанем «вокруг елки».
Воспитатель читает стихотворение. Затем стихотворение читают хором. Затем дети читают самостоятельно. Педагог помогает им.
Занятие 6. «Рассматривание картины «Коза с козлятами».
Цель: помочь детям понять содержание картины, охарактеризовать персонажей; воспитывать умение слушать рассказ воспитателя, составленный по картине, а при повторном рассказывании – активно помогать ему; упражнять детей в употреблении существительных, обозначающих детенышей животных (козлята, котята, жеребята).
Оборудование: картина «Коза с козлятами» (серия «Домашние животные», автор С.Веретенникова), макет сказочного теремка, картинки с изображением котенка, козленка, жеребенка.
Ход занятия:
Перед детьми – картина «Коза с козлятами».
В: Кого вы видите на картине? Посмотрите на козу, какая она? (большая, с рогами, у нее длинная шерсть, а на шее колокольчик. Коза стоит около куста и объедает листья).
В: У козы на шее привязан колокольчик. Коза наклоняет голову, и колокольчик звенит. Выйдет хозяйка из дома, прислушается и сразу определит, где гуляют козы, далеко ли ушли.
В: А кто гуляет рядом с козой? Правильно, маленькие козлята. Какие они? (маленькие, без рожек, у них веселые мордочки, тонкие ножки, густая пушистая шерстка). Что делают козлята? (козлята играют, они делают вид, что бодаются).
В: Послушайте рассказ про козу с козлятами: «У бородатой козы большие рога, длинная шерсть, на шее колокольчик. Коза стоит около куста и объедает листья с веток. Рядом с ней козлята. У них тонкие ноги, густая пушистая шерсть и забавные мордочки. Козлята мерятся силой. Они встали на задние ноги, передние подогнули и отталкивают ими друг друга. Малыши делают вид, что бодаются. Только им бодаться-то нечем – рожки не выросли».
В: Ребята, кто хочет рассказать про козу с козлятами? (совместный рассказ с воспитателем).
В: А сейчас мы с вами поиграем в «Теремок». Педагог ставит макет сказочного теремка, затем демонстрирует картинки с изображением котенка, козленка, жеребенка. Просит сказать, кто это.
В: Эти малыши идут на бал в теремок. Хотите пойти вместе с ними? (педагог вызывает троих детей по желанию). Сейчас я превращу вас в маленьких котят. Теперь вы можете пойти на бал. Стучитесь в теремок.
Котята стучатся в теремок.
В: Кто там?
Д: Это мы, котята, откройте теремок.
Далее в теремок впускают детей, превращенных в козлят, жеребят. Теперь на стук отзываются те, кто занял теремок.
В заключение хозяева сказочного домика приглашают в него всех остальных участников занятия и все танцуют вокруг теремка.
Занятие 7.»Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят».
Цель: помочь детям понять содержание картины, осмыслить взаимоотношения между персонажами; учить делать самостоятельные выводы, воспитывать интонационную выразительность речи, умение слушать рассказ воспитателя, составленный по картине, учить рассказывать по картине с помощью взрослого.
Оборудование: картина «Дети кормят курицу и цыплят» (авторы: Е.Радина, В.Езикеева).
Ход занятия:
В: Ребята, вы хотите увидеть курочку и цыплят? Давайте их позовем. А как это лучше сделать? Позвать вот так: цып-цып-цып. Как вы думаете, они прибежали? Воспитатель ставит на мольберт картину.
В: Прибежали, клюют зернышки. Что у Тани в руках? (блюдо, в нем зернышки). Что можно сказать про курочку? (большая, пестрая, клюет). А какие цыплята? (маленькие, желтые, пушистые). Чем заняты цыплята? (два цыпленка клюют, остальные не едят, смотрят).
В: А вот мальчик в белой рубашке. Что он делает? (присел на корточки, смотрит на цыплят). Как вы думаете, что он говорит цыплятам?
В: Я думаю, что мальчик говорит: «Клюйте, клюйте зернышки, они вкусные» (2-3 ребенка повторяют фразу).
В: Что еще можно рассказать, глядя на картину? О чем мы еще не говорили? Чем еще, кроме зернышек, можно было угостить цыплят? (крошками, червячками, травкой, кашей, кусочками яйца). Что пьют цыплята? (водичку).
В: Давайте превратимся в цыплят и покажем, как они пьют водичку и клюют зернышки.
В: А как вы думаете, кто ухаживает за цыплятами и курочкой? (Хозяйка ухаживает, кормит, наливает воду, потому что курицы – домашние птицы. Они живут у людей, и люди о них заботятся.)
В: Взяла Таня миску с зернышками и вышла во двор. «Цып-цып-цып»,- позвала девочка. И к ней сразу же прибежала курочка с цыплятами. Таня насыпала зернышек в большое блюдо. Курочка клюет, и два цыпленка клюют. Им Таня зернышки на землю сыплет, чтобы клевать было удобнее. А остальные цыплята почему-то не едят, по сторонам смотрят. Мальчик в белой кепочке присел на корточки и уговаривает цыплят: «Клюйте, клюйте! Зернышки очень вкусные».
В: Давайте теперь попробуем вместе рассказать про курочку и цыплят.
В заключении занятия дети поют песенку «Курочка-хохлатка».
Занятие 8. «Рассматривание картины «Дети играют с кубиками».
Цель: учить детей рассматривать сюжетную картину, называть отдельные предметы, действия персонажей, устанавливать взаимосвязь между изображенными объектами, помочь ребенку увидеть «картину в целом», учить слушать рассказ воспитателя, составленный по картине, учить рассказывать по картине с помощью взрослого, упражнять в различении некоторых геометрических форм на ощупь, учить рационально использовать форму при сооружении несложных построек.
Оборудование: картина «Дети играют в кубики» (авторы: Е.Радина, В.Езикеева), чудесный мешочек, геометрические тела (кубики, кирпичики, шарики), несложные постройки.
Ход занятия:
В: Я хочу познакомить вас с детьми, которые любят строить. Что делают дети? Что строит мальчик? (башню). Девочка? (ворота). Кому везет кубики мальчик в полосатой рубашке? Зачем детям еще кубики? (хотят построить большой забор). Правда, красивый забор построили дети? Какого цвета?
В: Послушайте рассказ про детей, которые строят забор. Красивый забор получается! Он из желтых кубов, а башня и ворота красные. Мальчик в полосатой рубашке привез кубики, он шофер. Би-би – сигналит машина. Разгрузите меня, пожалуйста. Хорошо играть вместе, весело.
Воспитатель повторяет рассказ, не договаривая слова. Дети припоминают и вставляют их в рассказ. Затем педагог предлагает рассказать об игре детей самостоятельно с помощью взрослого.
Информация о работе Обучение детей младшего дошкольного возраста рассказыванию по картине