Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 23:52, автореферат
Цель исследования: на основе многоаспектного историко-педагогического и теоретико-методологического анализа процесса возникновения, развития и функционирования системы непрерывного педагогического образования выявить и обосновать концептуальные основания, тенденции, факторы, организационно-методические, правовые и финансовые механизмы обеспечения качества профессиональной педагогической подготовки и переподготовки педагогических кадров в Великобритании во второй половине ХХ в., определить методологию использования британского опыта в процессе реформирования российской системы непрерывного уровневого педагогического образования.
Второй уровень непрерывного
педагогического образования в
Великобритании включает теоретическую
и практическую подготовку стажера
в процессе «пробного года», период
адаптации выпускника университета
или колледжа к условиям школы. Хотя
уже в 1970-80-е гг. в официальных
документах признается необходимость
«пробного года» как одного из
звеньев непрерывного педагогического
образования, организация стажировки
выпускников педагогических учебных
заведений и в 1990-е годы продолжает
выдвигать массу нерешенных вопросов.
Эти проблемы пробного года широко
обсуждались в теоретических
работах (Р.Блом, Н.Треффорд, Х.Патрик, Дж.Бернхаум,
К.Райд и др.). Одновременно именно в
1990-е годы были сделаны эффективные
попытки разрешения данных проблем
в педагогической практике. Стажировка
в британских педагогических исследованиях
характеризуется как процесс, в
результате которого выпускники педагогических
учебных заведений получают развивающую
поддержку для того, чтобы продемонстрировать
свои умения и способности в период
первого года преподавания. Выпускник
вуза в этот период называется стажером.
Данная программа, направленная на становление
учителя как специалиста, имеет
большое будущее, поскольку основана
на прогрессивной модели обучения,
педагогической поддержке и совершенствования
умений и навыков учителя. Эта
образовательная модель в качестве
образца предлагается всем органам
образования с целью
Третий уровень непрерывного
педагогического образования
Изучение системы непрерывного
педагогического образования
Исследование позволило
определить основные структурные характеристики
системы непрерывного педагогического
образования учителей в Великобритании
во второй половине ХХ в.: отказ от системы
структурных различий в подготовке
учителей элитарных и массовых школ;
ориентация на университетскую систему
подготовки учителей; создание наряду
с существованием традиционных структур
различного рода курсов с целью профессионально-
Следуя логике исследования,
мы обратились к изучению концептуальных
основ обеспечения качества непрерывного
педагогического образования в
Великобритании. Мы выявили, что модель
британского учителя включает в
себя не только профессиональные качества,
но и его профессионально-
В связи с этим было выдвинуто
понятие «современный учитель», которое
стало отождествляться с
Проанализировав большой
массив работ британских исследователей
(М. Андервуд, С. Бриндли, М. Йанг, К.Кайрико,
Дж. Калдерхед, Н. Лукас, Дж. Пай А. Поллард,
Т. Регг, М. Смит, С. Танн, Ф. Тейлор, С. Уолкер,
Д. Чайлд), касающихся педагогической деятельности
учителей, можно выделить наиболее
эффективные, по их мнению, учительские
умения: умение объяснять программу
понятно, на уровне учеников; умение внушать
энтузиазм ученикам; умение учить
пониманию, а не простому воспроизводству
изученного материала; умение держаться
уверенно и непринужденно; умение адекватно
воспринимать происходящие события; умение
быть коммуникативным и
В ходе исследования рассматриваемой
проблематики, было выявлено, что одной
из основных целей системы британского
педагогического образования
Как показало настоящее исследование,
к концу ХХ столетия в Великобритании
утвердились два концептуальных
подхода к оценке качества профессионально-личностного
развития учителя в системе непрерывного
образования. Первый подход базируется
на идее соответствия подготовки учителя
социальному спросу, в основе которой
лежит овладение учителем профессиональной
компетентностью. Как показал разброс
мнений по этому вопросу, данный подход
демонстрирует механистический
взгляд на роль учителя в британской
системе образования, игнорирующий
роль опыта в развитии практического
применения знаний и самооценку своего
труда. Второй подход предполагает оценку
качества профессионально-педагогической
подготовки и переподготовки учителя
на основе концепции «практических
умений и навыков», в основе которой
лежит практический опыт, определяющий
этапы развития в процессе перехода
от положения новичка к статусу
эксперта. Данный подход предполагает
необходимость непрерывности
Сегодня в Великобритании существуют различные программы оценки качества повышения квалификации, по которой при измерении качества некоторые из критериев оценки носят описательный характер, некоторые – суммарный, при этом сам контроль качества делится на 4 вида.
Как показал анализ оценки
повышения квалификации без отрыва
от школы, одной из проблем принятия
решений о его качестве является
то, что различные заказчики при
использовании этой программы отталкиваются
от своих конкретных целей: а/ необходимо
учитывать интересы государства; б/
отправной точкой должны служить
нужды местных органов
В ходе исследования существующей практики программы INSET, были выявлены различные критерии эффективности данного варианта контроля качества курсов: а/ сформированное качество, названное термином «вежливость» (преданность поддержанию сотрудничества между учителем и учеником; личная сознательность и внимательное отношение к нуждам других людей; согласование программ курсов с задачами участников, а не заказчиков и т.д.); б/ концепция партнерства (соотнесение индивидуальных запросов учителей с законными потребностями других партнеров); в/ научность содержательной стороны Диплома об образовательной программе (основные критерии: они должны быть современными для участников и опираться на современные знания и умения); г/ влияние INSET на учебно-воспитательный процесс в школе (главным мерилом становится улучшение результатов учения школьников в классе, где работает учитель, прошедший INSET).
Основными факторами, обеспечивающими полную эффективность INSET, как показал анализ практики данной программы, являются: хорошая теория; возможности моделирования; воспроизведение работы в классе; обратная связь от участников программы; постоянная связь с практикой.
При этом местные органы образования при оценке INSET выдвигают такие критерии, как: предоставление учителям возможности обмена опытом; обеспечение полноценного статуса участникам курсов; существенное влияние курсов на общую культуру школ и т.д.
Рассмотрев организационную структуру, основные тенденции и условия обеспечения качества непрерывного педагогического образования в Великобритании, мы выявили, что в Великобритании имеется три уровня обеспечения высокого качества, взятые под постоянный государственный контроль: контроль качества преподавания; экзамены под юрисдикцией независимой комиссии; независимая внешняя оценка в виде достигнутых студентами результатов.
Проведенный анализ организации
всех трех секторов образования в
Великобритании (школы, высшая школа
и дополнительное профессиональное
образование) привел к заключению, что
все они имеют свои традиции в
оценке качества. Это дало нам основание
согласиться с использованием по
отношению к этой стране термина
«оценивающее государство» (Evaluative State).
В связи с этим была выявлена следующая
организационная структура
Изучение существующей практики
контроля качества образования показало
наличие эффективной системы
национального тестирования, которая
состоит из 2 составляющих: внешнего
контроля с помощью тестирования
и внутреннего контроля, осуществляемого
педагогом. При этом было обнаружено,
что к основным особенностям современной
организации инспекции в самой
системе высшего образования
Великобритании относятся: четырехлетний
цикл; упор на самооценку для информирования
инспекторской команды; назначение
члена инспектируемого
Для решения задачи по выявлению механизмов управления качеством подготовки британских учителей были изучены стандарты педагогического образования, имеющие нормативно-правовой статус, на основе которых вузы разрабатывают учебные планы. Этот документ представляет собой сборник из 42 стандартов, куда входят: предусмотренные результаты, которые должны продемонстрировать будущие учителя по окончании обучения; определение трудовых качеств в качестве эталонов для оценки показателей профессионального труда; требования, предъявляемые к высшим учебным заведениям; контроль качества подготовки специалистов, осуществляемый уполномоченной организацией – Управлением по стандартам в образовании.
Исследование показало, что в последние годы в Великобритании из-за строгого регулирования финансирования и повышения требований к качеству резко возрос государственный контроль за сектором профессионального образования; в частности, это относится к результатам тестирования знаний, которыми должны овладеть учащиеся к определенному возрасту, что должно стать главным фактором, определяющим заработную плату учителей.
В ходе исследования деятельности
вузов было обнаружено, что в связи
с укреплением независимости
и повышением финансовой ответственности
в них претерпела изменения и
система внутреннего
В теоретическую подготовку
учителей входит: общеобразовательная
подготовка (первые 2 года) и специально-предметная
подготовка на основе междисциплинарности
и ориентации на фундаментальные
знания в широких областях гуманитарных
и естественных наук. В практическую
(профессионально-
При изучении организации
педпрактики в Великобритании выявлен
важный момент, представляющий интерес
для отечественного педагогического
образования: предоставление учителям-стажерам
и их кураторам возможности
К направлениям совершенствования системы непрерывной подготовки и переподготовки учителей относятся: стремление приблизить теоретическую и практическую профессионально-предметную подготовку; развитие всесторонних связей между педагогическими учебными заведениями и базовыми школами, а также с зарубежными учебными заведениями; внедрение различных систем анализа и самоанализа студентов; акцентирование внимания на профессиональной подготовке и т.д.
Анализ системы подготовки
педагогических кадров в России и
за рубежом показал, что обеспечение
ее качества заключается в осуществлении
мер, способов, методов и действий,
направляемых как на повышение педагогического
потенциала вуза, так и на создание
педагогических условий для его
полной реализации в учебном процессе
школы. К сущностным особенностям качества
непрерывного педагогического образования
относятся, прежде всего: признание
активными субъектами, обеспечивающими
качество образования, всех участников
педагогического процесса; рассмотрение
исходной точкой в работе по обеспечению
качества образования индивидуально-