Обеспечение качества непрерывного педагогического образования в Великобритании (вторая половина ХХ в.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 23:52, автореферат

Краткое описание

Цель исследования: на основе многоаспектного историко-педагогического и теоретико-методологического анализа процесса возникновения, развития и функционирования системы непрерывного педагогического образования выявить и обосновать концептуальные основания, тенденции, факторы, организационно-методические, правовые и финансовые механизмы обеспечения качества профессиональной педагогической подготовки и переподготовки педагогических кадров в Великобритании во второй половине ХХ в., определить методологию использования британского опыта в процессе реформирования российской системы непрерывного уровневого педагогического образования.

Файлы: 1 файл

САБИРОВА ДИАНА РУСТАМОВНА1122222222.docx

— 78.78 Кб (Скачать)

 

Комплексные педагогические исследования выполнены по проблемам  совершенствования управления качеством  образования (Н.Н.Булынский, В.И.Деркач, В.А.Зернов, Л.Л.Редько, Л.И.Фишман, Т.И.Шамова, Г.М.Шишков и др.); образовательного мониторинга (В.А.Кальней, А.Н.Майоров, А.А.Макаров, Д.Ш.Матрос, Н.Н.Мельникова, Д.М.Полев, С.Е.Шишов и др.); разработки критериев, показателей, диагностических  процедур оценки и контроля качества подготовки специалистов (Н.Ф.Ефремова, Г.И.Ибрагимов, В.Г.Казанович, И.Г.Салова, М.И.Шубинский и др.).

 

Несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга  ученых и педагогов, до сих пор  нет цельного монографического исследования концептуальных оснований и механизмов обеспечения качества непрерывного педагогического образования в  Великобритании. Это объективно существующее обстоятельство явилось основанием для выбора темы настоящего исследования: «Обеспечение качества непрерывного педагогического  образования в Великобритании (вторая половина ХХ века)».

 

Цель исследования: на основе многоаспектного историко-педагогического  и теоретико-методологического анализа  процесса возникновения, развития и  функционирования системы непрерывного педагогического образования выявить  и обосновать концептуальные основания, тенденции, факторы, организационно-методические, правовые и финансовые механизмы  обеспечения качества профессиональной педагогической подготовки и переподготовки педагогических кадров в Великобритании во второй половине ХХ в., определить методологию использования британского опыта в процессе реформирования российской системы непрерывного уровневого педагогического образования.

 

Объект исследования: историко-педагогический процесс развития системы непрерывного педагогического образования в  Великобритании.

 

Предмет исследования: концептуальные основания, тенденции, факторы, организационно-методические, правовые и финансовые механизмы  обеспечения качества непрерывного педагогического образования в  Великобритании во второй половине ХХ в.

 

Гипотеза исследования была основана на предположении о том, что если будут:

 

· раскрыты и обобщены историко-педагогические предпосылки и тенденции становления, внешние и внутренние факторы  развития британской системы непрерывного педагогического образования во второй половине ХХ в. с учетом общеевропейских  тенденций развития систем подготовки учителей в контексте Болонского процесса;

 

· выявлены концептуальные основы современных моделей личности учителя  как показателя качества подготовки специалистов в британской системе  непрерывного педагогического образования;

 

· определены теоретические  подходы к оценке качества непрерывного педагогического образования в  Великобритании;

 

· вскрыты критерии качества образования в британской системе  педагогической подготовки кадров в  контексте нормативно-правовых документов;

 

· представлены структура, основные нормативно-правовые, финансовые механизмы  и условия обеспечения качества непрерывного педагогического образования  в Великобритании,

 

то будет решена крупная  научно-педагогическая задача, результаты которой обогатят теорию и методологию  педагогики, а оптимальное применение их на практике руководителями образовательных  систем на всех уровнях обеспечит  продуктивность формирующейся отечественной  системы непрерывного уровневого педагогического  образования.

 

Задачи исследования:

 

1. Вскрыть и охарактеризовать  историческую ретроспективу и  периодизацию этапов становления,  тенденции, внешние и внутренние  факторы развития британской  системы непрерывного педагогического  образования во второй половине  ХХ в. с учетом общеевропейских  тенденций развития систем подготовки  учителей в контексте Болонского  процесса.

 

2. Раскрыть концептуальные  основы обеспечения качества  непрерывного педагогического образования  в Великобритании.

 

3. Охарактеризовать современные  модели личности учителя как  показателя качества подготовки  специалистов в британской системе  непрерывного педагогического образования.

 

4. Выявить организационную  структуру управления, направления  модернизации подготовки и повышения  квалификации учителей как условия  достижения качества непрерывного  педагогического образования в  Великобритании.

 

5. Определить организационно-методические, нормативно-правовые и финансовые  механизмы управления качеством  непрерывного педагогического образования  в Великобритании.

 

6. Обосновать методологию  творческой интерпретации британского  опыта в условиях реформирования  отечественной системы непрерывного  уровневого педагогического образования.

 

Методологической основой  исследования явились системный  подход и системный анализ, цивилизационный  и культурологический подход, принцип  единства логического, исторического  и культурологического в педагогическом познании, взаимосвязи экономики, политики, культуры и образования, позволяющие  раскрыть закономерности его развития, его социальные корни, перспективы  развития в ближайшем будущем. Особое место в методологии исследования занял принцип диалога, обеспечивающий актуализацию исторического опыта  в зависимости от наиболее насущных проблем современности. Методологию  исследования также определили философские  законы единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, причины  и следствия, диалектика общего, особенного и единичного, национального и  общечеловеческого.

 

Исходные методологические позиции позволили представить  предварительную концепцию исследования как единый, определяющий замысел  работы, как совокупность ведущих  идей, раскрывающих сущность исследуемого педагогического явления.

 

Фундаментом этой концепции  стали:

 

- общая теория управления  социальными системами (А.Г.Аганбегян,  М.Альберт, В.Г.Афанасьев, М.И.Кондаков, И.Н.Макаров, Б.З.Мильнер, В.С.Рапопорт, В.Я.Семенов, В.Д.Рудашевский, Л.И.Уманский, Г.П.Щедровицкий, В.А.Якунин и др.);

 

- теории управления образовательными  процессами и системами (Г.Г.Габдуллин,  Б.С.Гершунский, В.С.Лазарев, А.М.Моисеев,  А.А.Орлов, М.М.Поташник, Т.И.Шамова  и др.);

 

- концепции профессионального  образования (П.А.Атутов, С.Я.Батышев,  А.П.Беляева, М.Н.Берулава, Г.И.Ибрагимов,  Г.В.Мухаметзянова и др.);

 

- концепции педагогического  образования (Е.М.Ибрагимова, А.В.Мудрик, З.Г.Нигматов, Б.Т.Лихачев, В.А.Ситаров,  В.А.Сластенин, Т.И.Шамова, Е.Н.Шиянов);

 

- методология программно-целевого  планирования в образовании (Е.Н.Голубков, Н.Т.Иванова, Л.Ф.Преснякова, В.А.Тамбовцев  и др.);

 

- теории прогнозирования,  моделирования и проектирования  образовательных систем (В.П.Беспалько,  И.В.Бестужев-Лада, Б.С.Гершунский);

 

- исследования проблем  измерения и аттестации (В.С.Аванесов, М.Альберт, Л.Арелини, Н.Е.Архангельский,  Н.Н.Булынский, Б.Госсо, Д.Дьюк, П.Карстанье,  Т.Е.Ковина, М.Х.Мескон, Г.А.Сериков, Р.С.Стеркина, А.И.Субетто, В.К.Тарасов, К.М.Ушаков, Н.О.Уваров, Ф.Хедоури, В.С.Черепанов).

 

Автор также исходил из ряда концептуальных идей историко-педагогических исследований (М.В.Богуславский, Г.Н.Волков, Г.Б.Корнетов, З.Г.Нигматов, Е.Г.Осовский, А.И.Пискунов, З.И.Равкин, Я.И.Ханбиков).

 

Концепция исследования.

 

Становление и развитие системы  обеспечения качества непрерывного педагогического образования в  Великобритании во второй половине ХХ в. происходило под влиянием интеграционных процессов в Европе, но вместе с  тем в конкретных специфических  общественно-политических, экономических  и культурных условиях страны с самобытными  и многолетними образовательными традициями. Основные параметры функционирования компонентов этой системы базируются на национальной культуре, традициях  и задаются динамикой и остротой социально-экономических и политических реформ, происходящих в стране. В  контексте изменения представлений  о структуре рынка труда, качестве подготовки учителя и его профессиональной переподготовки во второй половине двадцатого столетия в Великобритании предприняты  серьезные трансформации системы, содержания и методов непрерывного педагогического образования. Эти  трансформации касаются, во-первых, инновационных преобразований всей системы непрерывного педагогического  образования, оказавших внешнее  положительное влияние на качество подготовки педагогов; во-вторых, модернизации внутривузовских систем обеспечения  качества образования.

 

Факторами, оказавшими внешнее  положительное влияние на качество подготовки и повышения квалификации учителей в Великобритании, являются общеевропейские тенденции развития систем подготовки учителей в контексте  Болонского процесса; внутренними факторами  модернизации внутривузовских систем качества образования являются эволюционный характер изменений национальной и  местной политики в области подготовки педагогических кадров.

 

Комплекс представленных концептуальных положений дает возможность  представить процесс обеспечения  качества непрерывного педагогического  образования в Великобритании как  многомерную и многоуровневую систему, творческое использование которой  в процессе подготовки и переподготовки работников образования в России может способствовать созданию оптимальных  систем качества педагогического образования, в основу которых закладываются  требования менеджмента качества, международных  стандартов качества, адаптированных к условиям российского образовательного пространства.

 

Ведущие идеи концепции исследования нашли отражение в структуре  и содержании диссертации, в которой  дается историографический анализ фундаментальной  педагогической проблемы обеспечения  качества непрерывного педагогического  образования в свете национальных приоритетов и интеграции в контексте  Болонского процесса.

 

В процессе исследования, в  соответствии с его задачами использовались следующие методы: логико-исторический и теоретический анализ источников - правительственных документов, рекомендаций, официальных проектов реформирования системы образования в целом  и педагогического, в частности; документов международных и европейских  организаций по образованию, педагогических ассоциаций и сообществ; монографий британских педагогов по педобразованию; материалов британской педагогической и общественно-политической печати; статистических бюллетеней по образованию Великобритании; программ курсов повышения квалификации отдельных университетов; справочной литературы; учебных программ некоторых педагогических учебных заведений; методических пособий и проспектов.

 

В исследовании использовались также статистический метод и  метод контент-анализа, историко-логический и сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение использованных источников, научная интерпретация и синтез конкретных фактических материалов, индуктивный и дедуктивный методы в их единстве. Большое значение имел метод включенного наблюдения за деятельностью отдельных педагогических учебных заведений Великобритании, беседы и интервью с представителями  британской высшей педагогической школы.

 

Фактологический материал был  отобран в результате изучения следующих  источников: отечественной и зарубежной историко-педагогической, социологической, педагогической, управленческой и методической литературы по исследуемой проблеме, среди которых особое место занимают разнообразные монографические  работы британских педагогов и психологов, во многом определивших пути развития системы непрерывного образования  в Великобритании, как переведенные на русский язык, так и на языке  оригинала. Мы широко опирались на научно-педагогическую и общественно-политическую периодическую  литературу исследуемого периода, в  частности, материалы Times Educational Supplement. В работе привлекались также следующие  материалы:

 

· документы международных  семинаров, конференций, симпозиумов, посвященных проблемам непрерывного образования учителей;

 

· официальные документы  правительственных органов и  профессионально-общественных ассоциаций Великобритании;

 

· учебные планы, программы  и рекомендации по организации педагогического  образования.

 

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем  осуществлен комплексный системный  и контекстуальный анализ и синтез широкого массива национальных и  международных программных, нормативно-правовых и аналитических документов и  материалов в области развития непрерывного педагогического образования в  Великобритании во второй половине ХХ века, позволивший:

 

· представить историческую ретроспективу становления британской системы непрерывного педагогического  образования во второй половине ХХ в. и обосновать периодизацию ее развития: первый период – 1944-1970 гг. – период становления системы непрерывного педагогического образования характеризуется  параллельным развитием начального педагогического образования и  повышения квалификации (I этап - 1944-1951 гг.; II - этап - 1951-1964 гг.; III - этап – 1964-1970 гг.); второй период - 1970-2000 гг. – период создания наиболее устойчивой системы  развития непрерывного образования (I этап - 1970-е гг. – этап слияния  начального педагогического образования  и процесса повышения квалификации учителей; II этап – 1980–е гг., который  характеризуется утверждением практико-ориентированных  концепций развития непрерывного педагогического  образования, идеи об увеличении удельного  веса профессиональной подготовки будущих  учителей в стенах школы; реформированием  курсов подготовки специалистов без  отрыва от производства (INSET) в направлении  перехода от традиционного (основанного  на лекционной форме обучения) подхода  к практике непосредственного обучения в стенах школы; III этап – 1990-е гг. - поиск новых подходов, ориентированных  на утверждение непрерывного образования; интеграция традиционных форм повышения  квалификации на основе непрерывной  поисковой деятельности педагогических коллективов школ, а также долговременного  на регулярной основе сотрудничества со специалистами вузов в ходе осуществления этой деятельности, объединение  координационных, кадровых, информационных и финансовых усилий по организации  повышения квалификации на базе учительских  центров; утверждение новой философии  непрерывного педагогического образования, главная идея которой – роль учителя  как исследователя);

Информация о работе Обеспечение качества непрерывного педагогического образования в Великобритании (вторая половина ХХ в.)