Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 23:52, автореферат
Цель исследования: на основе многоаспектного историко-педагогического и теоретико-методологического анализа процесса возникновения, развития и функционирования системы непрерывного педагогического образования выявить и обосновать концептуальные основания, тенденции, факторы, организационно-методические, правовые и финансовые механизмы обеспечения качества профессиональной педагогической подготовки и переподготовки педагогических кадров в Великобритании во второй половине ХХ в., определить методологию использования британского опыта в процессе реформирования российской системы непрерывного уровневого педагогического образования.
Комплексные педагогические исследования выполнены по проблемам совершенствования управления качеством образования (Н.Н.Булынский, В.И.Деркач, В.А.Зернов, Л.Л.Редько, Л.И.Фишман, Т.И.Шамова, Г.М.Шишков и др.); образовательного мониторинга (В.А.Кальней, А.Н.Майоров, А.А.Макаров, Д.Ш.Матрос, Н.Н.Мельникова, Д.М.Полев, С.Е.Шишов и др.); разработки критериев, показателей, диагностических процедур оценки и контроля качества подготовки специалистов (Н.Ф.Ефремова, Г.И.Ибрагимов, В.Г.Казанович, И.Г.Салова, М.И.Шубинский и др.).
Несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, до сих пор нет цельного монографического исследования концептуальных оснований и механизмов обеспечения качества непрерывного педагогического образования в Великобритании. Это объективно существующее обстоятельство явилось основанием для выбора темы настоящего исследования: «Обеспечение качества непрерывного педагогического образования в Великобритании (вторая половина ХХ века)».
Цель исследования: на основе
многоаспектного историко-
Объект исследования: историко-педагогический процесс развития системы непрерывного педагогического образования в Великобритании.
Предмет исследования: концептуальные основания, тенденции, факторы, организационно-методические, правовые и финансовые механизмы обеспечения качества непрерывного педагогического образования в Великобритании во второй половине ХХ в.
Гипотеза исследования была основана на предположении о том, что если будут:
· раскрыты и обобщены историко-педагогические
предпосылки и тенденции
· выявлены концептуальные основы современных моделей личности учителя как показателя качества подготовки специалистов в британской системе непрерывного педагогического образования;
· определены теоретические подходы к оценке качества непрерывного педагогического образования в Великобритании;
· вскрыты критерии качества образования в британской системе педагогической подготовки кадров в контексте нормативно-правовых документов;
· представлены структура, основные нормативно-правовые, финансовые механизмы и условия обеспечения качества непрерывного педагогического образования в Великобритании,
то будет решена крупная научно-педагогическая задача, результаты которой обогатят теорию и методологию педагогики, а оптимальное применение их на практике руководителями образовательных систем на всех уровнях обеспечит продуктивность формирующейся отечественной системы непрерывного уровневого педагогического образования.
Задачи исследования:
1. Вскрыть и охарактеризовать
историческую ретроспективу и
периодизацию этапов
2. Раскрыть концептуальные
основы обеспечения качества
непрерывного педагогического
3. Охарактеризовать современные
модели личности учителя как
показателя качества
4. Выявить организационную
структуру управления, направления
модернизации подготовки и
5. Определить организационно-
6. Обосновать методологию
творческой интерпретации
Методологической основой
исследования явились системный
подход и системный анализ, цивилизационный
и культурологический подход, принцип
единства логического, исторического
и культурологического в
Исходные методологические
позиции позволили представить
предварительную концепцию
Фундаментом этой концепции стали:
- общая теория управления
социальными системами (А.Г.
- теории управления
- концепции профессионального образования (П.А.Атутов, С.Я.Батышев, А.П.Беляева, М.Н.Берулава, Г.И.Ибрагимов, Г.В.Мухаметзянова и др.);
- концепции педагогического образования (Е.М.Ибрагимова, А.В.Мудрик, З.Г.Нигматов, Б.Т.Лихачев, В.А.Ситаров, В.А.Сластенин, Т.И.Шамова, Е.Н.Шиянов);
- методология программно-
- теории прогнозирования,
моделирования и
- исследования проблем
измерения и аттестации (В.С.Аванесов,
М.Альберт, Л.Арелини, Н.Е.
Автор также исходил из ряда концептуальных идей историко-педагогических исследований (М.В.Богуславский, Г.Н.Волков, Г.Б.Корнетов, З.Г.Нигматов, Е.Г.Осовский, А.И.Пискунов, З.И.Равкин, Я.И.Ханбиков).
Концепция исследования.
Становление и развитие системы
обеспечения качества непрерывного
педагогического образования в
Великобритании во второй половине ХХ
в. происходило под влиянием интеграционных
процессов в Европе, но вместе с
тем в конкретных специфических
общественно-политических, экономических
и культурных условиях страны с самобытными
и многолетними образовательными традициями.
Основные параметры функционирования
компонентов этой системы базируются
на национальной культуре, традициях
и задаются динамикой и остротой
социально-экономических и
Факторами, оказавшими внешнее
положительное влияние на качество
подготовки и повышения квалификации
учителей в Великобритании, являются
общеевропейские тенденции
Комплекс представленных
концептуальных положений дает возможность
представить процесс
Ведущие идеи концепции исследования
нашли отражение в структуре
и содержании диссертации, в которой
дается историографический анализ фундаментальной
педагогической проблемы обеспечения
качества непрерывного педагогического
образования в свете
В процессе исследования, в соответствии с его задачами использовались следующие методы: логико-исторический и теоретический анализ источников - правительственных документов, рекомендаций, официальных проектов реформирования системы образования в целом и педагогического, в частности; документов международных и европейских организаций по образованию, педагогических ассоциаций и сообществ; монографий британских педагогов по педобразованию; материалов британской педагогической и общественно-политической печати; статистических бюллетеней по образованию Великобритании; программ курсов повышения квалификации отдельных университетов; справочной литературы; учебных программ некоторых педагогических учебных заведений; методических пособий и проспектов.
В исследовании использовались
также статистический метод и
метод контент-анализа, историко-логический
и сравнительно-
Фактологический материал был отобран в результате изучения следующих источников: отечественной и зарубежной историко-педагогической, социологической, педагогической, управленческой и методической литературы по исследуемой проблеме, среди которых особое место занимают разнообразные монографические работы британских педагогов и психологов, во многом определивших пути развития системы непрерывного образования в Великобритании, как переведенные на русский язык, так и на языке оригинала. Мы широко опирались на научно-педагогическую и общественно-политическую периодическую литературу исследуемого периода, в частности, материалы Times Educational Supplement. В работе привлекались также следующие материалы:
· документы международных
семинаров, конференций, симпозиумов,
посвященных проблемам
· официальные документы правительственных органов и профессионально-общественных ассоциаций Великобритании;
· учебные планы, программы и рекомендации по организации педагогического образования.
Научная новизна исследования
заключается в том, что в нем
осуществлен комплексный
· представить историческую
ретроспективу становления