Обеспечение качества непрерывного педагогического образования в Великобритании (вторая половина ХХ в.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 23:52, автореферат

Краткое описание

Цель исследования: на основе многоаспектного историко-педагогического и теоретико-методологического анализа процесса возникновения, развития и функционирования системы непрерывного педагогического образования выявить и обосновать концептуальные основания, тенденции, факторы, организационно-методические, правовые и финансовые механизмы обеспечения качества профессиональной педагогической подготовки и переподготовки педагогических кадров в Великобритании во второй половине ХХ в., определить методологию использования британского опыта в процессе реформирования российской системы непрерывного уровневого педагогического образования.

Файлы: 1 файл

САБИРОВА ДИАНА РУСТАМОВНА1122222222.docx

— 78.78 Кб (Скачать)

 

· раскрыть внешние (децентрализация  и демократизация управления высшими  учебными заведениями; расширение автономии  вузов, предоставление им большей самостоятельности  в выработке образовательных  программ, использовании методов  и средств обучения с одновременным  усилением подотчетности перед  обществом; переход на многоуровневую систему высшего педагогического  образования; стремление общества оказать  наибольшее содействие подрастающему  поколению в выработке ценностной ориентации; изменения в понимании  профессии учителя; разрыв между  теорией и практикой в профессиональной подготовке) и внутренние факторы  развития британской системы непрерывного педагогического образования во второй половине ХХ в. (оперативное  изменение целей непрерывного педагогического  образования в соответствии с  требуемым уровнем подготовки учителя; усиление входного контроля при поступлении  в университет, предварительное  изучение абитуриентов, проведение их специальной довузовской подготовки; смещение акцентов с решения административно-организационных  вопросов контроля качества на всестороннее педагогическое обеспечение качества подготовки учителей - обновление содержания педагогического образования, направленного  на стандартизацию образовательных  программ, введение образовательных  кредитов, внедрение современных  образовательных технологий, тестирование и мониторинг качества образования, формирование организационно-правовых и финансовых механизмов оценки качества педобразования);

 

· представить структурные  признаки системы непрерывного педагогического  образования в Великобритании (педагогическая профориентация и довузовская подготовка; курсы начальной подготовки учителей в школе; неуниверситетский сектор высшего образования; университетский  сектор высшего образования; теоретическая и практическая подготовка стажера в течение «пробного года» в школе; последипломное образование (повышение квалификации);

 

· обосновать концептуальные основы обеспечения качества непрерывного образования в Великобритании, которые  включают в себя: теоретические подходы  к оценке качества непрерывного педагогического  образования в Великобритании - первый подход базируется на идее соответствия подготовки учителя социальному  спросу, в основе которой лежит  овладение учителем профессиональной компетентностью; второй подход предполагает оценку качества профессионально-педагогической подготовки и переподготовки учителя  производить на основе концепции  «практических умений и навыков»; современные модели личности учителя  как показателя качества подготовки специалистов в британской системе  непрерывного педагогического образования; критерии качества образования в  британской системе педагогической подготовки кадров в контексте нормативно-правовых документов: содержательная часть педагогической подготовки регулируется множеством государственных  документов, которые также определяют критерии оценки качества этой подготовки, а именно: Национальная программа  педагогического образования (перечень знаний, умений и навыков, которыми должны обладать студенты применительно  к школьным предметам); стандарты  на получение статуса квалифицированного учителя, которые включают в себя следующие разделы: основные знания, планирование, обучение, работа с классом, оценка работы учителя и учеников, дополнительные требования; общие требования ко всем курсам подготовки учителей (требования к абитуриентам педагогических отделений, предлагаемые предметы для изучения, взаимодействие школы и вуза, требования, гарантирующие качество подготовки);

 

· выявить организационную  структуру управления качеством  непрерывного педагогического образования  в Великобритании: контроль со стороны  Государственного департамента образования  и занятости; инспекция образовательных  учреждений, организуемая Управлением  по стандартам в образовании (Office for Standards in Education); проведение аудита качества и его оценки с помощью внешней  системы экзаменов со стороны  Агентства по подготовке учителей - Teacher Training Agency); осуществление инспекторских  проверок Экзаменационной коллегией (Examination Board), Управлением по стандартам в образовании совместно с  Инспекторатом Ее Величества (HMI); привлечение  общественных органов, связанных с  инспектированием: Форума по инспектированию (Inspectorate Forum), Форума инспектирования  наилучших ценностей, «Общества  консультантов по образованию»;

 

· определить нормативно-правовые механизмы обеспечения качества подготовки педагогических кадров, тесно  связанные с совершенствованием механизмов контроля и оценки результатов  обучения в общеобразовательной  школе и опирающиеся на принципы конкурентоспособности образовательного учреждения, принципы спроса и предложения, права выбора образовательного учреждения, вариативности, контроля над качеством, принципа продуктивности и информативности. Основным механизмом управления качеством  подготовки учителей в Великобритании являются стандарты педагогического  образования - рамочный документ, который  предоставляет учебным заведениям широкие полномочия в сфере составления  учебных планов и организации  обучения. Объектами стандартизации профессионального педобразования в Великобритании выступают учебные планы; работа образовательного учреждения в рамках государственной программы; требования к экзаменам; уровни квалификации.

 

· вскрыть финансовые механизмы  управления качеством непрерывного педагогического образования: рост государственного контроля за сектором профессионального образования; централизованная система премиального финансирования, направленная на стимулирование расширения колледжей, усиления конкуренции и  уменьшения затрат; жесткий режим  финансирования; сведение до минимума доли государственного субсидирования в совокупном доходе вузов; укрепление независимости и повышение финансовой ответственности вузов, перевод  финансовых ресурсов и ответственности  на институтский уровень управления; ориентация вузов на коммерциализацию своей деятельности, побуждение вузов  к наиболее эффективному использованию  имеющихся средств; зависимость  финансового благополучия образовательных  учреждений от процента сохранения контингента  студентов и от общего их числа; перевод  преподавателей на новую систему  контрактов по степени удовлетворения повышенным требованиям к качеству; новый подход к инспектированию; стратегическое планирование; изменение  системы внутреннего управления, приближение ее к традиционному  для бизнеса менеджменту качества («новый менеджериализм»), включающему  менеджмент технологического обеспечения  образовательной деятельности (система  отбора и оптимизации используемых образовательных технологий); мониторинг и менеджмент текущих результатов  образовательной деятельности (система  диагностики и коррекции результатов  образовательной деятельности); менеджмент научно-информационного ресурса (система  оптимизации получения и использования  современной научно-педагогической информации в образовании); внедрение  стратегического управления в области  качества педагогического образования  с использованием метода сплошного  управления качеством (Total Quality Management); тесная связь внешних и внутренних форм оценки качества образовательных  учреждений, совершенствование самооценки, постоянное улучшение процедуры  оценки, организация ее на национальном уровне и доведение разработанных  требований до каждого учебного заведения; грантовая поддержка INSET; взаимодействие местных комитетов по распределению  образовательных грантов и государственного Фонда грантов по поддержке образования.

 

· раскрыть ведущие направления  модернизации содержания, форм и методов  системы подготовки и повышения  квалификации учителей как условия  достижения качества непрерывного педагогического  образования в Великобритании: стремление приблизить теоретическую и практическую профессионально-предметную подготовку; развитие всесторонних связей между  педагогическими учебными заведениями  и базовыми школами, а также с  зарубежными учебными заведениями; введение ряда новых курсов; внедрение  различных систем анализа и самоанализа  студентов; расширение круга психолого-педагогических дисциплин; усиление внимания к педагогической практике.

 

· разработать основные направления  использования позитивного опыта  Великобритании по обеспечению качества непрерывного педагогического образования  в российском образовательном пространстве: универсализация, интеграция, фундаментализация, повышение вариативности и преемственности  содержания профессионального педагогического  образования; использование новых рыночных механизмов в развитии системы профессионального педагогического образования; интеграция исследований в сфере непрерывного профессионального педагогического образования с образовательной и управленческой деятельностью; стимулирование разработки и внедрения новых информационных технологий в процесс подготовки педагогических кадров, управления и функционирования системы непрерывного педагогического образования; усиление адресности подготовки специалистов; повышение конкурентоспособности выпускников педвузов на рынке труда, создание предпосылок и условий для последующих широкомасштабных инноваций в процесс качественной подготовки учителей; интеграция российской системы подготовки учителей, отдельных образовательных учреждений и региональных комплексов в контекст глобальных процессов в этой области; создание эффективных механизмов формулировки и трансляции образовательного заказа в систему непрерывного педагогического образования; развитие научно-педагогических центров и интеграция результатов научно-исследовательской, социально-педагогической и организационно-управленческой, а также международной деятельности образовательных учреждений – в процесс повышения квалификации учителей; совершенствование региональных систем непрерывного педагогического образования за счет обеспечения непрерывности профессионального образования разных уровней; разработка современных концепций и моделей диагностики качества педагогического образования, ориентированных на объективную диагностику качества непрерывного педагогического образования.

 

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявленные основные тенденции развития непрерывного педагогического образования как  общеевропейской стратегии качественной подготовки педагогических кадров, внешние  и внутренние факторы развития системы  непрерывного педагогического образования  в Великобритании; синтетическое  представление современных моделей  личности учителя как показателя качества подготовки специалистов в  британской системе непрерывного педагогического  образования; теоретические подходы  к оценке качества непрерывного педагогического  образования в Великобритании; критерии качества образования в британской системе педагогической подготовки кадров; структура, основные механизмы  и условия обеспечения качества непрерывного педагогического образования  в Великобритании – существенно  обогащают теорию сравнительной  педагогики, дополняют и углубляют  теорию управления образовательными системами. Полученные результаты могут служить  основанием для новых исследований в данной области.

 

Практическая значимость диссертационной работы заключается  в том, что ее научные выводы могут  служить базой для дальнейшей разработки столь актуальной и многоаспектной проблемы обеспечения качества непрерывного педагогического образования. Представленные концептуальные основания управления качеством непрерывного педагогического  образования в Великобритании, а  также содержащиеся в исследовании выводы создают предпосылки для  научно-педагогического обеспечения  модернизации системы педагогического  образования в России. Исследование будет способствовать развитию перспективного направления истории зарубежной педагогики – целостному концептуальному  изучению общего и особенного в управлении качеством подготовки педагогических кадров. Результаты исследования могут  оказать информационную поддержку  при реализации Болонских рекомендаций в сфере педобразования.

 

Материалы данного исследования могут быть использованы для разработки и обогащения вузовских курсов по сравнительной педагогике, страноведению, межкультурной коммуникации, управлению образовательными системами.

 

Прогностический потенциал  проведенного исследования обусловлен принципиальной возможностью организации  на его основе дальнейшей научно-исследовательской  работы по совершенствованию процесса управления качеством профессиональной педагогической подготовки и переподготовки работников образования, способствующего  успешной интеграции России в международное  образовательное пространство.

 

На защиту выносится:

 

1. Теоретическое обоснование  историко-педагогических предпосылок,  периодизация этапов становления  и тенденций развития системы  непрерывного педагогического образования  в Великобритании во второй  половине ХХ в., которые сложились  под влиянием изменения социально-экономических  и политических условий в стране.

 

2. Внутренние и внешние  факторы развития британской  системы непрерывного педагогического  образования.

 

3. Научно-теоретические подходы  к обеспечению качества непрерывного  педагогического образования в  Великобритании.

 

4. Организационная структура,  нормативно-правовые и финансовые  механизмы и условия обеспечения  качества непрерывного педагогического  образования в Великобритании.

 

5. Рекомендации по применению  положительного опыта управления  качеством подготовки и переподготовки  учителей в Великобритании в  модернизации российской системы  педагогического образования в  условиях становления общеевропейского  образовательного пространства.

 

Достоверность результатов  исследования обеспечивается системностью и целостностью теоретико-методологических оснований; опорой на достижения современной  историко-педагогической науки и  сравнительной педагогики; применением  комплекса взаимодополняющих методов  исследования, адекватных его объекту, цели, задачам, логике; большим массивом анализируемых материалов, документов и разнообразием источников по всем ключевым областям исследования; длительным характером исследовательской работы и широкой апробацией основных идей, выводов, полученных в ходе исследования.

 

Личное участие автора состоит в теоретической разработке замысла, идей и концептуальных положений  по исследуемой теме, пропаганде разработанных  теоретических положений и практических рекомендаций.

 

Исследование проводилось  поэтапно в течение 13 лет. Ход исследования, его основные положения и результаты были представлены автором научной  аудитории на международных, всероссийских, региональных и городских научно-практических конференциях: «Проблемы образования  на рубеже XXI века: Международный диалог» (Курск, 1996); «Образование и воспитание социально-ориентированной личности студента: отечественный и зарубежный опыт» (Казань, 2005); «Межкультурная коммуникация: современные тенденции и опыт» (Нижний Тагил, 2006); «Методика вузовского преподавания» (Челябинск, 2006); «Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы» (Коломна, 2006); «Эффективные модели социального воспитания: проблемы, поиски, перспективы» (Арзамас, 2007); «Основные  направления совершенствования  качества подготовки специалистов» (Саратов, 2007); «Новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса» (Рим-Флоренция-Венеция, 2007); «Проблемы международной интеграции национальных образовательных стандартов» (Париж-Лондон, 2007); «Проблемы качества образования» (Кемер, 2007); «Система менеджмента  качества в образовании» (Сардиния, 2007); «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники» (Шарм-Шейх, 2007); «Управление качеством иноязычного  образования в современной школе» (Египет, 2008).

 

С целью изучения зарубежного  опыта профессиональной подготовки учителей автор посетил отделение  педагогики Оксфордского университета, отделение педагогики калифорнийского  университета, где познакомился с  организацией учебно-воспитательного  процесса, посетил учебные занятия, беседовал с преподавателями  высшей школы. Эти встречи позволили  автору сделать достоверные выводы об особенностях организации профессионального  педагогического образования за рубежом.

Информация о работе Обеспечение качества непрерывного педагогического образования в Великобритании (вторая половина ХХ в.)