· раскрыть внешние (децентрализация
и демократизация управления высшими
учебными заведениями; расширение автономии
вузов, предоставление им большей самостоятельности
в выработке образовательных
программ, использовании методов
и средств обучения с одновременным
усилением подотчетности перед
обществом; переход на многоуровневую
систему высшего педагогического
образования; стремление общества оказать
наибольшее содействие подрастающему
поколению в выработке ценностной
ориентации; изменения в понимании
профессии учителя; разрыв между
теорией и практикой в профессиональной
подготовке) и внутренние факторы
развития британской системы непрерывного
педагогического образования во
второй половине ХХ в. (оперативное
изменение целей непрерывного педагогического
образования в соответствии с
требуемым уровнем подготовки учителя;
усиление входного контроля при поступлении
в университет, предварительное
изучение абитуриентов, проведение их
специальной довузовской подготовки;
смещение акцентов с решения административно-организационных
вопросов контроля качества на всестороннее
педагогическое обеспечение качества
подготовки учителей - обновление содержания
педагогического образования, направленного
на стандартизацию образовательных
программ, введение образовательных
кредитов, внедрение современных
образовательных технологий, тестирование
и мониторинг качества образования,
формирование организационно-правовых
и финансовых механизмов оценки качества
педобразования);
· представить структурные
признаки системы непрерывного педагогического
образования в Великобритании (педагогическая
профориентация и довузовская подготовка;
курсы начальной подготовки учителей
в школе; неуниверситетский сектор
высшего образования; университетский
сектор высшего образования; теоретическая
и практическая подготовка стажера в течение
«пробного года» в школе; последипломное
образование (повышение квалификации);
· обосновать концептуальные
основы обеспечения качества непрерывного
образования в Великобритании, которые
включают в себя: теоретические подходы
к оценке качества непрерывного педагогического
образования в Великобритании - первый
подход базируется на идее соответствия
подготовки учителя социальному
спросу, в основе которой лежит
овладение учителем профессиональной
компетентностью; второй подход предполагает
оценку качества профессионально-педагогической
подготовки и переподготовки учителя
производить на основе концепции
«практических умений и навыков»;
современные модели личности учителя
как показателя качества подготовки
специалистов в британской системе
непрерывного педагогического образования;
критерии качества образования в
британской системе педагогической
подготовки кадров в контексте нормативно-правовых
документов: содержательная часть педагогической
подготовки регулируется множеством государственных
документов, которые также определяют
критерии оценки качества этой подготовки,
а именно: Национальная программа
педагогического образования (перечень
знаний, умений и навыков, которыми
должны обладать студенты применительно
к школьным предметам); стандарты
на получение статуса квалифицированного
учителя, которые включают в себя
следующие разделы: основные знания,
планирование, обучение, работа с классом,
оценка работы учителя и учеников,
дополнительные требования; общие требования
ко всем курсам подготовки учителей (требования
к абитуриентам педагогических отделений,
предлагаемые предметы для изучения,
взаимодействие школы и вуза, требования,
гарантирующие качество подготовки);
· выявить организационную
структуру управления качеством
непрерывного педагогического образования
в Великобритании: контроль со стороны
Государственного департамента образования
и занятости; инспекция образовательных
учреждений, организуемая Управлением
по стандартам в образовании (Office for
Standards in Education); проведение аудита качества
и его оценки с помощью внешней
системы экзаменов со стороны
Агентства по подготовке учителей -
Teacher Training Agency); осуществление инспекторских
проверок Экзаменационной коллегией
(Examination Board), Управлением по стандартам
в образовании совместно с
Инспекторатом Ее Величества (HMI); привлечение
общественных органов, связанных с
инспектированием: Форума по инспектированию
(Inspectorate Forum), Форума инспектирования
наилучших ценностей, «Общества
консультантов по образованию»;
· определить нормативно-правовые
механизмы обеспечения качества
подготовки педагогических кадров, тесно
связанные с совершенствованием
механизмов контроля и оценки результатов
обучения в общеобразовательной
школе и опирающиеся на принципы
конкурентоспособности образовательного
учреждения, принципы спроса и предложения,
права выбора образовательного учреждения,
вариативности, контроля над качеством,
принципа продуктивности и информативности.
Основным механизмом управления качеством
подготовки учителей в Великобритании
являются стандарты педагогического
образования - рамочный документ, который
предоставляет учебным заведениям
широкие полномочия в сфере составления
учебных планов и организации
обучения. Объектами стандартизации
профессионального педобразования
в Великобритании выступают учебные планы;
работа образовательного учреждения в
рамках государственной программы; требования
к экзаменам; уровни квалификации.
· вскрыть финансовые механизмы
управления качеством непрерывного
педагогического образования: рост
государственного контроля за сектором
профессионального образования; централизованная
система премиального финансирования,
направленная на стимулирование расширения
колледжей, усиления конкуренции и
уменьшения затрат; жесткий режим
финансирования; сведение до минимума
доли государственного субсидирования
в совокупном доходе вузов; укрепление
независимости и повышение финансовой
ответственности вузов, перевод
финансовых ресурсов и ответственности
на институтский уровень управления;
ориентация вузов на коммерциализацию
своей деятельности, побуждение вузов
к наиболее эффективному использованию
имеющихся средств; зависимость
финансового благополучия образовательных
учреждений от процента сохранения контингента
студентов и от общего их числа; перевод
преподавателей на новую систему
контрактов по степени удовлетворения
повышенным требованиям к качеству;
новый подход к инспектированию;
стратегическое планирование; изменение
системы внутреннего управления,
приближение ее к традиционному
для бизнеса менеджменту качества
(«новый менеджериализм»), включающему
менеджмент технологического обеспечения
образовательной деятельности (система
отбора и оптимизации используемых
образовательных технологий); мониторинг
и менеджмент текущих результатов
образовательной деятельности (система
диагностики и коррекции результатов
образовательной деятельности); менеджмент
научно-информационного ресурса (система
оптимизации получения и использования
современной научно-педагогической
информации в образовании); внедрение
стратегического управления в области
качества педагогического образования
с использованием метода сплошного
управления качеством (Total Quality Management);
тесная связь внешних и внутренних
форм оценки качества образовательных
учреждений, совершенствование самооценки,
постоянное улучшение процедуры
оценки, организация ее на национальном
уровне и доведение разработанных
требований до каждого учебного заведения;
грантовая поддержка INSET; взаимодействие
местных комитетов по распределению
образовательных грантов и государственного
Фонда грантов по поддержке образования.
· раскрыть ведущие направления
модернизации содержания, форм и методов
системы подготовки и повышения
квалификации учителей как условия
достижения качества непрерывного педагогического
образования в Великобритании: стремление
приблизить теоретическую и практическую
профессионально-предметную подготовку;
развитие всесторонних связей между
педагогическими учебными заведениями
и базовыми школами, а также с
зарубежными учебными заведениями;
введение ряда новых курсов; внедрение
различных систем анализа и самоанализа
студентов; расширение круга психолого-педагогических
дисциплин; усиление внимания к педагогической
практике.
· разработать основные направления
использования позитивного опыта
Великобритании по обеспечению качества
непрерывного педагогического образования
в российском образовательном пространстве:
универсализация, интеграция, фундаментализация,
повышение вариативности и преемственности
содержания профессионального педагогического
образования; использование новых рыночных
механизмов в развитии системы профессионального
педагогического образования; интеграция
исследований в сфере непрерывного профессионального
педагогического образования с образовательной
и управленческой деятельностью; стимулирование
разработки и внедрения новых информационных
технологий в процесс подготовки педагогических
кадров, управления и функционирования
системы непрерывного педагогического
образования; усиление адресности подготовки
специалистов; повышение конкурентоспособности
выпускников педвузов на рынке труда,
создание предпосылок и условий для последующих
широкомасштабных инноваций в процесс
качественной подготовки учителей; интеграция
российской системы подготовки учителей,
отдельных образовательных учреждений
и региональных комплексов в контекст
глобальных процессов в этой области;
создание эффективных механизмов формулировки
и трансляции образовательного заказа
в систему непрерывного педагогического
образования; развитие научно-педагогических
центров и интеграция результатов научно-исследовательской,
социально-педагогической и организационно-управленческой,
а также международной деятельности образовательных
учреждений – в процесс повышения квалификации
учителей; совершенствование региональных
систем непрерывного педагогического
образования за счет обеспечения непрерывности
профессионального образования разных
уровней; разработка современных концепций
и моделей диагностики качества педагогического
образования, ориентированных на объективную
диагностику качества непрерывного педагогического
образования.
Теоретическая значимость исследования
состоит в том, что выявленные
основные тенденции развития непрерывного
педагогического образования как
общеевропейской стратегии качественной
подготовки педагогических кадров, внешние
и внутренние факторы развития системы
непрерывного педагогического образования
в Великобритании; синтетическое
представление современных моделей
личности учителя как показателя
качества подготовки специалистов в
британской системе непрерывного педагогического
образования; теоретические подходы
к оценке качества непрерывного педагогического
образования в Великобритании; критерии
качества образования в британской
системе педагогической подготовки
кадров; структура, основные механизмы
и условия обеспечения качества
непрерывного педагогического образования
в Великобритании – существенно
обогащают теорию сравнительной
педагогики, дополняют и углубляют
теорию управления образовательными системами.
Полученные результаты могут служить
основанием для новых исследований
в данной области.
Практическая значимость
диссертационной работы заключается
в том, что ее научные выводы могут
служить базой для дальнейшей
разработки столь актуальной и многоаспектной
проблемы обеспечения качества непрерывного
педагогического образования. Представленные
концептуальные основания управления
качеством непрерывного педагогического
образования в Великобритании, а
также содержащиеся в исследовании
выводы создают предпосылки для
научно-педагогического обеспечения
модернизации системы педагогического
образования в России. Исследование
будет способствовать развитию перспективного
направления истории зарубежной
педагогики – целостному концептуальному
изучению общего и особенного в управлении
качеством подготовки педагогических
кадров. Результаты исследования могут
оказать информационную поддержку
при реализации Болонских рекомендаций
в сфере педобразования.
Материалы данного исследования
могут быть использованы для разработки
и обогащения вузовских курсов по
сравнительной педагогике, страноведению,
межкультурной коммуникации, управлению
образовательными системами.
Прогностический потенциал
проведенного исследования обусловлен
принципиальной возможностью организации
на его основе дальнейшей научно-исследовательской
работы по совершенствованию процесса
управления качеством профессиональной
педагогической подготовки и переподготовки
работников образования, способствующего
успешной интеграции России в международное
образовательное пространство.
На защиту выносится:
1. Теоретическое обоснование
историко-педагогических предпосылок,
периодизация этапов становления
и тенденций развития системы
непрерывного педагогического образования
в Великобритании во второй
половине ХХ в., которые сложились
под влиянием изменения социально-экономических
и политических условий в стране.
2. Внутренние и внешние
факторы развития британской
системы непрерывного педагогического
образования.
3. Научно-теоретические подходы
к обеспечению качества непрерывного
педагогического образования в
Великобритании.
4. Организационная структура,
нормативно-правовые и финансовые
механизмы и условия обеспечения
качества непрерывного педагогического
образования в Великобритании.
5. Рекомендации по применению
положительного опыта управления
качеством подготовки и переподготовки
учителей в Великобритании в
модернизации российской системы
педагогического образования в
условиях становления общеевропейского
образовательного пространства.
Достоверность результатов
исследования обеспечивается системностью
и целостностью теоретико-методологических
оснований; опорой на достижения современной
историко-педагогической науки и
сравнительной педагогики; применением
комплекса взаимодополняющих методов
исследования, адекватных его объекту,
цели, задачам, логике; большим массивом
анализируемых материалов, документов
и разнообразием источников по всем
ключевым областям исследования; длительным
характером исследовательской работы
и широкой апробацией основных идей, выводов,
полученных в ходе исследования.
Личное участие автора
состоит в теоретической разработке
замысла, идей и концептуальных положений
по исследуемой теме, пропаганде разработанных
теоретических положений и практических
рекомендаций.
Исследование проводилось
поэтапно в течение 13 лет. Ход исследования,
его основные положения и результаты
были представлены автором научной
аудитории на международных, всероссийских,
региональных и городских научно-практических
конференциях: «Проблемы образования
на рубеже XXI века: Международный диалог»
(Курск, 1996); «Образование и воспитание
социально-ориентированной личности
студента: отечественный и зарубежный
опыт» (Казань, 2005); «Межкультурная коммуникация:
современные тенденции и опыт»
(Нижний Тагил, 2006); «Методика вузовского
преподавания» (Челябинск, 2006); «Образовательное
пространство детства: исторический опыт,
проблемы, перспективы» (Коломна, 2006); «Эффективные
модели социального воспитания: проблемы,
поиски, перспективы» (Арзамас, 2007); «Основные
направления совершенствования
качества подготовки специалистов» (Саратов,
2007); «Новые образовательные технологии
и принципы организации учебного
процесса» (Рим-Флоренция-Венеция, 2007);
«Проблемы международной интеграции
национальных образовательных стандартов»
(Париж-Лондон, 2007); «Проблемы качества
образования» (Кемер, 2007); «Система менеджмента
качества в образовании» (Сардиния,
2007); «Приоритетные направления развития
науки, технологий и техники» (Шарм-Шейх,
2007); «Управление качеством иноязычного
образования в современной школе»
(Египет, 2008).
С целью изучения зарубежного
опыта профессиональной подготовки
учителей автор посетил отделение
педагогики Оксфордского университета,
отделение педагогики калифорнийского
университета, где познакомился с
организацией учебно-воспитательного
процесса, посетил учебные занятия,
беседовал с преподавателями
высшей школы. Эти встречи позволили
автору сделать достоверные выводы
об особенностях организации профессионального
педагогического образования за
рубежом.