Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 23:52, автореферат
Цель исследования: на основе многоаспектного историко-педагогического и теоретико-методологического анализа процесса возникновения, развития и функционирования системы непрерывного педагогического образования выявить и обосновать концептуальные основания, тенденции, факторы, организационно-методические, правовые и финансовые механизмы обеспечения качества профессиональной педагогической подготовки и переподготовки педагогических кадров в Великобритании во второй половине ХХ в., определить методологию использования британского опыта в процессе реформирования российской системы непрерывного уровневого педагогического образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основа апробации – 2 монографии, учебные пособия, методические рекомендации для преподавателей и студентов педвузов, научно-популярные статьи для студентов - будущих учителей, учителей школ – общим объемом около 60 печатных листов. Монографии «Профессиональное педагогическое образование в Англии» (2006 г.) 9 п.л., «Непрерывное педагогическое образование в Великобритании: исторический аспект» (2007 г.) – 13 п.л., а также участие автора в коллективных монографиях Воронежского государственного педагогического университета: «Научные исследования: информация, анализ, прогноз», «Педагогика: семья, школа, общество» получили положительную оценку педагогической общественности в нашей стране. Разработанные автором спецкурсы, апробированы на гуманитарных факультетах Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.
Структура диссертации отражает логику исследования и его результаты. Она состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка, состоящего из 641 наименования и 2 приложений.
Во введении обосновывается проблема исследования, раскрывается его концепция, обозначается научная новизна, теоретическая значимость и практическое значение работы.
В первой главе «Историко-теоретическое поле исследования системы непрерывного педагогического образования в Великобритании» раскрывается сущностно - содержательная характеристика ключевых понятий исследования, анализируются основные этапы становления британской системы непрерывного педагогического образования во второй половине ХХ века.
Во второй главе «Внешние
и внутренние факторы, тенденции
развития и признаки системы непрерывного
педагогического образования в
Великобритании»
В третьей главе «Концептуальные
основы обеспечения качества непрерывного
педагогического образования в
Великобритании»
В четвертой главе «Структура, основные механизмы и условия обеспечения качества непрерывного педагогического образования в Великобритании» выявляется организационная структура управления качеством непрерывного педагогического образования в Великобритании; определяются нормативно-правовые механизмы обеспечения качества подготовки педагогических кадров; вскрываются финансовые механизмы управления качеством непрерывного педагогического образования; раскрываются ведущие направления модернизации содержания, форм и методов системы подготовки и повышения квалификации учителей в Великобритании.
В пятой главе «Качество
педагогического образования
В заключении подводятся итоги
и результаты проведенного исследования,
обобщается материал, на основании
которого можно будет вести дальнейшие
исследования для эффективного и
творческого использования
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Историческому исследованию генезиса становления и развития британской системы непрерывного педагогического образования предшествовало теоретическое и методологическое обоснование ключевых понятий исследования.
Разработка категориального
аппарата позволила уточнить базовое
понятие «качество непрерывного
педагогического образования», которое
в данном сочетании образует гетерогенное
множество значений, каждое из которых
включено в различные контексты:
качество, качество образования, качество
педагогического образования, управление
качеством образования, управление
качеством педагогического
Изучив вышеназванные сопряженные понятия, мы пришли к следующему определению «качества непрерывного педагогического образования» как интегральной характеристики показателей, отражающих состояние и результативность процесса профессионально-педагогической подготовки и переподготовки учителей в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям государства, общественности, учащихся и их родителей в создании условий для развития личности.
Далее мы рассмотрели общеевропейские
тенденции развития систем подготовки
учителей. Проведенный концептуальный
анализ развития непрерывного образования
позволил сделать вывод, что во второй
половине ХХ века непрерывное образование
заняло ведущее положение в
В контексте проведенного
исследования мы выявили, что процесс
непрерывного педагогического образования
включает в себя общенаучную и
общекультурную подготовку, совершенствование
собственно профессионального уровня
каждого учителя, а также и
педагогического коллектива школы
в целом. Считается, что школа
как таковая (в силу ее содержательного
и организационного характера) должна
рассматриваться в качестве базового
звена в общей системе
В связи с этим, мы считаем,
что непрерывное образование
необходимо рассматривать как
Современная модель непрерывного образования учителей включает в себя такие ключевые параметры, как образовательный процесс, личность и организационную структуру образования, которые в полной мере и продуктивно взаимодействуя между собой, способны обеспечить глубокую интеграцию всех образовательных процессов.
Важнейшими принципиальными
положениями обеспечения
Специальный анализ позволил автору диссертации сделать вывод о том, что становление и развитие непрерывного педагогического образования в Великобритании происходило путем медленного эволюционирования, постепенного изменения содержания подготовки и переподготовки учителей. Первоначально в Великобритании подходы к начальной профессиональной подготовке и повышению квалификации учителей развивались отдельно, постепенно превращаясь в систему непрерывного обучения и профессиональной подготовки учителей в течение всей их карьеры.
Анализ исторического становления британской системы непрерывного педагогического образования во второй половине ХХ века позволил выделить два периода, каждый из которых состоит из нескольких этапов:
- Первый период – 1944-1970
гг. – период становления системы
непрерывного педагогического
Как и в других сферах образования,
общая ответственность за подготовку
учителей в Великобритании в этот
период была возложена на Министерство
образования, в функции которого
входило создание эффективной системы
подготовки учителей и установление
соотношения между потребностью
в учителях в школах и ее удовлетворением.
Министерство образования частично
финансировало педагогические колледжи
и издавало ряд рекомендаций по подготовке
учителей в стране. Оно осуществляло
контроль за колледжами через Инспекторат
Ее Величества. Был создан специальный
Консультативный орган «
- Второй период - 1970-2000 гг.
– период создания наиболее
устойчивой системы развития
непрерывного педагогического