Обеспечение качества непрерывного педагогического образования в Великобритании (вторая половина ХХ в.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 23:52, автореферат

Краткое описание

Цель исследования: на основе многоаспектного историко-педагогического и теоретико-методологического анализа процесса возникновения, развития и функционирования системы непрерывного педагогического образования выявить и обосновать концептуальные основания, тенденции, факторы, организационно-методические, правовые и финансовые механизмы обеспечения качества профессиональной педагогической подготовки и переподготовки педагогических кадров в Великобритании во второй половине ХХ в., определить методологию использования британского опыта в процессе реформирования российской системы непрерывного уровневого педагогического образования.

Файлы: 1 файл

САБИРОВА ДИАНА РУСТАМОВНА1122222222.docx

— 78.78 Кб (Скачать)

 

В педагогических кругах Великобритании постепенно актуализируется идея о  привлечении населения к контролю за исследованиями образовательной  деятельности. Однако это не означало просто предоставления исследовательских  отчетов о программах, выполненных  учителями совместно с учеными. Демократизация исследования образовательной  деятельности имеет более глубокий подтекст – привлечение учителей, ученых, родителей, предпринимателей, управляющих и других заинтересованных лиц к совместному сбору и  анализу информации о педагогической практике в контексте открытого  и свободного обсуждения.

 

Проведенный в ходе исследования анализ факторов развития британской системы непрерывного педагогического  образования, позволяет утверждать, что внешними факторами выступают  общеевропейские тенденции развития образовательных систем. Во второй половине XX века образование приобрело  черты стратегического фактора  развития европейского континента и  гарантом сохранения богатства национальных особенностей. В этой связи именно Болонский процесс стал связующим  звеном в воплощении концепции европеизации и интернационализации образования, способствующего созданию единого  образовательного пространства при  сохранении исключительных культурных и научных традиций национальных образовательных систем.

 

Инициирование данного процесса в сфере образования свидетельствует  о том, что образованию придается  большое значение в процессе построения единой Европы. Главной целью здесь  является создание европейского пространства высшего образования. В связи  с этим проблемы развития образования  перестали быть объектом внимания лишь деятелей просвещения и профессиональных педагогов.

 

Анализ развития педагогического  образования Европы показал, что  в профессиональном плане оно  протекает в настоящее время  по трем направлениям, имеющим решающее значение: стремление общества оказать  наибольшее содействие подрастающему  поколению в выработке ценностной ориентации; изменение в понимании  значения профессии учителя; разрыв между теорией и практикой  в профессиональной подготовке.

 

Концептуальный анализ систем подготовки педагогических кадров в  Европе позволил диссертанту сделать  вывод о том, что они отличаются чрезвычайно большим разнообразием, что существенно осложняет приведение их к общей структуре. Так, например, даже в рамках традиционной двухуровневой  модели, функционирующей в Великобритании, существует как минимум, два образовательных  маршрута для будущих учителей. В  Англии и Шотландии получение  квалификации в сфере образования  возможно через бакалавриат, где  обучение длится три (Англия) или четыре года (Шотландия) и заканчивается  присвоением степени бакалавра  в области образования (Bachelor of Education или Bachelor of Arts in Education), а также через  прохождение одногодичного курса  на получение сертификата (Postgraduate Certificate in Education), где для зачисления необходима степень бакалавра (Bachelor of Arts) в определенной предметной области.

 

При изучении европейского подхода  в области непрерывного педагогического  образования было выявлено, что педагогическая практика занимает особое место в  программах подготовки учителей в странах  ЕС. При этом было отмечено, что ее значимость для повышения качества педагогического образования постоянно  подчеркивается в документах общеевропейского уровня. В связи с этим мы выяснили, что исходя из организации условий  непрерывного педагогического образования, программа повышения квалификации педагогов включает в себя три  элемента:

 

- внутришкольная стажировка, обеспечиваемая профессиональными  наставниками и руководителями  учебных программ;

 

- двухнедельная стажировка, базирующаяся в центре подготовки  учителей;

 

- одногодичный курс стажировки  на базе открытого университета  по всему содержанию и структуре  обучения.

 

При этом, как показывает существующая практика, квалифицированные  учителя имеют возможность участвовать  в программе стажировки, в том  числе и в двух конференциях, проводимых в весенний семестр.

 

К внутренним факторам развития британской системы непрерывного педагогического  образования мы отнесли Британскую национальную и местную политику в области непрерывного педагогического  образования, которая претерпела за последние тридцать лет значительные изменения. В 1980-х годах в результате законодательных инициатив государства  произошла значительная переоценка роли и полномочий местных органов  образования, которые стали центром  организации непрерывного педагогического  образования. Этот процесс продолжался  большими темпами и в 1990-х годах; и сегодня в британской образовательной  системе мы можем наблюдать подлинную  реформацию в организации и внедрении  всевозможных форм непрерывного педагогического  образования. В постоянно ищущей себя системе грантов, с ее бюджетом и программным обеспечением, существуют различные организации, предлагающие школам и колледжам, возможности  по осуществлению дополнительного  образования и дальнейшего профессионального  развития учителей. Сюда включаются и  самоокупающиеся организации, и  автономные образовательные консультационные центры, и различные службы в системе INSET, а также всевозможные инновационные  школы или группы школ. Выявлена взаимосвязь деятельности Департамента образования и науки Великобритании и местных органов образования. Практика межотраслевой совместной деятельности включает инспекторскую  и консультационную службу, планирование, обеспечение кадрами и определение  общей образовательной стратегии.

 

Стажировка стала основным, главным звеном в процессе профессионального  развития для учителей, начиная со студенческой скамьи и далее по цепочке: выпускники педвузов – учителя-практики – высококвалифицированные учителя  – и так до получения статуса  «старший преподаватель» и выше. Британский вариант показал, что стажирующиеся  учителя имеют возможность развивать  свои педагогические способности на 5 уровнях: новичок – продвинутый  молодой учитель – специалист – знаток – эксперт. Данный реестр на перспективу для молодого учителя  по овладению педагогическим мастерством  был также заложен в Национальном учебном плане и осуществляется практически повсеместно, учитывая и местные реалии.

 

Роль местных органов  образования в общей образовательной  системе Великобритании до конца  еще не сформировалась, однако есть уже давно отлаженная позиция  – это совместная выработка учебных  планов. К примеру, Совет по разработке Национального учебного плана разрабатывает  новый совместный план, в котором  отражает и роль Департамента образования  и науки. В плане 1990 г. главной  задачей являлось «использование всех доступных источников с целью  содействия всестороннему развитию личности посредством предоставления возможностей молодым и взрослым в получении высокого, качественного  образования, акцентируя при этом внимание на потребности местных органов  управления в тех или иных специалистах».

 

Изучение роли инспекторской  и консультационной службы в процессе педагогической стажировки показало, что этому институту всегда придавалось  большое значение и, прежде всего, с  точки зрения его положительного влияния на весь ход стажировочной  практики. Основные аспекты деятельности инспекторов и консультантов  сводятся к следующим:

 

· ориентирование школы и  колледжа на пополнение рынка труда;

 

· учет качества успеваемости учащихся;

 

· ознакомление педагогов  с требованиями к выпускным экзаменам;

 

· аттестация администрации  учебного заведения и учителей, работающих на постоянной основе;

 

· распространение практики стажировки по школам, как по начальной, так и дальнейшей подготовке учителей.

 

Эти аспекты в своей  основе преследуют очень важную цель – контроль качества обучения, его  содержания и организационной деятельности педагогов. Однако этот контроль подспудно  предполагает также и определенную методическую помощь, получая которую, педагогический коллектив учебного заведения, всегда готов к любым  инспекторским проверкам.

 

С каждым годом возрастает интерес британского правительства  к формам непрерывного педагогического  образования, а также к таким  его составляющим, как: последовательность в организации обучения и профессиональный подход к делу. Все это, в конечном счете, способствует тому, что наработанную технологию по осуществлению непрерывного педагогического образования можно  применять на любом образовательном  поле при любом уровне взаимоотношений между местными органами образования и собственно учебными заведениями.

 

Результаты анализа структуры  непрерывного педагогического образования  в Великобритании вывели нас на следующую  логическую цепочку:

 

- педагогическая профориентация  и довузовская подготовка;

 

- курсы начальной подготовки  учителей в школе; 

 

- неуниверситетский сектор  высшего образования;

 

- университетский сектор  высшего образования; 

 

- теоретическая и практическая  подготовка стажера в течение  «пробного года» в школе;

 

- последипломное образование  (повышение квалификации).

 

Исследование структуры  британской системы непрерывного педагогического  образования позволило выявить, что она делится на три уровня:

 

Первый уровень включает неуниверситетские и университетские  программы педагогического образования  на двух образовательных уровнях: достепенном (на базе среднего образования) и послестепенном (на базе степени бакалавра, полученной в высшем учебном заведении).

 

В первом случае основным требованием, предъявляемым к абитуриентам, является успешное окончание общеобразовательной  школы, подтвержденное аттестатом о  среднем образовании. Что касается послестепенного уровня, то здесь  для поступления необходимо быть обладателем степени бакалавра  либо приравненной к ней, полученной в системе высшего образования  Великобритании (BE). Все абитуриенты  проходят вступительное собеседование, призванное выявить их склонность к  учительской профессии и мотивированность выбора будущей профессии.

 

Университеты традиционно  играли немаловажную роль в подготовке педагогических кадров. В настоящее  время подготовка учителей сосредоточена  в высших учебных заведениях университетского сектора (университетами и приравненными  к ним вузами). Все учебные заведения, реализующие образовательные программы  подготовки учителей, обязаны пройти аккредитацию в Агентстве по педагогическому  образованию по результатам инспекционных  проверок уполномоченных организаций, например, Управления по стандартам в  образовании.

 

Отличительной особенностью системы подготовки учителей в Великобритании является наличие большого количества образовательных маршрутов для  получения профессии педагога. В  настоящее время существует семь основных программ университетских  квалификаций для получения высшего  педагогического образования.

 

1. Степень Бакалавра педагогики (Bachelor of Education) - четырехлетний курс  обучения в педагогическом колледже  при университете, ориентированный  на предметную специализацию  и готовящий учителя начальных  классов.

 

2. Трехлетний полный курс  обучения на соискание степени  Бакалавра педагогики с отличием  или без отличия. Он предполагает  изучение 6 предметов, менее четкую  ориентацию на предметную специализацию.  Степень Бакалавра гуманитарных  наук (Bachelor of Arts) или Бакалавра естественных  наук (Bachelor of Science) со статусом квалифицированного  учителя (Qualified Teacher Status) и определенной  специализацией могут быть присвоены  после дополнительного года обучения.

 

3. Сокращенный двухлетний  курс обучения на соискание  степени Бакалавра педагогики. Он  предлагает подготовку учителей  средней школы по тем предметам,  по которым существует недостаток  педагогов в стране.

 

4. Трех/четырехлетний полный  курс на соискание степени  Бакалавра гуманитарных наук  или Бакалавра естественных наук  со статусом квалифицированного  учителя (Qualified Teacher Status). Делается  акцент на предметную специализацию;  практика работы в школе осуществляется  в конце курса, так что студенты, осознавшие, что им не подходит  профессия учителя, могут отказаться  от педагогического курса и  завершить свое образование.

 

5. Сертификат постдипломного  обучения на педагогическом факультете  университета (Postgraduate Certificate in Education). Продолжительность  курса составляет один год,  обучение осуществляется после  получения степени Бакалавра  гуманитарных и естественных  наук. Чаще всего данный курс  ориентирован на подготовку учителя  средней школы.

 

6. Двухлетний вечерне-заочный  курс на соискание сертификата  постдипломного обучения (Two-year part-time PGCE). Изучается ограниченное число  предметов, по которым наблюдается  нехватка педагогов. Курс рассчитан  в основном на студентов, не  имеющих возможности обучаться  по программе полного курса.

 

7. Двухлетний полный курс  на соискание сертификата постдипломного  обучения, связанный с переменой  специализации (Two-year full-time subject conversion PGCE courses). Курс рассчитан на тех,  кто хочет преподавать предмет,  не являющийся его предметом  специализации.

 

Кроме этого, начиная с 1990-х  гг., с целью доступа к педагогическому  образованию и преодоления острейшего дефицита педагогов на рынке труда  были разработаны и внедрены альтернативные образовательные программы, ведущие  к получению статуса квалифицированного учителя. Среди них: программы подготовки учителей на базе школ (School Centered Initial Teacher Training), реализуемые с 1994 г. школьными  консорциумами по подготовке учителей (school-based teacher education consortiums) и отражающие тенденцию более широкого вовлечения средних учебных заведений в  педагогическое образование; программы  «быстрого маршрута» (The Fast Track programmes), существующие с 2000 г. и предназначенные  для обладателей университетской  степени, а также квалифицированных  учителей. Целью одногодичного углубленного курса обучения является подготовка потенциальных организаторов и  администраторов образования; программа  подготовки учителей без отрыва от профессиональной деятельности (Employment-based routes) были разработаны для взрослых старше 24 лет, имеющих хорошую базовую  подготовку в предметной области (реализуются  в основном в Англии и Уэльсе). Результаты обучения требуют отдельной  сертификации в Шотландии; программа  для учителей, получивших образование  за рубежом и работающих в школе (The Overseas Trained Teacher Programme).

Информация о работе Обеспечение качества непрерывного педагогического образования в Великобритании (вторая половина ХХ в.)