Обеспечение качества непрерывного педагогического образования в Великобритании (вторая половина ХХ в.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 23:52, автореферат

Краткое описание

Цель исследования: на основе многоаспектного историко-педагогического и теоретико-методологического анализа процесса возникновения, развития и функционирования системы непрерывного педагогического образования выявить и обосновать концептуальные основания, тенденции, факторы, организационно-методические, правовые и финансовые механизмы обеспечения качества профессиональной педагогической подготовки и переподготовки педагогических кадров в Великобритании во второй половине ХХ в., определить методологию использования британского опыта в процессе реформирования российской системы непрерывного уровневого педагогического образования.

Файлы: 1 файл

САБИРОВА ДИАНА РУСТАМОВНА1122222222.docx

— 78.78 Кб (Скачать)

САБИРОВА ДИАНА РУСТАМОВНА

 

 

 

 

 

 

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА НЕПРЕРЫВНОГО

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ  В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

 

(вторая половина ХХ  в.)

 

 

 

 

 

 

13.00.01 – общая педагогика,

 

история педагогики и образования

 

 

 

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

 

диссертации на соискание  ученой степени

 

доктора педагогических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань - 2008

 

 

Работа выполнена в  ГОУ ВПО «Татарский государственный  гуманитарно-педагогический университет»

 

 

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

 

Нигматов Зямиль Газизович 

 

 

Официальные оппоненты: член-корреспондент  РАО,

 

доктор философских наук, профессор

 

Волович Леонид Аркадьевич,

 

 

доктор педагогических наук, профессор

 

Олейникова Ольга Николаевна,

 

 

доктор педагогических наук, профессор

 

Железовская Галина Ивановна

 

 

 

Ведущая организация - Академия повышения квалификации и 

 

профессиональной переподготовки МОиН РФ

 

 

Защита состоится «1»  октября 2008 г. в 12 часов на заседании

 

диссертационного совета Д 212.078.01 при ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» по адресу:

 

420021, г. Казань, ул. Татарстан, 2.

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»

 

 

 

Автореферат разослан «___» __________ 2008 г.

 

 

 

 

 

 

Ученый секретарь

 

диссертационного совета,

 

доктор педагогических наук,

 

профессор Маликов Р.Ш.

 

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

 

Актуальность исследования. Одна из важнейших задач ХХI века, стоящих перед странами мира, - интеграция систем образования в европейское  и мировое образовательное пространство. Российские экономические и социокультурные  реформы происходят в контексте  глобальных изменений в мире в  целом и в европейском регионе  в частности. В рамках Болонского процесса происходит унификация национальных образовательных стандартов, диверсификация образовательных моделей, совершенствование  технологий обучения. Вместе с тем  каждая нация стремится обогатить свой исторически наработанный образовательный потенциал, активно изучая традиционный и инновационный опыт организации и содержания образования в других странах.

 

Тенденция интеграции требует  от каждой страны-участницы развития системы непрерывного образования, создания широкой сети разнообразных  направлений учебы, доступных различным  социальным, профессиональным и возрастным группам населения. От направленности и эффективности этой системы  во многом зависят перспективы развития человечества. Сегодня образование  должно включать в себя такие характеристики, как непрерывность, фундаментальность, целостность. Реализация новой парадигмы  – «учение через всю жизнь» (lifelong learning) (ЮНЕСКО), развитие информационных технологий, становление глобального  информационно-педагогического пространства предполагают изменения в содержании и технологиях образования. Одним  из основных направлений стратегии  обновления общества, дальнейшего развития духовной жизни народа должно стать  внедрение практики непрерывного образования, создание на ее основе гибкой системы  подготовки кадров.

 

В этой связи по-новому ставится вопрос о профессиональной подготовке учителя. Личность учителя, его профессиональная компетентность, социальная зрелость и духовное богатство в настоящее  время оказываются наиболее важными  условиями обеспечения эффективности  процесса обучения и воспитания. Качество образования учителя и уровень  сформированности его профессионализма являются социальными критериями состояния  и результативности процесса образования, его соответствия потребностям современного общества в формировании и развитии профессионально-личностной компетенции  специалиста. Диалогичное взаимодействие между национальными системами  подготовки педагогических кадров европейских  стран, их коммуникация являются условием их успешного интегрирования в рамках единого образовательного пространства Европы.

 

Проблема повышения качества в российской системе образования  актуализировалась в последние  годы. Видимым выражением этой тенденции  является введение соответствующих  понятий в нормативные документы, а также развитие соответствующих  институциональных механизмов, обеспечивающих диагностику и управление качеством (единый государственный экзамен, государственная  система лицензирования и аккредитации вузов). Российская педагогическая наука  и образовательная практика ищут пути обеспечения качества педагогического  образования путем осмысления интеграционных процессов, происходящих в европейском  образовании.

 

В условиях активно развивающейся  двухуровневой системы педагогического  образования (бакалавриат, магистратура) в России объективно возникла потребность  в изучении качественных изменений  в системе зарубежной педагогической школы, произошедших во второй половине ХХ столетия: создание новых типов  образовательных учреждений (колледжи-университеты); разработка вариативных учебных  планов и программ; перестройка содержания; реализация новых технологий. Как  государство Восточной Европы, Россия ориентирована на участие в формировании общеевропейского образовательного пространства в процессе конструктивного диалога с Западом. Поэтому изучение богатого европейского опыта в области педагогического образования может служить в известной мере ориентиром в прогнозировании процессов развития отечественной системы образования с учетом особенностей нашего общества и тех специфических задач, которые стоят перед педагогическим образованием в России в новом веке.

 

Особый интерес для  отечественной педагогической науки  и практики представляет британская система обеспечения качества непрерывного педагогического образования. Это  объясняется, прежде всего, тем, что  система подготовки и переподготовки учителей в Великобритании является одной из старейших в Европе. В  течение многих лет в Великобритании организуются исследования в области  непрерывного педагогического образования. Кроме того, участие в различных  международных проектах обеспечивает ей широкую теоретическую и практическую базу для развития новых подходов в этой сфере. Актуализации исследования британской системы качественной подготовки и переподготовки педагогических кадров для российской педагогики содействует  и тот факт, что она первоначально  функционировала в условиях ограниченного  государственного финансирования, что  содействовало развитию рыночных механизмов ее организации, самостоятельному поиску источников финансирования, активизации  мониторинговой и маркетинговой  деятельности. При неизменном сохранении национальных приоритетов, эта модель развивалась в русле общеевропейских  и общемировых тенденций, решая  во многом одинаковые для многих стран  мира проблемы подготовки учительских  кадров. В связи с этим, изучение британского опыта позволит получить адекватное представление не только об общих тенденциях повышения качества подготовки учителей в мире, но и  характере существующих проблем  и путях их разрешения, и тем  самым будет содействовать если не избежать, то минимизировать возможные  негативные последствия и ошибки, а также сопоставить собственные  политические решения с практикой  других, лучше оценить целесообразность и риски их принятия.

 

В условиях существования  объективной необходимости в  изучении и применении зарубежного  опыта сравнительный историко-педагогический анализ основных парадигм и стратегий  управления качеством педагогического  образования в зарубежной и отечественной  педагогике, результатов научных  исследований в этой области позволил выявить противоречия:

 

- между необходимостью  анализа и синтеза системы  обеспечения качественной подготовки  и повышения квалификации учителей  в зарубежных странах как обязательного  условия вхождения России в  мировое образовательное пространство, наличием опыта решения многих  проблем повышения качества педагогического  образования в Великобритании  и отсутствием его научного  осмысления и синтетического  представления;

 

- между динамичным изменением  теории и методологии педагогического  образования при относительном  консерватизме и неизменности  традиционной концепции качества;

 

- между активным нормотворчеством  в системе профессионального  педагогического образования в  последние годы в условиях  слома традиционных моделей управления  высшим образованием и принципиальными  недостатками отечественной модели  педагогического контроля, характеризующейся  неэффективностью пятибалльной  шкалы отметок, обладающей низкой  дифференцирующей способностью, крайней  условностью, недостаточной объективностью  и малой наглядностью;

 

- между необходимостью  обновления качества непрерывного  педагогического образования в  соответствии с потребностями  открытого европейского общества  и консерватизмом, сложившимся в  системе подготовки и профессиональной  переподготовки учителей в России.

 

Отсюда возникает необходимость  всестороннего исследования вопросов обеспечения качества непрерывного педагогического образования в  Великобритании с целью обогащения отечественной педагогической науки  и практики.

 

Проблема и состояние  ее научной разработанности. Выявленные противоречия доказывают существование  проблемы исследования: каковы концептуальные основания, тенденции, факторы, организационно-методические, правовые и финансовые механизмы  обеспечения качества непрерывного педагогического образования в  Великобритании во второй половине ХХ в.?

 

Первым исследованием, посвященным  систематическому анализу состояния  педагогического образования в  Англии, была диссертация Ю.С.Алферова «Система педагогического образования  в Англии», защищенная в 1965 г. В данной работе представлен богатый историографический материал, дается детальный анализ структуры педагогического образования. Исследованию системы подготовки учителей в Англии в 60-70-е годы ХХ века была посвящена кандидатская диссертация  Г.А.Андреевой, которая позднее в  своем докторском труде раскрыла аксиологический аспект развития педагогического  образования в Англии в 70-90-е гг. ХХ в. В 2006 г. защищена докторская диссертация  В.Б.Гаргая «Развитие системы повышения  квалификации учителей в Великобритании (конец XIX- конец ХХ вв.)».

 

Теоретический и практический аспекты подготовки студентов в  педагогических колледжах Англии в 1970-1980-е гг. рассмотрела в своей  работе украинская исследовательница  О.Ю.Леонтьева. Реформы высшего педагогического  образования в Англии исследуются  в диссертации А.В.Паринова, организационно-педагогические основы профессиональной подготовки будущих  учителей в высшей школе Англии выявлены в диссертации Е.А.Карабутовой; профессионально-педагогическая подготовка учителя средней школы  в Великобритании представлена в  работе К.Е.Зискина; проблемы повышения  квалификации учителей нашли отражение  в исследовании Т.Г.Моисеенко.

 

В своем исследовании мы также  опирались на ряд исследований (Л.Р.Акмаев, Г.А.Алексевич, О.А.Гогуа, Г.Д.Дмитриев, А.А.Кадушина, З.А.Колонтай, Е.И.Лошина, Е.Г.Полупанова, Н.И.Сергеева), в которых  затрагиваются вопросы подготовки учителей в Великобритании в ракурсе  конкретной тематики: тенденций развития профессионально-технического образования, дошкольного воспитания, высшего  образования и др.

 

В диссертационных работах  последних лет отмечается тенденция  сравнительно-педагогического исследования вопросов профессионального образования  в европейских странах в контексте  мировых процессов глобализации и интеграции: интеграционные тенденции  в мировом высшем образовании (Л.В.Абракова); сравнительно-педагогический анализ систем высшего профессионального образования  развитых стран (Л.П.Рябов); основные тенденции  развития и современное состояние  профессионального образования  в странах Европейского Союза (О.Н.Олейникова); сравнительный анализ зарубежной и  российской практики оценки качества реализации государственных стандартов профессионального образования (В.П.Смирнов); реализация демократических принципов  в управлении общим и профессиональным образованием за рубежом (И.М.Курдюмова); научно-педагогические предпосылки  перспектив эволюции непрерывного образования  в России, Великобритании, США (О.В.Кузнецова); интеграционные процессы в системах образования европейских стран (Е.И.Бражник).

 

Среди этих работ мы обнаружили довольно большое количество компаративистских  исследований, посвященных вопросам педагогического образования: анализ развития высшего педагогического  образования в Западной Европе на современном этапе (В.Г.Грачева); подготовка учителей в европейских странах: национальные приоритеты и интеграция в контексте Болонского процесса (Л.Н.Полунина); сравнительный анализ повышения квалификации учителей в  России и в развитых зарубежных странах (И.Э.Савенкова); система и содержание педагогического образования в  современных западных странах (В.Е.Янковский); основные тенденции развития высшего  педагогического образования стран  Западной Европы конца ХХ в. (Н.В.Негребецкая).

 

Отдельные вопросы эволюции системы подготовки педагогических кадров в развитых странах, утверждения  новых концептуальных подходов к  решению практических и теоретических  задач рассматриваются в работах  известных отечественных компаративистов: Н.М.Воскресенской, Б.Л.Вульфсона, Л.И.Гурье, А.Н.Джуринского, В.П.Лапчинской З.А.Мальковой, В.С.Митиной, Н.Д.Никандрова, В.Я.Пилиповского, К.И.Салимовой, Т.М.Трегубовой, Т.В.Цырлиной, Т.Ф.Яркиной и др. В этих работах  мы нашли материал по утверждению  в мировой педагогике феномена непрерывного педагогического образования.

 

Особое значение для нашего исследования имело изучение оригинальных трудов по вопросам непрерывного педагогического  образования таких английских исследователей, как Д. Бриджис, К.Кайрико, В.Карр, Т. Керри, Дж. Петти, Р.Принг, Л.Стенхауз, Э.Стоунз, Л.Тиккл, М. Уилкин, Дж.Эллиот. Общие  для всех уровней обучения проблемы управления образованием стали предметом  изучения многих отечественных педагогов: В.П.Беспалько, В.И.Загвязинского, Б.С.Гершунского, Г.Г.Габдуллина, А.А.Грекова, В.И.Данильчука, В.А.Караковского, Е.Г.Мартынова, Ю.А.Назарова, А.И.Пригожина, Н.Л.Селивановой, Н.К.Сергеева, В.В.Серикова, К.М.Ушакова и др. Изучением проблем управления образованием, в частности, теорией социального управления успешно занимались В.Г.Афанасьев, Ю.В.Васильев, Ю.А.Конаржевский, М.И.Кондаков и др., теоретическими основами управления развитием образовательных систем и качеством образования в школе – А.М.Моисеев, М.М.Поташник, Е.А.Ямбург и др., системой управления развитием профессионального высшего педагогического образования – С.И.Архангельский, А.М.Радьков, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов и др. Большое значение для глубокого понимания постановки проблемы имело специальное изучение работ отечественных педагогов по общим вопросам теории обучения, организации учебного процесса и воспитания будущих учителей (О.А.Абдуллиной, Д.В.Вилькеева, Е.М.Ибрагимовой, М.И.Махмутова, Г.А.Петровой, А.И.Щербакова).

 

На сегодняшний день сложились  определенные теоретические предпосылки  изучения проблемы педагогического  обеспечения качества образования  в высшей школе. К ним относятся  концептуально-методологические исследования, выполненные специалистами Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов И.А.Зимней, Г.П.Савельевой, Н.А.Селезневой, А.И.Субетто и др. Исследования А.Г.Бермуса, Н.В.Кузьминой, Б.С.Иванова, И.А.Ивлевой, Г.В.Мухаметзяновой, А.А.Нестерова, З.Г. Нигматова, А.М.Новикова, Д.А.Торопова и др., в которых анализируются  генезис, структура, классификация, типы и уровни качества в различных  образовательных системах, позволяют  выявить и понять сущностные характеристики, содержание и параметры качества образования в высшем учебном  заведении.

Информация о работе Обеспечение качества непрерывного педагогического образования в Великобритании (вторая половина ХХ в.)