Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 23:52, автореферат
Цель исследования: на основе многоаспектного историко-педагогического и теоретико-методологического анализа процесса возникновения, развития и функционирования системы непрерывного педагогического образования выявить и обосновать концептуальные основания, тенденции, факторы, организационно-методические, правовые и финансовые механизмы обеспечения качества профессиональной педагогической подготовки и переподготовки педагогических кадров в Великобритании во второй половине ХХ в., определить методологию использования британского опыта в процессе реформирования российской системы непрерывного уровневого педагогического образования.
САБИРОВА ДИАНА РУСТАМОВНА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА НЕПРЕРЫВНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
(вторая половина ХХ в.)
13.00.01 – общая педагогика,
история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Казань - 2008
Работа выполнена в ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор
Нигматов Зямиль Газизович
Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО,
доктор философских наук, профессор
Волович Леонид Аркадьевич,
доктор педагогических наук, профессор
Олейникова Ольга Николаевна,
доктор педагогических наук, профессор
Железовская Галина Ивановна
Ведущая организация - Академия повышения квалификации и
профессиональной
Защита состоится «1» октября 2008 г. в 12 часов на заседании
диссертационного совета
Д 212.078.01 при ГОУ ВПО «Татарский
государственный гуманитарно-
420021, г. Казань, ул. Татарстан, 2.
С диссертацией можно ознакомиться
в библиотеке ГОУ ВПО «Татарский
государственный гуманитарно-
Автореферат разослан «___» __________ 2008 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор педагогических наук,
профессор Маликов Р.Ш.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.
Одна из важнейших задач ХХI века,
стоящих перед странами мира, - интеграция
систем образования в европейское
и мировое образовательное
Тенденция интеграции требует
от каждой страны-участницы развития
системы непрерывного образования,
создания широкой сети разнообразных
направлений учебы, доступных различным
социальным, профессиональным и возрастным
группам населения. От направленности
и эффективности этой системы
во многом зависят перспективы развития
человечества. Сегодня образование
должно включать в себя такие характеристики,
как непрерывность, фундаментальность,
целостность. Реализация новой парадигмы
– «учение через всю жизнь»
(lifelong learning) (ЮНЕСКО), развитие информационных
технологий, становление глобального
информационно-педагогического
В этой связи по-новому ставится
вопрос о профессиональной подготовке
учителя. Личность учителя, его профессиональная
компетентность, социальная зрелость
и духовное богатство в настоящее
время оказываются наиболее важными
условиями обеспечения
Проблема повышения качества
в российской системе образования
актуализировалась в последние
годы. Видимым выражением этой тенденции
является введение соответствующих
понятий в нормативные
В условиях активно развивающейся
двухуровневой системы
Особый интерес для
отечественной педагогической науки
и практики представляет британская
система обеспечения качества непрерывного
педагогического образования. Это
объясняется, прежде всего, тем, что
система подготовки и переподготовки
учителей в Великобритании является
одной из старейших в Европе. В
течение многих лет в Великобритании
организуются исследования в области
непрерывного педагогического образования.
Кроме того, участие в различных
международных проектах обеспечивает
ей широкую теоретическую и
В условиях существования
объективной необходимости в
изучении и применении зарубежного
опыта сравнительный историко-
- между необходимостью
анализа и синтеза системы
обеспечения качественной
- между динамичным изменением
теории и методологии
- между активным
- между необходимостью
обновления качества
Отсюда возникает
Проблема и состояние ее научной разработанности. Выявленные противоречия доказывают существование проблемы исследования: каковы концептуальные основания, тенденции, факторы, организационно-методические, правовые и финансовые механизмы обеспечения качества непрерывного педагогического образования в Великобритании во второй половине ХХ в.?
Первым исследованием, посвященным
систематическому анализу состояния
педагогического образования в
Англии, была диссертация Ю.С.Алферова
«Система педагогического образования
в Англии», защищенная в 1965 г. В данной
работе представлен богатый
Теоретический и практический
аспекты подготовки студентов в
педагогических колледжах Англии в
1970-1980-е гг. рассмотрела в своей
работе украинская исследовательница
О.Ю.Леонтьева. Реформы высшего
В своем исследовании мы также
опирались на ряд исследований (Л.Р.Акмаев,
Г.А.Алексевич, О.А.Гогуа, Г.Д.Дмитриев,
А.А.Кадушина, З.А.Колонтай, Е.И.Лошина,
Е.Г.Полупанова, Н.И.Сергеева), в которых
затрагиваются вопросы
В диссертационных работах
последних лет отмечается тенденция
сравнительно-педагогического
Среди этих работ мы обнаружили
довольно большое количество компаративистских
исследований, посвященных вопросам
педагогического образования: анализ
развития высшего педагогического
образования в Западной Европе на
современном этапе (В.Г.Грачева); подготовка
учителей в европейских странах:
национальные приоритеты и интеграция
в контексте Болонского процесса
(Л.Н.Полунина); сравнительный анализ
повышения квалификации учителей в
России и в развитых зарубежных странах
(И.Э.Савенкова); система и содержание
педагогического образования в
современных западных странах (В.Е.Янковский);
основные тенденции развития высшего
педагогического образования
Отдельные вопросы эволюции
системы подготовки педагогических
кадров в развитых странах, утверждения
новых концептуальных подходов к
решению практических и теоретических
задач рассматриваются в
Особое значение для нашего исследования имело изучение оригинальных трудов по вопросам непрерывного педагогического образования таких английских исследователей, как Д. Бриджис, К.Кайрико, В.Карр, Т. Керри, Дж. Петти, Р.Принг, Л.Стенхауз, Э.Стоунз, Л.Тиккл, М. Уилкин, Дж.Эллиот. Общие для всех уровней обучения проблемы управления образованием стали предметом изучения многих отечественных педагогов: В.П.Беспалько, В.И.Загвязинского, Б.С.Гершунского, Г.Г.Габдуллина, А.А.Грекова, В.И.Данильчука, В.А.Караковского, Е.Г.Мартынова, Ю.А.Назарова, А.И.Пригожина, Н.Л.Селивановой, Н.К.Сергеева, В.В.Серикова, К.М.Ушакова и др. Изучением проблем управления образованием, в частности, теорией социального управления успешно занимались В.Г.Афанасьев, Ю.В.Васильев, Ю.А.Конаржевский, М.И.Кондаков и др., теоретическими основами управления развитием образовательных систем и качеством образования в школе – А.М.Моисеев, М.М.Поташник, Е.А.Ямбург и др., системой управления развитием профессионального высшего педагогического образования – С.И.Архангельский, А.М.Радьков, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов и др. Большое значение для глубокого понимания постановки проблемы имело специальное изучение работ отечественных педагогов по общим вопросам теории обучения, организации учебного процесса и воспитания будущих учителей (О.А.Абдуллиной, Д.В.Вилькеева, Е.М.Ибрагимовой, М.И.Махмутова, Г.А.Петровой, А.И.Щербакова).
На сегодняшний день сложились
определенные теоретические предпосылки
изучения проблемы педагогического
обеспечения качества образования
в высшей школе. К ним относятся
концептуально-методологические исследования,
выполненные специалистами