Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 12:43, курсовая работа
Цель исследования: составить рекомендаций по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности исторических и современных подходов взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
2. Охарактеризовать традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
3. Подобрать материал для составления рекомендаций по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Введение.……………….. ………………………………………………..…3
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй ……………………....6
1.1 Исторические подходы к проблеме взаимодействия ДОУ с семьёй…………………………………………………. ……………………….6
1.2 Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения…………..…………………….16
Глава 2 Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения…………………………………………………………………….25
2.1 Традиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения………………………………………………..25
2.2 Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения………………………………………………..28
Глава 3 Рекомендации по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей………………………..33
Заключение………………………………………………………………….50
Список литературы…………………………………………………………52
В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности:
Но необходимо отметить, что отношение педагогов к традиционным методам наглядной пропаганды на современном этапе развития взаимоотношений педагога и родителей неоднозначно. Ряд воспитателей убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в современных условиях. Они объясняют это тем, что родители не интересуются материалами, размещенными на стендах, папках-передвижках. А педагоги часто стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями, статьями из газет и журналов. По мнению других воспитателей, наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.
Рассмотрим группу традиционных информационно-ознакомительных форм.
«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.
Выставки, вернисажи детских работ. Их цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).
Например: выставка, освящающая разделы программы «Изобразительная деятельность детей в семье и детском саду», «Игрушка и ее воспитательная роль» или выставки детских работ «Осень – запасиха», «Зима пришла» и т.д.
Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.
Видеофильмы. Создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.
К данным формам работы с родителями можно отнести и
Информационно-аналитических форм организации
взаимодействия с родителями
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
На основе анкетных данным можно разработать критерии «включенности» родителей в образовательный процесс. Он может отражать количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. А так же качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволяет выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
Всё это поможет воспитателю найти дифференцированный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Письменные формы взаимодействия с родителями
Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями.
Как и когда использовать письменные формы общения.
Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Так как они не способствуют сплочению детско-родительского коллектива группы. А некоторые (брошюра, пособие, бюллетень, отчёт) более приемлемы для организации работы с родителями в рамках всего детского сада.
Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
Заключение
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воснитанников на сегодняшний день вопрос актуальный, требующий к себе правильного и грамотного подхода. Для того, чтобы в дошкольных учреждениях процесс взаимодействия с родителями происходил постоянно и носил действенный характер, педагогам необходимо регулярно и качественно оценивать данный процесс, выявляя все положительные и отрицательные стороны и проводить, при необходимости, коррекцию по данному направлению.
Целью работы было составление рекомендаций по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
Для того чтобы составить рекомендации, необходимо было охарактеризовать традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.).
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй охарактеризованы, подобран материал для составления рекомендаций по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Данные рекомендации были апробированы в последние полтора года в муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении детский сад № 22 городского округа Богданович. Опыт работы с родителями показал, что в результате использования новых форм взаимодействия позиция как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников.
Положительным результатом данной деятельности можно считать возросшую активность родителей в делах садика по сравнению с прошлыми годами: на 25% увеличилась посещаемость родительских собраний, что видно из протоколов собраний; родители стали чаще интересоваться успехами детей; стали более активными участниками различных конкурсов и мероприятий.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.
Всё это позволяет сделать вывод, что использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.
Список литературы
4. Белкина, В.Н., Васильева, Н.Н., Елкина, Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям [Текст] / В.Н. Белкина, Н. Н. Васильева, Н. В. Елкина. – Ярославль: Академия, 2006. – 320 с.
5 .Белоногова, Г., Хитрова, Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание, 2003. – № 1. – 82 – 92с.
6. Бутырина, Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. Пособие [Текст] / Н.М.Бутырина, С.Ю.Боруха, Т.Ю.Гущина. – Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.
7. Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др . Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей [Текст] / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2005. — 190 с.
8. Гуров, В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей [Текст] / В. Н. Гуров. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.
9. Далинина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание, 2005. - № 1. –41 – 49с.
10. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание, 2004. – № 1. – 60 – 68 с.
Информация о работе Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей