Формы взаимодействия общества и природы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:36, лекция

Краткое описание

Существует несколько форм:
Экологическая – бессознательная форма, основана на естественных законах развития природы и человека. Природа создаёт оптимальные режимы существования человека (гидрологический, атмосферный и т.п.). здесь действуют естественные законы.
Экономическая - основана на социальных законах. Человек по пути своего развития увеличивает свои потребности, которые удовлетворяет за счет природы.

Файлы: 1 файл

Ekologicheskoe_pravo_lektsii.docx

— 40.68 Кб (Скачать)

Экологическое право.

 

Тема 1.

  1. Формы взаимодействия общества и природы.

Предмет – отношения между  юридическими и физическими лицами по поводу использования природы.

Человек – результат развития природы. Природа первична.

Существует несколько  форм:

  1. Экологическая – бессознательная форма, основана на естественных законах развития природы и человека. Природа создаёт оптимальные режимы существования человека (гидрологический, атмосферный и т.п.). здесь действуют естественные законы.
  2. Экономическая  - основана на социальных законах. Человек по пути своего развития увеличивает свои потребности, которые удовлетворяет за счет природы.
  3. Эколого-экономическая – подразумевает приоритет экологических интересов над экономическими. :
    1. Рациональное природопользование – бережное, неистощимое использование природных ресурсов.
    2. Охрана окружающей среды – 1 этап конец 19 века в консервативной форме начались создаваться охраняемые территории )заповедники, заказники и т.п.) в 20 веке охрана природы понималась более широка, охрана всей природы. Закон СССР в 1960 на обеспечение охраны природы. На рубеже 20-21 вв. охрана перерастает в оздоровление нарушенного баланса, состояние природы. Охрана природы выходит на международный уровень.
    3. Экологическая безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов человека, общества, государства от негативных факторов окружающей среды природного и техногенного характера.

Экологический кризис –  это та стадия взаимодействия общества и природы, на которой до предела обостряются экономические и экологические проблемы общества. Впервые об экологическом кризисе начали говорить в 60-70-е гг 20 в. в Америке. У нас это явление долгое время не признавалось до 90-х. опасность экологического кризиса в том, что он оказывает воздействие на здоровье человека, его генетический код и т.п.

Экологический кризис проявляется  в различных формах:

  1. Чрезвычайно опасная форма – радиация – поступление в окружающую среду радиоактивных изотопов в результате техногенных катастроф или разработки радиоактивных руд.
  2. Загрязнение атмосферного воздуха.
  3. Загрязнение питьевой воды
  4. Выведение из оборота огромного количества пахотных земель.
  5. И др.

Причины появления экологического кризиса:

  1. Появление и существование ВПК
  2. Потребительская психология
  3. Отсутствие гласности в прежние времена.

 

Пути преодоления экологических  кризисов: изменение законодательства, запрещение.

 

Концепция перехода к устойчивому  развитию является одной из поддерживаемых большинством стран. Появилась она  в деятельности в ООН. 1972 г. – первая конференция о защите природы. В 1992г. в Рио-де Жанейро.

В 1984 г. под эгидой ООН  была создана международная комиссия по окружающей среде и развитию для  … 

Результатом деятельноси  комисси появился доклад «наше общее  будущее» и который в 1987 г. был  представлен на генеральной ассамблеи  ООН. Центральное место в докладе  занимала концепция устойчивого  развития. Устойчивое развитие – это  такое развитие, которое, удовлетворяя потребности сегодняшнего поколения, не ставит под угрозу способность  будущих поколений удовлетворять  свои потребности.

В последствии идея устойчивого  развития была развита в 1992 г. в Рио. «Рио-по развитию окружающей среде».

На основе всех подписанных  там соглашений РФ отразила переход  к концепции устойчивого развития – указ президента РФ о переходе к концепции устойчивого развития. От 1.04.96

 

Экологическая доктрина утв. распоряжением правительства в 2002 г.

 

Тема 2.: отрасль права.

Не учить специфические черты.

 

Принципы экологического права в ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды».

 

 

История развития:

Реально рассматривать историю  экологического права с 1917 г.

1 этап. С 1917-1968 гг. одним из первых декретов был декрет о земле. В целом как экономический закон. На основе этого декрета произошла национализация земли. Декреты о лесах, о недрах земли и др. с 1922 г. – первый земельный кодекс РСФСР. Земля – основной природный ресурс. Охрана других природных ресурсов исходит из приоритета сохранения земли. Подчёркивается приоритет земли над другими ресурсами. Водный кодекс и лесной кодекс – как продолжение земельного кодекса.

В 1960 г. закон «об охране природы СССР» был декларативен. На 1 этапе происходит становление  экологического права.

2 этап. 1968-1988 гг. в 1968 г. разрабатывалось новое законодательство. Принимаются «Основы земельного законодательства СССР», в которых говорилось, что о ныне лесные, горные, водные отношения регулируются специальным законодательством. В последствии происходит разработка таких актов: «основы водного законодательства, основы лесного законодательства, основы законодательства о недрах до 1975 г.

В 1980 г. об охране атмосферного воздуха и закон об охране и  использовании животного мира. С  принятием в 1977 г. новой конституции  впервые на уровне конституции была закреплена обязанность граждан охранять природу, что подчеркивало значимость этой деятельности в стране. Формировалось природно-ресурсовое право. В качестве подотрасли выступала «правовая охрана природы СССР».

3 этап. 1988-н.в.

После Чернобыля выявилась  несостоятельность экологического законодательства.

 С 7.01.88 г. постановление  ЦК КПСС «О коренной перестройки  дела охраны природы в стране».  В этом постановлении были  отражены все недостатки законодательства  в стране. Было предложено создать  орган, наделённый полномочиями над министерством – госкомприроды СССР. Он имел надведомственный характер и осуществлял контроль в сфере природоохраны и т.п. Далее в структуре госкомприроды был создан научно-исследовательский институт по проблемам рационального природопользования и охраны окружающей среды. В этом же постановлении было сказано о необходимости экологической экспертизы. Был взят курс на разработку нового экологического законодательства. В 1991 г. закон РСФСР «Об охране окружающей среды». В последствии было много редакций этого закона.

 

Объекты экологического права – компоненты природной среды, имеющие естественное происхождение, находящиеся в системе экологич. взаимосвязи и выполняющих экологические, экономические и культурно-оздоровительные функции.

Единая экологическая  система. Закон об охране окружающей среды.

Три группы объектов:

  1. Дифференцированные объекты
    1. Земли, недры, почвы
    2. Поверхностные воды
    3. Живые организмы
    4. Атмосфера
  2. Нуждающиеся в первоочередной охране
  3. Особо охраняемые территории и объекты.

 

Международные объекты экологического права. Можно условно разделить:

  1. Международные объекты – это объекты общечеловеческого достояния. При их использовании международные договоры, к ним относятся космос, антарктика, мировой океан, воздух, природные ресурсы, которые разделяются 2 и более государствами (реки, озёра проливы и т.п.), перелётные птицы, мигрирующие животные. Имеет исчерпывающий перечень.
  2. Объекты, имеющие международное значение, отличие от1) в том, что объекты имеют территориальную национальную принадлежность, например –Байкал. Не имеет исчерпывающего перечня. Могут быть учатки тропических лесов, животные, занесенные в красную книгу, и т.д. несмотря на их национальную принадлежность их охрана обеспечивается международным сотрудничеством. Объявление объектов таковыми происходит путё заключени международных договоров или решением межд орг-ции.
  3. Объекты международные по своему проихождению: природные ресурсы исключительной экономической зоны и континентального шельфа государства. Охраняются национальным законодательством.

 

В числе объектов не выделяется сам человек. Однако объектом могут быть права человека.

 

Тема: Управление в области охраны окружающей среды (самостоятельно).

 

Органы специальной компетенции.

Указ президента о системе  и структуре органов государственной  власти.

Головным органом –  министерство природных ресурсов и  экологии. В его состав входят 2 федеральные  службы и 2 агентства:

  1. ФС по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
  2. ФС по надзору в сфере природопользования (росприроднадзор)
  3. ФА водных ресурсов
  4. ФА по недропользованию.

 

Правительству подчиняется  ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору (ростехнадзор) подчиняется  напрямую правительству.

 

В минздравсоцразвития входит ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.  Санитарный и эпидемиологический надзор.

 

Надзорные функции только у росприроднадзора. Само министерство осуществляет общее управление, координацию деятельности, разрабатывает нормативные акты.

 

Тема 6: механизмы охраны окружающей среды.

1 вопрос – правовой  механизм.

Правовой механизм представляет собой систему организационно-правовых мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и воспроизводство  природы и окружающей среды.

По структуре:

  1. Природоохранные нормы
  2. Экологизированные нормы
  3. Нормы-гарантии
  4. Эколого-правовые отношения.

 

Природоохранные. Цель –  закрепление в законодательстве основных приоритетов и принципов  природоохранной деятельности.

Экологизированные нормы  – цель – довести до хозяйствующих  субъектов содержание, суть и значение норм. Требование природоохранных норм должны быть включены в те нормативные  акты, на основе которых осуществляется хоз деятельность.

 

Нормы-Гарантии – путём  применения мер юридической ответственности.

 

Эколого-правовые отношения  – отношения, которые регулируются 1,2,3.

 

Условия эффективности действия правового механизма:

  1. Содержание природоохранительной нормы должно иметь экологическое обоснование. Норма права должна учитывать уже сложившиеся отношения человека и природы.
  2. Содержание природоохранительной нормы должно пройти экологизацию, т.е. включено в закон.
  3. Кроме правовых гарантий должны действовать и иные гарантии: экономические гарантии, организационные гарантии (совершенствование системы управления), идеологические гарантии (связаны с повышением экологической культуры населения).

Все эти условия должны действовать в комплексе.

 

2 вопрос.

Экономический механизм –  появился в 90-у и впервые был  закреплён законом РСФСР 1991 г. «об  охране окружающей природной среды».

Экономический механизм основан  на материальной заинтересованности. Охрана окружающей среды будет эффективна тогда/ когда будет экономически выгодно природопользователю.

Ст. 14 фз элементы экономического регулирования:

  1. Экономические санкции –принудительное взимание платежей за негативное воздействие на окр среду
  2. Экономические стимулы: предоставление налоговых и иных льгот при применении лучших технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов, переработки отходов и иных эффективных мер по охране окружающей среды.
  3. Экономические гарантии – финансирование природоохранной деятельности из бюджетов всех уровней, разработка гос прогнозов социально-экономического развития и экологических программ, страхование, аудирование и др.

 

Плата за негативное воздействие  на окружающую среду.

Ст.16 плата взимается за следующие виды негативного воздействия:

  1. Выброс в атмосферу
  2. Сброс в поверхностные и подземные воды
  3. За загрязнение недр и почв
  4. За размещение отходов
  5. За иные виды (электромагнитные излучения, шум, вибрация и др.)

Плата за негативное воздействие  на основании постановлений правительства  № 632 1992г. и  12.06.2003 № 144 о нормативах платы.

Устанавливаются 2 норматива  платы:

  1. За загрязнение в пределах установленных нормативов
  2. За загрязнение в пределах установленных лимитов

Информация о работе Формы взаимодействия общества и природы