Исторические формы семьи и брака

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:32, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Исторические формы семьи и брака» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
1. ЭВОЛЮЦИЯ СЕМЬИ И БРАКА………………………………………5
1.1 Брак в древности……………………………………..5
1.2 Европейский брак в средневековье и
Возрождение…………………………………………7
1.3 Христианская модель семьи………………………...8
2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СЕМЬИ И БРАКА……………………..12
2.1 Исторические формы и социальные
функции семьи………………………………………12
2.2 Исторические формы брака………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….........22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….25

Файлы: 1 файл

Философия семьи и брака.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

       Дисциплина: «Философия»

 
 
 

       Тема: «Исторические формы семьи и брака» 
 
 

       СОДЕРЖАНИЕ

       ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3

  1. ЭВОЛЮЦИЯ СЕМЬИ И БРАКА………………………………………5
    1. Брак в древности……………………………………..5
    2. Европейский брак в средневековье и

                               Возрождение…………………………………………7

    1. Христианская модель семьи………………………...8

     2.  ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СЕМЬИ И БРАКА……………………..12

                  2.1         Исторические формы и социальные

                                 функции семьи………………………………………12

                   2.2         Исторические формы брака………………………...15

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….........22

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ

       Представленная  контрольная работа посвящена теме «Исторические формы семьи и брака». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

       Тема  «Исторические формы семьи и брака» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин.

       Актуальность  настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Исторические формы семьи и брака» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

       Объектом  данного исследования является анализ условий «Исторические формы семьи и брака».

       При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. 
Целью исследования является рассмотрении исторических форм  семьи и брака. Для достижения своей цели необходимо определить задачи. Задачами являются:

    • Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Исторические формы семьи и брака»;
    • Рассмотреть эволюцию семью и барака, в том числе изучить различные модели семь и брака;
    • определить исторические формы семьи;
    • проанализировать социальные функции семьи;
    • рассмотреть исторические формы брака.

       Работа  имеет традиционную структуру и  включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и список использованной литературы.

       Во  введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования.

       Глава первая раскрывает исторические аспекты  проблемы «Исторические формы семьи и брака».

       Во второй главе подробно рассмотрены содержание исторических форм семьи  и брака.

       Источниками информации для написания работы по теме «Исторические формы семьи и брака» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Исторические формы семьи и брака», справочная литература, прочие актуальные источники информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.  ЭВОЛЮЦИЯ СЕМЬИ И БРАКА

       1.1 Брак в древности

       Возникновение  городской  цивилизации,  развитие  навыков  письма  и чтения привели к первым письменным законам о браке,  появившемся  в  Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой:  будущий муж должен был выкупить девушку у ее  отца.  Во  всех  древних  культурах  брак - соглашение и брак-сделка были обычным явлением.

       В  Древнем  Египте  брак  также  заключался   по   экономическим   или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры,  чтобы  не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.

       Первая  историческая  форма  моногамии  –   патриархальная   семья   – управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а  также  домашних рабов.

       История  знает  и  эпоху  матриархата,  когда   в   древнем   обществе главенствующее положение  занимала  женщина,  но  на  то  были  свои  особые причины. Когда было наложено  жесткое  табу  на  кровосмешение,  образовался род, как новая форма  семьи,  в  основу  которой  как  уже  отмечалось,  был положен принцип родства по материнской линии. Ввиду того, что мужья  и  жены были общими,  отцовскую  линию  проследить  было  фактически  невозможно,  и поэтому действительно кровными родственниками  можно  признать  было  только мать и ее детей, которые оставались при ней и  составляли  ее,  материнский, род.

       В период матриархата наследование всегда шло по  женской  линии,  а  в брачных соглашениях собственность  жениха  часто передавалась  во  владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим  на  своих  сестрах  и  даже дочерях, так как это помогало сохранить трон, династию и наследство. Так Клеопатра (69 – 30  гг.  до  н.  э.)  сначала  была  женой  своего старшего брата, затем после его смерти, – супругой  младшего  брата.  Каждый этот брак давал им право владеть Египтом.

       Первые  законы  римского  права  приписываются  Ромулу,   легендарному основателю Рима. В соответствии с  этими  законами  женщина,  соединенная  с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества,  на нее распространялись все  права  мужа.  Закон  предписывал  женам  полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а  мужей  –  управлять  женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что  брак  существует исключительно  ради  деторождения,  а  также  ради  того,  чтобы   неделимой осталась семейная собственность. Много веков спустя Римское  право  легло  в основу  английского  законодательства,  которое  по-прежнему  закрепляло  за мужьями большие права.

       В период рабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин:

    1. жрицы – служительницы различных культов, «мистические» женщины;
    2. матроны – респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа  называли  на  «вы», за измену могла поплатиться жизнью или продавалась в  рабство); 
    3. рабыни, являвшиеся наложницами  плебеев;
    4. гетеры  –  образованные  и  одаренные женщины (так называемые «женщины для наслаждения»);

         Нравы в Древней Спарте иллюстрируются  следующим  примером.  Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей  женой  любому  мужчине,  который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме  мужа,  рожденный  ею ребенок от постороннего мужчины  также  оставался  в  семье  (если  это  был крепкий, здоровый мальчик). Объяснимо это с точки зрения  единственной  цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.

       Приведем  слова  Ф. Энгельса: «Ниспровержение  материнского  права  было всемирно  историческим  поражением  женского  пола.  Муж   захватил   бразды правления  и  в  доме,  а  жена  была  лишена  своего  почетного  положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое  орудие  деторождения».

       С  появлением  частной  собственности  женщина  становится  бесправной домашней прислугой с многочисленными хозяйственными  обязанностями,  она  не может даже распоряжаться личным имуществом без разрешения мужа, а  в  случае его смерти власть в доме переходила к сыну.

       По  свидетельствам историков, женщина  могла делить с мужем ложе, но  не трапезу. В Древней Греции красивая женщина стоила несколько  голов  рогатого скота.

       1.2 Европейский брак в средневековье и Возрождение

       На  протяжении IV и V веков Европа  постоянно  подвергалась  нашествию  северных племен варваров, которые  приносили  свои  представления  о  браке, свои брачные  обряды.  Например,  в  соответствии  с  традициями  германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так  и  жены строго каралась моралью и законом. Французские племена,  напротив, одобряли полигамию  и  разрешали  куплю-продажу  невест.  При  этом  почти   у   всех варварских  племен  считалось,  что  брак  существует   ради   семьи,   ради сексуального и экономического удобства.

       С переходом от племенной к национальной  общности,  по  мере  усиления королевской власти, феодальные вожди постепенно утрачивали  свою  абсолютную власть, в том числе и право, принимать решение о  браках  своих  вассалов  и смердов.

       Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были  жениться  на  дамах  своего круга.  По  существу  брак  был  социально-экономической  сделкой:  с  одной стороны девушка «продавала»  свою  девственность,  целомудрие,  с  другой  –  мужчина брал на себя обязательства содержать и  обеспечивать  ее  и  будущих детей. Для  аристократии  брак  был  политическим  актом,  лучшим  средством увеличить  свое  влияние  и  могущество.  То  же  самое  отношение  к  браку существовало  и  среди  цеховых  мастеров  средневековых  городов  и   среди купечества.

       Представления о серенадах требуют уточнения  в том плане, что  их,  как правило, распевали под окном чужих жен. Но в то время  как  женатый  мужчина пел под окном чужой жены, под окном  его  собственной  жены  мог  находиться другой. Представление  о  трубадурах  средневековья  неплохо  совмещается  с образом рогоносца.

       К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки,  основанные  на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более  либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.

       Ренессанс, по существу своему революционная  эпоха,  стал  «совершенно исключительным веком пламенной чувственности». Вместе с  идеалом  физической красоты, и как его следствие, в  идеал  была возведена производительность, плодовитость.     Другими   словами   «Высшими    добродетелями    считались вулканические страсти у обоих полов. Иметь много  детей  приносило  славу  и было обычным явлением, не иметь  их  считалось  наказанием  за  какой-нибудь грех и встречалось сравнительно редко».

       1.3 Христианская модель семьи

       Победа  христианской  модели  семьи  над  языческой  характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком.

       В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например,  под  запретом  оказались  полигамные  браки  и  левират  – обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.

       Во  времена  первых  христиан  концепция  семьи  мало  отличалась  от иудейской. Мужчина  оставался  главной  фигурой,  наделенной  властью.  Жена должна была ему подчиняться.

       Патриарх  – глава рода, отец  семейства,  выполняет  и  функции  вождя. Слияние ролей Отца и  Вождя, как и  Отца  и  Учителя,  является  характерной чертой патриархальной культуры.

       В примитивном, дописьменном обществе, где  нет сильной  государственной власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи. Государство,  будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в  семье миниатюру  общественных  отношений.  Члены  семьи   повинуются   отцу,   ка подданные монарху или диктатору и, далее, как все люди – единому Богу,  Отцу Небесному.  Триада  –  Отец  –  Правитель  –  Бог  –  основа  патриархальной  идеологии. С одной стороны,  на  отца  (реального  отца  семьи)  возлагаются функции  монарха  в  миниатюре,  с другой  – правителю,  а далее и Богу приписываются отцовские  качества:  сочетание  строгости  и  справедливости, умение разрешить все конфликты «по-семейному».

       Вообще, как точно подмечено В. Н. Дружининым, ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения  как  христианство. Поэтому  особенно  интересно   рассмотреть   модель   или,   точнее   модели христианской семьи. Как отмечает В.  Н.  Дружинин,  христианское  вероучение предписывает миру две модели семьи:  идеальную  «божественную»  и  реальную, земную.

Информация о работе Исторические формы семьи и брака