Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: составить рекомендаций по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности исторических и современных подходов взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
2. Охарактеризовать традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
3. Подобрать материал для составления рекомендаций по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Оглавление

Введение.……………….. ………………………………………………..…3
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй ……………………....6
1.1 Исторические подходы к проблеме взаимодействия ДОУ с семьёй…………………………………………………. ……………………….6
1.2 Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения…………..…………………….16
Глава 2 Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения…………………………………………………………………….25
2.1 Традиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения………………………………………………..25
2.2 Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения………………………………………………..28
Глава 3 Рекомендации по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей………………………..33
Заключение………………………………………………………………….50
Список литературы…………………………………………………………52

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 355.89 Кб (Скачать)

Чтобы как следует справляться с родительскими обязанностями, особенно когда дети маленькие, требуется время. Причем много времени. Ведь надо познакомить ребенка с хорошими книгами, запустить с ним змея, собрать картинку-загадку. Требуется время и на то, чтобы в который раз выслушать историю  о разбитой коленке и рассказ о птичке со сломанным крылом. Все эти ситуации оказываются кирпичиками, из которых строится уважение, а скрепляются они друг с другом «раствором», замешенным на любви.

Но эти кирпичики не могут стать реальностью, если   в  семье   постоянно   царит напряженный  деловой  распорядок  дня.   Такая  заорганизованная до отказа жизнь приводит к усталости,    которая     порождает    раздражительность, а  та,   е  сваю  очередь, формирует безразличие, что может восприниматься ребенком как недостаток настоящего чувства к нему, уважения   к  его личности   со  стороны родителей.

Возможно,   родителям   порой   следует  задать себе  вопрос:  «За чем   мы так  гонимся? Разве мы не понимаем, что дети уйдут от нас очень  быстро   и у нас не  останется   ничего, кроме неясных   воспоминаний   о   тех   годах, когда они так нуждались в  нас?»

2 вопрос: Как вы относитесь к семейному совету? Нужен ли он?

Отвечает: Педагог-психолог

Ответ на вопрос: «Как вы относитесь к организации семейного совета, в котором каждый член семьи будет равноправным при принятии решений, определяющих жизнь всей семьи?»

Это хорошая мысль: дать возможность каждому члену понять насколько ценится его точка зрения и его мнение в семье. В решении наиболее важных вопросов должны участвовать в той или иной степени все члены семьи. Однако идея о равном праве голоса может завести слишком далеко. Ребенок не может иметь такое же влияние на принятие решений, как его мать и отец. Дети должны ясно понимать, что родители – это великодушные капитаны домашнего корабля.

3 вопрос: У нас нет возможностей для длительных путешествий или дорогих развлечений. Могли бы вы предложить простые занятия с детьми?

Отвечает: Учитель-логопед

После своего выступления учитель-логопед раздает памятку «Игры на кухне» 

«Любящему родителю – на заметку»

-Общаться и играть  с ребенком  во время домашних  хлопот на кухне?

-Да, это отличная  идея!

Что может получиться в результате ?

  • Мы поможем ребенку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной  может быть любая работа, любые предметы.
  • Поможем ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий.
  • Поможем научиться терпению.
  • Самым коротким и действенным путем научимся важным домашним работам.
  • Дадим понять, как заботиться о своей семье.
  • Освоим современный способ обучения и развития ребенка – обучение естественным образом.
  • Сделаем для ребенка сам процесс учения практичным.
  • Станем ближе и интереснее друг другу, у нас появятся общие интересы. Пусть они очень «местного» значения, ценности – то от этого они не теряют.

Правда, полезные результаты? Значит, не прогоняйте ребенка из кухни. (НО, помните о технике безопасности!)

 «Вкусные слова»

 Мама говорит: «Давай вспомним

вкусные слова и угостим друг друга». По очереди называем слова и  «кладем» их на ладошку.

  Можно точно так же поиграть  в «сладкие», «горячие», «растительные», «вареные» слова.

 «Охота на  слова»

 Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Укроп, свекла, картошка и т.д.).

 На слова можно  «охотиться» «прицельно» (слова, которые можно «достать» из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты) и  «охотиться» на кухне вообще. В этом случае подойдет все, что попадет в поле зрения ребенка.

 «Помощники»

Как можно одним словом назвать прибор, который готовит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль)?

«Готовим сок»

Образуем слово : «Из яблок получается сок …(яблочный), из груш – … (грушевый), из слив, из свеклы, из капусты, из …».

Справились? А теперь в обратном порядке: «Морковный сок получается из …(моркови), редечный -  из…»

 «Покупки»

 Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания :

  • В каких из этих предметов «живет» звук Р ? Если ребенок затрудняется, можно ему подсказать: « В каРРРтошке или в капусте ? В яблоках или пеРРРсиках? В аРРРбузе или дыне? В луке или огуРРРцах ?
  • В каких словах есть звук «Л» ? (тареЛка, Ложка, поЛка,виЛка, кастрю – Ля, поЛовник).
  • Назови все, что НЕ надо будет готовить – варить или жарить.
  • Что для тебя здесь самое вкусное?
  • Что самое тяжелое (легкое) , твердое (мягкое), гладкое (шероховатое)?           

 «Раскладываем  и пересчитываем»

 Здесь дело понятное  и тщательное: помытые ложки и  вилки требуют сортировки; накрываемый  стол «ждет» нужное количество  приборов. Предлагайте:  «Посчитай  столько-то ложек и вилок (по  количеству членов семьи) и разложи  их на столе с правой стороны  от тарелок, а с левой клади  салфетки».

   «Охотимся на цифры и буквы»

   Мама обращается к ребенку: «Посмотри, где на кухне есть цифры. Назови их. Для чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем помогают?

   А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? Есть здесь такие же буквы, как и в твоем имени? А какие еще слова начинаются с этой буквы?

Удачи вам в совместной работе и игре с ребенком!

Ведущий: Наша конференция подошла к концу. Нам необходимо выработать решение конференции.

Принятие решения конференции.

Спасибо за внимание, уважаемые родители!

Это программа была оформлена  в формате «альбомная страница», двусторонняя, одна сторона (титульный лист) -  наименование ДОУ, название конференции, дата проведения, тематический рисунок, другая сторона (внутреннее содержание) – рисунок и текст в 4 колонки.  

 


Программа родительской конференции

«Вопросы семейного воспитания»

 

 «Родители  – это великодушные капитаны 

домашнего корабля».

Джеймс Ч.Добсон

17.00 – 17.25 – встреча гостей

Работа видеоканала: «Дела житейские»

17.30  –   открытие  конференции 

Музыкальной приветствие детей «Частушки про любимых родителей»

Вступительное слово. Заведующий  ДОУ

17.25-17.40 – Рубрика: «Говорят дети…»

Презентация видеоролика «Устами младенца…» Ведущий конференции -

ст.воспитатель

17.40-17.55 – Рубрика: «Говорят специалисты…»

«Что такое родительский авторитет?»

Педагог-психолог

«Как на самом деле любить детей?»

Ст.воспитатель

17.55-18.15 – Рубрика: «Говорят родители…»

Тема: «Наши семейные традиции».

18.15-18.35 – Рубрика «Родительская почта»

На вопросы родителей отвечают:

Заведующий ДОУ

Педагог-психолог

Учитель-логопед

18.35 – 18.45 - рефлексия

 

 

 

 

Уважаемые родители!

К родительской конференции «Вопросы семейного воспитания» просим вас ответить на предлагаемые вопросы.

Спасибо за сотрудничество

1. Что по вашему мнению вкладывается в понятие «родительский авторитет»?

2. Какими методами вы  добиваетесь послушания своего  ребенка?

3. Каким образом вы  наказываете своего ребенка?

4. Как поощряете?

5. Какие вы испытываете  трудности в воспитании своего  ребенка?

6. Как вы считаете, пользуетесь  ли вы авторитетом у своего  ребенка?

Выберите (подчеркните) правильный ответ:

1. Знаете ли вы от чего зависит психологический настрой ребенка на весь день?

- Да

- Нет

2. Какой вопрос вы задаете  ребенку по возвращении его  из дошкольного учреждения?

- «Чем вас сегодня кормили?»

- «Что интересного было  в детском саду?»

- «Что ты сегодня натворил?»

3. Что вы знаете о  том, как следует реагировать  на успехи и неудачи ребенка  в детском саду?

- «Я много об этом  читал, знаю многое»

- «Я мало, что знаю об  этом»

- «Не знаю ничего»

4. Знаете ли вы, что  создает в семье обстановку  суеты, что служит перегрузкой  для нервной системы ребенка?

- «Да, знаю»

- «Знаю, но хотелось бы  знать больше»

- «Не знаю ничего»

5. Нужен ли вам совет  по поводу контроля за работой ребенка дома и оказания ему разумной помощи?

- «Да, он необходим»

- «Нет»

6. Считаете ли вы, что  агрессивные интонации являются  неотъемлемой частью воспитательного  процесса в семье?

- «Да, это единственный  способ воздействия на ребенка»

- «Да, но я избегаю этого»

- «Нет, это неверно»

 

Заполните, пожалуйста, таблицу:

Варианты ответов:

А - «Да, почти всегда»

Б - «Иногда»

В - «Может быть»

Г - «Нет, почти никогда»

Все ли вам нравится в своем ребенке?

 

Слушаете  ли вы, что ребенок говорит?

 

Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит?

 

Стараетесь ли создать у ребенка ощущение значимости того, о чем  он говорит?

 

Поправляете ли вы речь малыша?

 

Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?

 

Хвалите ли вы малыша?

 

Смеетесь ли вы вместе с ним?

 

Отводите ли вы время для чтения ребенку?

 

Часто ли вы обнимаете ребенка?

 

Играете ли вы вместе?

 

Есть ли у вашего ребенка собственные книги?

 

Есть ли у вашего ребенка в доме место, которое отведено только ему?

 

Знаете ли вы любимую сказку, фильм вашего ребенка?

 

Ходите ли вы в зоопарк, цирк, на концерт или представление вместе с малышом?

 

Ограничиваете ли возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?

 

Беседуете ли о смысле увиденного спектакля, прочитанной книги?

 

Стараетесь ли вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот?

 

Стараетесь ли ходить с ребенком на прогулку?

 

Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные подвижные игры?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Серия тематических консультаций

Памятка родителям

По созданию благоприятной семейной атмосферы

Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.

Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте её. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?» - лучше задайте нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т.п.

Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.

Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!

Консультация для родителей.

Четыре заповеди мудрого родителя

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

Информация о работе Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей