Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: составить рекомендаций по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности исторических и современных подходов взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
2. Охарактеризовать традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
3. Подобрать материал для составления рекомендаций по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Оглавление

Введение.……………….. ………………………………………………..…3
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй ……………………....6
1.1 Исторические подходы к проблеме взаимодействия ДОУ с семьёй…………………………………………………. ……………………….6
1.2 Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения…………..…………………….16
Глава 2 Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения…………………………………………………………………….25
2.1 Традиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения………………………………………………..25
2.2 Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения………………………………………………..28
Глава 3 Рекомендации по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей………………………..33
Заключение………………………………………………………………….50
Список литературы…………………………………………………………52

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 355.89 Кб (Скачать)

11.Доронова, Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» // Дошкольное воспитание, 2005. – № 3. –  87 – 91 с.

12. Дуброва, В.П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада с семьей: Учебное пособие [Текст] /  В. П. Дуброва. – Минск, 1997. –74 с.

13. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] /   Е. С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

14.  Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект» [Текст] /   О. Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Сфера, 2005. – 80 с.

15. Козлова, А. В., Дешеулина, Р. П. Работа ДОУ с семьей [Текст] /   А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина.  –  М.: Сфера, 2004 –  112 с.

16. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст] /   С. А. Козлова, Т. А.  Куликова,  – М.: Академия, 2006. – 434 с.

17. Куликова. Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений [Текст] /   Т. А. Куликова.   –  М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 232 с.

18. Леонтьева. А., Лушпарь, Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание, 2005. – № 8. – 57 – 59с.

19. Лобанок Т. С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей /. – 2-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003.

20. Обруч, №1, 2008// Современный ребенок: семья плюс детский сад

21. Чечет, В. В. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка: пособие для педагогов дошк. учреждений [Текст] /    В.В.Чечет, Т. М. Коростелева. – Минск: Университетское, 2000. – 158 с

Электронные ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/roditelskii-universitet-klub  21.53. 24.05.2013
  2. http://planetadetstva.net/ 20.57. 24.05.2013
  3. http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod45.htm  21.35 24.05.2013
  4. http:/detsad37.ucoz.ru›trening_s_roditeljami.doc  22.01.  24.05.2013
  5. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/scenariy-semeynoy-igry-moya-semya 23.40.24.05.2013
  6. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/scenariy-roditelskoy-gostinoy  24.05.2013 

 

Приложение 1

Сценарий родительской конференции

«Вопросы семейного воспитания»

Предварительная работа:

1) подготовка программки конференции

2) подготовка видеоролика «Устами младенца» (высказывания детей на тему «семья»)

3) приглашение нескольких семей с выступлением на тему «Наши семейные традиции», подготовка к выступлениям фотопрезентации «Наши семейные традиции»

4) подготовка  музыкального приветствия воспитанников ДОУ

5) акция «родительская почта» (почтовый ящик в течение недели находится в фойе  детского сада)

6) анкетирование родителей по теме «Что такое родительский авторитет?»

Ход конференции

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Наша конференция «Вопросы семейного воспитания» сегодня пройдет под девизом «Дружная семья гору сдвинет». Я думаю, именно такие семьи и присутствуют сегодня в зале. Сегодня нас ждут 4 рубрики: «Говорят дети», «Говорят специалисты», «Говорят родители», «родительская почта» 

         Итак, мы начинаем…

1) Встречайте, музыкальное приветствие детей подготовительной группы – «Для любимых мам и пап». (Дети поют частушки про родителей) Спасибо, дорогие артисты.

2) Вступительное слово – заведующий ДОУ

Уважаемые родители!

Очевидно, что в воспитании сегодняшнего малыша - будущего гражданина, заинтересованы и родители, и детский сад, как представитель государства.

Многочисленные исследования  убедительно доказывают, что семья и дошкольное учреждение - 2 вспомогательных феномена, каждый из которых по своему  дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Поэтому   педагогический   коллектив   ДОУ      считает необходимым  сделать родителей    наших воспитанников союзниками в воспитании и развитии детей, обогатить ваши знания, повысить педагогическую культуру.

Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно добиться высоких результатов в воспитании детей.

Уважаемые родители! Конференцию  «Вопросы     семейного     воспитания» считаю открытой. Спасибо.

Ведущий: Семья – слово многогранное, глубокое, значительное. Существует более 800 определений понятия «семья». Давайте послушаем, уважаемые родители, что же значит «семья» для наших детей?

Рубрика «говорят дети». (видеоролик «Устами младенца»)

Ведущий: Семья … Что вы, родители, вкладываете в это слово? (реплики из зала: любовь, дружба, взаимопонимание, поддержка, забота). Совершенно верно. Все это является важными вопросами, которые мы будем обсуждать на нашем мероприятии.

Итак, рубрика «Говорят специалисты…»

Ведущий: Слово педагогу психологу. (Выступление на тему «Что такое родительский авторитет?»).

Уважаемые родители!

   Проанализировав  Ваши ответы на предложенную  анкету, мы в очередной раз  убедились в том, что современные  родители грамотны в вопросах воспитания; читают педагогическую литературу; консультируются по интересующим вопросам у специалистов, воспитателей групп.

   На вопрос «Что  Вы вкладывает в понятие «родительский  авторитет»? получены следующие  ответы:

«авторитет» - это положительный личный пример;

- когда дети уважают, прислушиваются  к мнению родителей, хотят быть  похожими на маму и папу;

-«авторитет» - это когда  считаются с мнением каждого  члена семьи, когда родители становятся  другом своему ребёнку, и ребёнок  делится радостью и переживаниями.

И совершенно правильно ответил один из родителей:

«авторитет» синоним понятия «уважение». Следовательно, авторитетным может считаться тот, кто заслуживает уважения, а для этого нужно быть образцом для подражания. Поэтому родители должны отдавать себе полный отчёт за свои действия и поступки, не давать пустых обещаний, уважать личность ребёнка.

  Воспитание ребёнка  – сложный педагогический процесс  и он не возможен без наказаний  и поощрений.

   Каким же образом  родители наказывают своих детей?

- ставят в угол;

- лишают удовольствий, таких, как поход в магазин за покупками, в гости;

- ограничивают просмотр  мультипликационных фильмов и  игры на компьютере;

- изменяют интонацию голоса, выражение лица;

- обсуждают проступок, беседуют  «по душам»,

   Действительно, это  приемлемые способы наказания. Следует  помнить, что не допускаются телесные  наказания, игнорирование ребёнка, лишение любви и ласки. Осуждается  и наказывается действие, нежелательный  поступок, а не личность ребёнка.

   Что такое наказание? Наказание – это вовсе не  действие наказующего, а то, что происходит в душе наказываемого ребёнка, то, что он испытывает при этом.

   С точки зрения  психологии, это всем известное  неприятное, давящее чувство стыда  и унижения, от которого хочется  как можно быстрее избавиться  и никогда более не переживать. Без этого чувства наказание  всего лишь открытый акт насилия. Оно не является воспитывающим.

   Наказание имеет  тройное значение:

- ребёнок должен понять, осознать свой поступок, исправиться  и больше так не поступать

   А как дела обстоят  с поощрениями?

   Оно, как воспитательное  средство более действенно. Если  наказание лишь останавливает  дурные действия, то поощрение  ориентирует на хорошие и закрепляет их.

   Лучшая награда  для ребёнка – сознание того, что он принёс радость любимым  людям, а подарок в придачу  лишь символизирует это.

  Из ответов родителей  следует, что в воспитании своего  ребёнка они, в основном, не испытывают  особых затруднений.

   Некоторые родители  отмечают, ч то их дети иногда бывают непослушны и упрямы, неусидчивы.

   В дошкольном возрасте  у детей ещё недостаточно развита  произвольность поведения. Они отличаются  импульсивностью, неусидчивостью. При  правильном воспитательном воздействии  с возрастом эти недостатки  корректируются.

   Главное – принимать  своего ребёнка таким, какой он  есть, понимать и  любить его.

Спасибо.

Ведущий: Следующее выступление: «Как на самом деле любить детей?» 

 Слово ст.воспитателю (выступление по теме)  

 

«Как на самом деле любить детей?»

Сл. 1. В своем выступлении я хотела познакомить вас с содержанием книги известного психолога, чьи труды издаются миллионными тиражами и пользуются спросом и авторитетом среди родителей 9 стран мира.  Доктор Росси Кэмбэлл задался целью сделать успех воспитания закономерным.

Сл.2. В своей работе он задается вопросом: «если большинство родителей любят своих детей, почему возникают трудности и непонимание?»

Сл. 3. При этом обычно считается, что родители естественным образом умеют передавать свою любовь ребенку, на самом деле они не знают как это делать. Для того, чтобы за короткое время, когда ребенок с ними, дать ему все, что могут дать родители, они должны уметь выразить эту любовь. И здесь он приводит  термин «безусловная», «безоговорочная» любовь.

Сл.4. Своим поведением ребенок постоянно спрашивает: «Вы меня любите?» и ответ для него жизненно важен.

Сл.5. Каждый ребенок имеет эмоциональный резервуар. И от того, насколько он наполнен зависит успешность и взаимопонимание родителей и детей, тем лучше поведение детей. Как выразить свою любовь?

Сл.6. По его мнению существует 4 способа выражения безусловной любви:

  1. Контакт «глаза в глаза». Чем чаще и больше родители смотрят в глаза, тем полнее резервуар. Глубочайшая ошибка – использование контакта глаз для выражения порицания и укора, наказания.

Если родители смотрят в глаза ребенку только тогда, когда ругают его, то и он приучается смотреть на них только с отрицательными эмоциями. Еще более вредно избегать смотреть в глаза для демонстрации неодобрения, используя отсутствие контакта глаз как наказание.

По мнению психолога, родителям следует подолгу смотреть детям в глаза дружелюбно и прямо.

  1. Физический контакт. Ребенку важно ощущать одобрение и присутствие рядом взрослого (лишний раз похлопать по плечу, взять за руку, просто дотронуться, погладит по голове, потрепать по волосам) – все это подкрепляет эмоциональную уверенность ребенка.

Обе процедуры должны быть ежедневными. Причем мальчикам эмоциональный контакт еще более важен чем девочкам, особенно с отцом. Особенно важен контакт, когда ребенок болен, устал или грустит, когда его укладывают спать.

  1. Пристальное внимание, когда родитель полностью сконцентрирован на своем ребенке, важно для развития самооценки. Подарки или одолжения абсолютно не могут быть заменой.

Не получая пристального внимания от родителей, ребенок излишне тревожится, он чувствует, что все на свете важно для его родителей, кроме него.

  1. Дисциплина – это тренировка ребенка, чтобы он жил достойно. При воспитании детей, дисциплину следует понимать как тренировку психики, ума и характера, чтобы ребенок вырос конструктивно-мыслящим, конструктивно-действующим, умеющим контролировать себя.

Сл. 7. Дать почувствовать ребенку нашу любовь – это первое условие хорошей дисциплины. Если родители не применяют выше перечисленные методы, бесполезно требовать и дисциплины. Спасибо за внимание!

Ведущий: В каждой семье есть свои традиции. Сегодня мы попросили рассказать о них наших уважаемых родителей.

Рубрика «Говорят родители».

Выступают: семья ……,   семья ……………., семья …………..

Ведущий: Для контакта с родителями, в целях расширения форм взаимодействия, нами была организована родительская почта: «вы спрашивали – мы отвечаем». Мы были рады вашей почте. Там были вопросы разного характера. Мы взяли в этот раз только те, которые связаны с темой нашей конференции.

 

 

Итак, рубрика «Родительская почта». 

1 вопрос: Мы с женой очень заняты на работе. Какое воздействие это оказывает на ребенка?

Отвечает: Заведующая ДОУ

Кто неизбежно окажется проигравшим от такой жизни. На скоростной трассе, так это ребёнок. Он не видит и не слышит своего отца на протяжении многих дней, он ходит за ним по пятам вечерами, умоляя: «Пап, поиграем в мяч!». Но папе не до него. Ведь у него на столе целая папка с делами, которые нужно сделать. Мама обещала в воскресенье пойти с сыном в парк, но в последнюю минуту выяснилось, что ей надо быть на какой-то встрече. И ребенок тащится в гостиную, где два часа смотрит по телевизору бессмысленные мультики и повторные показы передач.

Информация о работе Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей