Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: составить рекомендаций по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности исторических и современных подходов взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
2. Охарактеризовать традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
3. Подобрать материал для составления рекомендаций по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Оглавление

Введение.……………….. ………………………………………………..…3
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй ……………………....6
1.1 Исторические подходы к проблеме взаимодействия ДОУ с семьёй…………………………………………………. ……………………….6
1.2 Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения…………..…………………….16
Глава 2 Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения…………………………………………………………………….25
2.1 Традиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения………………………………………………..25
2.2 Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения………………………………………………..28
Глава 3 Рекомендации по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей………………………..33
Заключение………………………………………………………………….50
Список литературы…………………………………………………………52

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 355.89 Кб (Скачать)

Ответы

А – Могу и всегда так поступаю.

Б – Могу, но не всегда так поступаю.

В – Не могу.

Посчитайте очки:

Ответ «А» - оценивается в 3 очка.

Ответ «Б» - оценивается в 2 очка.

Ответ «В» - оценивается в 1 очко.

Если вы набрали от 30 до 90 очков:

Ваш ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных методов воспитания. Вы действуете правильно и можете надеяться на лучшие результаты.

 

Если вы набрали от 16 до 30 очков:

Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

А теперь, кто набрал от 30 и более очков, прошу занять места «консультантов», сегодня вы поможете ответить на ряд вопросов о воспитании детей. Ответы на вопросы можете обсуждать сообща, отвечать можно по договоренности. Остальные родители могут задать дополнительные вопросы, высказать свое несогласие или предложить свой вариант ответа.

«Консультативная группа» занимает места за столом. Вопросы и ситуации либо лежат на столе, либо задаются из «диспетчерского пункта».

Педагогическая ситуация

Вот что рассказала одна мама: «Мой сын – такая кроха, но уже неслух. Делает так, как ему хочется. Говоришь ему ласково «Ванечка, нельзя». Смеется и продолжает. Начнешь повышать тон, пугливо озирается, но продолжает свое дело. Теряю голову и не знаю, как к нему подойти».

Ответ

Сплошь и рядом взрослые недостаточно внимательно и вдумчиво относятся к поведению ребенка, мало считаются с его интересами и потребностями, вместо того, чтобы удовлетворить их, ограничиваются запрещением или шлепками. В зависимости от ситуации ребенка можно попытаться отвлечь игрой или игрушкой.

Педагогическая ситуация

Леночка, подошла к шкафу, ее заинтересовал блестящий ключ, она начала его крутить, он упал на пол. Услышав это мама отняла ключ, отшлепала дочку, пригрозив ей. Девочка горько заплакала. В конфликт вмешалась бабушка. Мама оправдывалась: «Должна же она слушаться». Какие особенности детей этого возраста следует учитывать? Как следует предотвращать подобные конфликты?

Ответ

Родителям следует считаться со свойственной данному возрасту живостью поведения ребенка и большой любознательностью. Чтобы предупредить нежелательные поступки и в то же время избежать частых запретов надо:

- убрать все то, до чего  ребенок может добраться и  что может быть опасно, что  он не должен трогать.

- стремиться, чтобы ребенок  чаще был на улице, где он  может удовлетворить свои потребности  в двигательной активности.

- никогда не давать  ребенку делать то, что потом  будет запрещаться.

Педагогическая ситуация

Запись из дневника матери: «Стараюсь приучить сына слушаться, когда говорю «нельзя», обычно он выполняет требование, но иногда вдруг нарочно начинает делать то, что я ему запрещаю, причем смотрит в глаза и делает то, что ему запрещено. Почему?

Ответ

Можно предположить, что лукавый взгляд ребенка, заглядывание в глаза матери, вызывает у нее улыбку, и ребенок чувствует негласное поощрение матери. Поэтому очень важно слово «нельзя» говорить серьезным тоном, не допуская непослушания. При этом все взрослые члены семьи должны быть едины в своих требованиях.

Блиц – вопросы (задают родители из зала, «консультанты» отвечают без подготовки.

Вопрос

Как прекратить сексуальные игры детей?

 

Ответ

Нельзя унижать, запугивать малыша, если интерес усилился, надо обратится к врачу.

Вопрос

В каких случаях надо поощрять ребенка?

Ответ

Поощрение оправдано, если оно содействует моральному росту ребенка. Однако применяемое часто и непродуманно, оно не только утрачивает педагогическую ценность, но и развивает в ребенке исключительность, превосходство, стремление поступать на показ.

Итог

Общаясь с ребенком, вы прививаете ему навыки культуры общения. А поскольку дети склонны к подражательности, вам, взрослым нужно быть эталоном для подражания. Ребенок копирует ваши жесты, мимику, речь, манеры поведения, вкусы, привычки. Он может следовать в одинаковой мере как положительному, так и отрицательному примеру. Все, что вы видите в ребенке, он приобретает в первую очередь от вас.

Поэтому:

- будьте требовательны, но  уважайте в ребенке развивающуюся  личность;

- отношения стройте на  любви, уважении и доверии к  ребенку;

- уважительно относитесь  к детским интересам и потребностям;

- изучайте индивидуальные  особенности ребенка и сохраняйте  его индивидуальность, очень важно, чтобы он был не похож на  других, проявляйте интерес к  его деятельности;

- старайтесь почувствовать  его эмоциональное состояние, тогда  для ребенка на всю жизнь  вы будете настоящим другом;

- общение с родителями  жизненно необходимо ребенку  для развития личности.

Приложение 8

Игровой тренинг с родителями

«Социально–эмоциональное развитие детей в семье»

Цель: Познакомить родителей  с понятиями социально-эмоционального развития ребёнка.

Ход встречи:

Вступительное слово

Сегодня мы живём в очень непростом мире. Современная социальная среда сложна и нестабильна: постоянные катаклизмы в экономике, рост неравенства, безработица и, как следствие, криминогенная обстановка – вот отличительные черты нашего времени. Жизнь ставит нас в сложные критические ситуации, требующие быстрых и адекватных решений во взаимодействиях с людьми. С этим многие не справляются, испытывают страх, раздражение, тревогу, что порождает неуверенность в себе, своих силах и возможностях, неумение вступать в контакты, застенчивость, конфликтность. Однако только уверенный в себе, своих возможностях и взглядах человек, умеющий понимать и считаться с мнениями и чувствами других, может добиться результатов не только в учёбе и работе, но и в дальнейшем и в семейной жизни. Тема нашей сегодняшней встречи: «Социально – эмоциональное развитие ребёнка».

Цитата: Неоценимы для ребёнка в раннем возрасте ласка кормящей его матери и все те условия, которые поддерживают в нём радостную эмоцию и развивают эмоцию привязанности, и любви к матери, отцу и всему окружающему.

   В.М. Бехтерев

Эмоциональное развитие ребёнка

      Сегодня  мы встретились, чтобы поговорить  и посоветоваться по вопросам, без анализа которых невозможно  правильно построить воспитание  ребенка в семье.

   Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного переживания значимости действующих на человека явлений и ситуаций. Эмоции проявляются в отношении человека к окружающему миру, в переживаниях по поводу появления, удовлетворения или неудовлетворения потребностей.

      «Счастье – это когда тебя понимают». Каждому человеку маленькому и большому, нужна  пища и сон, тепло и физическая безопасность.

     Но почему, имея все это, многие люди, в  том числе и дети, очень часто  страдают? Почему ребенок, имеющий  абсолютно все, завидует другому  ребенку, который хуже одет и  менее сыт? Ответ прост: мало человеку  лишь удовлетворения в естественных  потребностях. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оцененный  окружающими его людьми, успех; чтобы  он мог развиваться и реализоваться  и реализовать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

       Благодаря  чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? Прежде всего, он счастлив от той психологической  среды, в которой он живет и  растет. Какая она, эта среда? Эмоции  играют важную роль в жизни  детей, помогая воспринимать действительность  и реагировать на нее. Чувства  господствуют над всеми сторонами  жизни ребенка, придавая им особую  окраску и выразительность, поэтому  эмоции, которые он испытывает, легко  прочитываются не лице, в позе, жестах, во всем поведении.

   И наша главная  задача – формировать у ребенка  положительные эмоции, корректировать  их недостатки. Стремиться к установлению  тесных эмоциональных контактов  с ребенком, так как взаимоотношения  с другими людьми, их поступки  – важнейший источник формирования  чувств ребенка: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Ему будет значительно легче учиться, если вы поможете ему совершенствовать способность управлять своими эмоциями и чувствами.

 Упражнение  «Поляна настроения». Участникам тренинга раздаются цветы двух цветов красного и серого. Им необходимо продолжить фразу на лепестках этих цветов «Мой ребёнок радуется, когда…», «Мой ребёнок грустит, когда…». Затем  предлагается рассказать о том, что они написали и свои цветы приклеить на поляну настроений.

 Социальное  развитие ребёнка.

1.Воспитание заинтересованности  и уважительного отношения к  взрослым. Выступать для ребёнка примером для подражания. Всегда отзываться на проявляемую им инициативу в общении. Давать ребёнку  возможность встречаться с широким миром взрослых, которые окружают семью.

2.Воспитыватие  умения общаться с взрослыми  вне семьи. Знакомить детей с нормами поведения в общественных местах. Требовать исполнения правил обращения к старшим. Учить ребёнка этикету беседы по телефону.

3.Формирование  представления о жизни взрослых. Рассказывать о своей работе, об отношениях людей. Брать ребёнка с собой в магазин, на почту и т.п.

4.Закладывание  основы доброжелательного отношения  к сверстникам. Поддерживать желание ребёнка приглашать домой друзей, играть с ними, ходить в гости к другим детям. Говорить с ребёнком о его друзьях, жизни в коллективе сверстников в детском саду (школе).

5.Вырабатывать  навыки общения с равным партнёром. Играть с ребёнком в различные игры с правилами (подвижные, спортивные, настольные), воспитывать умение подчиниться общему правилу, контролировать проявление эмоций и поведение. Формировать психологическую устойчивость к неуспеху.

6.Воспитывать  бережное отношение к миру  природы. Показывать ребёнку образцы экологически ориентированного поведения.

7.Содействовать  формированию индивидуальности  и основ личности:

- активность и самостоятельность (обеспечить  ребёнку уголок его  индивидуального жизненного пространства;

- образ себя (способствовать  формированию положительной самооценки  и образа себя в будущем);

- моральные устои (читать  детям сказки, обсуждать с ребёнком  этическую сторону поступков  персонажей – хорошо или плохо  кто-то из них поступил и  почему);

- основы гражданственности (показывать приме патриотического  отношения к своей стране).

   Упражнение «Даже если…» (образ себя)

Участники распределяются на группы по трое. Группы выполняют    упражнение по -  очереди.

Первый участник произносит фразу: «Даже если…», второй продолжает фразу, называя проблему: «… мне плохо, я невезучий, у меня нет папы…», а третий участник заканчивает: «… я что-нибудь придумаю, но плакать,  и грустить не буду, это бесполезно».

Итог: Подводим участников к пониманию того, что нет безвыходных ситуаций, и обо всем, что нас огорчает, можно думать по-другому.

.Обсуждение с  участниками  проблемных ситуаций  семейного воспитания:

Ситуация. Мать, посмотрев выполненное дочерью-первоклассницей задание и обнаружив в нем ошибки, стала стыдить ее: «Деточка моя, как ты умудрилась сделать столько ошибок? Ты, наверное, очень старалась, чтобы их было больше». Дочь объяснила это тем, что у нее устала рука. «Я так и подумала, что это рука во всем виновата. Видимо, твоей руке очень хочется сделать еще одну работу над ошибками». В итоге их разговор закончился криками и истерикой дочери.

Вопрос. Что, на ваш взгляд, способствовало конфликту между матерью и дочерью?

Примерный ответ. Мать, говоря с дочерью, использовал юмор, обидный для девочки, что вызвало с ее стороны негативную реакцию.

Ситуация. Сын собирал из деталей конструктора модель экскаватора, Он не знал, как следует крепить колеса, и обратился к отцу за помощью. Тот, увидев, что сын сделал все неправильно, стал упрекать его в бестолковости, неумелости, что он не слушает и не присматривается к тому, что и как делает отец.

Вопрос. Ваша оценка действий отца. Обоснуйте возможные причины такого реагирования отца на неуспехи ребенка.

Ситуация. Во второй половине дня мать обещала дочери поехать с ней в парк. Когда дочь проснулась после дневного сна, мать сказала ей: «Я быстро сбегаю в магазин, а ты пока порисуй.

Информация о работе Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей