Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 12:43, курсовая работа
Цель исследования: составить рекомендаций по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности исторических и современных подходов взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
2. Охарактеризовать традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
3. Подобрать материал для составления рекомендаций по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Введение.……………….. ………………………………………………..…3
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй ……………………....6
1.1 Исторические подходы к проблеме взаимодействия ДОУ с семьёй…………………………………………………. ……………………….6
1.2 Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения…………..…………………….16
Глава 2 Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения…………………………………………………………………….25
2.1 Традиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения………………………………………………..25
2.2 Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения………………………………………………..28
Глава 3 Рекомендации по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей………………………..33
Заключение………………………………………………………………….50
Список литературы…………………………………………………………52
Ответы
А – Могу и всегда так поступаю.
Б – Могу, но не всегда так поступаю.
В – Не могу.
Посчитайте очки:
Ответ «А» - оценивается в 3 очка.
Ответ «Б» - оценивается в 2 очка.
Ответ «В» - оценивается в 1 очко.
Если вы набрали от 30 до 90 очков:
Ваш ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных методов воспитания. Вы действуете правильно и можете надеяться на лучшие результаты.
Если вы набрали от 16 до 30 очков:
Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
А теперь, кто набрал от 30 и более очков, прошу занять места «консультантов», сегодня вы поможете ответить на ряд вопросов о воспитании детей. Ответы на вопросы можете обсуждать сообща, отвечать можно по договоренности. Остальные родители могут задать дополнительные вопросы, высказать свое несогласие или предложить свой вариант ответа.
«Консультативная группа» занимает места за столом. Вопросы и ситуации либо лежат на столе, либо задаются из «диспетчерского пункта».
Педагогическая ситуация
Вот что рассказала одна мама: «Мой сын – такая кроха, но уже неслух. Делает так, как ему хочется. Говоришь ему ласково «Ванечка, нельзя». Смеется и продолжает. Начнешь повышать тон, пугливо озирается, но продолжает свое дело. Теряю голову и не знаю, как к нему подойти».
Ответ
Сплошь и рядом взрослые недостаточно внимательно и вдумчиво относятся к поведению ребенка, мало считаются с его интересами и потребностями, вместо того, чтобы удовлетворить их, ограничиваются запрещением или шлепками. В зависимости от ситуации ребенка можно попытаться отвлечь игрой или игрушкой.
Педагогическая ситуация
Леночка, подошла к шкафу, ее заинтересовал блестящий ключ, она начала его крутить, он упал на пол. Услышав это мама отняла ключ, отшлепала дочку, пригрозив ей. Девочка горько заплакала. В конфликт вмешалась бабушка. Мама оправдывалась: «Должна же она слушаться». Какие особенности детей этого возраста следует учитывать? Как следует предотвращать подобные конфликты?
Ответ
Родителям следует считаться со свойственной данному возрасту живостью поведения ребенка и большой любознательностью. Чтобы предупредить нежелательные поступки и в то же время избежать частых запретов надо:
- убрать все то, до чего ребенок может добраться и что может быть опасно, что он не должен трогать.
- стремиться, чтобы ребенок
чаще был на улице, где он
может удовлетворить свои
- никогда не давать ребенку делать то, что потом будет запрещаться.
Педагогическая ситуация
Запись из дневника матери: «Стараюсь приучить сына слушаться, когда говорю «нельзя», обычно он выполняет требование, но иногда вдруг нарочно начинает делать то, что я ему запрещаю, причем смотрит в глаза и делает то, что ему запрещено. Почему?
Ответ
Можно предположить, что лукавый взгляд ребенка, заглядывание в глаза матери, вызывает у нее улыбку, и ребенок чувствует негласное поощрение матери. Поэтому очень важно слово «нельзя» говорить серьезным тоном, не допуская непослушания. При этом все взрослые члены семьи должны быть едины в своих требованиях.
Блиц – вопросы (задают родители из зала, «консультанты» отвечают без подготовки.
Вопрос
Как прекратить сексуальные игры детей?
Ответ
Нельзя унижать, запугивать малыша, если интерес усилился, надо обратится к врачу.
Вопрос
В каких случаях надо поощрять ребенка?
Ответ
Поощрение оправдано, если оно содействует моральному росту ребенка. Однако применяемое часто и непродуманно, оно не только утрачивает педагогическую ценность, но и развивает в ребенке исключительность, превосходство, стремление поступать на показ.
Итог
Общаясь с ребенком, вы прививаете ему навыки культуры общения. А поскольку дети склонны к подражательности, вам, взрослым нужно быть эталоном для подражания. Ребенок копирует ваши жесты, мимику, речь, манеры поведения, вкусы, привычки. Он может следовать в одинаковой мере как положительному, так и отрицательному примеру. Все, что вы видите в ребенке, он приобретает в первую очередь от вас.
Поэтому:
- будьте требовательны, но
уважайте в ребенке
- отношения стройте на любви, уважении и доверии к ребенку;
- уважительно относитесь
к детским интересам и
- изучайте индивидуальные
особенности ребенка и
- старайтесь почувствовать его эмоциональное состояние, тогда для ребенка на всю жизнь вы будете настоящим другом;
- общение с родителями жизненно необходимо ребенку для развития личности.
Приложение 8
Игровой тренинг с родителями
«Социально–эмоциональное развитие детей в семье»
Цель: Познакомить родителей с понятиями социально-эмоционального развития ребёнка.
Ход встречи:
Вступительное слово
Сегодня мы живём в очень непростом мире. Современная социальная среда сложна и нестабильна: постоянные катаклизмы в экономике, рост неравенства, безработица и, как следствие, криминогенная обстановка – вот отличительные черты нашего времени. Жизнь ставит нас в сложные критические ситуации, требующие быстрых и адекватных решений во взаимодействиях с людьми. С этим многие не справляются, испытывают страх, раздражение, тревогу, что порождает неуверенность в себе, своих силах и возможностях, неумение вступать в контакты, застенчивость, конфликтность. Однако только уверенный в себе, своих возможностях и взглядах человек, умеющий понимать и считаться с мнениями и чувствами других, может добиться результатов не только в учёбе и работе, но и в дальнейшем и в семейной жизни. Тема нашей сегодняшней встречи: «Социально – эмоциональное развитие ребёнка».
Цитата: Неоценимы для ребёнка в раннем возрасте ласка кормящей его матери и все те условия, которые поддерживают в нём радостную эмоцию и развивают эмоцию привязанности, и любви к матери, отцу и всему окружающему.
В.М. Бехтерев
Эмоциональное развитие ребёнка
Сегодня
мы встретились, чтобы поговорить
и посоветоваться по вопросам,
без анализа которых
Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного переживания значимости действующих на человека явлений и ситуаций. Эмоции проявляются в отношении человека к окружающему миру, в переживаниях по поводу появления, удовлетворения или неудовлетворения потребностей.
«Счастье – это когда тебя понимают». Каждому человеку маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность.
Но почему,
имея все это, многие люди, в
том числе и дети, очень часто
страдают? Почему ребенок, имеющий
абсолютно все, завидует другому
ребенку, который хуже одет и
менее сыт? Ответ прост: мало человеку
лишь удовлетворения в
Благодаря
чему человек, особенно маленький,
может быть счастлив? Прежде всего,
он счастлив от той
И наша главная
задача – формировать у
Упражнение «Поляна настроения». Участникам тренинга раздаются цветы двух цветов красного и серого. Им необходимо продолжить фразу на лепестках этих цветов «Мой ребёнок радуется, когда…», «Мой ребёнок грустит, когда…». Затем предлагается рассказать о том, что они написали и свои цветы приклеить на поляну настроений.
Социальное развитие ребёнка.
1.Воспитание
2.Воспитыватие умения общаться с взрослыми вне семьи. Знакомить детей с нормами поведения в общественных местах. Требовать исполнения правил обращения к старшим. Учить ребёнка этикету беседы по телефону.
3.Формирование
представления о жизни
4.Закладывание
основы доброжелательного
5.Вырабатывать
навыки общения с равным
6.Воспитывать бережное отношение к миру природы. Показывать ребёнку образцы экологически ориентированного поведения.
7.Содействовать формированию индивидуальности и основ личности:
- активность и самостоятельность
(обеспечить ребёнку уголок его
индивидуального жизненного
- образ себя (способствовать
формированию положительной
- моральные устои (читать детям сказки, обсуждать с ребёнком этическую сторону поступков персонажей – хорошо или плохо кто-то из них поступил и почему);
- основы гражданственности
(показывать приме
Упражнение «Даже если…» (образ себя)
Участники распределяются на группы по трое. Группы выполняют упражнение по - очереди.
Первый участник произносит фразу: «Даже если…», второй продолжает фразу, называя проблему: «… мне плохо, я невезучий, у меня нет папы…», а третий участник заканчивает: «… я что-нибудь придумаю, но плакать, и грустить не буду, это бесполезно».
Итог: Подводим участников к пониманию того, что нет безвыходных ситуаций, и обо всем, что нас огорчает, можно думать по-другому.
.Обсуждение с участниками проблемных ситуаций семейного воспитания:
Ситуация. Мать, посмотрев выполненное дочерью-первоклассницей задание и обнаружив в нем ошибки, стала стыдить ее: «Деточка моя, как ты умудрилась сделать столько ошибок? Ты, наверное, очень старалась, чтобы их было больше». Дочь объяснила это тем, что у нее устала рука. «Я так и подумала, что это рука во всем виновата. Видимо, твоей руке очень хочется сделать еще одну работу над ошибками». В итоге их разговор закончился криками и истерикой дочери.
Вопрос. Что, на ваш взгляд, способствовало конфликту между матерью и дочерью?
Примерный ответ. Мать, говоря с дочерью, использовал юмор, обидный для девочки, что вызвало с ее стороны негативную реакцию.
Ситуация. Сын собирал из деталей конструктора модель экскаватора, Он не знал, как следует крепить колеса, и обратился к отцу за помощью. Тот, увидев, что сын сделал все неправильно, стал упрекать его в бестолковости, неумелости, что он не слушает и не присматривается к тому, что и как делает отец.
Вопрос. Ваша оценка действий отца. Обоснуйте возможные причины такого реагирования отца на неуспехи ребенка.
Ситуация. Во второй половине дня мать обещала дочери поехать с ней в парк. Когда дочь проснулась после дневного сна, мать сказала ей: «Я быстро сбегаю в магазин, а ты пока порисуй.
Информация о работе Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей