Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: составить рекомендаций по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности исторических и современных подходов взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
2. Охарактеризовать традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
3. Подобрать материал для составления рекомендаций по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Оглавление

Введение.……………….. ………………………………………………..…3
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй ……………………....6
1.1 Исторические подходы к проблеме взаимодействия ДОУ с семьёй…………………………………………………. ……………………….6
1.2 Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения…………..…………………….16
Глава 2 Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения…………………………………………………………………….25
2.1 Традиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения………………………………………………..25
2.2 Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения………………………………………………..28
Глава 3 Рекомендации по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей………………………..33
Заключение………………………………………………………………….50
Список литературы…………………………………………………………52

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 355.89 Кб (Скачать)

Вернувшись вскоре домой, она увидела, что четырехлетняя Рита разрисовала цветным мелом двери, кушетку и стулья.  «Нам придется сначала очистить двери и мебель от мела, потом мы поедем в парк. Если хочешь, можешь мне помочь». Внимательно  посмотрев на мать, Рита взяла тряпку и стала вытирать следы мела, подражая, матери. Шло время, а мать не торопилась, занималась уборкой. Каждые пять минут девочка спрашивала: «Когда же мы поедем в парк?» - «Когда все отчистим», - отвечала мать. Когда все следы мела были, наконец, стерты, мать признала, что ехать в парк уже поздно. Рита ничего на это не сказала.   

Вопрос. Ваша оценка действий матери?

Ситуация. Трехлетняя Оля размазала салат по столу. «Вытри клеенку Оля! - сказала мать. Девочка надулась и не двинулась с места. - «Вытирай, Оля! Ты напачкала, ты и убирай».

Мать ждала. Оля сидела надувшись. Тогда мать молча    убрала со стола.

Вопрос. Дайте развернутую оценку родительскому поведению.

Матери надо было бы сдержать свое первое побуждение  и не высказывать властного требования. Скорее всего, вопрос, обращенный к ребенку - что же нам теперь делать? - вызвал бы у девочки желание предложить матери свою помощь, если бы она этого не пожелала, то мать могла бы проявить гордость: положить в руку дочери тряпку и, ведя ее руку по столу, вытереть клеенку. Если же ребенок начал бы сопротивляться, можно попросить его выйти из-за стола.

Упражнение «Найди нужное». Родители получают карточки, на которых написаны фразы. Одна из них – указание в категоричной негативной форме, другая – высказывание, имеющее позитивный характер

     «Не будешь слушаться – заболеешь».

     «Не  твоего ума дело».

«Если будешь так поступать, с тобой никто не будет дружить».

      «Сильные люди не плачут».

      «Ты всегда будешь здоров».

      «Твоё мнение всем интересно».

      « Как ты относишься к людям, так и они к тебе».

      «Поплачь, легче будет».

Подчёркивая значимость социально-эмоциональных факторов, оказывающих влияние на индивидуальное развитие, Лев Семёнович  Выготский писал, что жизненный путь личности – это история её переживаний». Социально-эмоциональный опыт современного ребёнка, т.е. опыт  его взаимоотношений с окружающими людьми и опыт его переживаний может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительного социально- эмоционального детского опыта обеспечивает основу для позитивной самореализации, растущей личности. Преимущественно негативный социально-эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит к девиантному, неадекватному  социальному поведению.

Заключительная часть.

Упражнение «Три настроения» (Итог). На столе ставятся три стакана с чистой водой. Затем по очереди показывает стаканы, сопровождая показ своим рассказом:

- Когда человек чувствует себя хорошо, у него всё получается, он всем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него «Ясные и «Чистые» (показывает стакан с чистой водой).

- Когда в его  голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным. Мысли становятся похожи  на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане. (Бросает  во второй стакан блёстки,  и палочкой их размешивает).

- Но бывает, что  его мысли грустны и неприятны, ему или плохо, или обидно. Тогда  его мысли похожи на тёмную, мутную воду. (Капает немного краски  в стакан).

Мы  желаю Вам, чтобы вашу жизнь наполняли в большей степени только чистые мысли. От них настроение становится замечательным. А когда хорошее настроение, хочется любить и творить прекрасное.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

Сценарий семейного праздника

«А, ну-ка, бабушки! А, ну-ка, дедушки!»

/в рамках Дня  старшего поколения/

Цель: привить навыки уважительного отношения к старшему поколению.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, бабушки, дедушки.

Предшествующая работа:

Изготовление с детьми приглашения на праздник, поздравительных открыток.

Оформление стенгазеты «Мои бабушка и дедушка глазами моих родителей».

Изготовление медалей «Чудо-садовод», «Супербабушка», «Супердедушка».

Оформление выставки «Вот так, чудо-урожай».

Материал:

Детские машины с веревочками. Кегли. Косынки. Мужские туфли. Прихватки.

Разделочные доски. Кубики. Чепчики. Картофель. Ложки. Корзины.

Зал украшен шарами.

 На центральной  стене висят флажки с буквами «Мы рады вам!».

 Звучит задорная  музыка.

В зал входят бабушки, дедушки, дети, педагоги. Образуют большой круг.

Ведущая   Добрый вечер! Мы рады видеть сегодня родные, любимые лица на нашем празднике «А, ну-ка, бабушки! А, ну-ка, дедушки!».

Ведущая   Грянул гром, осенний гром,

Засверкало все кругом!

Рвутся в небо неустанно

Разноцветные фонтаны.

Брызги света всюду льют –

Это - праздничный салют!

Ведущая   Предлагаю запустить праздничный салют в честь наших бабушек и дедушек.

Красный, синий, зеленый!

Поочередно поднимаем руки вверх

Бум-с!

Хлопок в ладоши

Ура!

Приветствующие движения ладонями в воздухе

Ведущая   Кого же на нашем празднике больше бабушек или дедушек? Сейчас узнаем!

Раз цветочек, два цветочек,

Руки поочередно сгибаются в локтях, кисти на уровне головы,

не сгибая руки в запястьях, совершаем круговые движения кистями

Ежики, ежики,

Обе руки сгибаются в локтях, кисти на уровне головы, не сгибая руки

в запястьях, совершаем круговые движения кистями

Наковальня, наковальня,

Руки сжимаем в кулачки и стучим поочередно одним об другой

Ножики, ножики,

Руки согнуты в локтях на уровне талии, ладонями вниз

и двигаются поочередно одна над другой

Бег на месте, бег на месте,

Руки, согнутые в локтях, двигаются на уровне талии, имитируя бег

Зайчики, зайчики,

Ладошки над головой изображают ушки

Ну-ка дружно, ну-ка вместе:

Девочки и бабушки кричат: «Бабушки!»

Мальчики и дедушки кричат: «Дедушки!»

Бабушки и дедушки рассаживаются на стульчики рядом с внуками

Ведущая   Пусть в этот праздничный денек,

Для Вас сильнее солнце греет.

И все печали за порог,

Пусть унесет попутный ветер!

Ведущая   Для участия в игре «Автогонки» приглашаются дедушки. По залу расставлены змейкой кегли. Ваша задача - провести машинку по трассе, не сбив кегли.

Ведущая   Для участия в игре «Бег в дедушкиных туфлях» приглашаются внуки и внучки. Ребята, разделитесь на 2 команды. По сигналу первый участник из каждой команды надевает дедушкины туфли, оббегает кеглю, возвращается к команде, передает эстафету.

Ведущая  Для участия в игре «Волшебники» приглашаются дедушки, бабушки, внуки и внучки. Дети, предлагаю вам превратиться в волшебников. Волшебникам мы завяжем глаза. На ощупь вам нужно будет найти свою бабушку или дедушку. Для начала внимательно посмотрите, потрогайте и запомните в какой одежде бабушка или дедушка.

Детям завязывают глаза, а гостям предлагают сесть на высокие стулья

Ведущая  Для участия в игре «Кто больше испечет блинов» приглашаются дедушки и бабушки. Участники получают прихватку и разделочную доску. Нужно подбрасывать прихватку так, чтобы она перевернулась в воздухе и опять упала на доску. Побеждает тот, кто больше «напечет блинов».

Дети хором считают количество испеченных блинов каждого участника

Ведущая  Для участия в игре «Башня из кубиков» приглашаются бабушки, дедушки с внуками. Взрослым завяжем глаза. Внуки будут подавать кубики, а взрослые - строит башню из кубиков на своей ладони. Побеждает та пара, у кого самая высокая башня.

Ведущая   Для участия в игре «Сбор урожая картофеля» приглашаем всех участников праздника разделиться на 2 команды. По сигналу первый участник из каждой команды берет в руки ложку с картошкой, доносит картошку до корзины, возвращается к команде, передает ложку.

Ведущая обращает внимание на выставку «Вот так, чудо-урожай».

Церемония награждения участников выставки медалями «Чудо-садовод».

Ведущая   Приглашаем принять участие бабушек, дедушек в конкурсе колыбельной песни. Вспомните то время, когда Ваши внуки были совсем маленькими, и вы им пели колыбельные песни.

Внуки с чепчиками на голове садятся на коленки к бабушкам, дедушкам.

Задание - держа на руках внука, укачивая, исполнить колыбельную песню.

Дети          Пусть годы идут,

Голова поседеет.

Внуки растут,

А душа молодеет.

Пусть теплом и уютом полнится дом.

За чуткое сердце вам –

Низкий поклон.

Дети          Любимые наши дедушки и бабушки!

Вы просто чудо! Вы не просто бабушки и дедушки,

а супербабушки и супердедушки!

Вручают медали «Супербабушка», «Супердедушка», воздушные шары и открытки

Ведущая приглашает всех участников исполнить общий танец.

Ведущая   Предлагаю по моей команде детям «охать», а взрослым «ахать».

Сначала участники произносят свои слова по очереди, а затем хором одновременно.

Сколько не охайте, сколько не ахайте, но наступила пора расставаться нам друзья!

Приложение 10

СЦЕНАРИЙ СЕМЕЙНОЙ ИГРЫ

«МОЯ СЕМЬЯ»

Цель: Внедрение активных форм работы с семьями в условиях ДОУ. Создание ситуации взаимодействия и сотрудничества родителей и детей.

Задачи:

  1. Способствовать научению родителей способам эффективной коммуникации в семье, с целью установления более тесного контакта с детьми.
  2. Способствовать развитию воображения, эмпатии, сплоченности, эмоциональной активности, навыков самовыражения.
  3. Создание условий для развития навыков сотрудничества, умения договариваться, навыков безконфликтного решения различных ситуаций.
  4. Расширять представления семей о разных формах и стилях внутрисемейных отношений.

Участники игры: для участия необходимо пригласить 3-4 семьи в составе (папа, мама, дети, возможно участие и бабушек и дедушек)

Продолжительность игры:  до 45 минут.

Методы и приёмы, используемые в игре:

  1. совместная деятельность родителей и детей.
  2. графические методы (совместное рисование).
  3. элементы психогимнастики.
  4. наглядные методы.
  5. развивающие игры и упражнения.

Оборудование и материалы для игры:

  1. ватманы по количеству семей -участников, восковые мелки или маркеры для рисования.
  2. мячи резиновые (по количеству семей)
  3. элементы костюмов разных эпох (веера, шляпы, и т.д)
  4. разрезные картинки (по количеству семей).
  5. музыкальное сопровождение.
  6. дипломы участникам (каждой семье)

Дипломы обязательно вручить каждой семья, номинации могут быть разными.

Например: «Самая весёлая семья», «Самая творческая семья», «Самая музыкальная семья» и т. д.

ХОД ИГРЫ.

(зал  украшен детскими рисунками на  тему «Моя семья», играет весёлая  музыка)

Вед:  Добрый вечер дорогие зрители,  мы рады Вас приветствовать в нашем уютном зале. И сегодня здесь у нас такая теплая, домашняя, почти семейная атмосфера. К нам в гости пришли сегодня удивительные гости, участники нашей замечательной игры. Давайте их встретим дружными аплодисментами.

(под  музыку входят семьи по очереди. Ведущий представляет каждую семью, участники рассаживаются на заранее приготовленные места)

Вед: Теперь мы с вами знаем наших участников, а как вы думаете с чего начинается каждая встреча с новыми людьми? Правильно с приветствия. Давайте и мы с вами все поздороваемся. Предлагаю двигаясь под музыку по нашему залу поздороваться как можно с большим количеством присутствующих. И так. Музыка.

(играет  музыка, участники ходят и здороваются  со всеми, кого увидят, до тех  пор пока музыка играет)

Вед: Отлично, теперь мы все с вами поздоровались и переходим к следующему нашему заданию. Для того чтобы нам с вами удалось выполнить все приготовленные задания, нам необходимо настроиться на игру. Давайте создадим себе отличное настроение. У меня в руках мягкая игрушка, я её начну передавать по кругу пока играет музыка, как только музыка остановится тот человек у которого в руках игрушка говорит какое у него настроение.

Информация о работе Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей