Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 12:43, курсовая работа
Цель исследования: составить рекомендаций по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности исторических и современных подходов взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
2. Охарактеризовать традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
3. Подобрать материал для составления рекомендаций по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Введение.……………….. ………………………………………………..…3
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй ……………………....6
1.1 Исторические подходы к проблеме взаимодействия ДОУ с семьёй…………………………………………………. ……………………….6
1.2 Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения…………..…………………….16
Глава 2 Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения…………………………………………………………………….25
2.1 Традиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения………………………………………………..25
2.2 Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения………………………………………………..28
Глава 3 Рекомендации по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей………………………..33
Заключение………………………………………………………………….50
Список литературы…………………………………………………………52
Вернувшись вскоре домой, она увидела, что четырехлетняя Рита разрисовала цветным мелом двери, кушетку и стулья. «Нам придется сначала очистить двери и мебель от мела, потом мы поедем в парк. Если хочешь, можешь мне помочь». Внимательно посмотрев на мать, Рита взяла тряпку и стала вытирать следы мела, подражая, матери. Шло время, а мать не торопилась, занималась уборкой. Каждые пять минут девочка спрашивала: «Когда же мы поедем в парк?» - «Когда все отчистим», - отвечала мать. Когда все следы мела были, наконец, стерты, мать признала, что ехать в парк уже поздно. Рита ничего на это не сказала.
Вопрос. Ваша оценка действий матери?
Ситуация. Трехлетняя Оля размазала салат по столу. «Вытри клеенку Оля! - сказала мать. Девочка надулась и не двинулась с места. - «Вытирай, Оля! Ты напачкала, ты и убирай».
Мать ждала. Оля сидела надувшись. Тогда мать молча убрала со стола.
Вопрос. Дайте развернутую оценку родительскому поведению.
Матери надо было бы сдержать свое первое побуждение и не высказывать властного требования. Скорее всего, вопрос, обращенный к ребенку - что же нам теперь делать? - вызвал бы у девочки желание предложить матери свою помощь, если бы она этого не пожелала, то мать могла бы проявить гордость: положить в руку дочери тряпку и, ведя ее руку по столу, вытереть клеенку. Если же ребенок начал бы сопротивляться, можно попросить его выйти из-за стола.
Упражнение «Найди нужное». Родители получают карточки, на которых написаны фразы. Одна из них – указание в категоричной негативной форме, другая – высказывание, имеющее позитивный характер
«Не будешь слушаться – заболеешь».
«Не твоего ума дело».
«Если будешь так поступать, с тобой никто не будет дружить».
«Сильные люди не плачут».
«Ты всегда будешь здоров».
«Твоё мнение всем интересно».
« Как ты относишься к людям, так и они к тебе».
«Поплачь, легче будет».
Подчёркивая значимость социально-эмоциональных факторов, оказывающих влияние на индивидуальное развитие, Лев Семёнович Выготский писал, что жизненный путь личности – это история её переживаний». Социально-эмоциональный опыт современного ребёнка, т.е. опыт его взаимоотношений с окружающими людьми и опыт его переживаний может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительного социально- эмоционального детского опыта обеспечивает основу для позитивной самореализации, растущей личности. Преимущественно негативный социально-эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит к девиантному, неадекватному социальному поведению.
Заключительная часть.
Упражнение «Три настроения» (Итог). На столе ставятся три стакана с чистой водой. Затем по очереди показывает стаканы, сопровождая показ своим рассказом:
- Когда человек чувствует себя хорошо, у него всё получается, он всем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него «Ясные и «Чистые» (показывает стакан с чистой водой).
- Когда в его
голову приходят отличные идеи,
то настроение бывает
- Но бывает, что его мысли грустны и неприятны, ему или плохо, или обидно. Тогда его мысли похожи на тёмную, мутную воду. (Капает немного краски в стакан).
Мы желаю Вам, чтобы вашу жизнь наполняли в большей степени только чистые мысли. От них настроение становится замечательным. А когда хорошее настроение, хочется любить и творить прекрасное.
Приложение 9
Сценарий семейного праздника
«А, ну-ка, бабушки! А, ну-ка, дедушки!»
/в рамках Дня старшего поколения/
Цель: привить навыки уважительного отношения к старшему поколению.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, бабушки, дедушки.
Предшествующая работа:
Изготовление с детьми приглашения на праздник, поздравительных открыток.
Оформление стенгазеты «Мои бабушка и дедушка глазами моих родителей».
Изготовление медалей «Чудо-садовод», «Супербабушка», «Супердедушка».
Оформление выставки «Вот так, чудо-урожай».
Материал:
Детские машины с веревочками. Кегли. Косынки. Мужские туфли. Прихватки.
Разделочные доски. Кубики. Чепчики. Картофель. Ложки. Корзины.
Зал украшен шарами.
На центральной стене висят флажки с буквами «Мы рады вам!».
Звучит задорная музыка.
В зал входят бабушки, дедушки, дети, педагоги. Образуют большой круг.
Ведущая Добрый вечер! Мы рады видеть сегодня родные, любимые лица на нашем празднике «А, ну-ка, бабушки! А, ну-ка, дедушки!».
Ведущая Грянул гром, осенний гром,
Засверкало все кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны.
Брызги света всюду льют –
Это - праздничный салют!
Ведущая Предлагаю запустить праздничный салют в честь наших бабушек и дедушек.
Красный, синий, зеленый!
Поочередно поднимаем руки вверх
Бум-с!
Хлопок в ладоши
Ура!
Приветствующие движения ладонями в воздухе
Ведущая Кого же на нашем празднике больше бабушек или дедушек? Сейчас узнаем!
Раз цветочек, два цветочек,
Руки поочередно сгибаются в локтях, кисти на уровне головы,
не сгибая руки в запястьях, совершаем круговые движения кистями
Ежики, ежики,
Обе руки сгибаются в локтях, кисти на уровне головы, не сгибая руки
в запястьях, совершаем круговые движения кистями
Наковальня, наковальня,
Руки сжимаем в кулачки и стучим поочередно одним об другой
Ножики, ножики,
Руки согнуты в локтях на уровне талии, ладонями вниз
и двигаются поочередно одна над другой
Бег на месте, бег на месте,
Руки, согнутые в локтях, двигаются на уровне талии, имитируя бег
Зайчики, зайчики,
Ладошки над головой изображают ушки
Ну-ка дружно, ну-ка вместе:
Девочки и бабушки кричат: «Бабушки!»
Мальчики и дедушки кричат: «Дедушки!»
Бабушки и дедушки рассаживаются на стульчики рядом с внуками
Ведущая Пусть в этот праздничный денек,
Для Вас сильнее солнце греет.
И все печали за порог,
Пусть унесет попутный ветер!
Ведущая Для участия в игре «Автогонки» приглашаются дедушки. По залу расставлены змейкой кегли. Ваша задача - провести машинку по трассе, не сбив кегли.
Ведущая Для участия в игре «Бег в дедушкиных туфлях» приглашаются внуки и внучки. Ребята, разделитесь на 2 команды. По сигналу первый участник из каждой команды надевает дедушкины туфли, оббегает кеглю, возвращается к команде, передает эстафету.
Ведущая Для участия в игре «Волшебники» приглашаются дедушки, бабушки, внуки и внучки. Дети, предлагаю вам превратиться в волшебников. Волшебникам мы завяжем глаза. На ощупь вам нужно будет найти свою бабушку или дедушку. Для начала внимательно посмотрите, потрогайте и запомните в какой одежде бабушка или дедушка.
Детям завязывают глаза, а гостям предлагают сесть на высокие стулья
Ведущая Для участия в игре «Кто больше испечет блинов» приглашаются дедушки и бабушки. Участники получают прихватку и разделочную доску. Нужно подбрасывать прихватку так, чтобы она перевернулась в воздухе и опять упала на доску. Побеждает тот, кто больше «напечет блинов».
Дети хором считают количество испеченных блинов каждого участника
Ведущая Для участия в игре «Башня из кубиков» приглашаются бабушки, дедушки с внуками. Взрослым завяжем глаза. Внуки будут подавать кубики, а взрослые - строит башню из кубиков на своей ладони. Побеждает та пара, у кого самая высокая башня.
Ведущая Для участия в игре «Сбор урожая картофеля» приглашаем всех участников праздника разделиться на 2 команды. По сигналу первый участник из каждой команды берет в руки ложку с картошкой, доносит картошку до корзины, возвращается к команде, передает ложку.
Ведущая обращает внимание на выставку «Вот так, чудо-урожай».
Церемония награждения участников выставки медалями «Чудо-садовод».
Ведущая Приглашаем принять участие бабушек, дедушек в конкурсе колыбельной песни. Вспомните то время, когда Ваши внуки были совсем маленькими, и вы им пели колыбельные песни.
Внуки с чепчиками на голове садятся на коленки к бабушкам, дедушкам.
Задание - держа на руках внука, укачивая, исполнить колыбельную песню.
Дети Пусть годы идут,
Голова поседеет.
Внуки растут,
А душа молодеет.
Пусть теплом и уютом полнится дом.
За чуткое сердце вам –
Низкий поклон.
Дети Любимые наши дедушки и бабушки!
Вы просто чудо! Вы не просто бабушки и дедушки,
а супербабушки и супердедушки!
Вручают медали «Супербабушка», «Супердедушка», воздушные шары и открытки
Ведущая приглашает всех участников исполнить общий танец.
Ведущая Предлагаю по моей команде детям «охать», а взрослым «ахать».
Сначала участники произносят свои слова по очереди, а затем хором одновременно.
Сколько не охайте, сколько не ахайте, но наступила пора расставаться нам друзья!
Приложение 10
СЦЕНАРИЙ СЕМЕЙНОЙ ИГРЫ
«МОЯ СЕМЬЯ»
Цель: Внедрение активных форм работы с семьями в условиях ДОУ. Создание ситуации взаимодействия и сотрудничества родителей и детей.
Задачи:
Участники игры: для участия необходимо пригласить 3-4 семьи в составе (папа, мама, дети, возможно участие и бабушек и дедушек)
Продолжительность игры: до 45 минут.
Методы и приёмы, используемые в игре:
Оборудование и материалы для игры:
Дипломы обязательно вручить каждой семья, номинации могут быть разными.
Например: «Самая весёлая семья», «Самая творческая семья», «Самая музыкальная семья» и т. д.
ХОД ИГРЫ.
(зал украшен детскими рисунками на тему «Моя семья», играет весёлая музыка)
Вед: Добрый вечер дорогие зрители, мы рады Вас приветствовать в нашем уютном зале. И сегодня здесь у нас такая теплая, домашняя, почти семейная атмосфера. К нам в гости пришли сегодня удивительные гости, участники нашей замечательной игры. Давайте их встретим дружными аплодисментами.
(под
музыку входят семьи по
Вед: Теперь мы с вами знаем наших участников, а как вы думаете с чего начинается каждая встреча с новыми людьми? Правильно с приветствия. Давайте и мы с вами все поздороваемся. Предлагаю двигаясь под музыку по нашему залу поздороваться как можно с большим количеством присутствующих. И так. Музыка.
(играет музыка, участники ходят и здороваются со всеми, кого увидят, до тех пор пока музыка играет)
Вед: Отлично, теперь мы все с вами поздоровались и переходим к следующему нашему заданию. Для того чтобы нам с вами удалось выполнить все приготовленные задания, нам необходимо настроиться на игру. Давайте создадим себе отличное настроение. У меня в руках мягкая игрушка, я её начну передавать по кругу пока играет музыка, как только музыка остановится тот человек у которого в руках игрушка говорит какое у него настроение.
Информация о работе Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей