Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 00:45, курсовая работа

Краткое описание

Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника. В данном аспекте реализуется попытка сопоставить особенности развития речи младшего школьника на уроках литературного чтения как параметра условий развития ребёнка.

Оглавление

Введение
Глава I. Исторические и психолого-педагогические основы
темы "Методы и приемы словарной работы на уроках русского
языка в начальной школе
1. История развития ведущего вопроса темы
2. Психолого-педагогические основы подхода
к проблеме и ее решение
Глава II. Опытная педагогическая работа
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по русскому.docx

— 140.41 Кб (Скачать)

                                 Ход урока:

1. Организационный момент .

И так, друзья , внимание- ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее –  начнём скорей урок.

2.Сообщение темы урока.

Чародейкою – зимою

Околдован лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

• О чём говорится в  стихотворении? ( о зиме)

• Как названа зима в  песнях, былинах, сказках? Волшебница, чародейка, матушка, зимушка, гостья.

• Знаете ли вы пословицы  и поговорке о зиме?

Мороз невелик, да стоять не велит.

И март на нос морозом  садиться.

Береги нос в большой  мороз.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

• Ребята, вспомните вчерашнюю  прогулку.- Какие новые краски появились  у природы в последние дни?- Как можно сохранить красоту  только что выпавшего снега?  
( сфотографировать, нарисовать)

• Когда в этом году вы увидели первый снег?

• Какое у вас он вызвал чувство? (радости, восхищения, восторга)

Наверное, вы долго не могли  оторваться от этой красоты.

• Какое не будь желание при виде первого снега у вас появилось?

Многих людей приводит в восторг то, что они однажды  проснувшись видят за окном. Вот  как описал первый снег Антон Павлович Чехов:

« . . . недавно шёл первый снег, и всё в природе находилось под властью молодого снега. В  воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег… Всё было мягко, бело ,молодо.»

А вот как пишет про  снег Николай Браун.

Разве снег, с высот летящий

На леса, поля и чащи,

Разве он , как мёртвый  мел,

Только бел, бел, бел.

Весь игольчатый с мороза,

На заре он нежно –  розов.

Он вдали, в тени, в низине

Голубой и даже синий!

• Какой снег в этом стихотворении? ( Снег впитал в себя краски неба. Он отсвечивает нежными, перламутровыми оттенками розового, голубого)

• На что похож первый снег? (показ морских раковин)

• Посмотрите на окраску  раковин – они белые, перламутровые, цвета слоновой кости.

• Попробуйте описать первый снег? ( На дворах и домах снег лежит  полотном. От солнца блестит разноцветным огнём. Снег похож на алмаз)  
 
• С чем можно сравнить снег? ( с пухом , покрывалом…)

• Как падает снег ? ( кружится, летает, порхает)

• Кто сможет описать  снежинки? ( Крупные мохнатые закружились  в воздухе. С каждой минутой их становится больше, и наконец, снег повалил хлопьями. Из вечернего неба сыпал и сыпал на землю белый  пух зимы. Снежинки кружились толпой.)

Падающие снежинки приводили  в восторг и композиторов. Великий  русский композитор Пётр Ильич Чайковский в своём альбоме «Времена года», состоящем из 12 пьес, одну из пьес посвятил этой красоте. (декабрь)

• Послушайте, а потом  скажите, что вы заметили в полёте снежинок?

3. Рассматривание репродукции  картины А. Пластова.

В начале урока вы сказали , что в памяти первый снег можно  сохранить на фотографиях, в рассказах  писателей, стихах, в музыке.

А вот художник А. Пластов  очень точно сумел передать это  в своей картине «Первый снег».

• Вспомните, как называется картина с изображением природы? (пейзаж)

Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид, а так  же описание природы в литературном произведении.

А. Пластова, как многих других художников, привлекала наша русская  природа. Пластов написал очень  много пейзажей. Его картины привлекают своей самобытностью, правдивостью. Для его картин характерна связь  человека с природой. Пейзажи в  его картинах помогают понять тот  мир людей, красоту  
которых художник утверждал своей простой живописью.

• Рассмотрите эту картину.

• Каково общее впечатление  от пейзажа, грустное или радостное?

• Какие чувства, желания  рождает пейзаж?

• Каков по- вашему замысел  художника?

• О чём эта картина?

• Почему она названа  «Первый снег»?

Художник изображает то , что видит. А запах невидим. Но от картины Аркадия Пластова на тебя словно пахнет нежной свежестью. Так  пахнет первый снег. А передана эта  нежность и свежесть цветом.

• Какие краски выбрал художник? Да, он выбрал неяркие краски, ни разу не обмакнул кисть в оранжевую  или красную краску.

Снежинки сыплются с серо-сиреневого неба, мерцают на фоне светло- коричневой стены.

• Как рисунок переднего  плана раскрывает основную мысль  художника?

Мы видим девочку, которая  стоит рядом с братишкой на запорошенном снегом крыльце. Она тоже в белом.

• С чем можно сравнить её? (она нежная как снежинка)

Братишка в тёплой куртке и шапке – ушанке. А девочка  выскочила на крыльцо в одном  платье, наспех накинув платок. Ей зябко. Но уходить не хочется. Уж очень красив падающий снег.

• Как же украшены дома? Дома украшены белой бахромой снега. Дома деревенские, серые.  
• Как из этих двух предложений составить одно?

Серые, деревенские дома украшены белой бахромой снега.

На доске написано предложение: Девочка любознательно смотрит  вверх.

• Какая ошибка допущена в этом предложении.

( любознательно – с  восторгом) Да, девочка с восторгом  смотрит на падающие снежинки. «Они словно танцуют», говорили  вы , когда описывали свои наблюдения, слушали музыку. Это можно заснять  на видео. Но холст, на  
котором художник наносит мазки- неподвижен.

• Как заставить нас  поверить, что на картине снежинки летят, кружатся?

Между гибкими ветками  берёзы проскальзывают хрупкие, белые  звёздочки.

Художник отклонил их в  сторону, показывая направление  ветра, а значит, и

направление полёта снежинок – пушистых, воздушно- лёгких пушинок.

• Что вы делаете, когда  вам на лоб, щёки, на нос падают снежинки и тают?

( улыбаемся, щуримся) То  же делает и девочка.

• Кто ещё, кроме детей  бросается в глаза? (ворона)

Да, по двору важно разгуливает  одинокая ворона.

• Зачем она понадобилась художнику? – Прикройте ворону рукой, а потом отведите руку в сторону  – и поймёте. Крупная , серая с  чёрными крыльями  
птица на свежее- выпавшем снегу- словно клякса на чистой странице тетрадки.

• Как вы думаете, эту  «кляксу» художник поставил нарочно  или нет?

От тёмного пятна чистый, белый снег кажется ещё белее. Только он не всегда такой.

4. Физкультминутка.

Хороши снежинок стаи,

И сугробы высоки.

Мы раздумывать не стали

И скатали в миг снежки.

Бросай быстрей!

Давай правей!

Бери левей!

Точней! Смелей!

5. Речевая подготовка.

Ну вот мы очень подробно описали картину А. Пластова «Первый  снег».  
Перед вами стоит задача написать сочинение по этой картине.  
Ваша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной.  
Поэтому следует избегать неоправданных повторов.

1) Подберите синонимы  к словам:

Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист.

Создаёт – пишет ( но не описывает  и не рисует)

Картина – полотно, репродукция.

Блестит – искрится, сияет, сверкает, удивляет, изумляет – богатство  тонов.

2) Найдите неточно употреблённое  слово:

Полотно оставляет ( создаёт) радостное настроение.

3) Словарная работа:

Изобр_жён, _бильно, сне_, в  плать_, пуш_стые, сн_ж_нки, радос_ное,

ул_ца, д_ревья, п_крыл, нар_совал, ле_ко, на крыльц_, на картин_.

4) Спишите словосочетания. В каком слове какая орфограмма  подчёркнута .

Во время первого снегопада, выпадает чувство радости, выражают радость,

Любопытство, похожая на застенчивую невесту, умылась из серебряного

корыта.

5) Подберите однокоренные  слова к слову мороз.

Мороз- морозец, морозный, морозко, заморозки, морозище, заморозить.

Подберите синонимы к слову  мороз. Мороз – холод, стужа.

Знаете ли вы антонимы? Мороз- жара, зной.

6 . Составление и запись  плана.

7.Заключительная беседа.

В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте  самое подходящее слово, но не спешите  писать первое попавшееся. Помните : чтобы  сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности, красочности  в описании, грамотного письма. Для  этого не забывайте пользоваться памяткой. Конечно, ваши сочинения будут  разными, каждый- своему видит пейзаж. Не забудьте передать своё отношение  к этому времени года. Далее  дети выбирают эпиграф, пишут сочинения  После этого они читают сочинения  вслух и редактируют их.

 

 

Список используемой литературы

1. Ананьев  Б.Г. Человек как предмет познания - М.: Просвещение, 1986. -284с. 

2. Архипова  Е.В. Об уроке развития речи  в начальной школе // Начальная  школа, 2000,№4. -С.35-39.

3. . Баранов  С.П. Болотина Л.Р., Сластенин В.А.  Педагогика. - М.: Просвещение, 1987. - 368с. 

4 Бобровская  Г.В. Активизация словаря младшего  школьника. // Начальная школа, 2003,№4. -С.47-51.

5. Бордовская  Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник  для вузов. - С-Пб. - Питер, 2000. - 298с. 

6. Бронникова  Ю.О. Формирование культуры речи  младших школьников // Начальная  школа, 2003,№10. -С.41-44.

7. Выготский  Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996. -115с. 

8. Гвоздев  А.Н. Вопросы изучения детской  речи. - М.: Просвещение, 1961. -218с. 

9. Ефросинина  Л.А. Литературное чтение. - М.: Вентана-Граф, 2004. -224с. 

10. Ефросинина  Л.А., Оморокова М.И. Программа  "Литературное чтение" 1-4

классы // Начальная школа, 2000,№8. -С. 20-41.

11. Жинкин  Н.И. Коммуникативная система  человека и развитие речи в  школе. - М.: Знание, 1969. -204с. 

12. Жинкин  Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Просвещение, 1982. -198с. 

13. Запорожец  И.В. Культура речи // Начальная  школа, 2003,№5. -С.38-39.

14. Ладыженская  Т.А. Характеристика связной речи  детей. - М.: Педагогика, 1980. -210с. 

15. Львов  М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000. -218с. 

16. Шахнарович  А.М. Психолингвистические исследования  и задачи развития речи учащихся // Актуальные проблемы развития  речи учащихся: Сб. статей / Под ред.А.П.  Еремеевой. - М.: Просвещение, 1980. - С.16_18.

17. Ладыженская  Т.А. Обучение связной речи  в школе Методы обучения в  современной школе: Сб. статей / Под  ред.Н.И. Кудряшова. - М.: Просвещение, 1983. - С.8-25.

18. Леонтьев  А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории  речевой деятельности. - М., 1965.

19. Негневицкая  Е.И., Шахнарович А.М. Язык и  дети. - М., 1981.

20. Рамзаева  Т.Г. Структура и содержание  современного начального языкового  образования // Начальная школа, 2003,№11. -С.14-23.

21. Речевое  развитие младших школьников / Сб. статей под ред.Н.С. Рождественского. - М., 1970.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензия на курсовую работу

Студента  ЗПК ____________________________________________

 

Группа, курс, специальность ______________________________________

 

Курсова робота по дисциплине ___________________________________

_____________________________________________________________

 

Тема ________________________________________________________

_____________________________________________________________

Дата получения «___»_________20__г.

Рецензия ____________________________________________________

 

(фамилия, имя ,отчество)

                                              Содержание рецензии

Актуальность  выбора темы:……………………………………………………….

…...…………………………………………………………………………………………

Содержание  курсовой работы:…………………………………………………….

...……………………………………………………………………………………………

Положительные страницы :………………………………………………................

……………………………………………………………………………….......................

Недостатки :…………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………….......................

Выводы:…………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………….......................

Подпись:___________                                          «___»____________20__г.               

Курсовую работу заслушан комиссией «___»____________20__г.

Оценка «___»(____________)

Члены комиссии _______________________

                        _________________


Информация о работе Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе